Тренинг по рейтинговому моделированию 22–23 ноября

Репутация на российском рынке — основной критерий при выборе рейтингового агентства

Опрос о рейтинговой отрасли России

  • АКРА третий год подряд проводит опрос о текущем состоянии российской рейтинговой отрасли. В 2018-м опрос впервые проводился после окончания переходного периода реформирования этой отрасли в России (завершился 13 июля 2017 года).
  • 88% респондентов заявили, что в целом доверяют рейтингам агентств, работающих в России. Это максимальный уровень доверия за последние два года. В наибольшей степени кредитным рейтингам доверяют те участники финансового рынка, которые в своей деятельности используют рейтинги одновременно по национальной и по международной шкалам и рассматривают их как взаимодополняющие инструменты при принятии инвестиционных решений. Стоит отметить, что такая практика становится все более распространенной.
  • Усиление госрегулирования и случаи корректной, по мнению участников рынка, оценки эмитентов — основные причины роста доверия к кредитным рейтингам. С момента проведения прошлогоднего опроса степень доверия к рейтингам агентств, работающих на российском рынке, выросла у 42% респондентов, в 2017-м о росте доверия сказали 30% опрошенных, а в 2016-м — лишь 8%. Основными факторами, вызывающими сомнение в корректности оценок рейтинговых агентств, стали недооценка кредитного риска и запоздалая реакция, а также снижение конкуренции на российском рынке рейтинговых услуг. При этом доля респондентов, считающих текущий уровень конкуренции в данном секторе фактором, который негативно сказывается на качестве рейтинговых оценок, за последний год снизилась.
  • Меньшее число опрошенных выразили недовольство степенью охваченности российской экономики кредитными рейтингами, чем год назад. В наибольшей степени удовлетворены охватом респонденты, которые используют рейтинги только по национальной шкале. Недостаток кредитных рейтингов заметнее всего в таких секторах, как строительство и недвижимость, АПК, медиа и информационные технологии.
  • Основным критерием при выборе рейтингового агентства стала его репутация на российском рынке, в то время как год назад респонденты говорили об одинаковой важности репутации агентства как на национальном, так и на международном рынках.

88% участников финансового рынка в целом доверяют рейтингам агентств, работающих в России

См. исследование АКРА «Участники финансового рынка хотят больше кредитных рейтингов» от 29 мая 2017 года и «Регулирование повысило доверие к рейтингам в России» от 16 июня 2016 года.

С момента проведения прошлогоднего опроса доля респондентов, в целом доверяющих рейтингам агентств, которые работают на российском рынке, выросла с 56 до 88% (рисунок 2): из них 22% «доверяют», а 66% — «скорее доверяют» кредитным рейтингам. Это максимальный уровень доверия со стороны участников финансового рынка за последние два года. Наиболее заметный рост степени доверия наблюдается у той категории опрошенных, кто в своей деятельности использует рейтинги и по национальной шкале, и по международной.

Общей тенденцией стало то, что участники рынка теперь чаще рассматривают международную и национальную шкалы рейтинговых оценок в качестве взаимодополняющих инструментов при принятии инвестиционных решений. В целом по рынку использование кредитных рейтингов по обеим шкалам за период с 2017 по 2018 год выросло с 58 до 75% (рисунок 1). Рейтингами только по национальной шкале стали пользоваться чаще (11% опрошенных против 7% в прошлом году), тогда как рейтингами только по международной шкале — реже (это характерно для каждой категории участников опроса).

Третий ежегодный опрос АКРА среди участников финансового рынка проводился с 3 апреля по 22 июня 2018 года. В нем приняли участие 224 респондента:

- финансовый сектор (70%);

- корпоративный сектор (15%);

- органы государственной власти (8%);

- частные инвесторы (5%);

- прочие сектора (3%).

В опросе 2017 года приняли участие 200 респондентов, в опросе 2016 года — 154.

Рисунок 1. Вы используете кредитные рейтинги...

Источник: расчеты АКРА

Рисунок 2. Доверяете ли Вы рейтингам агентств, работающих на российском рынке?1

Источник: расчеты АКРА

1 В опросе 2016 года данного вопроса не было, поэтому приводится сравнение только за последние два года.

Усиление госконтроля и случаи корректной оценки эмитентов — главные факторы роста доверия к рейтингам

Рост доверия к оценкам рейтинговых агентств, работающих на российском рынке, в этом году отметили 42% респондентов (рисунок 3), тогда как в 2017-м эта доля составляла 30% опрошенных, а в 2016-м — лишь 8%. С точки зрения категорий участников рынка наибольший рост доверия к кредитным рейтингам наблюдается у финансового сектора (44%), частных инвесторов (40%) и корпоративного сектора (39%).

13 июля 2017 года закончился переходный период реформирования российской рейтинговой отрасли. Участники опроса назвали усиление госконтроля за деятельностью рейтинговых агентств в России одним из основных факторов, способствовавших росту их доверия к кредитным рейтингам: так ответили 40% респондентов (рисунок 4). Случаи корректной, по мнению участников рынка, оценки эмитентов назвали причиной роста доверия еще 36% опрошенных.

Рисунок 3. За последний год Ваше доверие к оценкам рейтинговых агентств, работающих на российском рынке...

Источник: расчеты АКРА

На рисунке 4 указан процент от ответивших на этот вопрос. Участникам опроса можно было выбрать несколько вариантов ответа, поэтому сумма за год больше 100%.

Рисунок 4. Какие события за последние 12 месяцев способствовали росту доверия к оценкам рейтинговых агентств, работающих на российском рынке? (допускается несколько вариантов ответа)

Источник: расчеты АКРА

Основным фактором, вызывающим сомнение в объективности оценок рейтинговых агентств, участники опроса третий год подряд называют недооценку кредитного риска и запоздалую реакцию (53%, рисунок 5), но процент считающих так респондентов в этом году оказался ниже, чем в предыдущие два года (59% и 66% в 2017 и 2016 годах соответственно). Вторым по значимости фактором было названо снижение конкуренции на российском рынке рейтинговых услуг, но так полагают меньшее число опрошенных, чем в прошлом году (28% против 30%). В целом в 2018-м респонденты реже говорили о том, что текущий уровень конкуренции на рынке отрицательно сказывается на качестве рейтинговых оценок 
(42% против 51% год назад, рисунок 6).

На рисунке 5 указан процент от ответивших на этот вопрос. Участникам опроса можно было выбрать несколько вариантов ответа, поэтому сумма за год больше 100%.

Рисунок 5. Какие события за последние 12 месяцев могут вызвать сомнение в объективности оценок рейтинговых агентств, работающих на российском рынке? (допускается несколько вариантов ответа)

Источник: расчеты АКРА

Рисунок 6. Оцените, пожалуйста, уровень конкуренции в российской кредитной рейтинговой отрасли; способствует ли она качеству оценок?

Источник: расчеты АКРА

Удовлетворенность степенью охваченности российского рынка кредитными рейтингами выросла

С момента проведения прошлогоднего опроса доля респондентов, удовлетворенных степенью охваченности российской экономики кредитными рейтингами, выросла с 38 до 46% (рисунок 7). В наибольшей степени удовлетворены охватом участники опроса, использующие рейтинги только по национальной шкале (рост показателя за год с 54 до 65%, рисунок 7). В целом за последний год уровень недовольства степенью охваченности рынка кредитными рейтингами снизился, однако данный показатель все еще не достиг уровней, зафиксированных в 2016 году (52%, рисунок 7).

Наиболее заметен, по мнению опрошенных, недостаток кредитных рейтингов у компаний сектора строительства и недвижимости (42%), АПК (31%), розничной торговли (27%), а также медиа и информационных технологий (27%); в меньшей степени — в химической промышленности (11%), нефтегазовой отрасли и у телекоммуникационных компаний (по 8%, рисунок 8).

Рисунок 7. Удовлетворяет ли Вас степень охваченности российского рынка кредитными рейтингами?

Источник: расчеты АКРА

Рисунок 8. Если Вы сталкивались с тем, что у интересующих Вас компаний не было кредитного рейтинга, то к какому сектору они относились (допускается несколько вариантов ответа)

*Без учета отозванных рейтингов; по структурированному финансированию указано количество рейтингов эмиссий. 
Источник: расчеты АКРА

Основной критерий при выборе рейтингового агентства — его репутация на российском рынке

Год назад участники опроса в равной степени оценивали важность репутации рейтингового агентства на национальном и на международном рынках: оба критерия получили по 4,2 балла (рисунок 9). В этом году респонденты впервые назвали репутацию на российском рынке главным фактором при выборе рейтингового агентства: 4,5 балла, тогда как репутация на глобальном рынке была оценена лишь в 4,0 балла.

Следующим по значимости фактором при выборе агентства стала стоимость рейтинговых услуг (3,7 балла). В последние три года важность данного фактора растет, однако все большее число опрошенных говорят о доступности услуг кредитных рейтинговых агентств с точки зрения стоимости для российских эмитентов (79 против 70% год назад, рисунок 10). Кроме того, увеличивается доля респондентов, удовлетворенных уровнем раскрытия информации рейтинговыми агентствами: рост за последние три года с 49 по 82% (рисунок 10).

На рисунке 9 показана средняя оценка за критерий среди участников опроса.

Рисунок 9. Какие критерии являются наиболее важными для выбора рейтингового агентства (5 — максимальная значимость фактора, 
0 — минимальная)

Источник: расчеты АКРА

На рисунке 10 доля участников опроса, считающих стоимость услуг кредитных рейтинговых агентств в целом доступной для российских эмитентов, приведена без учета тех респондентов, которые не обладают информацией о стоимости услуг (см. приложение).

Рисунок 10. Доля участников опроса, которые считают, что стоимость услуг рейтинговых агентств в целом доступна для российских эмитентов, выросла за последний год 

Источник: расчеты АКРА

Приложение. Результаты опроса «Оценка рейтинговой отрасли России»


2 В опросе 2016 года данного вопроса не было.


3 В опросах 2016 и 2017 годов можно было выбрать только один вариант ответа.
4 На рисунке показана средняя оценка среди участников опроса.


5 Варианты ответа «Инструменты кредитного риск-менеджмента (валидация рейтинговых моделей, моделирование, стресс-тестирование) и «Индексы» появились в 2018 году.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.