Прогноз подготовлен в соответствии с «Общими принципами прогнозирования социально-экономических показателей АКРА».
- С конца 2015-го по март 2018-го цены на литиевый карбонат выросли на 150% до 14,5 тыс. долл./т, однако к 2022 году мы прогнозируем их снижение до 9,2 тыс. долл./т. Существенное повышение интереса к рынку электромобилей в 2014–2017 годах спровоцировало рост спроса на литий и цен на него до 14–15 тыс. долл./т в Южной Америке, являющейся основным поставщиком металла на мировой рынок. К 2022-му спрос на данный металл увеличится вдвое за счет роста его потребления в автопроме и производстве промышленных аккумуляторов. В то же время мощности по выпуску карбоната лития сегодня недозагружены, а крупные компании могут удвоить его производство до 2022 года, что потенциально приведет к снижению цен на него. Снижению цен в будущем также будет способствовать то, что текущая цена на данный металл заметно выше себестоимости производства наименее эффективных производителей.
- Кобальт подорожал с конца 2015 года по март 2018-го на 260% до 87 тыс. долл./т, но к 2022-му мы ожидаем снижения цен на него до 38 тыс. долл./т. Рост спроса на аккумуляторы совпал по времени со снижением цен на никель и медь, при добыче которых ведется сопутствующее производство кобальта. По оценкам АКРА, в ближайшие годы восстановление добычи промышленных металлов после бурного роста цен на них в 2016–2017 годах, а также массовый запуск новых предприятий по добыче кобальта в Демократической Республике Конго (ДР Конго) будут способствовать сокращению дефицита данного металла на рынке и приведут к снижению цен на него.
- Конъюнктура рынков кобальта и лития будет благоприятна для российских производителей в прогнозном периоде (2018–2022 годы). Несмотря на ожидаемое к 2022-му снижение цен на литий и кобальт (CoLi-металлы), их рыночная цена в течение всего прогнозного периода будет превосходить себестоимость производства, что позволит российским производителям нарастить объемы выпуска CoLi-металлов и иметь высокую рентабельность.
- Китай — ключевой инвестор на рынке CoLi-металлов. Существенный потенциал развития добычи лития в Аргентине и Чили на фоне ожидаемого резкого роста спроса на него делает перспективным приобретение долей в добывающих данный металл компаниях. В связи с этим китайские компании активно инвестируют в международные проекты. Добыча кобальта в ДР Конго уже укрепила позиции Китая на этом рынке, но концентрация на одной стране несет значительные риски. АКРА полагает, что китайские инвесторы будут диверсифицировать источники кобальта для своей промышленности (в том числе за счет сотрудничества с РФ в части разработки нетрадиционных запасов кобальта).
Электромобили как фактор роста спроса на металлы, используемые в производстве аккумуляторов
Кобальт и литий используются в литий-ионных аккумуляторах, где кобальт играет роль катода, литий используется как электролит, а графит — в качестве анода.
Настоящее исследование АКРА посвящено рынку металлов, которые используются в производстве аккумуляторов и накопителей энергии, — лития и кобальта.
История применения этих металлов достаточно долгая, однако именно в последние два года интерес к ним заметно возрос благодаря успехам производителей электромобилей. В итоге цены на литиевый карбонат и кобальт выросли на 150% и 260% соответственно с конца 2015-го по март 2018 года (для сравнения, промышленные металлы за тот же период подорожали на 46%).
Дефицит лития в период с 2014 по 2017 год возник на фоне недозагруженных мощностей, а производство данного металла последние годы не успевало за ростом спроса. На рынке кобальта мы видим отставание динамики добычи от спроса: кобальт на 57% добывают в качестве попутного для никеля и меди металла, объемы добычи которых в последнее время снизились на фоне падения цен на них в 2014–2015 годах.
Мы ожидаем дальнейшего роста спроса на CoLi-металлы в силу двух факторов:
- тенденции к увеличению числа электромобилей как более экологичных и простых в эксплуатации (их численность в мире, по разным оценкам, вырастет с 2 млн единиц в 2016 году до более 50–70 млн к 2025-му);
- удешевления технологий хранения электроэнергии (уже сейчас стоимость киловатт-часа за весь жизненный цикл литиевого аккумулятора (330–820 евро/МВтч с перспективой снижения до 100–210 евро/МВтч к 2030 году) сравнима, например, с ценой электроэнергии для потребителей в Германии (290 евро/МВтч) — одной из ведущих экономик ЕС).
Производство CoLi-металлов также будет стремительно расти, поскольку реализацией проектов по их добыче помимо традиционных игроков отрасли заинтересовались такие крупные компании, как Codelco (займется добычей в Эквадоре), Glencore и China Molybdenum (в ДР Конго). В совокупности рост спроса и увеличение объемов производства CoLi-металлов будут способствовать снижению цен на них.
Литий: секретный металл, завоевывающий популярность
Литий используется в самых разных отраслях. Исторически он применялся в производстве керамики — его добавки улучшают качество продукции, термостойкость и сопротивляемость химическому воздействию. В металлургии (черной и цветной) металлический литий и его сплавы с кремнием и кальцием используют для удаления нежелательных примесей. Смазочные материалы с добавлением лития востребованы в авиации и военной промышленности, так как обеспечивают работу техники в экстремальных температурных режимах (от –50 до +150°C). С ростом потребления смартфонов и носимой электроники (смарт-часов, фитнес-трекеров, спортивных браслетов и т. д.), широкое распространение получили литий-ионные и полимерные батареи.
На сегодняшний день наметился тренд на внедрение литий-ионных аккумуляторов в автопроме вместо более тяжелых и менее удобных свинцовых аккумуляторов. С учетом прогнозируемого роста количества электромобилей (с 2 млн единиц в мире по итогам 2016 года до 20–25 млн к 2021-му и 50–70 млн к 2025-му) сегмент автомобильных аккумуляторов в общей структуре спроса на металлургическую продукцию за данный период увеличится с 30% до 71%.
Рисунок 1. Производство аккумуляторов — основной драйвер роста спроса на литиевый карбонат
Литий производится в основном либо из рассола (рапы), либо из сподуменовых руд. На рассолы приходится около 60–70% от общего объема производства данного металла, поэтому его потребление и производство принято оценивать в эквиваленте литиевого карбоната (Li2CO3), где доля чистого металла составляет 18%. Для удобства прогнозирования АКРА оперирует статистикой по потреблению и производству чистого металла.
Рисунок 2. Рост производства лития приведет к профициту на рынке
АКРА отмечает, что дефицит лития, возникший на рынке в период с 2014 по 2017 год, во многом был обусловлен политикой компаний отрасли по осторожному наращиванию объемов выпуска на фоне недозагруженных мощностей. Осторожность компаний в своих подходах была связана с производством лития в различных формах (карбонат/гидроксид и прочее), а также наличием данного металла в стратегических запасах стран-потребителей (литий относится к стратегическим металлам, а информация о его запасах во многих странах считается государственной тайной, поскольку он в перспективе может использоваться в целях получения топлива для термоядерных реакторов).
АКРА прогнозирует рост загрузки действующих мощностей с 78% в 2016 году до 81% к 2022 году с учетом новых проектов, запускаемых как участниками отрасли, так и новыми игроками. А уровень производства лития в пересчете на чистый металл достигнет к 2022 году 90 тыс. т (против 43 тыс. т в 2017 году).
Объемы мировых запасов лития хотя полностью и не раскрываются (в силу секретности сведений) оцениваются на уровне 40 млн т (см. Рисунок 3).
Рисунок 3. Мировых запасов лития хватит более чем на 100 лет добычи, млн т
Динамика цен карбоната лития сильно коррелирует с уровнем его дефицита, однако более точной является модель оценки, в которую включен качественный фактор, учитывающий повышенный интерес общества к электромобилям. Эта тема возникла в публичном пространстве в 2016–2017 годах на фоне успехов компании Tesla и по времени совпала со всплеском интереса к данному металлу и взрывным ростом цен на него.
Рисунок 4. Цены на карбонат лития будут снижаться на фоне роста профицита металла
АКРА полагает, что в период с 2018 по 2022 год наряду с сокращением дефицита на рынке лития будет наблюдаться и уменьшение интереса к теме электромобилей. В результате спекулятивный спрос на карбонат лития снизится, а цены на него в Южной Америке (основном поставщике металла на мировой рынок) опустятся с 14 тыс. долл./т в 2017-м до 9,2 тыс. долл./т к 2022 году.
Литиевые слезы в России: производство пока не растет
В России литий производится в промышленных масштабах только предприятиями госкорпорации «Росатом» (ПАО «Химико-металлургический завод» (ПАО «ХМЗ) и ПАО «Новосибирский завод химконцентратов» (ПАО «НЗХК»)). ОК РУСАЛ планирует создать опытное производство на Ярославском ГОКе (Приморский край). Общий официально известный объем производства гидроксида лития в России не превышает 5 тыс. т по состоянию на 2016 год.
Рисунок 5. Динамика оценочного производства литийсодержащей продукции в России, т
Основными месторождениями литиевого сырья в РФ являются Колмозерское, Гольцовое, Урикское, Знаменское месторождения, Полмостундра, Улуг-Танзек, Ташелгинское пегматитовое рудное поле, а также два нефтегазовых месторождения — Верхнечонское и Ярактинское (попутные пластовые рассолы). Надо отметить, что точные данные по запасам в России отсутствуют.
Мы не прогнозируем существенного роста производства лития в России в 2018–2022 годах, поскольку не видим крупных проектов, которые находились бы в финальной части реализации, а полноценная разработка проекта по производству лития с нуля требует более семи лет до начала добычи.
Доля России на мировом рынке лития не превышает 4%, и мы ожидаем снижения этого показателя до 2–3% от мирового объема добычи в результате значительного роста добычи в Китае, Южной Америке и Австралии.
Китай повторяет свой сталелитейный успех в литиевой отрасли
Китай, будучи крупнейшим в мире производителем аккумуляторов для носимой электроники и для автомобилей, активно включился в процесс производства лития. На сегодняшний день страна контролирует до 20% известных мировых запасов лития, а китайские производители имеют доли в предприятиях, контролирующих еще 40% мировых запасов. Кроме того, китайские компании рассматривают возможность сотрудничества с предприятиями Чили и Австралии, являющихся лидерами мирового рынка добычи лития.
АКРА ожидает, что Китай, помимо наращивания объемов производства лития, будет существенно увеличивать мощности по производству карбоната и гидроксида лития.
Таблица 2. Планируемый Китаем ввод мощностей по производству карбоната и гидроксида лития, тыс. т
Гидроксид лития (LiOH) — вещество для получения солей лития; компонент электролитов в щелочных аккумуляторах.
Карбонат лития (Li2CO3) — используют в пиротехнике, производстве стекол, электроизоляционного фарфора, пластмасс, в черной металлургии (для удаления серы из расплава); при выпуске электролитов для аккумуляторов нужна дополнительная переработка.
Поскольку литиевые проекты традиционно характеризуются большими задержками при реализации, АКРА не ожидает одномоментного ввода в строй новых мощностей объемом 71 тыс. т гидроксида лития и 97,5 тыс. т литиевого карбоната. Тем не менее рост объемов производства будет увеличивать предложение металла, что окажет негативное влияние на динамику цен.
После полной реализации литиевых проектов в Китае, которую АКРА прогнозирует к 2022 году, доля литиевых производственных мощностей этой страны достигнет 40–50% от общемирового объема, что сопоставимо с долей Китая на сталелитейном рынке.
Кобальт: сопутствующий продукт, ставший дефицитным
Исторически крупнейшими потребителями кобальта были производители спецсплавов (преимущественно быстрорежущих сталей), поскольку легирование кобальтом повышает ударо- и жаропрочность металлов. Однако развитие рынков носимой электроники и электромобилей вывело на первое место потребление кобальта для производства элементов питания и аккумуляторов. С учетом озвученных прогнозов по развитию рынка электромобилей АКРА ожидает, что мировое потребление кобальта возрастет с 94 тыс. т в 2016 году до 149 тыс. т к 2022 году. Доля кобальта, используемого для производства аккумуляторов, вырастет при этом с 43% до 61% от общего объема потребления.
См. прогноз АКРА по российской цветной металлургии «Восстановление цен на цветные металлы усиливает потенциал для импортозамещения в России» от 13 сентября 2017 года.
Рисунок 6. В структуре потребления кобальта продолжит лидировать производство аккумуляторов, тыс. т
Разведанные мировые запасы кобальта не превышают 7,1 млн т, однако такой показатель связан с почти полным отсутствием оценки запасов этого металла. Данные о его запасах поступают фрагментировано, вместе с информацией о результатах работ по поиску месторождений никеля и меди. Оценочные ресурсы кобальта превышают 120 млн т и с увеличением объемов добычи (и, как следствие, исследуемых площадей) будут демонстрировать дальнейший рост.
Рисунок 7. ДР Конго и Австралия — лидеры по запасам кобальта, млн т
Динамика цен на кобальт достаточно хорошо коррелирует с динамикой его дисбаланса на рынке. Отдельные всплески цен на кобальт наблюдались в период высоких цен на рынке сопутствующих металлов, в частности никеля. С учетом ожидаемого увеличения добычи кобальта АКРА прогнозирует падение цен на него с 87 тыс. долл./т в марте 2018 года до 38 тыс. долл./т к 2022 году.
Рисунок 8. Корреляция цены на кобальт и профицита/дефицита кобальта на рынке
Кобальт в России: добыча может вырасти за счет нетрадиционных запасов
В России кобальт производился подразделениями ПАО «ГМК «Норильский никель», а также двумя небольшими компаниями — ПАО «Южно-Уральский никелевый комбинат» (группа Мечел) и ОАО «Уфалейникель» (группа Бинбанка). Последние два предприятия существенно сократили объем выпуска ввиду нерентабельности производства никеля при текущей рыночной конъюнктуре, в результате чего производство кобальта на них было прекращено.
Общий объем производства кобальта в России не превышает 5–6 тыс. т. Текущая доля рынка РФ составляет 5% от мирового. В конце 2017 года ПАО «ГМК «Норильский никель» подписало соглашение с концерном BASF о поставке кобальт-никелевых материалов для производства аккумуляторов. Благодаря этому в перспективе добыча кобальта в РФ может возрасти, однако не превысит 5–8% мирового рынка.
Основные российские запасы кобальта сосредоточены на месторождениях Норильск-1, Талнахское и Октябрьское (Норильский рудный район), а также на Ждановском и Заполярном месторождениях Кольского полуострова. Общая величина российских запасов кобальта оценивается в 250 тыс. т, однако большие надежды связаны с потенциально возможной добычей кобальта в зоне Международного района морского дна (шельф Магеллановых гор, поднятия Маркус-Уэйк и Уэйк-Неккер, северная часть подводного продолжения Маршалловых островов, остров Лайн) с прогнозными ресурсами кобальта, приходящимися на долю России, в размере около 10 млн т. Технологии глубоководной добычи пока не отработаны, но подвижки в этом направлении есть как в зарубежных странах, так и в РФ.
Российские производители CoLi-металлов, вероятно, будут наращивать производство лития (низкими темпами) и кобальта (более высокими), поскольку цены на данные металлы даже после существенного снижения останутся на высоких уровнях (превышая показатели 2015-го) при низкой себестоимости российской добычи вкупе со значительными запасами, что позволит увеличить денежные потоки от добычи CoLi-металлов.
Китайский кобальт: ставка на ДР Конго может потребовать диверсификации
Широкая вовлеченность китайского бизнеса в добычу кобальта на территории ДР Конго заметно укрепила позиции китайских компаний в структуре добычи кобальта в мире. При отсутствии собственных запасов кобальта Китай обеспечивает до 80% химического производства этого металла (63 тыс. т, или 58,6% от мирового объема).
Самая известная сделка консорциума китайских предприятий с конголезской компанией Sicomines предусматривала инвестиции в инфраструктуру ДР Конго объемом 6 млрд долл. в обмен на поставку китайской стороне 10 млн т меди и 600 тыс. т кобальта. Заключение контрактов с похожими условиями, а также прямое приобретение долей в конголезских компаниях — распространенная практика для китайских компаний, и в перспективе она позволит им существенно нарастить объем производства.
В то же время концентрация китайского бизнеса в добывающем секторе ДР Конго представляет для первого определенные риски. Так, сделка с Sicomines уже была трансформирована конголезским правительством под давлением МВФ. Помимо этого, западные компании постоянно поднимают вопрос законности приобретения кобальта у мелких конголезских поставщиков, которые эксплуатируют детский труд. Отдельной проблемой может стать опасение крупных западных игроков (в том числе Glencore), связанное с китайской монополизацией мирового рынка кобальта, что может привести к введению торговых ограничений против китайской продукции.
В результате Китай может быть заинтересован в диверсификации источников кобальта для своей промышленности, а российские традиционные и нетрадиционные (морской шельф) источники сырья могут сыграть важную роль в обеспечении сырьевой безопасности Китая.
Инвестиции китайских производителей аккумуляторов в проекты по добыче лития и кобальта в Южной Америке и Африке, а также на территории России и СНГ позволят им снизить производственные затраты, возросшие в период 2016–2017 годов.