Сектор

Страны

Тип

Аналитический комментарий

Согласно оперативному отчету Федерального казначейства, федеральный бюджет за 1К 2016 г. исполнен по расходам на 22,5% от действующего бюджета на 2016 г., что существенно ниже не только показателя за 1К 2015 г. (когда в целях поддержки экономики часть расходов переносилась на 1К 2015 г. и авансировалась), но и соответствующих квартальных показателей в 2012-2014 гг. В действительности это означает, что бюджетная система в настоящее время работает так, будто фактически секвестр бюджета уже состоялся, хотя ни законодательно, ни на уровне Правительства РФ такие решения пока не принимались. Отстающая динамика расходов фиксируется по всем статьям за исключением пенсионных расходов, межбюджетных трансфертов и расходов на обслуживание долгов. Если сезонность госрасходов будет близка к типичной, а наблюдаемая динамика сохранится, по итогам года секвестр бюджета может составить 3-4%.

Таблица 1. Исполнение расходов федерального бюджета

Источники: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Рисунок 1. Исполнение расходов в процентном отношении к действующему бюджету

Источники: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Необходимость секвестра обусловлена тем, что в действующий бюджет заложена среднегодовая цена на нефть на уровне 50 долл./барр., однако
в настоящее время ожидается, что цена на конец года будет ниже заложенного уровня. В связи с этим ранее запланированные нефтегазовые доходы сократятся, что, в свою очередь, приведет к возникновению сверхнормативного дефицита (до 5% ВВП).

При наблюдаемой динамике доходов — на сокращение сборов по НДПИ и экспортных пошлин приходится подавляющая часть падения доходов за 1К 2016 г. — для достижения нормативного дефицита бюджета в 3% ВВП секвестр государственных расходов должен составить 10-11%.

Рисунок 2. Основные статьи доходов федерального бюджета в 1 квартале, % от ВВП

Источники: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Существует ряд различных механизмов покрытия фактического дефицита, таких как сокращение расходов, увеличение заимствований, приватизация госкомпаний, расходование средств Резервного фонда, однако каждый из перечисленных способов имеет свои недостатки. Дальнейшее сокращение расходов может усилить краткосрочные негативные макроэкономические тенденции и ударить по слабо защищенным слоям населения. Увеличение объема заимствований с учетом текущих высоких ставок приведет к росту процентных расходов государства. Приватизация госкомпаний при текущей рыночной конъюнктуре не позволит достичь максимального финансового эффекта. Таким образом, расходование средств Резервного фонда остается наиболее оптимальным механизмом покрытия дефицита в текущих условиях, несмотря на риски, связанные с сохранением несбалансированности бюджетов в 2017 году.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Наталья Порохова
Старший директор, руководитель группы суверенных рейтингов и прогнозирования
+7 (495) 139 04 90
Дмитрий Куликов
Директор, группа суверенных рейтингов и макроэкономического анализа
+7 (495) 139 04 80, доб. 122
Мария Мухина
Операционный директор
+7 (495) 139 04 80, доб. 107
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.