Сектор

Регионы и муниципалитеты

Тип

Исследование

  • Перераспределительная роль бюджета падает. Из-за снижения доли трансфертов в доходах региональных бюджетов растет дифференциация между богатыми и бедными регионами России по соотношению бюджетных доходов на душу населения (на 10% за период с 2012 года). Сегодня трансферты сглаживают региональное неравенство в 1,7 раза, однако в дальнейшем их доля в доходах бюджетов продолжит падать.
  • В Москве и Санкт-Петербурге совокупные доходы растут быстрее (на 7% в первом полугодии 2016 года к первому полугодию 2015 года), чем в остальных регионах РФ (в среднем на 1%). Темпы роста совокупных доходов регионов замедлились до 3% с 12% в середине прошлого года. Основными источниками наблюдаемого прироста являются НДФЛ и акцизы.  
  • Основные затраты бюджетов приходятся на текущие расходы. За исключением Москвы и Санкт-Петербурга, регионы не имеют возможности существенно увеличивать капитальные затраты, хотя на таковые приходится лишь 5% их расходов против усредненных 19% по Москве и Санкт-Петербургу.
  • Разница в уровнях долговой нагрузки увеличивается. Самые закредитованные регионы продолжают делать заимствования. Темпы роста их долга опережают темпы роста их собственных доходов, что усугубляет  их и без того сложное финансовое положение.
  • Затраты на обслуживание долга растут несмотря на увеличение доли бюджетных кредитов. Отсутствие очевидного влияния эффекта замещения на стоимость обслуживания долга  объясняется появлением дорогих кредитов в портфеле российских регионов в 2015 году.

Перераспределительная роль бюджета падает

Здесь и далее данные неконсолидированных бюджетов регионов

По итогам 1 пол. 2016 г. доходы региональных бюджетов увеличились на 3% (в реальном выражении упали на 5%), а их неравенство вновь усугубилось: доходы 20% самых богатых регионов выросли на 1,7%, а самых бедных — лишь на 0,3%. В целом же за период с 2012 года разрыв между доходами региональных бюджетов увеличился на 10%. Причиной роста дифференциации является снижение доли трансфертов федерального бюджета.

Коэффициент дифференциации рассчитывался как соотношение доходов бюджетов на душу населения среди 20% самых богатых и 20% самых бедных регионов

Рисунок 1. Трансферты сглаживают региональную дифференциацию почти в 2 раза, но их сокращение ведет к росту дифференциации

Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Собственные доходы — это налоговые и неналоговые доходы регионов. Не включают безвозмездные поступления

Дифференциация регионов по собственным доходам остается высокой и мало подверженной изменениям: 20% самых богатых регионов имеют относительный уровень доходов в 6,8 раз более высокий, чем 20% самых бедных. Ускоренный рост дифференциации в 2015 году был связан с девальвацией рубля, способствовавшей росту доходов регионов с высокой долей налогоплательщиков, чья продукция ориентирована на экспорт (Сахалинская область, ХМАО, Красноярский край).

Рисунок 2. Снижение доли трансфертов в доходах регионов

Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

По итогам 1 пол. 2016 г. объем трансфертов регионам упал на 12%, а их доля в доходах бюджетов снизилась до 17% по сравнению с 20% в 1 пол. 2015 г. и 32% в 1 пол. 2009 г. При условии неизменности налоговой политики доля трансфертов в доходах бюджетов будет снижаться на 1% в год, что будет стимулировать рост неравенства и в дальнейшем.

Реальные доходы регионов упали на 5%

Номинальный прирост доходов регионов в 1 пол. 2016 г. составил 3% по сравнению с 12% годом ранее. Наблюдается замедление темпов роста собственных доходов (6% против 14% в 1 пол. 2015 г.) и снижение объема получаемых трансфертов (на 12% относительно
1 пол. 2015 г.).

Структура налоговых доходов бюджетов в 1 пол. 2016 г.:

  • Налог на прибыль — 37%
  • НДФЛ — 32%
  • Налог на имущество — 12%
  • Акцизы — 8%
  • Прочее — 11%

Таблица 1. Темпы роста доходов регионов упали по всем статьям, кроме НДФЛ и акцизов

Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

В 2016 году у региональных бюджетов остались два источника роста — НДФЛ и акцизы. Рост сборов акцизов вызван номинальным ростом ставок.

Прирост поступлений НДФЛ в бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга составил в среднем 11% полугодие к полугодию против 8% в бюджеты других регионов (за исключением Крыма). Поступления НДФЛ зависят от динамики занятости населения и средней заработной платы. Число занятых за прошедшие 12 месяцев не изменилось, однако по темпам роста заработной платы (данные пяти месяцев) Москва и Санкт-Петербург обгоняют другие регионы.

Рисунок 3. В 1 пол. 2016 г. в России возобновился рост реальных зарплат, однако в основном за счет Москвы и Санкт-Петербурга

Источник: Федеральное казначейство, Росстат, расчеты АКРА

Рост неформальной занятости создаст давление на исполнение доходной части бюджетов, поскольку снизятся сборы НДФЛ. С учетом того, что дополнительные возможности эксплуатации эффекта девальвации и импортозамещения были реализованы в 2015 году, источники роста сборов налога на прибыль в текущем году уже исчерпаны.

Рост капитальных расходов обеспечен преимущественно Москвой и Санкт-Петербургом

Совокупные расходы регионов растут быстрее, чем доходы — на 5% по сравнению с первым полугодием прошлого года. Прирост трат по статьям неравномерен; к примеру, российские регионы потратили на образование почти столько, сколько и годом ранее, а на национальную экономику — на 12% больше.

Структура расходов бюджетов в 1 пол. 2016 г.:

  • Образование — 26%
  • Социальная политика — 20%
  • Здравоохранение — 17%
  • Национальная экономика — 17%
  • Другое — 20%

Рис. 4 Динамика основных расходных статей бюджетов

Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Регионы постоянно наращивают расходы на социальное обеспечение населения. По итогам 1 пол. 2016 г. доля таких затрат составила 18% от общих расходов, прирост к первому полугодию — 18%. Хотя в структуре реальных располагаемых доходов населения социальные выплаты занимают почти пятую часть, их влияние незаметно — реальные доходы населения падают на протяжении последних полутора лет.  

За истекшее полугодие динамика капитальных затрат регионов была разнонаправленной, при этом совокупный прирост данного показателя составил 8%, или 23 млрд руб. Львиная доля прироста — 85% — обеспечивалась за счет Москвы и Санкт-Петербурга, на долю которых приходится более половины совокупных капиталовложений всех российских регионов. Таким образом, прирост в двух столичных регионах составил 13%, а на остальной территории страны — в среднем лишь 2%. В Москве рост капитальных расходов сопровождался 20%-м снижением затрат на выплаты персоналу. В прочих регионах РФ средние показатели расходов на заработную плату остались на уровне 1 пол. 2015 г. На сегодняшний день капитальные расходы в нестоличных регионах составляют в среднем лишь 5% совокупных бюджетных расходов, а ресурсы, которые позволили бы их увеличить без ущерба для текущих расходов, отсутствуют.

О прогнозных бюджетных значениях см. Исследование АКРА от 2 марта 2016 года «Региональные бюджеты в 2016 году вновь будут спасены бюджетными кредитами»

Регионам пока удается оставаться в агрегированном профиците (без учета профицита Москвы) и не наращивать долг. Однако растущая разница между темпами роста доходов и уровнем долговой нагрузки неминуемо приведет к возникновению дефицита по итогам текущего года. Еще одним фактором, который спровоцирует дефицит, станут более высокие расходы во второй половине года и снижение объема получаемых трансфертов.

Закредитованные регионы продолжают наращивать долг

В 1 пол. 2016 г. совокупный долг субъектов не изменился: снижение номинального объема долга наименее закредитованных регионов компенсировалось ростом объема долга наиболее закредитованных. Из числа последних снизить объем долга удалось лишь Чукотскому автономному округу и Еврейской автономной области.

О долговой нагрузке регионов см. Исследование АКРА от 23 июня 2016 года «Возврат бюджетных кредитов вызовет рост стоимости долга и усилит неравенство среди регионов»

Таблица 2. Прирост долга 10 наиболее закредитованных регионов

Источник: Минфин РФ, Федеральное Казначейство, расчеты АКРА

Начиная с середины 2013 года у наиболее закредитованных регионов (по соотношению долга к собственным доходам) темпы роста собственных доходов постоянно отстают от темпов роста долга. По этой причине соотношение их совокупных долгов к совокупным собственным доходам ухудшается, что усугубляет их и без того непростое финансовое положение.

Рисунок 5. Продолжающийся рост долговой нагрузки самых закредитованных регионов

Источник: Минфин РФ, Федеральное Казначейство, расчеты АКРА

Стоимость бюджетных кредитов составляет 0,1% в год

За последние 12 месяцев доля коммерческих обязательств в структуре долга регионов снизилась с 57% до 50%, остаток коммерческого долга сократился на 60 млрд руб. В то же время с начала текущего года на обслуживание долга было потрачено на 7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. АКРА считает, что наблюдаемый рост обусловлен дорогими банковскими кредитами, которые регионы получили в период высоких ставок в 2015 году.

Рисунок 6. Изменение объема и структуры долговых обязательств регионов, млрд руб.

Источник: Минфин России, расчеты АКРА

О перспективах долговой нагрузки регионов см. Исследование АКРА от 23  июня 2016 года «Возврат бюджетных кредитов  вызовет рост стоимости долга и усилит неравенство среди регионов»

С увеличением доли бюджетных кредитов в текущем году рост стоимости обслуживания долга замедлится. Однако, по оценкам АКРА, активное замещение закончится уже в 2017 году. Необходимость погашать бюджетные кредиты вновь приведет регионы на рынок, что возобновит рост их средневзвешенной ставки кредитования.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Мария Мухина
Операционный директор
+7 (495) 139 04 80, доб. 107
Елена Анисимова
Старший директор - руководитель Группы региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Наталья Порохова
Старший директор, руководитель группы суверенных рейтингов и прогнозирования
+7 (495) 139 04 90
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.