Выпуск V: второй квартал 2024 года
АКРА представляет пятый выпуск бюллетеня долгового рынка, который описывает текущее состояние и тренды рынка облигаций и госдолга Российской Федерации.
-
Во втором квартале 2024 года доходности государственных и корпоративных облигаций выросли на фоне ожиданий дальнейшего ужесточения Банком России денежно-кредитной политики в условиях повышенного инфляционного давления. АКРА также отмечает увеличение спредов между доходностями облигаций эмитентов с наивысшим кредитным рейтингом и облигаций прочих эшелонов.
-
Объемы новых размещений в корпоративном сегменте облигационного рынка по итогам второго квартала заметно выросли, при этом темпы прироста совокупного корпоративного долга замедлились из-за сокращения масштабов рефинансирования погашаемых облигаций на фоне повышенных процентных ставок. АКРА прогнозирует, что активность эмитентов корпоративных облигаций в третьем квартале останется примерно на текущих уровнях, однако для поддержания объемов новых размещений компаниям, вероятно, придется повышать премии к доходностям безрисковых активов.
-
С учетом ожиданий относительно дальнейшей динамики ключевой ставки и заметного подъема кривой ОФЗ по сравнению с началом 2024 года эмитенты будут отдавать предпочтение размещениям облигаций с плавающим купоном, чтобы не фиксировать текущую высокую стоимость заимствований на длительный срок.
-
Официально установленный срок обязательного замещения российских корпоративных еврооблигаций истек 01.07.2024. АКРА ожидает существенного сокращения выпусков новых замещающих облигаций в корпоративном сегменте в ближайшее время, принимая при этом во внимание значительные объемы государственных еврооблигаций (32,7 млрд долл. США), которые могут быть предложены к замещению.
Дальнейшее развитие показал рынок цифровых финансовых активов (ЦФА), объем которого во втором квартале увеличился более чем вдвое и составил 80 млрд руб. По мнению АКРА, инструменты ЦФА имеют большой потенциал развития, принимая во внимание особенности гибридных ЦФА, а также возможности использования данных инструментов во внешнеторговых расчетах.
Текущее состояние долгового рынка
По итогам первого полугодия 2024 года совокупный объем российского рынка облигаций в номинальном выражении составил около 48,3 трлн руб. При этом по непогашенному номиналу объем рынка облигаций на 01.07.2024 оценивался в 46,5 трлн руб., что на 13,6% превышает значение показателя на конец первого полугодия предыдущего года. Основным драйвером роста рынка стал сегмент корпоративных облигаций, который вырос на 21,3% за последние четыре квартала и на 6% относительно начала текущего года. Всего в корпоративном сегменте за первое полугодие текущего года были размещены новые облигационные выпуски на общую сумму около 2,9 трлн руб., что на 14% превышает размещения за аналогичный период прошлого года. АКРА отмечает, что несмотря на увеличение объемов новых размещений в корпоративном сегменте, темпы прироста облигационного рынка по непогашенному номиналу в рассматриваемом периоде замедлились на фоне растущих объемов погашений по ранее выпущенным займам и высоких процентных ставок.
В рублевом сегменте государственного долга основной прирост пришелся на облигации федерального займа. Минфин России за первое полугодие 2024 года выпустил новые облигации на сумму около 1,3 трлн руб., при этом во втором квартале были размещены займы на сумму 0,5 трлн руб. (что составило лишь немногим более 50% от квартального плана по привлечению новых заимствований). Во втором квартале Минфин испытывал трудности с размещением новых облигационных займов ввиду неблагоприятной ценовой конъюнктуры на рынке ОФЗ (участники рынка не были готовы покупать новые долговые обязательства финансового ведомства без дополнительной премии). Плановый объем размещения ОФЗ на третий квартал 2024 года составляет 1,5 трлн руб., из которых порядка 1,2 трлн руб. приходится на займы со сроками погашения более десяти лет. Детальная структура консолидированного госдолга приведена в Приложении 1.
В сегменте корпоративных облигаций наиболее активно наращивали долг нефинансовые компании, которые за первое полугодие увеличили совокупный объем заимствований (по непогашенному номиналу) почти на 5% (рост на 0,7 трлн руб.), а прирост за последние четыре квартала составил более 15% (см. табл. 1). Кроме того, за последние двенадцать месяцев в относительном выражении существенно увеличились объемы долга по облигационным займам кредитных организаций (+18%) и прочих финансовых организаций (+57%) на фоне ускорения темпов кредитования в России.
Таблица 1. Структура облигационного рынка (по непогашенному номиналу), млрд руб.
1 Включая ОФЗ-ПК, ОФЗ-ПД, ОФЗ-ИН, ОФЗ-АД, ОФЗ-н, ГСО-ППС, ГСО-ФПС, без учета еврооблигаций.
2 Включая Государственную корпорацию развития «ВЭБ.РФ».
3 Включая АО «ДОМ.РФ», лизинговые компании, микрофинансовые компании.
Источник: Минфин России, Cbonds, расчеты АКРА
Несмотря на рост объемов новых размещений в корпоративном сегменте облигационного рынка, темпы прироста совокупного корпоративного долга по непогашенному номиналу в первом полугодии 2024 года замедлились до 6% (против 9,6% за первое полугодие 2023-го) из-за увеличившихся объемов погашений по ранее выпущенным займам и частичного отказа эмитентов от рефинансирования долговых обязательств по возросшим процентным ставкам. С учетом плановых погашений во втором полугодии (на общую сумму около 1,7 трлн руб.) АКРА не ожидает существенного роста объемов рынка корпоративных облигаций до конца текущего года при условии сохранения жесткой денежно-кредитной политики Банка России.
Во втором квартале 2024 года объем размещения новых выпусков корпоративных облигаций составил около 1,5 трлн руб. Как показано на рис. 1, более половины (52%) таких выпусков пришлось на финансовые организации (преимущественно представлены банками и ипотечными агентами), хотя в первом квартале их доля была заметно меньше (около 26%). Увеличение объемов размещений корпоративных облигаций финансовыми организациями, вероятно, связано с общим ростом кредитования и завершением льготных ипотечных программ, а также с возможностью эмитентов финансовой отрасли быстрее адаптироваться к изменениям денежно-кредитной политики.
Рисунок 1. Отраслевое распределение новых эмитентов
Источник: Cbonds, расчеты АКРА
По состоянию на 01.07.2024 основной объем облигаций в обращении приходился на долговые обязательства эмитентов первого эшелона (к нему отнесена 51 компания с наивысшим кредитным рейтингом на уровне ААА по национальной шкале для Российской Федерации) — около 53% рынка облигаций по непогашенному номиналу. Облигации эмитентов второго эшелона (компании с рейтингами от АА+ до А-) на указанную дату занимали 24% рынка, а эмитенты высокорискового сегмента (с рейтингами ВВВ+ и ниже) — немногим более 3%. На облигации ипотечных агентов (которые не имеют кредитных рейтингов) приходилось 6% рынка, а доля прочих компаний без кредитных рейтингов находилась на уровне 14%. Таким образом, совокупная доля эмитентов, не имеющих кредитных рейтингов, составляла около 20% объема рынка корпоративных облигаций.
В количественном выражении на долю первого эшелона приходилось всего около 8% от общего числа эмитентов корпоративных облигаций, на долю второго эшелона — 21%. При этом совокупная доля эмитентов третьего эшелона и прочих эмитентов без кредитных рейтингов (без учета ипотечных агентов) составляла почти 69% от всех корпоративных заемщиков (при общей рыночной доле менее 17%), что свидетельствует о существенно более скромных объемах выпусков со стороны данных участников рынка. Структура корпоративного долгового рынка в разрезе уровней кредитных рисков по состоянию на конец второго квартала 2024 года представлена на рис. 2–3.
4 Учитывался кредитный рейтинг, присвоенный одним из четырех кредитных рейтинговых агентств, внесенных в реестр Банка России.
5 Ипотечные агенты без кредитного рейтинга.
Источник: Cbonds, расчеты АКРА
Несмотря на значительный рост процентных ставок, активность заемщиков в первом полугодии текущего года возросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года по всем группам риска, за исключением первого эшелона (см. рис. 4). При этом суммарный объем новых выпусков корпоративных облигаций по итогам первых шести месяцев 2024 года на 14% превысил объем облигаций, размещенных с января по июнь 2023-го. В рассматриваемом периоде наиболее активно наращивали облигационные займы эмитенты из второго эшелона, где объем размещений вырос на 55%, а также ипотечные агенты, которые более чем вдвое увеличили объемы заимствований. Компании с наивысшим кредитным рейтингом (ААА) в первом полугодии в среднем размещались по более высоким ставкам на трехлетний период, чем компании из второго эшелона (см. рис. 5). Это преимущественно связано с тем, что в сегменте эмитентов с наивысшим кредитным рейтингом значительную долю новых выпусков составляли облигации с плавающим купоном, в то время как эмитенты из второго эшелона предпочитали размещаться по более низким фиксированным ставкам.
6 Средневзвешенный купон по трехлетним рублевым корпоративным облигациям, размещенным за анализируемый период. В выборке учитывались только рыночные биржевые размещения, включая нефинансовые компании, банки и прочие финансовые институты.
Источник: Cbonds, расчеты АКРА
После значительного роста доходностей на рынке рублевых корпоративных облигаций во втором полугодии 2023 года (когда рост доходностей в среднем составил более 400 б. п. вследствие повышения ключевой ставки) и их относительной стабилизации в первом квартале текущего года доходности снова начали ускоренно расти во втором квартале на фоне ожиданий дальнейшего ужесточения Банком России денежно-кредитной политики в условиях повышенного инфляционного давления. Во втором квартале текущего года индексы доходностей для первого7 эшелона выросли на 186 б. п. относительно средних значений первого квартала, для второго8 эшелона — на 216 б. п., для третьего9 эшелона — на 222 б. п. АКРА отмечает расширение спредов между облигациями эмитентов с наивысшим кредитным рейтингом и облигациями эмитентов из других эшелонов, которое заметно обозначилось к концу второго квартала (см. рис. 6). Указанное расширение спредов, вероятно, связано с переоценкой рисков корпоративного долга на фоне анонсированных изменений в фискальной политике (в частности, повышение налога на прибыль), трудностей с проведением международных расчетов на фоне ужесточения санкционного режима, а также усилившихся ожиданий дальнейшего повышения ключевой ставки ввиду ускорения инфляции.
7 При определении доходностей первого эшелона использовался индекс Cbonds CBI RU Top Market Investable YTM.
8 При определении доходностей второго эшелона использовался индекс Cbonds CBI RU Middle Market Investable YTM.
9 При определении доходностей третьего эшелона использовался индекс Cbonds-CBI RU High Yield YTM.
Рисунок 6. Разница в доходностях эмитентов
Источник: Cbonds, расчеты АКРА
Доходности государственных облигаций по итогам первого полугодия значительно выросли на всех участках кривой ОФЗ (см. рис. 7). Кроме того, немного усилилась инверсия G-кривой ввиду опережающего роста доходностей краткосрочных облигаций. При этом на коротком участке кривой в конце второго квартала образовалась премия к ключевой ставке (по длинным ОФЗ сохранялся отрицательный спред между ключевой ставкой и доходностями). В целом динамика доходностей гособлигаций говорит о том, что участники рынка ожидают сохранения жесткой денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе. Ожидания участников рынка подкрепляются тем, что на последних заседаниях по ключевой ставке Банк России рассматривал возможность дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики и указывал на значительные проинфляционные риски.
Рисунок 7. Динамика кривой ОФЗ
Источник: Банк России
На фоне роста доходностей и снижения котировок ОФЗ объем торгов государственными облигациями на Московской бирже по итогам второго квартала 2024 года несколько сократился относительно показателя за аналогичный период прошлого года (1 719 млрд руб.) и составил 1 685 млрд руб. Однако по итогам всего первого полугодия текущего года оборот торгов государственными облигациями увеличился на 255 млрд руб., что в целом свидетельствует о сохранении тренда на рост торговой активности. В других сегментах облигационного рынка, включая корпоративный, наблюдается существенный рост объемов торгов относительно показателей первого полугодия прошлого года (см. рис. 8). По данным Московской биржи, среднедневной объем торгов корпоративными, региональными и государственными облигациями в июне 2024 года составил 85,6 млрд руб. (против 56,2 млрд руб. годом ранее).
Рисунок 8. Биржевой оборот на рынке облигаций, млрд руб.
Источник: Московская биржа, расчеты АКРА
01.07.2024 истек срок обязательного замещения корпоративных еврооблигаций российских эмитентов, установленный на основании Указа Президента Российской Федерации от 18.12.2023 № 958. По итогам первого полугодия 2024 года были размещены новые выпуски замещающих облигаций на общую сумму около 7 млрд долл. США, а совокупный объем замещающих облигаций, выпущенных за последние два года, составил почти 28 млрд долл. США. При этом во втором квартале доходности по ним продемонстрировали рост, что в значительной степени было обусловлено остановкой биржевых торгов долларом и евро в июне после внесения Московской биржи и Национального клирингового центра в SDN-лист Управления по контролю за иностранными активами США (OFAC, Office of Foreign Assets Control). Общий объем еврооблигаций российских компаний в обращении (в долларовом эквиваленте) на конец июня превышал 37 млрд долл. США. Дальнейшие размещения корпоративных замещающих облигаций будут зависеть от планов самих эмитентов, а также от возможностей замещения, которые в определенной степени ограничены из-за санкций (прежде всего это относится к еврооблигациям, которые учитываются в зарубежных депозитариях). АКРА ожидает существенного сокращения выпусков новых замещающих облигаций в корпоративном сегменте в ближайшее время, принимая при этом во внимание значительные объемы государственных еврооблигаций (32,7 млрд долл. США), которые могут быть предложены к замещению. Ранее Минфин России заявлял о планах по замещению государственных еврооблигаций до конца 2024 года, что, вероятно, сможет привести к оттоку свободной ликвидности с рынка корпоративного долга.
Объем рынка цифровых финансовых активов, которые преимущественно представлены краткосрочными финансовыми обязательствами эмитентов, по итогам второго квартала текущего года превысил 80 млрд руб., продемонстрировав более чем двукратный рост (на конец первого квартала объем рынка оценивался приблизительно в 34 млрд руб.). Такому росту способствовало значительное увеличение количества новых выпусков (127 против 88 в первом квартале), а также рост средних объемов отдельных размещений. Основными эмитентами ЦФА являются банки, на долю которых приходится более 70% новых выпусков. Количество операторов информационных систем (ОИС), в которых осуществляется выпуск ЦФА, равно одиннадцати (последним в конце марта текущего года в реестр ОИС было включено АО «ТБанк»). Операторами обмена ЦФА в России на текущий момент являются Московская биржа и СПБ Биржа. Дальнейший рост рынка ЦФА во многом будет зависеть от регуляторных и законодательных изменений. По мнению АКРА, инструменты ЦФА имеют большой потенциал развития, принимая во внимание особенности гибридных ЦФА (в частности, с включением утилитарных цифровых прав), а также возможности использования данных инструментов во внешнеторговых расчетах.
По данным Банка России, задолженность по облигационным займам, включенным в сектор устойчивого развития (ESG-облигации10), на 01.07.2024 составила 386 млрд руб., что на 4% превышает уровень задолженности начала года (371 млрд руб.). Согласно данным Московской биржи, за первое полугодие 2024 года в сегменте ESG-облигаций были размещены четыре новых выпуска на общую сумму 22,8 млрд руб. (по два выпуска ООО «СОПФ «Инфраструктурные облигации»11 и ПАО «ЕвроТранс»), что на 19% меньше показателя за аналогичный период прошлого года (28 млрд руб.). Основным фактором, негативно повлиявшим на динамику объемов размещений ESG-облигаций, стал рост процентных ставок (учитывая преимущественно долгосрочный характер заимствований). Ставки купонов по таким облигациям превысили 17% годовых, тогда как годом ранее они находились в диапазоне 9,5–10%. Доля ESG-облигаций в совокупном объеме новых облигационных размещений составила около 1%. При этом Агентство отмечает, что основным источником финансирования ESG-проектов в Российской Федерации является банковское кредитование, объем которого в данном сегменте по итогам 2023 года оценивался в 4,4 трлн руб. (подробнее в исследовании АКРА «ESG-портфель российского банковского сектора: бремя первых» от 23 июля 2024 года). Сохранение или повышение ключевой ставки в течение второго полугодия 2024 года12 будет оказывать негативное влияние на объемы выпуска ESG-облигаций в России. Подробный прогноз выпуска ESG-облигаций на российском рынке АКРА представит осенью.
10 Под ESG-облигациями понимаются «зеленые», социальные и адаптационные облигации, облигации устойчивого развития, а также облигации, связанные с показателями устойчивого развития.
11 Выпуски ООО «СОПФ «Инфраструктурные облигации» вошли в сегмент национальных и адаптационных проектов Сектора устойчивого развития Московской биржи.
12 См. макроэкономический прогноз АКРА от 1 августа 2024 года.
Кредитные риски эмитентов
С начала 2024 года на российском рынке корпоративного долга произошли дефолты по облигациям, выпущенным ООО «КИВИ Финанс», АО «О1 Пропертиз Финанс», ООО «Завод КриалЭнергоСтрой» (ООО «Завод КЭС») и ООО «Ника». Основной причиной возникновения дефолтов по облигациям указанных эмитентов стало воздействие факторов регуляторного характера. В частности, ООО «КИВИ Финанс» допустило дефолт в связи с отзывом лицензии у КИВИ Банк (АО), а ООО «Завод КЭС» не смогло исполнять свои обязательства из-за приостановки банковских операций по решению ФНС России. АКРА отмечает, что в условиях жесткой денежно-кредитной политики, проводимой Банком России, риски рефинансирования ранее выпущенных обязательств остаются повышенными для компаний, имеющих низкие показатели ликвидности и покрытия долговой нагрузки. При этом общий уровень дефолтности на рынке корпоративного долга остается низким, что говорит об ограниченном влиянии роста процентных ставок на финансовую устойчивость эмитентов в течение последних отчетных периодов. АКРА не прогнозирует значительного роста количества дефолтов на рынке облигаций до конца 2024 года, учитывая адаптацию эмитентов к высоким процентным ставкам на фоне повышенных темпов роста рублевой денежной массы (по данным Банка России, темп прироста денежного агрегата М2 на начало июля составлял 18,7% в годовом выражении).
На конец второго квартала 2024 года кредитными рейтингами было покрыто более 80% публичного корпоративного долга (см. Приложение 2). При этом почти половина (47%) совокупной задолженности по непогашенному номиналу приходилась на долю эмитентов, у которых имеются рейтинги от двух и более кредитных агентств. Около 77% от общего объема облигаций в обращении имеют рейтинги категорий «А-» и выше по национальной шкале для Российской Федерации, что соответствует вероятности ожидаемой однолетней дефолтности АКРА менее 1,5% на рынке рублевых облигаций.
В третьем квартале текущего года совокупный объем плановых погашений корпоративных облигаций и ЦФА составляет около 700 млрд руб., что почти на 5% меньше показателя второго квартала. АКРА ожидает, что активность эмитентов корпоративных облигаций останется примерно на текущих уровнях, однако в условиях сохранения жесткой денежно-кредитной политики Банка России и увеличения перетока ликвидности на рынок государственных облигаций и в фонды денежного рынка для поддержания объемов новых размещений корпоративным заемщикам, вероятно, придется повышать премии к доходностям безрисковых активов.
Приложение 1
Структура государственного долга Российской Федерации, млрд руб.
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
I кв. 2024 |
II кв. 2024 | |||||||
Долг консолидированного бюджета Российской Федерации | |||||||||||||
ИТОГО |
15 103,5 |
20 629,9 |
22 269,4 |
23 759,2 |
26 468,5 |
26 933,8 |
26 698,0 | ||||||
% ВВП |
13,8% |
19,2% |
16,5% |
15,3% |
15,4% |
15,6% |
14,9% | ||||||
млрд долл. США |
244,0 |
279,3 |
299,8 |
337,8 |
295,1 |
291,6 |
311,4 | ||||||
гарантии |
1 744,9 |
2 048,9 |
2 170,0 |
2 112,3 |
2 439,2 |
2 496,9 |
2 346,4 | ||||||
ценные бумаги |
12 458,5 |
17 677,0 |
19 477,4 |
21 294,2 |
23 624,3 |
24 122,1 |
24 044,8 | ||||||
другое |
900,1 |
904,0 |
622,0 |
352,8 |
405,0 |
314,8 |
306,8 | ||||||
гарантии |
11,6% |
9,9% |
9,7% |
8,9% |
9,2% |
9,3% |
8,8% | ||||||
ценные бумаги |
82,5% |
85,7% |
87,5% |
89,6% |
89,3% |
89,6% |
90,1% | ||||||
другое |
6,0% |
4,4% |
2,8% |
1,5% |
1,5% |
1,2% |
1,1% | ||||||
Внутренний долг 13 |
11 670,0 |
16 421,8 |
17 816,6 |
19 709,6 |
21 675,0 |
22 045,7 |
22 138,8 | ||||||
Внешний долг |
3 433,5 |
4 208,1 |
4 452,8 |
4 049,7 |
4 793,5 |
4 888,1 |
4 559,1 | ||||||
внутренний долг |
77,3% |
79,6% |
80,0% |
83,0% |
81,9% |
81,9% |
82,9% | ||||||
внешний долг |
22,7% |
20,4% |
20,0% |
17,0% |
18,1% |
18,1% |
17,1% | ||||||
Долг федерального правительства | |||||||||||||
ИТОГО |
13 567,4 |
18 940,4 |
20 921,9 |
22 819,5 |
25 595,2 |
26 160,5 |
26 013,8 | ||||||
% ВВП |
12,4% |
17,6% |
15,5% |
14,7% |
14,9% |
15,2% |
14,5% | ||||||
млрд долл. США |
219,2 |
256,4 |
281,6 |
324,4 |
285,4 |
283,2 |
303,4 | ||||||
гарантии |
1 661,0 |
1 993,4 |
2 126,0 |
2 083,6 |
2 381,3 |
2 434,7 |
2 293,2 | ||||||
ценные бумаги |
11 848,7 |
16 882,5 |
18 657,7 |
20 628,5 |
23 076,5 |
23 587,0 |
23 591,8 | ||||||
другое |
57,7 |
64,5 |
138,1 |
107,5 |
137,4 |
138,8 |
128,9 | ||||||
гарантии |
12,2% |
10,5% |
10,2% |
9,1% |
9,3% |
9,3% |
8,8% | ||||||
ценные бумаги |
87,3% |
89,1% |
89,2% |
90,4% |
90,2% |
90,2% |
90,7% | ||||||
другое |
0,4% |
0,3% |
0,7% |
0,5% |
0,5% |
0,5% |
0,5% | ||||||
внутренний долг |
10 171,9 |
14 751,4 |
16 486,4 |
18 781,0 |
20 812,8 |
21 283,1 |
21 464,7 | ||||||
внешний долг |
3 395,4 |
4 189,0 |
4 435,4 |
4 038,6 |
4 782,4 |
4 877,4 |
4 549,1 | ||||||
внутренний долг |
75,0% |
77,9% |
78,8% |
82,3% |
81,3% |
81,4% |
82,5% | ||||||
внешний долг |
25,0% |
22,1% |
21,2% |
17,7% |
18,7% |
18,6% |
17,5% | ||||||
Внутренний долг |
10 171,9 |
14 751,4 |
16 486,4 |
18 781,0 |
20 812,8 |
21 283,1 |
21 464,7 | ||||||
гарантии |
840,5 |
695,3 |
726,6 |
701,7 |
700,4 |
718,6 |
679,0 | ||||||
ценные бумаги |
9 331,4 |
14 056,2 |
15 759,9 |
18 079,3 |
20 112,4 |
20 564,5 |
20 785,7 | ||||||
Внешний долг |
3 395,4 |
4 189,0 |
4 435,4 |
4 038,6 |
4 782,4 |
4 877,4 |
4 549,1 | ||||||
гарантии |
820,4 |
1 298,2 |
1 399,4 |
1 381,9 |
1 680,9 |
1 716,1 |
1 614,2 | ||||||
ценные бумаги |
2 517,3 |
2 826,3 |
2 897,9 |
2 549,2 |
2 964,1 |
3 022,5 |
2 806,1 | ||||||
другое |
57,7 |
64,5 |
138,1 |
107,5 |
137,4 |
138,8 |
128,9 | ||||||
Долг субъектов |
2 113,0 |
2 496,0 |
2 474,4 |
2 788,7 |
3 220,5 |
3 183,5 |
3 084,8 | ||||||
% ВВП |
1,9% |
2,3% |
1,8% |
1,8% |
1,9% |
1,8% |
1,7% | ||||||
млрд долл. США |
34,1 |
33,8 |
33,3 |
39,6 |
35,9 |
34,5 |
36,0 | ||||||
гарантии |
55,4 |
48,4 |
39,3 |
24,9 |
53,3 |
57,4 |
48,2 | ||||||
ценные бумаги |
588,5 |
769,9 |
799,9 |
651,8 |
537,2 |
525,7 |
444,1 | ||||||
банковские кредиты |
575,8 |
568,1 |
257,6 |
126,2 |
126,7 |
85,9 |
100,8 | ||||||
бюджетные кредиты |
886,2 |
1 102,9 |
1 371,5 |
1 979,9 |
2 497,8 |
2 509,0 |
2 486,4 | ||||||
другое |
7,1 |
6,7 |
6,3 |
5,9 |
5,4 |
5,4 |
5,4 | ||||||
Внутренний долг |
2 086,9 |
2 468,4 |
2 449,0 |
2 769,9 |
3 202,3 |
3 165,6 |
3 067,6 | ||||||
гарантии |
45,7 |
36,3 |
28,4 |
19,8 |
47,8 |
52,0 |
43,5 | ||||||
ценные бумаги |
588,5 |
769,9 |
799,9 |
651,8 |
537,2 |
525,7 |
444,1 | ||||||
банковские кредиты |
575,8 |
568,1 |
257,6 |
126,2 |
126,7 |
85,9 |
100,8 | ||||||
бюджетные кредиты |
876,8 |
1 094,1 |
1 363,2 |
1 972,1 |
2 490,6 |
2 501,9 |
2 479,2 | ||||||
другое |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | ||||||
Внешний долг |
26,1 |
27,6 |
25,4 |
18,8 |
18,1 |
17,9 |
17,2 | ||||||
гарантии |
9,7 |
12,12 |
10,88 |
5,13 |
5,56 |
5,31 |
4,63 | ||||||
ценные бумаги |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | ||||||
банковские кредиты |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | ||||||
бюджетные кредиты |
9,4 |
8,79 |
8,30 |
7,78 |
7,17 |
7,17 |
7,17 | ||||||
другое |
7,0 |
6,6 |
6,2 |
5,9 |
5,4 |
5,4 |
5,4 | ||||||
Долг муниципалитетов |
401,4 |
387,6 |
377,0 |
374,6 |
397,8 |
382,4 |
387,3 | ||||||
% ВВП |
0,4% |
0,4% |
0,3% |
0,2% |
0,2% |
0,2% |
0,2% | ||||||
млрд долл. США |
6,5 |
5,2 |
5,1 |
5,3 |
4,4 |
4,1 |
4,5 | ||||||
гарантии |
28,6 |
7,1 |
4,7 |
3,8 |
4,6 |
4,9 |
5,0 | ||||||
ценные бумаги |
21,3 |
24,7 |
19,9 |
13,9 |
10,6 |
9,4 |
8,9 | ||||||
банковские кредиты |
259,5 |
264,7 |
220,0 |
113,3 |
135,4 |
84,6 |
71,8 | ||||||
бюджетные кредиты |
92,1 |
91,2 |
132,4 |
243,6 |
247,2 |
283,5 |
301,6 | ||||||
другое |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | ||||||
Внутренний долг |
380,1 |
387,2 |
376,8 |
374,5 |
397,7 |
382,4 |
387,3 | ||||||
% ВВП |
0,3% | ||||||||||||
млрд долл. США |
6,1 | ||||||||||||
гарантии |
7,3 |
6,7 |
4,5 |
3,7 |
4,5 |
4,9 |
5,0 | ||||||
ценные бумаги |
21,3 |
24,7 |
19,9 |
13,9 |
10,6 |
9,4 |
8,9 | ||||||
банковские кредиты |
259,5 |
264,7 |
220,0 |
113,3 |
135,4 |
84,6 |
71,8 | ||||||
бюджетные кредиты |
92,1 |
91,2 |
132,4 |
243,6 |
247,2 |
283,5 |
301,6 | ||||||
другое |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | ||||||
Внешний долг |
21,3 |
0,4 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0 |
0 | ||||||
% ВВП |
0,0194% | ||||||||||||
млрд долл. США |
0,344 | ||||||||||||
гарантии |
21,3 |
0,350 |
0,232 |
0,126 |
0,056 |
- |
- | ||||||
ценные бумаги |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | ||||||
банковские кредиты |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | ||||||
бюджетные кредиты |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | ||||||
другое |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | ||||||
гарантии |
0,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | ||||||
| |||||||||||||
Долг федерального правительства в ценных бумагах | |||||||||||||
ИТОГО |
11 848,7 |
16 882,5 |
18 657,7 |
20 628,5 |
23 076,5 |
23 587,0 |
23 591,8 | ||||||
в национальной валюте |
9 331,4 |
14 056,2 |
15 759,9 |
18 079,3 |
20 112,4 |
20 564,5 |
20 785,7 | ||||||
в иностранной валюте |
2 517,3 |
2 826,3 |
2 897,9 |
2 549,2 |
2 964,1 |
3 022,5 |
2 806,1 | ||||||
в национальной валюте |
78,8% |
83,3% |
84,5% |
87,6% |
87,2% |
87,2% |
88,1% | ||||||
в иностранной валюте |
21,2% |
16,7% |
15,5% |
12,4% |
12,8% |
12,8% |
11,9% | ||||||
Внутренний долг федерального правительства в ценных бумагах | |||||||||||||
Разбивка по типам ценных бумаг |
9 331,4 |
14 056,2 |
15 759,9 |
18 079,3 |
20 112,9 |
18 649,5 |
20 785,7 | ||||||
ОФЗ |
8 969,1 |
13 708,9 |
15 533,5 |
17 904,9 |
19 977,5 |
18 475,1 |
20 691,3 | ||||||
ОФЗ-ПД |
6 474,7 |
8 102,2 |
9 812,7 |
9 794,8 |
10 944,7 |
10 276,7 |
11 863,7 | ||||||
ОФЗ-АД |
345,0 |
282,6 |
209,3 |
166,0 |
122,7 |
136,5 |
93,2 | ||||||
ОФЗ-ПК |
1 713,9 |
4 709,3 |
4 709,3 |
6 896,9 |
7 724,8 |
6 896,9 |
7 490,7 | ||||||
ОФЗ-ИН |
371,2 |
574,8 |
763,1 |
1 025,1 |
1 171,7 |
1 146,1 |
1 235,6 | ||||||
ОФЗ-н |
64,2 |
39,9 |
39,2 |
22,2 |
13,6 |
19,0 |
8,0 | ||||||
ГСО |
362,3 |
347,3 |
226,4 |
174,4 |
135,4 |
174,4 |
94,4 | ||||||
Курс
руб./долл. США, |
61,91 |
73,88 |
74,29 |
70,34 |
89,69 |
92,37 |
85,75 | ||||||
ВВП, млрд руб. |
109 608 |
107 658 |
135 774 |
155 189 |
172 148 |
172 148 |
179 212 | ||||||
Показатели долговой устойчивости | |||||||||||||
Долг консолидированного бюджета Российской Федерации | |||||||||||||
% ВВП |
13,8% |
19,2% |
16,5% |
15,3% |
15,4% |
15,6% |
14,9% | ||||||
% доходов консолидированного бюджета 14 |
38,6% |
54,5% |
46,3% |
45,7% |
44,8% |
45,6% |
40,3% | ||||||
Расходы на обслуживание долга консолидированного бюджета Российской Федерации | |||||||||||||
% ВВП |
0,8% |
0,8% |
0,9% |
0,9%15 |
н/д16 |
н/д |
н/д | ||||||
% доходов консолидированного бюджета |
2,1% |
2,3% |
2,5% |
2,6% |
н/д |
н/д |
н/д | ||||||
Доходы консолидированного бюджета, 12 мес. |
39 110,3 |
37 856,7 |
48 118,4 |
51 967,1 |
59 073,5 |
63 630,4 |
66 200,4 | ||||||
Расходы на обслуживание,
|
835,4 |
883,5 |
1 185,1 |
1 330,6 |
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
IV кв. 2022 |
I кв. 2023 |
II кв. 2023 |
III кв. 2023 |
IV кв. 2023 |
I кв. 2024 |
II кв. 2024 | ||||||
Доходы консолидированного бюджета, квартально |
15 214,7 |
11 690,9 |
13 964,8 |
15 195,8 |
18 222,0 |
16 247,8 |
16 534,8 | ||||||
Доходы консолидированного
бюджета, накопленные |
53 074,2 |
11 690,9 |
25 655,7 |
40 851,5 |
59 073,5 |
16 247,8 |
32 782,6 |
13 Деление на внешний и внутренний долг в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
14 Для второго квартала 2024 года использована сумма доходов за четыре последних доступных квартала.
15 Расходы на обслуживание долга за 2022 год рассчитаны исходя из расходов федерального правительства.
16 н/д — данные не публикуются.
Источник: Минфин России, Росстат
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рисунок 9. Объем облигаций 17 в обращении по
непогашенному номиналу в разрезе уровней рейтинга, млрд руб.
17 Учитывался кредитный рейтинг, присвоенный одним из четырех
кредитных рейтинговых агентств, внесенных в реестр Банка России. При наличии
кредитного рейтинга у долгового обязательства (независимо от наличия и уровня
кредитного рейтинга эмитента) использовался кредитный рейтинг данного
выпуска. Показатель посчитан по рынку корпоративных облигаций.
Источник: Cbonds, расчеты АКРА
Рисунок 10. Количество эмитентов в разрезе уровней
рейтинга
Источник: Cbonds, расчеты АКРА