Конференция по моделированию, 16 октября

На американских резидентов приходится 8% российского госдолга

География держателей суверенного долга РФ

Введение санкций в отношении покупателей российского госдолга1 может сократить базу инвесторов и, соответственно, увеличить среднюю стоимость заимствований для государства.

Делая допущение о том, что географическое распределение возможных держателей российского суверенного долга примерно соответствует географии текущих держателей, АКРА оценивает потенциал падения объемов спроса на госдолг РФ в 8–10% относительно уровня на начало 2018 года (при неизменной процентной ставке и валютном курсе, рисунок 1). При этом базовый сценарий прогноза предполагает, что долговые санкции США в наибольшей степени влияют на поведение инвесторов в американской юрисдикции, и в существенно меньшей — в иных юрисдикциях.


1 Законопроект об усилении антироссийских санкций, внесенный в Сенат США в начале августа, содержит параграф следующего содержания: «…установить правила, запрещающие американским гражданам участвовать в транзакциях или предоставлять финансирование для такого участия, или в другой форме взаимодействовать с российским суверенным долгом, выпущенным через 180 дней и позже после вступления в силу закона…»

Рисунок 1. География держателей российского суверенного долга
(ОФЗ + еврооблигации) на 1 января 2018 года

Источник: МВФ, центральные банки стран, Bloomberg, расчеты АКРА (см. описание методики ниже)

Из числа потенциальных держателей российского госдолга помимо американских инвесторов с высокой долей вероятности можно исключить норвежский суверенный фонд GPF (в среднесрочной перспективе планирует отказаться от вложений в ценные бумаги, которые коррелируют с конъюнктурой нефтяного и газового рынков; в начале 2018-го доля фонда в госдолге РФ составляла 1,4%). АКРА полагает, что данный фонд, как и большинство американских держателей российского суверенного долга, не только не будет участвовать в размещении новых выпусков, дожидаясь погашений по графику, но и частично продаст имеющиеся непогашенные выпуски. Причина тому — дальнейшая переоценка риска на развивающихся рынках на фоне повышения ставок в развитых странах и с учетом эффекта торговых войн.

Внешний спрос на российские гособлигации снизился уже после предыдущих санкций, введенных в апреле 2018 года. К началу июля объем ОФЗ и еврооблигаций, находящихся у нерезидентов, сократился на 5,4%2, или 383,3 млрд руб. (при отсутствии погашений по графику)3. Объем государственных ценных бумаг, который нерезиденты продали резидентам, соответствует 4% портфеля суверенного долга. Основное снижение пришлось на рублевые ОФЗ.


2 Расчет без валютной переоценки: при курсе, фиксированном на уровне 1 января 2018 года.
3 По таблице Банка России «График погашения внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2018 года: основной долг».

Рисунок 2. Номинальная стоимость суверенных долговых ценных бумаг РФ в портфелях нерезидентов

Источник: Банк России

Судя по всему, сопоставимый объем продаж российского госдолга наблюдался в период с 7 по 15 августа после того, как были опубликованы детали нового санкционного законопроекта. Ставки бескупонных доходностей ОФЗ с дюрацией от четырех до семи лет (доля нерезидентов по данным бумагам наиболее значительная4) выросли на 0,7 п. п., что близко к апрельскому пиковому изменению (на 0,5–0,6 п. п.).

По оценкам АКРА, снижение спроса на все виды долга на 8–12% (в основном со стороны нерезидентов) в долгосрочной перспективе приведет к росту равновесных ставок рублевых заимствований государства на 0,5–0,8 п. п.


4 См. отчет Банка России «Обзор рисков финансовых рынков №3» за июнь 2018 года, по данным НРД.

Методика оценки географии держателей российского госдолга

В отсутствие публичных данных Министерства финансов РФ о держателях российского суверенного долга АКРА использует в расчетах встречные данные национальных центральных банков (сведенные МВФ в рамках обследования портфельных инвестиций или полученные напрямую из статистических сборников), министерств и государственных фондов, а также данные о наименовании держателей (сводимые Bloomberg). Собранная таким образом информация не позволяет разделить страновые позиции по валюте долга (между ОФЗ и еврооблигациями), а дает возможность лишь частично разделить их по сектору держателя и срочности ценной бумаги.

Для свода полученной информации использованы следующие правила:

1.     Если информация в каком-либо источнике противоречит сведениям в других источниках, то приоритет по источникам идет согласно порядку строк в таблице 1.

2.     Помимо нераспределенной суммы долга к категории «Нет информации» отнесены держатели из тех стран, где центральные банки не предоставляют соответствующих данных, где расчетная совокупная позиция по российскому суверенному долгу составляет менее 400 млн долл., при этом данные страны не входят в Евросоюз. Суммарно такие держатели дают менее 3 п. п. внутри категории.

3.     Позиции, отраженные по номинальной стоимости, переведены в рыночную стоимость на базе допущения, что они соотносятся таким же образом, как и у пятилетних ОФЗ на интересующую дату.

4.     Оценка позиции по данным Bloomberg на интересующую дату делалась по позициям, отраженным в четырехмесячном окне вокруг интересующей даты (по два месяца с каждой стороны от даты).

Таблица 1. Источники данных о позиции нерезидентов в российском госдолге

Источник: АКРА

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.