Сектор

Регионы и муниципалитеты

Тип

Аналитический комментарий

Анализ внутригодовой ликвидности неконсолидированных региональных бюджетов1

Совокупные остатки на счетах региональных бюджетов по итогам первого квартала 2024 года превысили 3,6 трлн руб. Значение объема накопленной ликвидности за первый квартал текущего года превзошло прежний рекорд, установленный по итогам первых трех месяцев 2023 года, когда объем временно свободных средств превысил 3,4 трлн руб. АКРА отмечает, что объем ликвидности на счетах регионов в первом квартале текущего года, как правило, превышает показатель за весь предыдущий год. Это обуславливается в первую очередь тем, что первый квартал российские регионы завершают с совокупным профицитом бюджетов, поскольку исполнение расходов зачастую смещено ближе к концу года. Текущий год не стал исключением: совокупный профицит неконсолидированных региональных бюджетов составил 570 млрд руб., что позволило увеличить объем накоплений. При этом погашение долговых обязательств по бюджетным кредитам, которые по итогам 2023 года сформировали 77% совокупного долга регионов, по большей части также смещено ближе к концу года2, что дает субъектам возможность не использовать накопленные средства на погашение этой разновидности долга в начале года. В ряде случаев у регионов, где это возможно в соответствии с Бюджетным кодексом, на счетах могут быть размещены средства подконтрольных им автономных и бюджетных учреждений.


1 Без учета территорий Донецкой и Луганской Народных Республик, а также Запорожской и Херсонской областей.
2 За исключением бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходных обязательств субъектов с погашением в первой половине текущего года за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета.


Рисунок 1. Остатки за первый квартал 2024 года достигли рекордных значений


Источник: ЕПБС3, расчеты АКРА



3 Единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет».

Несмотря на рекордный объем остатков в первом квартале текущего года, их прирост к показателю на конец предыдущего года оказался одним из самых слабых за последние пять лет (+28%). Ниже прирост свободных средств был только в первом квартале 2020 года, когда их объем увеличился на 26% к показателю по итогам 2019 года. При этом в первых кварталах 2021–2023 годов показатель остатков на счетах увеличивался гораздо сильнее, чем в первом квартале 2024 года. По оценкам АКРА, одной из причин более низкой динамики прироста остатков за первый квартал текущего года мог стать значительный объем средств, накопленный регионами в прошлом году. Остатки на счетах по итогам 2023 года увеличились на 26% к показателю за 2022 год, во многом за счет получения регионами в четвертом квартале минувшего года инфраструктурных бюджетных кредитов, не все из которых сразу удалось направить на развитие экономики. Наряду с этим совокупный профицит региональных бюджетов в первом квартале текущего года оказался ниже, чем годом ранее, что несколько притормозило рост объема остатков.

Рисунок 2. Остатки на счетах российских регионов по итогам первого квартала 2024 год


Источник: ЕПБС, расчеты АКРА 

Почти половина (49%) накопленных остатков по итогам первого квартала текущего года приходится всего на пять субъектов. Объем накопленной ликвидности только одной Москвы, превышающий 1,1 трлн руб., сформировал около 31% от всего объема временно свободных средств регионов. К лидерам по объему остатков можно также отнести Санкт-Петербург (0,3 трлн руб.), Московскую и Свердловскую области и ЯНАО (по 0,1 трлн руб. в каждом из указанных субъектов). По сравнению с первым кварталом 2023 года лидеры остались практически те же. Из топ-10 субъектов по объему накопленной ликвидности по итогам первых трех месяцев текущего года выбыли Тюменская и Вологодская области, а также ХМАО, вместо них в число лидеров вошли Свердловская, Челябинская и Сахалинская области. К субъектам с наименьшим объемом накопленных средств на 01.04.2024 относятся Республика Калмыкия, Республика Ингушетия и Чеченская Республика (0,1 млрд руб., 0,3 млрд руб. и 0,5 млрд руб. соответственно), Чукотский автономный округ (1,0 млрд руб.) и Еврейская автономная область (1,2 млрд руб.). В совокупности остатки на счетах десяти субъектов с наименьшим объемом накопленных средств по итогам первого квартала текущего года составили порядка 12 млрд руб., или 0,3% от общего объема остатков на счетах региональных бюджетов.

В первом квартале текущего года показатель концентрации остатков на счетах, рассчитанный с помощью индекса Херфиндаля — Хиршмана (HHI), ухудшился по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Так, индекс HHI4 на 01.04.2023 составлял 967 пунктов, тогда как по итогам первого квартала текущего года он был равен 1 164 пунктам. Если исключить показатели Москвы, то расчеты HHI, наоборот, указывают на снижение концентрации (381 пункт против 425 пунктов годом ранее) и более равномерное распределение накопленных средств. Таким образом, без учета Москвы, которая характеризуется колоссальным размером бюджета, способного формировать значительные накопления в номинальном выражении, а также возможностью получать существенный процентный доход от размещения этих средств на депозитах, накопленная ликвидность по итогам первого квартала текущего года стала более равномерно рассредоточена по субъектам.


4 По доле остатков в совокупном объеме остатков.

Рисунок 3. Субъекты с наибольшим и наименьшим объемом накопленных средств, млрд руб.



* Остатки на счетах города Москвы существенно превышают ограничения графика.
Источник: ЕПБС, расчеты АКРА

Остатки на счетах в первом квартале текущего года увеличились в подавляющем большинстве субъектов. При этом относительный прирост в полтора раза и выше отмечался в 22 субъектах, еще в 11 регионах остатки возросли на треть и более. Только у 13 субъектов отмечается снижение показателя относительно итогов 2023 года. В два раза или более остатки к первому кварталу текущего года относительно его начала снизились в двух субъектах — в Еврейской автономной области (-55%) и в Мурманской области (-77%).

Несмотря на существенное увеличение остатков в первом квартале 2024 года, показатель покрытия долга остатками практически не изменился. Так, в первом квартале 2023 года соотношение совокупного объема временно свободных средств на счетах и долга субъектов составило 117%, за аналогичный период текущего года — 116%. Однако, если из расчетов исключить Москву, ситуация меняется коренным образом. Без учета Москвы указанное выше соотношение на 01.04.2024 составило бы 85%, а годом ранее на ту же дату — 93%, что свидетельствует о нисходящей динамике покрытия долга субъектов остатками на их счетах. Если за первый квартал 2023 года медианное значение указанного показателя для всех регионов составляло 76%, то в текущем году медиана снизилась до 63%. В целом снижение показателя покрытия долга остатками на счетах относительно сопоставимого периода прошлого года в первом квартале 2024 года наблюдалось в 52 субъектах. По большей части это связано с тем, что долг субъектов в первом квартале текущего года увеличился (прирост показателя без учета Москвы составил 8%) относительно сопоставимого периода прошлого года, в то время как объем временно свободных средств субъектов, за исключением Москвы, практически не изменился (снижение составило порядка 1%). Тем не менее более чем в половине субъектов (48 регионов) остатки на счетах на 01.04.2024 покрывали половину долга или более: из этого числа в 27 регионах остатки превышали объем долга, а в 14 регионах объем средств на счетах превосходил объем их долга более чем в два раза.

Рисунок 4. Покрытие долга остатками снизилось *



* В ряде субъектов значение показателя существенно превышает ограничения графика.
Источник: ЕПБС, Минфин России, расчеты АКРА

Согласно актуальным на конец апреля сведениям из законов о региональных бюджетах, остатки на счетах станут основным источником финансирования ожидаемых по итогам текущего года дефицитов бюджетов. Большинство субъектов (75) планируют направить их на финансирование дефицита. Доля остатков на счетах в общем объеме источников финансирования дефицита может составить порядка 53%, 21% совокупного ожидаемого дефицита планируется финансировать за счет банковских кредитов, 11% — посредством облигаций. При этом доля бюджетных кредитов как источника финансирования дефицита, по ожиданиям субъектов, составит лишь 1%.

Рисунок 5. Регионы планируют профинансировать ожидаемый по итогам текущего года дефицит преимущественно за счет остатков на счетах


Источник: ЕПБС, расчеты АКРА

Существенный объем остатков на счетах в первом квартале текущего года вселяет осторожный оптимизм относительно планов регионов по использованию этих средств в целях финансирования возможного по итогам года дефицита бюджета. При этом более равномерное распределение накопленной ликвидности по региональным бюджетам позволяет предположить, что у значительной части субъектов будет возможность как минимум частично профинансировать итоги ожидаемого исполнения бюджетов. В то же время совокупный показатель покрытия долга остатками снижается, что в перспективе может привести к возникновению рисков рефинансирования долговых обязательств. Однако стоит учитывать, что большая часть долга (более трех четвертей) регионов представлена бюджетными кредитами с длительными сроками погашения, что частично нивелирует проблему возникновения рисков рефинансирования. Наряду с этим на основе послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию разрабатывается механизм частичного списания долговой нагрузки субъектов по бюджетным кредитам, что, скорее всего, также положительно отразится на показателе покрытия долга остатками на счетах и позволит избежать возможных рисков, связанных с высокой долговой нагрузкой.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Светлана Паничева
Руководитель службы внешних коммуникаций
+7 (495) 139 04 80, доб. 169
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.