Категория

Региональная экономика

Тип

Исследование

  • В 2017 году регионы будут вынуждены погасить больше бюджетных кредитов, чем смогут получить. Чтобы сбалансировать бюджет, государство продолжит сокращать расходы и снижать объемы кредитов, предоставляемых регионам.
  • АКРА ожидает роста средневзвешенной ставки кредитования регионов в связи с тем, что с 2017 года кредиты, полученные из федерального бюджета, будут замещаться рыночным долгом в объеме по 220 млрд руб. в год. Вопреки снижению рыночных ставок на 1,0–1,5 процентных пункта в ближайшие 2–3 года, изменение структуры долга приведет, по расчетам АКРА, к росту средневзвешенной ставки кредитного портфеля регионов к концу 2018 года до 10,8% против 9,2% в 2015 году.
  • Смена господдержки госконтролем заставит регионы серьезно урезать расходы. Снижение объемов предоставления бюджетных кредитов выльется в усиление контроля над региональными бюджетами. Минфин России предлагает ввести систему контроля долга и поделить регионы на группы по долговой устойчивости. Закредитованные регионы (22 региона по показателям 2015 года) будут обязаны реализовать план восстановления платежеспособности и при этом лишатся возможности наращивать долг.
  • Снижение долговой нагрузки закредитованных регионов увеличит неравенство между субъектами федерации. При невозможности наращивать долг такие регионы будут сокращать капитальные расходы в пользу финансирования текущих нужд. При росте социальных затрат в 2016–2019 годах на 4% в год резерва бюджета развития хватит, по оценке АКРА, приблизительно на четыре года.
  • 40% суммы собственных доходов закредитованные регионы должны будут выплатить в течение года в счет погашения долга, если внезапно лишатся возможности его рефинансировать.

Вопреки общей тенденции к снижению ставок, долг регионов будет дорожать

Обязательство довести зарплаты в бюджетном секторе до рыночных уровней привело к лавинообразному росту дефицита региональных бюджетов начиная с 2012 года: социальная нагрузка на бюджеты усиливалась быстрее, чем те успевали создавать источники налоговых доходов, и увеличивающиеся текущие расходы приходилось финансировать за счет наращивания долга.

Бюджетный кредит выдается регионам под ставку 0,1% годовых на срок до пяти лет.

Приростом долга в 2015 году субъекты федерации были на 70% обязаны дешевым кредитам из федерального бюджета. К концу года доля последних в совокупном долге регионов составляла 35%. По оценке АКРА, при росте доходности индекса муниципальных облигаций Cbonds Muni в декабре
2014 — марте 2015 года до 15,1% увеличение доли дешевых бюджетных кредитов позволило субъектам федерации удержать средневзвешенную стоимость долга в 2015 году на уровне 9,2%.

Необходимость секвестра федерального бюджета в нынешнем году и неопределенность структуры бюджетных расходов в следующем не позволяют надеяться на сохранение объема займов, предоставляемых регионам из федерального бюджета. Кроме того, в условиях стабилизации рыночных ставок (см. исследование АКРА от 21 марта 2016 года «Экономика России: без привычных условий для роста, но со стимулами к изменениям») необходимость поддержки бюджетов дешевыми деньгами теряет актуальность.

АКРА ожидает, что с 2017 года будет происходить замещение бюджетных кредитов рыночным долгом в объеме по 220 млрд руб. ежегодно, что приведет к росту средневзвешенной ставки кредитования к концу 2017 года до 9,5%, а к концу 2018 года — до 10,8% на фоне общего снижения ставок.

Рисунок 1. Прогноз роста средневзвешенной ставки кредитования

* Прогноз
Источник: Минфин России, Единая информационная система в сфере закупок, cbonds.info, расчеты АКРА

Новые планы контроля долговой нагрузки: закредитованным регионам придется восстанавливать платежеспособность

Минфин России планирует внести поправки в законодательство, которые позволят эффективнее контролировать долг регионов. К 2019 году субъекты федерации будут подразделены на три группы по уровню долговой устойчивости:

Таблица 1. Контрольные значения долговых коэффициентов

[1] Собственные доходы — доходы без учета безвозмездных поступлений.
Источник: Минфин России

Согласно Минфину России, чтобы попасть в группу А, необходимо выдерживать все три показателя; чтобы оказаться в группе С, два из них должны иметь наихудшие значения. Остальные субъекты федерации помещаются в группу В.

По оценке АКРА, в группу С по итогам исполнения бюджетов в 2014 году попали 15 регионов, по итогам 2015 года — уже 22.

Таблица 2. Наиболее закредитованные регионы по итогам 2015 года

Источник: Минфин России, Федеральное Казначейство, расчеты АКРА

АКРА ожидает, что показатель (2) «Обслуживание и погашение долга в год к доходам» не будет включать внутригодового оборота по привлечению и погашению долга, что, возможно, уменьшит количество регионов в группе С.

Те же субъекты федерации, которые в эту группу попадут, лишатся права привлекать дополнительные кредитные средства и наращивать долг. Предельный объем заимствований предлагается ограничить суммой, необходимой лишь для погашения обязательств в конкретный период. При этом каждый регион из группы С будет обязан реализовать план восстановления платежеспособности, за нарушение которого может быть предусмотрена ответственность вплоть до отстранения от должности высшего должностного лица.

Чтобы снизить долговую нагрузку до умеренного уровня, регионы должны серьезно экономить не менее четырех лет

По оценкам АКРА, обязательные расходы бюджетов за последние шесть лет выросли в среднем на 8%. Обязательными АКРА считает траты на социальную политику, здравоохранение, образование, частично — на национальную экономику, а также на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. Несмотря на сдерживание бюджетных расходов в 2015 году, среднегодовой темп их прироста в 2016–2019 годах ожидается на уровне не менее 4%, если учесть традиционное повышение социальных расходов в предвыборный период. При замедлении роста налоговых доходов и в отсутствие возможности привлекать новые заимствования регионы будут вынуждены финансировать социальные расходы за счет урезания других трат: например, капитальных расходов. По оценке АКРА, в этом случае субъекты федерации, попавшие в группу С, полностью исчерпают внутренний резерв финансирования обязательных расходов за четыре года, что в долгосрочной перспективе означает снижение их инвестиционной привлекательности вследствие недофинансирования инфраструктуры (о размерах капитальных расходов региональных бюджетов читайте в исследовании АКРА от 2 марта 2016 года «Региональные бюджеты в 2016 году вновь будут спасены бюджетными кредитами»).

Снижение капитальных расходов региональными правительствами будет воспринято бизнес-сообществом как негативный сигнал существенно раньше указанного срока, что отрицательно повлияет на динамику частных инвестиций.

АКРА полагает, что без системной федеральной поддержки либо без настройки механизма бюджетных отношений регионы не смогут эффективно исполнить планы восстановления платежеспособности. По исчерпании внутренних ресурсов, высвобожденных за счет недофинансирования инфраструктуры, субъекты федерации вновь столкнутся с необходимостью наращивать долг.

Смена господдержки госконтролем усилит неравенство среди регионов

На сегодняшний день ни один регион пока не допустил превышения предельных значений показателя (3) «Обслуживание долга к расходам», поскольку значительный объем кредитов из федерального бюджета снижает стоимость кредитного портфеля.

Однако с ростом средневзвешенной ставки кредитования увеличатся и расходы на обслуживание долга, и в группу С могут попасть регионы с высоким долгом и большой долей бюджетных кредитов: в частности, Краснодарский край, Вологодская, Рязанская, Пензенская и Волгоградская области.

Регионы с косвенной долговой нагрузкой в виде гарантий (предоставленных, как правило, для привлечения инвестиций в регион) оказываются в одинаковом положении с регионами, имеющими прямую долговую нагрузку. Так, Калужская область, долговой портфель которой на 13% представлен гарантиями, уже не попадает в группу С при исключении последних из расчетной суммы долга. Гарантии, будучи непрямым долгом, требуют более детального изучения для включения в состав долгового портфеля.

По расчетам АКРА, коэффициент обслуживания долга регионов, попавших на текущий момент в группу С, запредельно высок — 40,3%. То есть, при невозможности рефинансировать краткосрочную часть обязательств регионы должны будут направить на погашение долга 40% доходов (185 млрд руб.). При возможности рефинансировать долг и при его фиксации в рублевом выражении на неизменном уровне коэффициент (1) достигнет нормативного значения 85% лишь через четыре года, в течение которых бюджеты будут существовать в условиях жесткой экономии.

Рисунок 2. Прогноз долговой нагрузки наиболее закредитованных регионов

Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Меры, принимаемые Минфином России, позволят регионам системно управлять долгом: снижать долговую нагрузку (первый показатель), удлинять (второй показатель) и удешевлять долг (второй и третий показатели). Однакосубъекты федерации, наименее благополучные в плане развития своей экономики, подчас изначально являются наиболее обремененными кредитами. Для регионов, предварительно попадающих в группу С, средняя доля федеральных трансфертов в доходах за 2015 год составила 36%, из них 68% — нецелевые дотации. Стабильно высокая доля трансфертов свидетельствует о системной неспособности субъектов федерации самостоятельно финансировать расходные статьи. Очевидно, что в таких условиях регионы не найдут ресурсов для снижения долгового бремени без адресной помощи из федерального центра.

При новом режиме регулирования, без предварительного оздоровления регионов с высоким долговым бременем вероятна их дальнейшая «поляризация»: одни окажутся еще в состоянии привлекать коммерческий долг для развития, а другие будут вынуждены постоянно рефинансировать имеющийся портфель, расходуя весь бюджет на социальные нужды.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Андрей Пискунов
Старший директор, руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 85
Наталья Порохова
Старший директор, руководитель группы суверенных рейтингов и прогнозирования
+7 (495) 139 04 90
Мария Мухина
Операционный директор
+7 (495) 139 04 80, доб. 107
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.