-
Поездка на отдых в Турцию за последние четыре года (с августа 2021 года по август 2025-го) подорожала на 218%, став лидером роста цен среди всех товаров и услуг, попадающих в мониторинг Росстата.
-
В августе текущего года около 28% от цены поездки приходилось на транспортные расходы. Средняя стоимость поездки на отдых из России в Турцию составила 88,0 тыс. руб. В свою очередь, стоимость полета в салоне экономического класса самолета, в расчете на 1 000 км пути, скорректированная на дальность полета по маршруту Москва-Стамбул-Москва, могла составлять примерно 25 тыс. руб.
-
Издержки на оплату услуг принимающей страны в среднем формируют около четверти стоимости тура, о чем говорит анализ разницы между рассчитанной на основе инфляционной динамики в Турции стоимостью поездки за вычетом перелета и ее фактическим значением за последние три года согласно данным Росстата. Остальная часть стоимости поездки на отдых в Турцию формируется иными компонентами, доля которых за последние годы заметно выросла.
-
Важными факторами, определяющими стоимость поездки в Турцию, являются курс доллара США, сокращение доступных для путешествия россиян направлений, увеличение надбавок туристических агентств.
За последние четыре года, согласно данным Росстата, агрегированный индекс потребительских цен (ИПЦ) на все товары и услуги увеличился на 42%, что превышает прирост предыдущих сопоставимых периодов.
Рисунок 1. За последние четыре года ИПЦ показал наиболее значительный прирост

Источник: Росстат, расчеты АКРА
Наибольший рост цен пришелся на услуги зарубежного туризма, при этом безусловным лидером стала поездка на отдых в Турцию, прирост цены на которую за последние четыре года, согласно данным Росстата, составил 218%. Данный прирост оказался даже более значительным, чем увеличение платы за пользование потребительским кредитом на фоне жесткой денежно-кредитной политики.
На примере анализа ценовой динамики поездки на отдых в Турцию АКРА выделило основные факторы, оказавшие влияние на стоимость тура и, как следствие, на формирование цены на зарубежные туристические поездки:
-
транспортные издержки;
-
ценовая динамика в принимающей стране;
-
курс рубля по отношению к доллару;
-
изменение параметров предложения;
-
агентская надбавка.
Транспортная компонента
В мониторинг Росстата попадает стоимость полета в салоне экономического класса самолета, в расчете на 1 000 км пути, Агентство использовало данную величину для дальнейшего расчета транспортной составляющей тура.
Рисунок 2. Цена на полет в салоне экономического класса самолета1 за последние четыре года росла медленнее, чем стоимость тура

Источник: Росстат, расчеты АКРА
1 На рис. 1 и далее для цены полета в салоне экономического класса самолета начиная с ноября 2024 года приведены расчетные значения цены полета, так как данный вид услуги перестал попадать в мониторинг Росстата. Расчет проводился на основе усредненных исторических данных о соотношении биржевого индекса цен топлива для реактивных двигателей в ТЗК аэропортов МАУ и стоимости полета.
Полет в салоне экономического класса самолета, в расчете на 1 000 км пути, в период с августа 2021 года по октябрь 2024-го2 увеличился в цене примерно на 48% согласно динамике ИПЦ. Рост суммарной стоимости поездки на отдых в Турцию за тот же период составил 196%.
Как правило, стоимость перелета во многом зависит от его дальности и, как следствие, от расхода топлива. Таким образом, заметный вклад в динамику цены авиаперелета вносит изменение цены на авиационное топливо. Согласно данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, биржевой индекс цен топлива для реактивных двигателей в ТЗК аэропортов московского авиаузла в период с ноября 2023 года по март 2025-го находился на максимальном за исследуемый период (август 2021 года — август 2025-го) уровне. В апреле — мае текущего года индекс продемонстрировал заметное снижение на фоне снижения цены на нефть, однако в августе он возобновил рост.
2 В данном случае выбран именно этот исследуемый период в силу того, что данный вид услуги в последующем перестал попадать в мониторинг Росстата.
Рисунок 3. Цену на полет в самолете во многом определяет динамика цены на авиатопливо
Источник: Росстат, расчеты АКРА
В августе текущего года средняя стоимость поездки на отдых из России в Турцию составила 88,0 тыс. руб. Стоимость полета в салоне экономического класса самолета, в расчете на 1 000 км пути, скорректированная на дальность полета3 по маршруту Москва-Стамбул-Москва, могла составлять примерно 25 тыс. руб., или порядка 28% от суммарной стоимости поездки. При этом доля транспортной компоненты в общей стоимости поездки в Турцию в марте 2022 года резко упала: если в августе 2021 года ее значение было равно 59%, то в последующие годы августовские значения не превышали 30%.
3 В данном случае в качестве дальности полета использовано примерное расстояние по воздуху, которое преодолевает самолет Москва-Стамбул — 1 765 км.
Рисунок 4. Удельный вес транспортной составляющей в стоимости тура заметно снизился в марте 2022 года

Источник: Росстат, расчеты АКРА
С марта 2022 года в стоимости тура начали доминировать иные факторы, а значимость данного фактора снизилась.
Оставшаяся после вычета транспортных издержек часть стоимости тура включает в себя оплату услуг принимающей стороны (проживание, питание, экскурсионные услуги), оплату услуг туристических агентств и прочие расходы.
Уровень и динамика цен в принимающей стране
Услуги проживания, питания, экскурсионные и иные услуги приобретаются в принимающей стране, и их стоимость зависит от параметров ценообразования в ней. Линия тренда стоимости поездки на отдых в Турцию, рассчитанной в лирах для исключения влияния колебаний валютного курса и без учета транспортной составляющей, практически повторяет траекторию ИПЦ в Турции.
Рисунок 5. Ускорение темпов инфляции в Турции в 2022 году оказало проинфляционное давление на стоимость поездки для российских туристов
Источник: Росстат, расчеты АКРА
В августе 2021 года стоимость отдыха в Турции за вычетом перелета составляла 14,7 тыс. руб., то есть 1,7 тыс. лир при пересчете по курсу на тот же период. Данная сумма приходилась на оплату услуг принимающей стороны и прочие издержки и не превышала 41% общей стоимости поездки. Скорректировав указанную сумму на темпы инфляции в Турции в период с августа 2021 года по август 2025-го, получаем 9,7 тыс. лир, что с учетом актуального курса лиры к рублю составляет 19,3 тыс. руб. и эквивалентно 22% стоимости тура. Однако реальная стоимость поездки в Турцию за вычетом стоимости перелета, согласно данным Росстата и расчетам АКРА, в августе текущего года составляла 63,0 тыс. руб., что эквивалентно 72% общей стоимости тура. Анализ разницы между рассчитанной на основе инфляционной динамики в Турции стоимостью поездки за вычетом перелета и ее фактическим значением за последние три года позволяет предположить, что издержки на оплату услуг принимающей стороны в среднем не превышают 25% себестоимости тура, а остальная часть формируется иными компонентами, доля которых за последние годы заметно выросла.
Курс рубля по отношению к доллару сша
В качестве еще одного фактора, влияющего на стоимость поездки на отдых в Турцию, можно рассматривать изменение курса российского рубля относительно доллара США. Данный фактор не может не вносить свой вклад по причине необходимости осуществления международных расчетов между российской и принимающей сторонами (долларовая составляющая в международных расчетах хоть и снижается, но все еще присутствует4). Разнонаправленная траектория курса доллара США и стоимости поездки в рублях в период с марта по май 2022 года может объясняться совокупным влиянием ряда факторов, перевесивших влияние динамики валютного курса (сезонное увеличение спроса россиян на туристические поездки в Турцию, снижение конкуренции на фоне закрытия ряда доступных ранее направлений, резкое ускорение инфляции в Турции с начала 2022 года). Однако далее можно отметить сонаправленную динамику цены на поездку в Турцию за вычетом стоимости перелета и курса доллара США.
4 Исходя из данных Банка России о валютной структуре перечислений за импорт товаров и услуг из азиатских стран, доля валют государств и территорий из перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации и российских юридических и физических лиц, за период с января 2022 года по август 2025-го снизилась с 68 до 8,4%.
Рисунок 6. Заметную долю в стоимости тура в Турцию формирует курс рубля к доллару США
Источник: Росстат, расчеты АКРА
Изменение параметров предложения
Как показано на рис. 7, цена поездки на отдых в Турцию за вычетом стоимости перелета продемонстрировала заметный ступенчатый сдвиг. В данном случае фактором, определившим новый ценовой уровень, стало изменение условий функционирования российской туристической отрасли. Произошедшее в 2022 году резкое снижение предложения на фоне сокращения доступных туристических направлений увеличило рыночные доли оставшихся стран и продолжает удерживать цену на более высоком уровне, чем ранее.
Рисунок 7. Параллельный сдвиг вверх стоимости поездки в Турцию обусловлен в том числе сокращением доступных направлений
Источник: Росстат, расчеты АКРА
За последние три года доля Турции в общем объеме выездных туристических поездок россиян заметно возросла, а по итогам 2024 года Турция стала лидером.
Рисунок 8. Турция заняла лидирующую позицию в общем объеме заграничных поездок россиян
Источник: Росстат, расчеты АКРА
Чуть меньший удельный вес приходился на Абхазию, тогда как доля европейских стран и США заметно сократилась. По итогам первого полугодия текущего года доли стран не претерпели заметного изменения в сравнении с 2024 годом.
агентская надбавка
Еще одним фактором является возможный рост надбавок туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма. Заметная положительная динамика прибыли организаций данной отрасли в период с 2021 по 2024 год позволяет предположить, что агентская надбавка могла увеличиться (на динамику прибыли в туристической отрасли в исследуемый период кроме изменения рентабельности также оказывали влияние инфляционная динамика, эффект низкой базы 2021 года на фоне пандемии COVID-19 и т. д.).
Рисунок 9. Топ-10 отраслей по росту прибыли за период с 2021 по 2024 год
Источник: Росстат, расчеты АКРА
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что стоимость поездки на отдых в Турцию в течение последних трех лет в среднем чуть меньше чем на 25% определялась стоимостью услуг, предоставляемых принимающей стороной, чуть более 30% приходилось на транспортную составляющую и чуть более 40% — на прочие проанализированные факторы.