- Перераспределительная роль бюджета падает. Из-за снижения доли трансфертов в доходах региональных бюджетов растет дифференциация между богатыми и бедными регионами России по соотношению бюджетных доходов на душу населения (на 10% за период с 2012 года). Сегодня трансферты сглаживают региональное неравенство в 1,7 раза, однако в дальнейшем их доля в доходах бюджетов продолжит падать.
- В Москве и Санкт-Петербурге совокупные доходы растут быстрее (на 7% в первом полугодии 2016 года к первому полугодию 2015 года), чем в остальных регионах РФ (в среднем на 1%). Темпы роста совокупных доходов регионов замедлились до 3% с 12% в середине прошлого года. Основными источниками наблюдаемого прироста являются НДФЛ и акцизы.
- Основные затраты бюджетов приходятся на текущие расходы. За исключением Москвы и Санкт-Петербурга, регионы не имеют возможности существенно увеличивать капитальные затраты, хотя на таковые приходится лишь 5% их расходов против усредненных 19% по Москве и Санкт-Петербургу.
- Разница в уровнях долговой нагрузки увеличивается. Самые закредитованные регионы продолжают делать заимствования. Темпы роста их долга опережают темпы роста их собственных доходов, что усугубляет их и без того сложное финансовое положение.
- Затраты на обслуживание долга растут несмотря на увеличение доли бюджетных кредитов. Отсутствие очевидного влияния эффекта замещения на стоимость обслуживания долга объясняется появлением дорогих кредитов в портфеле российских регионов в 2015 году.
Перераспределительная роль бюджета падает
Здесь и далее данные неконсолидированных бюджетов регионов
По итогам 1 пол. 2016 г. доходы региональных бюджетов увеличились на 3% (в реальном выражении упали на 5%), а их неравенство вновь усугубилось: доходы 20% самых богатых регионов выросли на 1,7%, а самых бедных — лишь на 0,3%. В целом же за период с 2012 года разрыв между доходами региональных бюджетов увеличился на 10%. Причиной роста дифференциации является снижение доли трансфертов федерального бюджета.
Коэффициент дифференциации рассчитывался как соотношение доходов бюджетов на душу населения среди 20% самых богатых и 20% самых бедных регионов
Рисунок 1. Трансферты сглаживают региональную дифференциацию почти в 2 раза, но их сокращение ведет к росту дифференциации
Собственные доходы — это налоговые и неналоговые доходы регионов. Не включают безвозмездные поступления
Дифференциация регионов по собственным доходам остается высокой и мало подверженной изменениям: 20% самых богатых регионов имеют относительный уровень доходов в 6,8 раз более высокий, чем 20% самых бедных. Ускоренный рост дифференциации в 2015 году был связан с девальвацией рубля, способствовавшей росту доходов регионов с высокой долей налогоплательщиков, чья продукция ориентирована на экспорт (Сахалинская область, ХМАО, Красноярский край).
Рисунок 2. Снижение доли трансфертов в доходах регионов
По итогам 1 пол. 2016 г. объем трансфертов регионам упал на 12%, а их доля в доходах бюджетов снизилась до 17% по сравнению с 20% в 1 пол. 2015 г. и 32% в 1 пол. 2009 г. При условии неизменности налоговой политики доля трансфертов в доходах бюджетов будет снижаться на 1% в год, что будет стимулировать рост неравенства и в дальнейшем.
Реальные доходы регионов упали на 5%
Номинальный прирост доходов регионов в 1 пол. 2016 г. составил 3% по сравнению с 12% годом ранее. Наблюдается замедление темпов роста собственных доходов (6% против 14% в 1 пол. 2015 г.) и снижение объема получаемых трансфертов (на 12% относительно
1 пол. 2015 г.).
Структура налоговых доходов бюджетов в 1 пол. 2016 г.:
- Налог на прибыль — 37%
- НДФЛ — 32%
- Налог на имущество — 12%
- Акцизы — 8%
- Прочее — 11%
Таблица 1. Темпы роста доходов регионов упали по всем статьям, кроме НДФЛ и акцизов
В 2016 году у региональных бюджетов остались два источника роста — НДФЛ и акцизы. Рост сборов акцизов вызван номинальным ростом ставок.
Прирост поступлений НДФЛ в бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга составил в среднем 11% полугодие к полугодию против 8% в бюджеты других регионов (за исключением Крыма). Поступления НДФЛ зависят от динамики занятости населения и средней заработной платы. Число занятых за прошедшие 12 месяцев не изменилось, однако по темпам роста заработной платы (данные пяти месяцев) Москва и Санкт-Петербург обгоняют другие регионы.
Рисунок 3. В 1 пол. 2016 г. в России возобновился рост реальных зарплат, однако в основном за счет Москвы и Санкт-Петербурга
Рост неформальной занятости создаст давление на исполнение доходной части бюджетов, поскольку снизятся сборы НДФЛ. С учетом того, что дополнительные возможности эксплуатации эффекта девальвации и импортозамещения были реализованы в 2015 году, источники роста сборов налога на прибыль в текущем году уже исчерпаны.
Рост капитальных расходов обеспечен преимущественно Москвой и Санкт-Петербургом
Совокупные расходы регионов растут быстрее, чем доходы — на 5% по сравнению с первым полугодием прошлого года. Прирост трат по статьям неравномерен; к примеру, российские регионы потратили на образование почти столько, сколько и годом ранее, а на национальную экономику — на 12% больше.
Структура расходов бюджетов в 1 пол. 2016 г.:
- Образование — 26%
- Социальная политика — 20%
- Здравоохранение — 17%
- Национальная экономика — 17%
- Другое — 20%
Рис. 4 Динамика основных расходных статей бюджетов
Регионы постоянно наращивают расходы на социальное обеспечение населения. По итогам 1 пол. 2016 г. доля таких затрат составила 18% от общих расходов, прирост к первому полугодию — 18%. Хотя в структуре реальных располагаемых доходов населения социальные выплаты занимают почти пятую часть, их влияние незаметно — реальные доходы населения падают на протяжении последних полутора лет.
За истекшее полугодие динамика капитальных затрат регионов была разнонаправленной, при этом совокупный прирост данного показателя составил 8%, или 23 млрд руб. Львиная доля прироста — 85% — обеспечивалась за счет Москвы и Санкт-Петербурга, на долю которых приходится более половины совокупных капиталовложений всех российских регионов. Таким образом, прирост в двух столичных регионах составил 13%, а на остальной территории страны — в среднем лишь 2%. В Москве рост капитальных расходов сопровождался 20%-м снижением затрат на выплаты персоналу. В прочих регионах РФ средние показатели расходов на заработную плату остались на уровне 1 пол. 2015 г. На сегодняшний день капитальные расходы в нестоличных регионах составляют в среднем лишь 5% совокупных бюджетных расходов, а ресурсы, которые позволили бы их увеличить без ущерба для текущих расходов, отсутствуют.
О прогнозных бюджетных значениях см. Исследование АКРА от 2 марта 2016 года «Региональные бюджеты в 2016 году вновь будут спасены бюджетными кредитами»
Регионам пока удается оставаться в агрегированном профиците (без учета профицита Москвы) и не наращивать долг. Однако растущая разница между темпами роста доходов и уровнем долговой нагрузки неминуемо приведет к возникновению дефицита по итогам текущего года. Еще одним фактором, который спровоцирует дефицит, станут более высокие расходы во второй половине года и снижение объема получаемых трансфертов.
Закредитованные регионы продолжают наращивать долг
В 1 пол. 2016 г. совокупный долг субъектов не изменился: снижение номинального объема долга наименее закредитованных регионов компенсировалось ростом объема долга наиболее закредитованных. Из числа последних снизить объем долга удалось лишь Чукотскому автономному округу и Еврейской автономной области.
О долговой нагрузке регионов см. Исследование АКРА от 23 июня 2016 года «Возврат бюджетных кредитов вызовет рост стоимости долга и усилит неравенство среди регионов»
Таблица 2. Прирост долга 10 наиболее закредитованных регионов
Начиная с середины 2013 года у наиболее закредитованных регионов (по соотношению долга к собственным доходам) темпы роста собственных доходов постоянно отстают от темпов роста долга. По этой причине соотношение их совокупных долгов к совокупным собственным доходам ухудшается, что усугубляет их и без того непростое финансовое положение.
Рисунок 5. Продолжающийся рост долговой нагрузки самых закредитованных регионов
Стоимость бюджетных кредитов составляет 0,1% в год
За последние 12 месяцев доля коммерческих обязательств в структуре долга регионов снизилась с 57% до 50%, остаток коммерческого долга сократился на 60 млрд руб. В то же время с начала текущего года на обслуживание долга было потрачено на 7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. АКРА считает, что наблюдаемый рост обусловлен дорогими банковскими кредитами, которые регионы получили в период высоких ставок в 2015 году.
Рисунок 6. Изменение объема и структуры долговых обязательств регионов, млрд руб.
О перспективах долговой нагрузки регионов см. Исследование АКРА от 23 июня 2016 года «Возврат бюджетных кредитов вызовет рост стоимости долга и усилит неравенство среди регионов»
С увеличением доли бюджетных кредитов в текущем году рост стоимости обслуживания долга замедлится. Однако, по оценкам АКРА, активное замещение закончится уже в 2017 году. Необходимость погашать бюджетные кредиты вновь приведет регионы на рынок, что возобновит рост их средневзвешенной ставки кредитования.