Категория

Нефинансовая отчетность

Тип

Исследование

Нефинансовая отчетность российского бизнеса: взгляд в 2025 год

  • Согласно данным опроса, проведенного АКРА и Комитетом по интегрированной отчетности в период с сентября по ноябрь 2024 года, подавляющее большинство компаний, предоставивших анкеты, планируют опираться на несколько стандартов при подготовке отчетности. Среди международных стандартов традиционно лидирует Global Reporting Initiative (GRI).

  • Как показывают результаты опроса, среди национальных рекомендаций наиболее популярными у респондентов стали «Рекомендации по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ», разработанные Банком России (далее — Рекомендации Банка России), а также проект Стандарта отчетности об устойчивом развитии, подготовленный Минэкономразвития России (в том числе с учетом показателей отчетности об устойчивом развитии — Приложение 1); далее — Проект Стандарта (включая Приложение 1).

  • Для компаний, которые входят в котировальные списки ПАО Московская Биржа первого и второго уровней и выпустили нефинансовую отчетность за 2023 год, наиболее популярными стали Рекомендации Банка России.

  • На конец ноября 2024 года из 88 компаний, входящих в котировальные списки ПАО Московская Биржа первого и второго уровней, нефинансовую отчетность выпустили 69 компаний (78%).

  • Учитывая появление требований ПАО Московская Биржа об обязательной подготовке и публикации нефинансовой отчетности, АКРА и Комитет по интегрированной отчетности ожидают, что в 2025 году общее количество компаний, публикующих нефинансовую отчетность в России, превысит 140.

  • При сопоставлении с результатами двух предыдущих раундов опроса отмечается снижение процента компаний, готовых к проведению внешней верификации нефинансовой отчетности за 2024 год: 64 против 86% во втором раунде опроса и 85% по результатам первого раунда опроса. По мнению авторов исследования, это связано с расширением выборки респондентов.

  • Согласно результатам опроса, ключевыми пользователями нефинансовой отчетности являются рейтинговые агентства и другие оценивающие организации, инвесторы и акционеры.

  • Подавляющее большинство опрошенных компаний уже использует ESG-данные при анализе своей операционной деятельности и в рамках стратегического планирования.

  • Сравнительный анализ показателей, содержащихся в Проекте Стандарта, и метрик в трех других источниках, являющихся срезом всей цепочки работы с ESG-данными1, свидетельствует о том, что лишь восемь показателей из 120 в Проекте Стандарта полностью совпадают с другими источниками.

  • По оценке авторов исследования, на момент его проведения из 30 крупнейших по размеру экономики стран мира 14 уже внедрили требования об обязательной подготовке и публикации нефинансовой отчетности (из которых 10 — это страны Европейского союза, где данный вопрос вынесен на наднациональный уровень). Еще в шести странах приняты предварительные решения о внедрении такой отчетности с определенного периода. Кроме того, более половины фондовых бирж, функционирующих в указанных выше 30 странах, в той или иной форме имеют требования о подготовке нефинансовой отчетности в рамках процедур листинга.


1 Полный перечень источников, отобранных для анализа, и итоги сопоставления приведены в Приложении 2.

Результаты третьего раунда опроса: планы на 2025 год

Первый раунд опроса: с октября по ноябрь 2023 года.
Второй раунд опроса: с апреля по июнь 2024 года.
Третий раунд опроса: с сентября по ноябрь 2024 года. 

АКРА и Комитет по интегрированной отчетности подготовили третье совместное исследование по результатам опроса клиентов и контрагентов Агентства, а также участников Комитета по интегрированной отчетности на тему подходов респондентов к подготовке нефинансовой отчетности за 2024 год. Данный раунд опроса был проведен при поддержке со стороны ПАО Московская Биржа и Ассоциации банков России. Авторы выражают признательность указанным организациям за помощь в проведении опроса.

Данный раунд опроса проводился в период с сентября по ноябрь 2024 года; респондентам были заданы вопросы, касающиеся планов по публикации нефинансовой отчетности в следующем году (по итогам 2024 года), намерений использовать в ходе ее подготовки международные стандарты и национальные рекомендации, а также аспектов проведения внешней верификации отчетности и сроков ее выпуска. Первые пять вопросов остаются неизменными в каждом раунде опроса (см. Приложение 1); два вопроса меняются от раунда к раунду. В рамках данного раунда были добавлены вопросы относительно ключевых (по мнению компаний) пользователей нефинансовой отчетности и использования ESG-метрик в операционных практиках и при стратегическом планировании (описание подходов к проведению опроса см. в Приложении 1).

Первый раунд опроса, проходивший с октября по ноябрь 2023 года, был ориентирован на ожидания компаний относительно использования международных стандартов и национальных рекомендаций при формировании отчетности по итогам 2023 года2. Второй раунд опроса, проведенный с апреля по июнь 2024 года, также касался нефинансовой отчетности за 2023 год, но предполагал большую уверенность участников относительно используемых стандартов3.

В первом раунде опроса участвовали 78 компаний, во втором — 80 компаний, в третьем — 109. Более половины компаний, принявших участие и в первом, и во втором раундах, приняли участие в третьем раунде опроса. Авторы исследования стремятся опрашивать одни и те же компании в каждом последующем раунде, но не могут гарантировать идентичность выборки.


2 См. аналитический комментарий АКРА «Ожидания как реальность» от 22.12.2023.
3 См. исследование АКРА «Нефинансовая отчетность: эпизод 2 — атака стандартов» от 03.07.2024.

Рисунок 1. Планы компаний относительно подготовки и публикации нефинансовой отчетности за 2024 год; число компаний, давших указанный ответ



Источник: расчеты АКРА и Комитета по интегрированной отчетности (по данным опроса компаний)

83% респондентов планируют опубликовать нефинансовую отчетность за 2024 год.

83% респондентов (90 компаний) планируют составлять и публиковать нефинансовую отчетность за 2024 год (см. рис. 1), что на 2 и 6 п. п. меньше результатов первого и второго раундов опроса соответственно. 11% респондентов (12 компаний), отрицательно ответивших на вопрос о планах подготовки нефинансовой отчетности, относятся к финансовому сектору, ретейлу и строительной отрасли.

Рисунок 2. Международные стандарты, на которые планируют опираться компании при подготовке нефинансовой отчетности по итогам 2024 года; число компаний, указавших стандарт



Источник: расчеты АКРА и Комитета по интегрированной отчетности (по данным опроса компаний)

Как и по результатам предыдущих двух раундов опроса, практически все респонденты, которые планируют подготовку и публикацию нефинансовой отчетности в 2025 году, будут опираться сразу на несколько международных стандартов и российских рекомендаций (см. рис. 2–3). При этом максимальное количество международных стандартов, на которые планирует опираться одна из опрошенных компаний, составляет 11, а максимальное число российских стандартов достигает шести.

GRI остается самым популярным международным стандартом. 

Наиболее популярным стандартом по-прежнему остается GRI: 73 из 90 компаний (81%), планирующих опубликовать нефинансовую отчетность за 2024 год, указали GRI в качестве стандарта, на который они намерены ориентироваться (в первом раунде проведенного в 2023 году опроса— 97%, во втором — 94%). 43 компании (48%) планируют также использовать стандарты SASB, а 32 компании (36%) — стандарт TCFD (59 и 52% соответственно в 2023 году, 61 и 49% соответственно во втором квартале 2024 года).

В сравнении с результатами опроса, проведенного в период с мая по июнь текущего года, в этом раунде возросло число компаний, планирующих использовать при подготовке отчетности стандарты IFRS (S1 и S2): 20% респондентов, которые планируют готовить отчетность (18 компаний), против 15% по результатам второго раунда опроса. Это немногим меньше результата первого раунда, где доля компаний, планировавших использовать данный стандарт, составляла 30%. Две компании отметили стандарт TNFD, который с высокой долей вероятности будет применяться на российском рынке впервые.

В мировой практике стандарты GRI также применяются наиболее широко. Согласно исследованию Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants, IFAC), их используют 79% из 500 оцененных компаний4.


4 https://www.ifac.org/knowledge-gateway/discussion/state-play-sustainability-assurance. 

Рисунок 3. Национальные рекомендации, на которые планируют опираться компании при подготовке нефинансовой отчетности по итогам 2024 года; число компаний, указавших рекомендации



Источник: расчеты АКРА и Комитета по интегрированной отчетности (по данным опроса компаний)

Наиболее популярными национальными документами в рамках данного раунда опроса стали Рекомендации Банка России и Проект Стандарта (включая Приложение 1).

Согласно результатам всех трех проведенных раундов опроса, наиболее популярными среди национальных документов остаются Рекомендации Банка России5 и Рекомендации Минэкономразвития России6.

Отличие данного раунда опроса состоит в том, что вместо Рекомендаций Минэкономразвития России (документ был утвержден в ноябре 2023 года) респондентам было предложено выбрать проект Стандарта отчетности об устойчивом развитии, подготовленный Минэкономразвития России (с разделением на Приложение 1 и Приложение 2)7. Это связано с допущением, что к моменту публикации нефинансовой отчетности
в 2025 году этот документ будет утвержден и заменит собой указанные выше рекомендации. Кроме того, Приложение 1 и Приложение 2 содержат разный набор данных, поэтому респондентам были предложены два варианта ответа (можно было выбрать оба варианта).

В рамках третьего раунда опроса наибольшей популярностью у респондентов пользовались Рекомендации Банка России и Проект Стандарта (включая Приложение 1). На данные документы ориентируются 76% опрошенных компаний. Проект Стандарта (включая Приложение 2) намерены применять 55 компаний (61%).

Снизилась доля компаний, которые при подготовке нефинансовой отчетности за 2024 год хотели бы использовать «Базовые индикаторы результативности РСПП»8 — 28 компаний (31%) против 48% в первом раунде опроса и 39% — во втором. 38 компаний (42%) планируют опираться на «Рекомендации по раскрытию финансовыми организациями информации в области устойчивого развития»9.

24 компании (27%) в качестве ориентира при составлении нефинансовой отчетности за 2024 год указали «Рекомендации по разработке методологии и присвоению ESG-рейтингов (рейтингов устойчивого развития)», также разработанные Банком России. В рамках первого раунда опроса этот документ выбрали 36% респондентов, в рамках второго — 27%.

Авторы настоящего исследования отмечают, что текст проекта Стандарта отчетности об устойчивом развитии, опубликованный на сайте Минэкономразвития России в сентябре 2024 года, имеет ряд существенных отличий по сравнению с версией, которая была опубликована в мае 2024-го. Они заключаются в следующем:

  • более пристальное внимание уделяется необходимости взаимодействия с заинтересованными сторонами в рамках подготовки отчетности;

  • усилено внимание к оценке и раскрытию влияния факторов, которые связаны с устойчивым развитием, на финансовый результат компании;

  • сроки публикации нефинансовой отчетности увеличены с 30 до 60 дней с даты публикации компанией годовой финансовой отчетности;

  • подчеркивается необходимость профессионального заверения отчетности и добавлена возможность ее общественного заверения;

  • расширен ряд обязательных элементов отчетности, а в ряде случаев — показателей.

Авторы исследования полагают, что с учетом появления со стороны ПАО Московская Биржа требований о подготовке и публикации нефинансовой отчетности для эмитентов, акции которых входят в котировальные списки первого и второго уровней, общее число компаний, публикующих такую отчетность по итогам 2024 года, возрастет. На середину ноября текущего года в указанные списки входило 88 юридических лиц. Из них на конец ноября нефинансовую отчетность в каком-либо виде опубликовали 69 компаний (78%). С учетом этого авторы исследования прогнозируют, что в 2025 году общее количество компаний, публикующих нефинансовую отчетность в России, превысит 140 (подробный анализ отчетности компаний, входящих в указанные котировальные списки, приведен на стр. 14).


5 Информационное письмо Банка России № ИН-06-28/49 «О рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ». 12.07.2021 // Банк России. URL:   https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/117620/20210712_in-06-28_49.pdf.
6 Полное название документа: Методические рекомендации Министерства экономического развития Российской Федерации по подготовке отчетности об устойчивом развитии». 01.11.2023 // Минэкономразвития России. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/70c9039795779d4b5b55c3fb8066afd3/764_2023-11-01.pdf.
7 https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=150788.
8 «Базовые индикаторы результативности. Рекомендации по использованию в практике управления и корпоративной нефинансовой отчетности». 2008 // Российский союз промышленников и предпринимателей. URL: https://rspp.ru/12/7862.pdf.
9 Информационное письмо Банка России № ИН-02-28/44 «О рекомендациях по раскрытию финансовыми организациями информации в области устойчивого развития». 13.07.2023 // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/6233.

Рисунок 4. Планы компаний по проведению внешней верификации нефинансовой отчетности за 2024 год; % ответов от числа компаний, планирующих составлять отчетность в 2025 году


Источник: расчеты АКРА и Комитета по интегрированной отчетности (по данным опроса компаний)

По сравнению с результатами двух предыдущих раундов снизился процент компаний, готовых к проведению внешней верификации нефинансовой отчетности в 2025 году: 64% против 86% по итогам второго раунда опроса и 85% — по результатам первого (авторы исследования связывают это с расширением выборки). Из них 23% компаний намерены использовать две формы верификации одновременно: независимый аудит и общественное заверение (см. рис. 4)10.

Как показывают результаты данного раунда опроса и двух предыдущих, большинство компаний (26%) планируют выпустить нефинансовую отчетность в июне. На момент проведения третьего раунда опроса 12 компаний (13%) не определились относительно времени раскрытия отчетности (см. рис. 5). Компания, выбравшая вариант ответа «Иное», указала более размытые границы периода выпуска отчетности, не ограничиваясь одним месяцем.


10 Вариант «Иное» на рис. 4 подразумевает проведение отдельными компаниями общественного обсуждения отчета в рамках специального формата.

Рисунок 5. Сроки выпуска нефинансовой отчетности в 2025 году; % ответов от числа компаний, планирующих опубликовать отчетность в 2025-м



Источник: расчеты АКРА и Комитета по интегрированной отчетности (по данным опроса компаний)

Дополнительные вопросы, заданные респондентам в ходе третьего раунда опроса, касались ключевых (по мнению компаний) пользователей отчетности, а также практического применения ESG-метрик (см. рис. 6–7).

Как показано на рис. 6, по мнению респондентов, планирующих выпускать отчетность за 2024 год, основными пользователями нефинансовой отчетности являются рейтинговые агентства и другие оценивающие организации (69% ответов), инвесторы и акционеры (49 и 39% соответственно). Сотрудников компаний выбрали 24% респондентов, а жителей регионов присутствия — 4%. В ходе интерпретации полученного результата важно учитывать, что при ответе на данный вопрос компании могли выбрать не более трех групп.

Рисунок 6. Основные пользователи нефинансовой отчетности, по мнению компаний; % ответов от числа компаний, планирующих опубликовать отчетность в 2025 году


Источник: расчеты АКРА и Комитета по интегрированной отчетности (по данным опроса компаний)

Рисунок 7. Использование компаниями отдельных ESG-метрик; % ответов от числа компаний, планирующих опубликовать отчетность в 2025 году


Источник: расчеты АКРА и Комитета по интегрированной отчетности (по данным опроса компаний)

По мнению респондентов, как показано на рис. 7, наиболее часто ESG-метрики, представленные в нефинансовой отчетности, используются как показатели оценки эффективности менеджмента и/или отдельных подразделений компании (59% ответов), в документах стратегического планирования и в программах повышения производственной безопасности и охраны труда (53 и 49% ответов соответственно). Примечательно, что всего 3% компаний указали, что ESG-метрики никак не используются при оценке операционной деятельности компании и/или при стратегическом планировании. По мнению авторов исследования, это говорит о том, что ESG-метрики фактически уже интегрированы в оценку операционной деятельности компаний крупного бизнеса. Отметим, что оценка фактической значимости таких показателей с точки зрения принятия решений и определение конкретных ESG-метрик, важных с точки зрения управления операционной эффективностью, находились за рамками настоящего исследования.

нефинансовая отчетность по итогам 2023 года: к чему пришли

В рамках настоящего исследования авторы также проанализировали публичную нефинансовую отчетность за 2023 год 133 компаний, выпустивших ее в различных форматах на конец ноября 2024 года. В качестве источников для анализа использовались «Библиотека корпоративных нефинансовых отчетов» РСПП11, ресурс Комитета по интегрированной отчетности12, а также интернет-сайты компаний. Более половины компаний выборки (53%) выпустили нефинансовую отчетность за 2023 год в формате отчета об устойчивом развитии (ОУР), 34% — в формате годового отчета (ГО), оставшиеся 13% компаний выбрали иной формат (ESG-презентация или другой формат; см. рис. 8).

Авторы отмечают, что исследований со схожей задачей (анализ уже вышедших отчетов) достаточно много, однако при в целом схожих результатах итоговые доли в значительной мере зависят от исходной выборки компаний. В рамках настоящего исследования в выборку в основном попали компании крупного и среднего бизнеса, выпускающие нефинансовую отчетностью на регулярной основе или выпустившие ее в текущем году в первый раз.


11 https://rspp.ru/tables/non-financial-reports-library/.
12 https://corporatereporting.ru/sustainable-scope-aug2024.


13 компаний выборки (10%) в качестве приложения к нефинансовой отчетности также опубликовали количественные и качественные показатели деятельности в формате ESG-databook (как правило, в формате Excel; см. рис. 9).


Рисунок 10. Формат внешней верификации нефинансовой отчетности за 2023 год, % от всей выборки 




Источник: расчеты АКРА

Более половины компаний выборки (60%) не проводили внешнюю верификацию своей нефинансовой отчетности за 2023 год ни в одном из принятых форматов. 17% компаний использовали в качестве внешней верификации аудит, 9% — общественное заверение. 14% компаний выбрали одновременно две формы верификации (см. рис. 10). Помимо информации, представленной в отчете, в качестве источника информации о наличии у компании общественного заверения использовался раздел сайта «Устойчивое развитие» РСПП13.

На следующем этапе авторы провели анализ выборки отчетов на предмет упоминания компаниями национальных, а также международных рекомендаций и стандартов. В качестве базового перечня использовались те же рекомендации и стандарты, что и в первой части настоящего исследования. Подсчет велся по количеству упоминаемых самими компаниями стандартов и рекомендаций (как правило, такая информация представлена в разделе «Об отчете» каждого отчета). Так называемые таблицы соответствия не анализировались. При подсчете количества упоминаемых стандартов не учитывался факт наличия или отсутствия внешнего подтверждения соответствия стандарту. Таким образом, учитывался исключительно факт декларирования самой компанией в отчете.


13 https://rspp.ru/sustainable_development/otchety-kompaniy-proshedshie-protseduru-obshchestvennogo-zavereniya/.

Рисунок 11. Национальные рекомендации, упомянутые в нефинансовой отчетности компаний за 2023 год; число компаний, указавших рекомендации


Источник: расчеты АКРА

Большинство компаний, выпустивших нефинансовую отчетность за 2023 год, опираются сразу на несколько международных стандартов и российских рекомендаций14 (см. рис. 11–12).

92 компании из 133 (69%) в своей отчетности за 2023 год ссылаются на те или иные российские рекомендации. Наиболее популярными являются Рекомендации Минэкономразвития России и Рекомендации Банка России. На них ориентируются 60 и 56 компаний соответственно (45 и 42% выборки соответственно).

46 компаний (35%) использовали рекомендации «Социальной хартии российского бизнеса», разработанной РСПП15, гид ПАО Московская Биржа по ESG-практикам16, «Рекомендации по учету советом директоров (наблюдательным советом) публичного акционерного общества факторов, связанных с окружающей средой, социальных факторов и факторов корпоративного управления (ESG-факторов), а также вопросов устойчивого развития» Банка России17 и другие национальные рекомендации.

19 компаний (14%) при составлении отчетности опирались на «Базовые индикаторы результативности» РСПП, четыре компании (3%) — на «Рекомендации по раскрытию финансовыми организациями информации в области устойчивого развития», составленные Банком России. Лишь одна компания выборки указала в перечне используемых при составлении отчетности стандартов и рекомендаций «Рекомендации по разработке методологии и присвоению ESG-рейтингов (рейтингов устойчивого развития)», также разработанные Банком России. 41 компания из 133 (31%) при составлении отчетности не опиралась ни на один национальный стандарт.


14 При подсчете международных стандартов и российских рекомендаций использовалась информация, указанная в разделе «Об отчете» нефинансовой отчетности компаний за 2023 год.
15 «Социальная хартия российского бизнеса. Принципы ответственного ведения бизнеса». 2021 // Российский союз промышленников и предпринимателей. URL: https://media.rspp.ru/document/1/6/d/6d3d27cdf73435bb86b41daf5d39c772.pdf.
16 Руководство для эмитента: «Как соответствовать лучшим практикам устойчивого развития». 19.01.2023 // ПАО Московская Биржа.URL: https://fs.moex.com/f/16010/mosbirzha-esg-rus-book-1012.pdf.
17 Информационное письмо Банка России № ИН-06-28/96 «О рекомендациях по учету советом директоров публичного акционерного общества ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития». 16.12.2021 // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/5757.

Рисунок 12. Международные стандарты, упомянутые в нефинансовой отчетности компаний за 2023 год; число компаний, указавших стандарт

Источник: расчеты АКРА

94 компании (71% выборки) в своей нефинансовой отчетности за 2023 год ссылаются на те или иные международные стандарты. Наиболее популярным является GRI: 100% компаний, использовавших в своей отчетности международные стандарты, ориентируются на него. 48 компаний (36%) также использовали стандарты SASB, а 34 компании (26%) — стандарт TCFD. 28 компаний (21%) использовали в своей отчетности, помимо стандартов, перечисленных на рис. 12, прочие международные стандарты, например стандарт по взаимодействию с заинтересованными сторонами (AA1000 Stakeholder Engagement Standard)18, «Принципы ответственной банковской деятельности» глобальной финансовой инициативы программы ООН по окружающей среде UNEP FI19, таксономию Европейского союза и другие.

39 компаний из 133 (29%) при составлении отчетности не опирались ни на один международный стандарт.

В связи с изменением правил листинга ПАО Московская Биржа в части внедрения требований к раскрытию нефинансовой информации эмитентами, акции которых включены в первый или второй уровни листинга, авторы также проанализировали статус отчетности компаний из указанных списков по состоянию на конец ноября 2024 года.

На ноябрь 2024 года из 88 компаний из первого и второго уровней котировального списка ПАО Московская Биржа20 нефинансовую отчетность выпустили 69 компаний (78%), из которых 31% выпустил нефинансовую отчетность в формате ОУР, 37% — в формате ГО, 10% компаний раскрывают нефинансовую отчетность в ином формате (см. рис. 13).


18 AA1000 Stakeholder Engagement Standard (2015). URL https://www.accountability.org/static/940dc017198458fed647f73ad5d47a95/aa1000ses_2015.pdf.
19 United Nations Environment Programme Finance Initiative.
20 Первый и второй уровни котировального списка. 01.11.2024 // ПАО Московская Биржа. URL: https://www.moex.com/ru/listing/securities-list.aspx.




ESG-databook с количественными и качественными показателями деятельности вместе с нефинансовой отчетностью за 2023 год опубликовали восемь компаний (12%), которые входят в первый и второй уровни котировального списка ПАО Московская Биржа (см. рис. 14).

Из 69 компаний из первого и второго уровней котировального списка, выпустивших нефинансовую отчетность за 2023 год, 20% компаний использовали в качестве внешней верификации независимый аудит, 7% — общественное заверение. 18% компаний выбрали одновременно две формы верификации. 55% компаний не проводили внешнюю верификацию своей нефинансовой отчетности за 2023 год (см. рис. 15).

Рисунок 15. Формат внешней верификации нефинансовой отчетности компаний из первого и второго уровней котировального списка ПАО Московская Биржа за 2023 год,% компаний, выпустивших нефинансовую отчетность 

Источник: расчеты АКРА

Из 69 компаний из первого и второго уровней котировального списка ПАО Московская Биржа, которые выпустили отчетность за 2023 год, 52 компании (75%) в своей отчетности ссылаются на российские рекомендации (см. рис. 16).

Наиболее популярными национальными документами, упомянутыми компаниями, стали Рекомендации Банка России и Рекомендации Минэкономразвития России. На них ориентировались 37 и 32 компании соответственно (54 и 46% соответственно).

25 компаний (36%) при составлении отчетности также опирались на другие национальные рекомендации, одним из наиболее распространенных среди которых стал гид ПАО Московская Биржа по ESG-практикам «Руководство для эмитента: как соответствовать лучшим практикам устойчивого развития».

13 компаний (19%) ссылались на «Базовые индикаторы результативности» РСПП, две компании (3%) — на «Рекомендации по раскрытию финансовыми организациями информации в области устойчивого развития». Одна компания указала в перечне используемых при составлении отчетности стандартов и рекомендаций «Рекомендации по разработке методологии и присвоению ESG-рейтингов (рейтингов устойчивого развития)» Банка России. 17 компаний из 69 (25%) при составлении отчетности не опирались ни на один национальный стандарт.

Рисунок 16. Национальные рекомендации, упомянутые в нефинансовой отчетности компаний из первого и второго уровней котировального списка ПАО Московская Биржа за 2023 год; число компаний, указавших рекомендации

Источник: расчеты АКРА

Из 69 компаний из первого и второго уровней котировального списка ПАО Московская Биржа, которые выпустили отчетность за 2023 год, 48 компаний (70%) в своей отчетности ссылаются на те или иные международные стандарты (см. рис. 17).

48% компаний (70%) ориентировались на стандарт GRI. 29 компаний (42%) также использовали стандарты SASB, а 22 компании (32%) — стандарт TCFD. 23 компании (33%) использовали в своей отчетности прочие международные стандарты. 21 компания из 69 (30%) не опиралась ни на один международный стандарт при составлении отчетности.

Рисунок 17. Международные стандарты, упомянутые в нефинансовой отчетности компаний из первого и второго уровней котировального списка ПАО Московская Биржа за 2023 год, число компаний, указавших стандарт

Источник: расчеты АКРА

полистандартность данных: отделить зерна от плевел

На данном этапе проведения исследования авторы решили проанализировать наборы данных, приведенные в ряде рекомендаций и источников, которые, по мнению Агентства и Комитета по интегрированной отчетности, являются срезом по всей цепочке работы с ESG-данными (от проведения оценки поставщиков до присвоения ESG-рейтинга), на которые компании могут опираться при составлении отчетности. Ключевым критерием отбора источника для анализа было наличие списка показателей по всем трем компонентам (E, S и G) c описанием методики расчета.

Поскольку регулирование нефинансовой отчетности в России находится на ранней стадии развития, показатели, рекомендуемые компаниям к включению в отчетность Банком России и Минэкономразвития России и предлагаемые сервисом ESG-disclosure, разработанным ESG Альянсом совместно с Группой «Интерфакс»21, а также упомянутые в «Методических рекомендациях по проведению ESG-оценки поставщиков»22, являются достаточно неоднородными.


21 Сервис сравнения ключевых показателей нефинансовой отчетности российских компаний; https://esg-disclosure.ru/.
22 https://esg-a.ru/ru/press-center/predstavleny_metodologicheckiye_recomendatsyi_po_provedeniyu_esg_otsenki_postavshchikov.

При сравнении показателей Проекта Стандарта с другими источниками можно заключить, что из всех показателей лишь восемь совпадают полностью.

Cравнение ESG-показателей, приведенных в четырех источниках (Проект Стандарта; «Рекомендации по разработке методологии23 и присвоению ESG-рейтингов (рейтингов устойчивого развития)»24; «Методические рекомендации по проведению ESG-оценки поставщиков»; сервис ESG-disclosure), которые, по мнению авторов, в настоящий момент выступают главными ориентирами для российских компаний при формировании наборов данных в нефинансовой отчетности, показало, что наборы показателей в указанных источниках существенно различаются. Важно отметить, что авторы анализировали наличие в данных источниках конкретных показателей, но не учитывали верхнеуровневые разделы или схожие по тематике показатели. Методика сопоставления и полные результаты данного сравнения приведены в Приложении 2.

Всего в текущей версии Приложения 1 Проекта Стандарта упоминаются 120 показателей, включая составные подпоказатели (например, показатели образования отходов в разрезе классов опасности), в число которых входит 41 экологический показатель, 41 социальный показатель и 38 показателей корпоративного управления, включая экономические показатели. При сравнении показателей Проекта Стандарта с другими источниками можно заключить, что из всех показателей лишь восемь совпадают полностью:

Пять экологических показателей:

  • объем потребления воды;

  • образование отходов;

  • выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников;

  • выбросы парниковых газов (Охват 1);

  • выбросы парниковых газов (Охват 2).

Два социальных показателя:

  • смертельный травматизм;

  • текучесть кадров.

Один показатель корпоративного управления:

  • доля женщин-руководителей.

Ни один показатель Приложения 2 Проекта Стандарта не встречается в других источниках.

Как показано на рис. 18, большее сходство с Проектом Стандарта по составу показателей имеют сервис ESG-disclosure и Модельная методология
ESG-рейтингов, меньшее — у «Методических рекомендаций по проведению ESG-оценки поставщиков». При этом у всех источников больше всего совпадений отмечается в блоке экологических показателей, меньше всего — в блоке показателей корпоративного управления.


23 https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=150788.
24 Далее — Модельная методология ESG-рейтингов.

Рисунок 18. Сходство показателей в различных источниках относительно Проекта Стандарта 



Источник: расчеты АКРА и Комитета по интегрированной отчетности на основании указанных источников

Некоторые показатели в данных источниках имеют разную степень детализации. Так, показатель сброса сточных вод в Проекте Стандарта не учитывает сброс сточных вод на рельеф, так как это является нарушением действующего законодательства, в то время как в сервисе ESG-disclosure сброс на рельеф включен в состав указанного показателя. В Модельной методологии ESG-рейтингов предлагается учитывать только сброс в поверхностные водные объекты и не учитывать сброс на рельеф и передачу загрязненных сточных вод для очистки другим предприятиям. В «Методических рекомендациях по проведению ESG-оценки поставщиков» показатель сброса сточных вод отсутствует.

Показатели энергопотребления также различаются. В Проекте Стандарта и в сервисе ESG-disclosure показатель учитывает собственное энергопотребление (без учета отпуска тепла и электроэнергии внешним потребителям). В Модельной методологии ESG-рейтингов формулировка показателя звучит как «Общее количество потребляемой / производимой энергии (в разбивке по источникам)». В «Методических рекомендациях по проведению ESG-оценки поставщиков» показатель называется «Динамика объема использованной тепловой и электроэнергии».

Средняя заработная плата в разных источниках тоже рассчитывается по-разному. В Проекте Стандарта и в сервисе ESG-disclosure это просто «Заработная плата на одного сотрудника» (в разбивке по категориям сотрудников, возрасту и полу), в Модельной методологии ESG-рейтингов — «Средняя заработная плата за исключением топ-менеджмента и с учетом средней по отрасли / в регионе», в «Методических рекомендациях по проведению ESG-оценки поставщиков» — «Динамика отношения средней заработной платы в организации к среднему уровню заработной платы в регионе».

Строго говоря, применение схожих по тематике, но различающихся с точки зрения формулировок показателей может привести к тому, что даже в рамках одной отрасли компании будут по-разному рассчитывать эти показатели, что делает итоговые количественные значения полностью несопоставимыми.

Одновременно с различиями в детализации состава показателей в анализируемых источниках присутствует терминологическая неопределенность, которая также усложняет для компаний сбор и предоставление данных. Так, в Модельной методологии ESG-рейтингов показатель, связанный с потреблением энергии из возобновляемых источников энергии, назван «Общее количество потребляемой / производимой энергии на базе "зеленой" энергетики (атомная, газовая, водородная генерация, производство энергии из возобновляемых источников)», в то время как в Проекте Стандарта предлагается раскрывать сразу два показателя в рамках одной компоненты — объем потребления возобновляемой и низкоуглеродной энергии. Показатель объема водопотребления также различается по своей сути: в Проекте Стандарта называется «Объем использованной воды», а в Модельной методологии ESG-рейтингов — «Общий объем забираемой воды».

Авторы отмечают, что состав показателей во всех рассматриваемых источниках зачастую избыточен: в текущей редакции Проекта Стандарта насчитываются 62 метрики (без учета составных подпоказателей), при этом, согласно исследованию РСПП, проведенному по отчетности 2023 года, только 13 показателей наиболее часто используются в отчетах российских компаний (отчетность раскрывают более 85% компаний)25. Суммарное количество показателей во всех четырех источниках составляет порядка 450 без учета пересечений.

Также определенную трудность для использования предложенных метрик представляют сложные расчетные показатели. Например, в Проекте Стандарта присутствуют удельные показатели выбросов загрязняющих веществ по классам опасности в расчете на единицу продукции. АКРА и Комитет по интегрированной отчетности неоднократно подчеркивали сложность работы с показателями, выраженными на единицу продукции, поскольку они будут существенно различаться у компаний, относящихся к одной отрасли, но производящих разные виды продукции.

В то же время в перечисленных выше источниках отсутствуют некоторые важные, по мнению авторов, показатели. К примеру, в «Методических рекомендациях по проведению ESG-оценки поставщиков» отсутствует показатель общей численности сотрудников, который является важной характеристикой масштаба деятельности организации, а в Проекте Стандарта нет показателя общего травматизма, отделенного от расчетного показателя LTIFR.


25 Исследование «Об использовании Методических рекомендаций по подготовке отчетности об устойчивом развитии Министерства экономического развития Российской Федерации в корпоративной нефинансовой отчетности в области устойчивого развития», презентованное в ноябре текущего года на совместном заседании Комитета РСПП по корпоративной социальной ответственности и устойчивому развитию и Совета РСПП по нефинансовой отчетности, индексам и рейтингам устойчивого развития.

Мир: МСФО стучится в двери

В рамках настоящего исследования авторы также провели анализ практик внедрения обязательной нефинансовой отчетности (ESG-отчетности, отчетности об устойчивом развитии и т. д.) в 30 крупнейших экономиках мира (по объему номинального ВВП за 2023 год).

Анализ проводился в разрезе требований национальных фондовых бирж, присоединившихся к инициативе ООН Sustainable stock exchanges (SSE), требований локальных центральных банков и иных финансовых регуляторов, а также с точки зрения внедрения отчетности, связанной с климатом, в рамках работы Фонда МСФО. Страны Европейского союза в данном случае рассматривались как единое правовое пространство. В качестве источников информации для анализа использовались:

  • профили бирж в базе данных SSE26;

  • заявления и новости центральных банков и локальных финансовых регуляторов, опубликованные в открытых источниках;

  • отчет “Progress on Corporate Climate-related Disclosures—2024 Report”27, выпущенный Фондом МСФО в ноябре 2024 года.

Авторы исследования отмечают, что определение точного количества юрисдикций, в которых нефинансовая отчетность обязательна для какой-либо части компаний корпоративного сектора, является проблематичным.
Во-первых, такие источники, как SSE, иногда содержат устаревшую или противоречивую информацию относительно обязательных требований бирж. Во-вторых, зачастую биржи при определении требований о наличии нефинансовой отчетности делают отсылку к локальному регулятору или международным стандартам, в том числе МСФО. В-третьих, хотя многие заявления национальных финансовых регуляторов и центральных банков свидетельствуют о высокой вероятности появления обязательной отчетности в своих юрисдикциях, такие решения могут требовать одобрения других ветвей власти (в большинстве случаев — парламента) или же вовсе отменяться после смены доминирующей политической партии. Приблизительные оценки возможны, но стоит относиться к ним с осторожностью и рассматривать в контексте административных и политических процессов в каждой отдельно взятой юрисдикции.

Анализ актуальных профилей 40 бирж (из 30 стран), присоединившихся к SSE, показал, что у 21 биржи присутствуют требования о наличии какой-либо нефинансовой отчетности в рамках требований листинга, при этом общее количество бирж с такими требованиями на конец 2023 года составило 38 (см.  рис. 19).


26 https://sseinitiative.org/exchanges-filter-search.
27 https://www.ifrs.org/content/dam/ifrs/supporting-implementation/issb-standards/progress-climate-related-disclosures-2024.pdf.

Рисунок 19. Количество фондовых бирж, имеющих определенный продукт или стандарт в сфере устойчивого развития

Источник: SSE, World Investment Report 2024

Анализ заявлений и новостей, касающихся планов центральных банков и иных финансовых регуляторов, показывает, что на момент проведения исследования из 30 крупнейших по размеру экономики стран 14 уже внедрили требования о подготовке и публикации обязательной нефинансовой отчетности. При этом 10 из них — это страны Европейского союза, где данный вопрос вынесен на наднациональный уровень. Еще в шести странах приняты предварительные решения о внедрении такой отчетности, причем сроки начала публикации обязательной отчетности варьируются от 2024 до 2027 отчетного года. Еще в четырех странах ведется активное обсуждение данного вопроса.

В 2024 году обновленный стандарт GRI стал более ориентированным на интеграцию с инициативами Совета по международным стандартам устойчивого развития (ISSB). В частности, показатели в рамках стандарта GRI были адаптированы для обеспечения совместимости с новыми рамками, предложенными ISSB, что позволяет компаниям одновременно выполнять требования обеих систем. Обновления стандарта GRI в 2024 году включают более четкие указания по раскрытию информации о климатических рисках и их влиянии на бизнес, также подчеркивая важность учета экологических рисков в стратегическом управлении.

Кроме того, обновленный стандарт GRI акцентирует внимание на необходимости прозрачного раскрытия данных о цепочке поставок и социальных аспектах, таких как соблюдение прав человека и социальная ответственность.

Отчет “Progress on Corporate Climate-related Disclosures—2024 Report”, выпущенный Фондом МСФО в ноябре 2024 года, показывает, что более 30 регуляторов по всему миру требуют от компаний раскрытия нефинансовой отчетности по стандартам ISSB в той или иной форме. При этом 90% исследованных юрисдикций предлагают более широкую трактовку нефинансовой отчетности (все существенные риски и возможности, связанные с устойчивым развитием), и лишь в 10% случаев регуляторы сосредоточены только на информации, связанной с изменением климата.

На национальном уровне наиболее комплексной по числу разработанных стандартов и количеству затронутых компаний является система нефинансовой отчетности Европейского союза. В ноябре 2024 года было объявлено о планах по созданию консолидированного регулирования ESG-отчетности в 2025 году для упрощения пересекающихся требований. Предложение направлено на объединение мандатов Директивы о корпоративной отчетности в области устойчивого развития (CSRD), Регламента о таксономии ЕС (Taxonomy Regulation) и Директивы ЕС о должной осмотрительности в области корпоративной устойчивости (CSDDD) в единый регламент, что позволит, по мнению Еврокомиссии, снизить сложность подготовки отчетности для компаний.

Столь же активно развиваются национальные стандарты в странах БРИКС, прежде всего в крупнейших экономиках этого объединения — в Китае, Индии и Бразилии (планы этих стран относительно подготовки ESG-отчетности подробно рассмотрены в опубликованном ранее аналитическом комментарии АКРА и совместном исследовании Агентства и Комитета по интегрированной отчетности)28.


28 См. аналитический комментарий «ESG-финансы и отчетность в странах БРИКС: общие знаменатели» от 13.03.2024 и исследование «Нефинансовая отчетность: эпизод 2 — атака стандартов» от 03.07.2024.

приложение 1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСА

В основе настоящего исследования лежит третий раунд опроса, который проводился АКРА и Комитетом по интегрированной отчетности среди клиентов и контрагентов Агентства и участников Комитета по интегрированной отчетности в период с сентября по ноябрь 2024 года.

Представителям компаний было предложено ответить на семь вопросов, а также была предоставлена возможность оставить комментарий при ответе на каждый из вопросов. Для вопросов 2, 3 и 6 предусмотрена возможность выбрать более одного варианта ответа (см. перечень). Детальные интервью по итогам анкетирования не проводились. Перечень вопросов представлен ниже.

1.       Планирует ли ваша компания составлять и публиковать нефинансовую отчетность (отчет об устойчивом развитии, ESG-отчет, раздел об устойчивом развитии в составе годового отчета) по итогам 2024 года (на момент заполнения анкеты)?

2.       На какие международные стандарты ваша компания планирует опираться при формировании нефинансовой отчетности по итогам 2024 года (если планируется использовать международные стандарты) (можно выбрать несколько вариантов ответа)?

3.       На какие национальные стандарты ваша компания планирует опираться при составлении нефинансовой отчетности по итогам 2024 года (если планируется использовать национальные стандарты) (можно выбрать несколько вариантов ответа)?

4.       Планирует ли ваша компания проводить внешнюю верификацию нефинансовой отчетности за 2024 год?

5.       В какие сроки планируется раскрытие нефинансовой отчетности (отчета об устойчивом развитии, ESG-отчета, раздела об устойчивом развитии в составе годового отчета) по итогам 2024 года?

6.       Какая целевая группа, с вашей точки зрения, является основным пользователем нефинансовой отчетности вашей компании (можно выбрать не более трех вариантов ответа)?

7.       Используются ли отдельные ESG-метрики, представленные в нефинансовой отчетности вашей компании, в ее операционной деятельности и/или при стратегическом планировании?

В рамках опроса были получены анкеты от 109 компаний. АКРА и Комитет по интегрированной отчетности благодарят за содействие в проведении опроса ПАО Московская Биржа, Ассоциацию банков России, Национальный ESG Альянс, Российский союз промышленников и предпринимателей, а также профессиональное сообщество в области устойчивого развития “Green Drinks” и телеграм-канал “ESG World”. Отраслевая структура компаний, принявших участие в опросе, представлена на рис. 20.

Рисунок 20. Отраслевая структура компаний, принявших участие в опросе 2024 года

Источник: расчеты АКРА и Комитета по интегрированной отчетности (по данным опроса компаний)

Приложение 2. Анализ набора данных

В рамках данного исследования Агентство и Комитет по интегрированной отчетности также провели анализ состава показателей, содержащихся в ряде российских документов рекомендательного характера, а также в ключевом источнике ESG-данных на российском рынке, которым является ресурс
ESG-disclosure, разработанный Национальным ESG Альянсом совместно с Группой «Интерфакс»29. Сравнение ESG-показателей проводилось по четырем источникам, которые, по мнению авторов, характеризуют всю цепочку работы с ESG-данными (ключевым критерием отбора источника для анализа являлось наличие списка показателей по всем трем компонентам (E, S и G) c описанием расчета показателей):

1.       Проект Стандарта отчетности об устойчивом развитии, опубликованный на сайте Минэкономразвития30 (Проект Стандарта);

2.       Рекомендации по разработке методологии и присвоению ESG-рейтингов (рейтингов устойчивого развития)31;

3.       Методические рекомендации по проведению ESG-оценки поставщиков, разработанные Национальным ESG Альянсом32;

4.       Сервис сравнения ключевых показателей нефинансовой отчетности российских компаний (ESG-disclosure)33.

В качестве базы для сравнения был взят Проект Стандарта. Все показатели из трех других источников сравнивались с показателями, включенными в Приложение 1 Проекта Стандарта (без учета Приложения 234). В случае полного совпадения против соответствующего показателя указано «Да»; в случае схожей тематики показателей, но разных формулировок, которые могут существенно повлиять на итоговое количественное значение, указано «Частично»; в случае несовпадения — «Нет» (см. табл. 1).


29 https://esg-disclosure.ru/.
30 https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=150788.
31 https://www.cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/6225.
32 https://esg-a.ru/ru/press-center/predstavleny_metodologicheckiye_recomendatsyi_po_provedeniyu_esg_otsenki_postavshchikov
33 https://esg-disclosure.ru/.
34 Приложение 2 было исключено из анализа, так как ни один из показателей в нем не совпадает с другими источниками.

Таблица 1. Анализ сопоставления набора показателей в выбранных источниках

Показатели, включенные в Проект Стандарта (Приложение 1)

Раздел

Рекомендации по разработке методологии и присвоению ESG-рейтингов (рейтингов устойчивого развития)

Методические рекомендации по проведению ESG-оценки поставщиков

Сервис сравнения ключевых показателей нефинансовой отчетности российских компаний
(ESG-disclosure)

1

Объем использованной воды из всех источников водоснабжения

E

Частично

Нет

Нет

2

Объем собственного потребления воды из всех источников водоснабжения, без учета отпуска воды внешним потребителям без ее использования

E

Да

Да

Да

3

Доля оборотного и повторно-последовательного водоснабжения в общем объеме собственного потребления воды из всех источников

E

Частично

Нет

Нет

4

Объем сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты (загрязненных, нормативно чистых, нормативно очищенных) и/или переданных загрязненных стоков на очистку другим предприятиям 

E

Частично

Нет

Частично

5

Образовано отходов I–V классов опасности, всего, в том числе:

E

Да

Да

Да

6

I класса

E

Нет

Нет

Да

7

II класса

E

Нет

Нет

Да

8

III класса

E

Нет

Нет

Да

9

IV класса

E

Нет

Нет

Да

10

V класса

E

Нет

Нет

Да

11

Обращение с отходами всего, в том числе по категориям:

E

Нет

Нет

Нет

12

утилизировано отходов

E

Нет

Нет

Нет

13

обезврежено отходов

E

Нет

Нет

Нет

14

захоронено отходов

E

Нет

Нет

Нет

15

использовано повторно отходов

E

Нет

Нет

Нет

16

переработано отходов

E

Нет

Нет

Да

17

Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от  стационарных источников

E

Да

Да

Да

18

Масса выбросов парниковых газов, в  том числе: Охват 1

E

Да

Да

Да

19

Масса выбросов парниковых газов, в том числе: Охват 2 

E

Да

Да

Да

20

Углеродный след продукции

E

Да

Частично

Нет

21

Удельные выбросы загрязняющих веществ I и II классов опасности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека:

E

Частично

Нет

Нет

22

Удельные выбросы загрязняющих веществ III и IV классов опасности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и  здоровье человека

E

Нет

Нет

Нет

23

Расходы на реализацию мероприятий, связанных с охраной окружающей среды всего, в том числе:

E

Нет

Нет

Да

24

на охрану атмосферного воздуха и предотвращение изменения климата;

E

Нет

Нет

Да

25

на сбор и очистку сточных вод;

E

Нет

Нет

Да

26

на обращение с отходами;

E

Нет

Нет

Да

27

на сохранение биоразнообразия и природных территорий;

E

Нет

Нет

Да

28

на охрану и рациональное использование земель, реабилитацию земель;

E

Нет

Нет

Да

29

на защиту окружающей среды от шумового, вибрационного и других видов физического воздействия;

E

Нет

Нет

Да

30

на обеспечение радиационной безопасности окружающей среды;

E

Нет

Нет

Да

31

на другие направления деятельности в сфере охраны окружающей среды

E

Нет

Нет

Да

32

Объем потребления возобновляемой и низкоуглеродной энергии

E

Частично

Нет

Частично

33

Собственное энергопотребление, без учета отпуска тепла и электроэнергии внешним потребителям, всего, в том числе:

E

Частично

Частично

Да

34

тепловая энергия

E

Частично

Нет

Да

35

электроэнергия

E

Частично

Нет

Да

36

по видам использованного топлива

E

Частично

Нет

Да

37

Доля закупок вторичных материальных ресурсов в общем объеме закупок

E

Нет

Нет

Нет

38

Затраты на компенсации в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду

E

Да

Нет

Нет

39

Затраты на компенсации и штрафы, в части: а) штрафов за нарушения природоохранного законодательства;

E

Да

Нет

Нет

40

Затраты на компенсации и штрафы, в части: б) выплаченной компенсации вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.)

E

Да

Нет

Нет

41

Число экологически-значимых инцидентов (в т. ч. в результате техногенных катастроф)

E

Нет

Нет

Нет

42

Расходы на оплату труда, всего

S

Нет

Нет

Да

43

Отношение средней заработной платы в организации к среднему уровню заработной платы в регионе

S

Нет

Нет

Нет

44

Среднесписочная численность работников

S

Да

Нет

Да

45

Доля работников, являющихся инвалидами

S

Нет

Нет

Да

46

Количество работников, получивших статус «инвалид» в период выполнения трудовых функций

S

Нет

Нет

Нет

47

Расходы на реинтеграцию работников, являющихся инвалидами

S

Нет

Нет

Нет

48

Доля работников, являющихся пенсионерами

S

Частично

Нет

Да

49

Доля работников, относящихся в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» к следующим категориям ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и  территориях других государств, ветераны военной службы

S

Нет

Нет

Нет

50

Доля работников с указанием распределения по каждой из следующих категорий: пол

S

Да

Нет

Да

51

Доля работников с указанием распределения по каждой из следующих категорий: возрастная группа

S

Да

Нет

Нет

52

Средняя заработная плата, всего, в  том числе:

S

Частично

Частично

Да

53

по группам занятий (отдельно по  руководящему и отдельно по линейному персоналу)

S

Нет

Нет

Да

54

по полу с учетом групп занятий

S

Нет

Нет

Нет

55

по возрастным группам

S

Нет

Нет

Нет

56

Расходы на мероприятия по охране труда и промышленную безопасность, всего

S

Нет

Нет

Нет

57

Расходы на организацию и проведение социальных, в том числе спортивных мероприятий для работников и членов их семей, всего

S

Нет

Нет

Нет

58

Коэффициент частоты производственного травматизма персонала организации без учета персонала подрядчиков (LTIFR) на 1 000 000 человеко-часов

S

Нет

Да

Да

59

Количество смертельных случаев работников организации без учета персонала подрядчиков

S

Да

Да

Да

60

Расходы организации на обучение работников, всего

S

Нет

Нет

Да

61

Среднее количество часов обучения в год на одного работника

S

Нет

Нет

Да

62

Доля работников, охваченных коллективным договором, в среднесписочной численности работников

S

Нет

Нет

Нет

63

Доля работников, работающих по бессрочному трудовому договору

S

Да

Нет

Да

64

Доля работников, работающих по срочному трудовому договору

S

Да

Нет

Да

65

Коэффициент текучести кадров

S

Да

Да

Да

66

Расходы на участие  в поддержке социальных, в том числе благотворительных программ, не направленных на работников и членов их семей, всего, в том числе в сфере:

S

Нет

Нет

Да

67

здравоохранения

S

Нет

Нет

Нет

68

образования и науки

S

Нет

Нет

Нет

69

спорта

S

Нет

Нет

Нет

70

культуры, искусства и туризма

S

Нет

Нет

Нет

71

создания доступной инфраструктуры и инклюзивной среды

S

Нет

Нет

Нет

72

благоустройства и развития комфортной городской среды

S

Нет

Нет

Нет

73

создания и размещения социальной рекламы

S

Нет

Нет

Нет

74

обеспечения доступным и качественным жильем

S

Нет

Нет

Нет

75

обеспечения общественной безопасности и антитеррористической защищенности объектов инфраструктуры

S

Нет

Нет

Нет

76

поддержки граждан, нуждающихся в социальной помощи, в том числе:

S

Нет

Нет

Нет

77

поддержки лиц, относящихся в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» к следующим категориям ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы

S

Нет

Нет

Нет

78

Количество социальных, в том числе благотворительных программ, в которых участвует организация

S

Нет

Нет

Нет

79

Расходы на организацию и проведение медицинских мероприятий для работников и членов их семей, всего, в том числе в среднем на одного работника

S

Нет

Нет

Нет

80

Доля работников, принимающих участие в проектах корпоративного добровольчества  (волонтерства)

S

Нет

Нет

Нет

81

Количество проектов корпоративного добровольчества (волонтерства)

S

Нет

Нет

Нет

82

Количество работников, получивших поддержку (финансовую и нефинансовую, в том числе постоянное или временное изменение условий труда) в сложной жизненной ситуации, связанной, например, с ущербом от природных катаклизмов, утратой места жительства, болезнью или смертью члена семьи, увольнением с постоянного места работы, безработицей

S

Нет

Нет

Нет

83

Наложенные на организацию штрафы и меры ответственности в связи с нарушением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

G

Нет

Нет

Нет

84

Наличие политики по устойчивому развитию и (или) иных стратегических документов в этой сфере (например стратегии в области устойчивого развития, экологической стратегии, стратегии реализации оперативных и долгосрочных мер по адаптации к изменениям климата и смягчению антропогенного воздействия на климат (климатическая стратегия)

G

Нет

Нет

Нет

85

Орган управления или комитет, созданный при коллегиальном органе управления организации, ответственный за утверждение и контроль реализации политики по устойчивому развитию и (или) иных стратегических документов в этой сфере (например стратегии в области устойчивого развития, климатической стратегии)

G

Нет

Нет

Частично

86

Предусматривает ли политика вознаграждения организации учет целевых показателей, связанных с устойчивым развитием и климатом, в целях определения размера вознаграждения ее руководящего состава

G

Частично

Нет

Нет

87

Общее количество директоров в составе коллегиального органа управления организации, включая долю независимых директоров

G

Частично

Нет

Нет

88

Доля женщин-руководителей в общей численности руководителей всего, в том числе в коллегиальном органе управления

G

Да

Да

Да

89

Учитываются ли принципы устойчивого развития при осуществлении организацией закупки товаров, работ, услуг

G

Частично

Нет

Нет

90

Количество зафиксированных случаев нарушения прав коренных малочисленных народов Российской Федерации

G

Нет

Нет

Нет

91

Доля работников, замещающих должности с высоким коррупционным риском

G

Нет

Нет

Нет

92

Среднее количество часов обучения по вопросам противодействия коррупции на одного работника

G

Нет

Нет

Нет

93

Количество случаев привлечения организации, ее дочерних и зависимых обществ к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений

G

Нет

Нет

Нет

94

Число корпоративных споров

G

Нет

Нет

Нет

95

Наличие политики по управлению рисками, в том числе климатическими, и (или) иных документов в этой сфере

G

Частично

Нет

Нет

96

Факт привлечения  к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав потребителей

G

Нет

Нет

Нет

97

Количество зафиксированных социально-значимых инцидентов (забастовки и случаи нарушения со стороны организации прав местных сообществ, приведшие к публичным мероприятиям)

G

Нет

Нет

Нет

98

Наличие программ, связанных с реинтеграцией работников, увольняющихся в связи с выходом на пенсию, по болезни, по инвалидности

G

Нет

Нет

Нет

199

Наличие политики и (или) иных документов, предусматривающих применение принципов инклюзии в деятельности организации

G

Нет

Нет

Нет

100

Возможный ущерб от воздействия физических климатических рисков

G

Нет

Нет

Нет

101

Число инцидентов, повлекших нарушение или прекращение функционирования критически важных объектов или объектов критической информационной инфраструктуры

G

Нет

Нет

Нет

102

Выручка (показатель, аналогичный выручке)

G

Нет

Нет

Да

103

Общие расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки

G

Нет

Нет

Нет

104

Производительность труда

G

Нет

Нет

Нет

105

Сумма начисленных обязательных платежей (за исключением штрафов, пени), всего, в том числе:

G

Нет

Нет

Нет

106

налогов и сборов

G

Нет

Нет

Нет

107

страховых взносов

G

Нет

Нет

Нет

108

иных обязательных платежей

G

Нет

Нет

Нет

109

Сумма уплаченных обязательных платежей (за исключением штрафов, пени), всего, в том числе:

G

Нет

Нет

Да

110

налогов и сборов

G

Нет

Нет

Да

111

страховых взносов

G

Нет

Нет

Да

112

иных обязательных платежей

G

Нет

Нет

Нет

113

Доля закупок российских товаров, работ, услуг в общем объеме закупок товаров, работ, услуг

G

Нет

Нет

Да

114

Доля закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме закупок у российских организаций

G

Нет

Нет

Да

115

Доля поставщиков, прошедших оценку соответствия экологическим и социальным критериям

G

Нет

Нет

Нет

116

Объем устойчивых, в том числе «зеленых», инвестиций и доля таких инвестиций в общем объеме инвестиций

G

Частично

Нет

Нет

117

Объем инвестиций в проекты, связанные с достижением технологического суверенитета и структурной адаптацией экономики Российской Федерации, и доля таких инвестиций в общем объеме инвестиций

G

Нет

Нет

Нет

118

Общее количество климатически уязвимых объектов, их доля в общем количестве объектов основных средств, находящихся на балансе организации

G

Частично

Нет

Нет

119

Доля активов, для которых проведена количественная и/или качественная оценка климатических рисков

G

Нет

Нет

Нет

120

Эффективность мер по адаптации к изменениям климата и/или экономическая эффективность мер по адаптации к изменению климата, реализуемых в рамках корпоративных планов, стратегий или программ, нацеленных на адаптацию к изменению климата (при наличии)

G

Нет

Нет

Нет

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Владимир Горчаков
Директор — руководитель группы оценки рисков устойчивого развития
+7 (495) 139 04 80, доб. 132
Александра Устимова
Аналитик, группа оценки рисков устойчивого развития
+7 (495) 139 04 80, доб. 159
Полина Загородних
Старший аналитик, группа оценки рисков устойчивого развития
+7 (495) 139 04 80, доб. 157
Светлана Паничева
Руководитель службы внешних коммуникаций
+7 (495) 139 04 80, доб. 169
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.