Нефинансовая отчетность российского бизнеса за 2023 год
-
Согласно данным опроса, проведенного АКРА и Комитетом по интегрированной отчетности в период с мая по июнь текущего года, большинство опрошенных компаний планируют публиковать нефинансовую отчетность в 2024 году. Количество и состав компаний, публикующих такую отчетность, остаются практически неизменными.
-
Подавляющее большинство компаний, предоставивших анкеты в рамках опроса, планируют опираться на несколько стандартов при подготовке отчетности и будут использовать как международные стандарты, так и национальные рекомендации. Среди международных стандартов по-прежнему лидирует стандарт Global Reporting Initiative (GRI), среди национальных рекомендаций — «Методические рекомендации по подготовке отчетности об устойчивом развитии», разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации (далее — Рекомендации Минэкономразвития России) и опубликованные в ноябре 2023 года.
-
По мнению АКРА и Комитета по интегрированной отчетности, разрабатываемый в настоящее время Минэкономразвития России национальный Стандарт отчетности об устойчивом развитии является важным шагом к унификации в стране подходов компаний к публикации нефинансовой информации, однако полноценное применение всех его пунктов возможно только на следующих этапах развития практик нефинансовой отчетности.
-
В сравнении с результатами опроса 2023 года1 практически не изменилась доля компаний, готовых к проведению внешней верификации нефинансовой отчетности в 2024 году (86% в текущем году против 85% в 2023-м).
-
Половина опрошенных компаний уже утвердили стратегии в области устойчивого развития, а 20 компаний (25% выборки) планируют утвердить этот документ в 2024 году или позднее. Существенно меньшим оказалось число компаний, принявших стратегии климатического перехода (15% выборки); 39% респондентов планируют утвердить подобный документ в 2024 году или позднее.
-
Ключевой мировой тенденцией последних лет в области раскрытия ESG-информации является быстрый и значительный рост требований об обязательной отчетности: на момент проведения данного исследования около 30 стран приняли законы, предусматривающие обязательное раскрытие нефинансовой информации. Кроме того, активно идет процесс гармонизации международных и национальных стандартов, в том числе под эгидой Фонда МСФО.
1 См. аналитический комментарий АКРА «Ожидания как реальность» от 22.12.2023.
Результаты опроса 2024 года
АКРА и Комитет по интегрированной отчетности подготовили второе совместное исследование по результатам опроса клиентов и контрагентов Агентства и участников комитета на тему подходов к подготовке нефинансовой отчетности по итогам 2023 года.
Опрос проводился в период с мая по июнь 2024 года; респондентам были заданы вопросы, касающиеся планов по публикации нефинансовой отчетности в текущем году (по итогам 2023 года), намерений использовать в ходе ее подготовки международные стандарты и национальные рекомендации, а также аспектов проведения внешней верификации отчетности и сроков ее выпуска. Кроме того, по сравнению с аналогичным опросом конца 2023 года в анкету были добавлены два новых вопроса относительно планов компании утвердить стратегию в области устойчивого развития и стратегию климатического перехода (описание подходов к проведению опроса см. на стр. 10).
Первый раунд опроса, проходивший с октября по ноябрь 2023 года, был ориентирован на ожидания компаний относительно использования в своей отчетности международных стандартов и национальных рекомендаций, которые будут применятся при формировании отчетности по итогам 2023 года2. Второй раунд опроса, рассмотренный в настоящем исследовании, затрагивает те же вопросы по использованию стандартов. Отличие состоит в том, что отчетность опрашиваемых компаний либо уже выпущена, либо находится в процессе подготовки. Это предполагает большую уверенность участников опроса в наборе используемых стандартов и рекомендаций.
В первом раунде опроса участвовали 78 компаний, во втором — 80; пересечение состава компаний в двух опросах составляет 74%.
2 См. аналитический комментарий АКРА «Ожидания как реальность» от 22.12.2023.
Рисунок 1. Планы компаний относительно подготовки и публикации нефинансовой отчетности за 2023 год (число компаний, давших указанный ответ)
Источник: расчеты АКРА и Комитета по интегрированной отчетности (по данным опроса компаний)
89% респондентов опубликовали или планируют опубликовать нефинансовую отчетность в 2024 году, что на 4 п. п. превышает результат прошлогоднего опроса.
89% респондентов опубликовали или планируют опубликовать нефинансовую отчетность в 2024 году (см. рис. 1), что на 4 п. п. превышает результат прошлогоднего опроса. Большинство таких компаний относятся к финансовой сфере, горнодобывающей отрасли и электроэнергетике. Столь высокий процент положительных ответов традиционно связан со смещением выборки в сторону представителей крупного бизнеса, имеющих многолетний опыт выпуска нефинансовой отчетности.
10% компаний, отрицательно ответивших на вопрос о планах подготовки нефинансовой отчетности, относятся к таким отраслям, как финансовый сектор, сельское хозяйство и строительство; данная категория участников опроса пока не имеет опыта публикации нефинансовой отчетности.
На момент выпуска настоящего исследования 34% компаний, ответивших положительно на первый вопрос (24 из 71 компании), уже опубликовали нефинансовую отчетность.
Рисунок 2. Международные стандарты, на которые опираются компании при подготовке нефинансовой отчетности по итогам 2023 года (число компаний, указавших стандарт)
Источник: расчеты АКРА и Комитета по интегрированной отчетности (по данным опроса компаний)
Как и по результатам опроса, проведенного с октября по ноябрь 2023 года, практически все респонденты нового опроса, которые планируют подготовку нефинансовой отчетности в 2024 году, будут опираться сразу на несколько международных стандартов и российских рекомендаций (см. рис. 2–3).
Наиболее популярным стандартом по-прежнему остается GRI: 67 из 71 компании (94%), планирующей опубликовать нефинансовую отчетность за 2023 год, указали GRI в качестве стандарта, на который они намерены ориентироваться (в опросе 2023 года — 97%). 43 компании (61%) планируют также использовать стандарты SASB, а 35 компаний (49%) — стандарт TCFD (59 и 52% соответственно в 2023 году), хотя в текущем году уже вступили в силу стандарты IFRS S1 и S2, которые фактически заменили стандарт TCFD, ранее действовавший в качестве самостоятельного документа.
В сравнении с результатами прошлогоднего опроса снизилось число компаний, планирующих использовать в отчетности стандарты IFRS (S1 и S2): 15% респондентов в 2024 году против 30% в 2023-м. Как ранее и предполагало Агентство, это обусловлено организационными сложностями, связанными с периметром и сроками выхода отчетности, а также с более детальным набором факторов и индикаторов, касающихся климатической повестки.
Многие международные исследования и опросы по аналогичной тематике демонстрируют схожий результат: подавляющее большинство компаний при подготовке нефинансовой отчетности используют несколько стандартов одновременно, а GRI является наиболее часто используемым. Второе место занимают стандарты SASB или стандарт TCFD в зависимости от применяемой методики анализа, временного интервала и выборки.
Рисунок 3. Национальные рекомендации, на которые опираются компании при подготовке нефинансовой отчетности по итогам 2023 года (число компаний, указавших рекомендации
Источник: расчеты АКРА и Комитета по интегрированной отчетности (по данным опроса компаний)
По сравнению с результатами прошлогоднего опроса существенно возросла доля компаний, опирающихся на Рекомендации Минэкономразвития России при подготовке нефинансовой отчетности.
Согласно результатам опросов, проведенных в 2023 и 2024 годах, наиболее популярными среди национальных документов остаются Рекомендации Минэкономразвития России и разработанные Банком России «Рекомендации по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ». На них ориентируются 69 и 48 компаний соответственно (97 и 68%), при этом существенно возросла доля компаний, опирающихся на Рекомендации Минэкономразвития России (в 2023-м их отметили только 73% респондентов).
При подготовке нефинансовой отчетности 28 компаний (39%) нацелены на использование «Базовых индикаторов результативности РСПП» (в основном это компании крупного бизнеса). 25 компаний (35%) планируют опираться на «Рекомендации по раскрытию финансовыми организациями информации в области устойчивого развития», составленные Банком России.
19 компаний (27%) указали в качестве ориентира при составлении нефинансовой отчетности «Рекомендации по разработке методологии и присвоению ESG-рейтингов (рейтингов устойчивого развития)», также разработанные Банком России. В рамках прошлогоднего опроса этот документ выбрали 36% респондентов.
Две компании, как показывают результаты опроса, не опираются ни на один национальный стандарт при составлении отчетности. Кроме того, никто из респондентов не отметил проект Стандарта социального капитала бизнеса Агентства стратегических инициатив (в отличие от опроса 2023 года).
В мае этого года Минэкономразвития России представило проект Стандарта отчетности об устойчивом развитии3. По мнению авторов настоящего исследования, это является важным шагом к унификации подходов компаний к публикации нефинансовой информации, однако полноценное применение всех пунктов стандарта может вызвать ряд сложностей у составителей отчетности.
-
В первую очередь затруднения могут быть связаны со сроками публикации отчетности, указанными в проекте документа: «Не позднее 30 дней со дня раскрытия годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности». Учитывая текущую практику выпуска нефинансовых отчетов российскими компаниями (ближе к третьему кварталу), это требование приведет к дополнительной нагрузке на компании и подразделения, занимающиеся отчетностью.
-
Вторая сложность заключается в формате независимого заверения в виде аудита, избыточно строгом для данного этапа развития практики выпуска нефинансовой отчетности в России: в текущей редакции документа вместо «ограниченной уверенности» упоминается «разумная уверенность».
-
Третья сложность, по мнению Агентства, состоит в избыточно детальных требованиях к раскрытию информации по показателям, отражающим вклад организации в реализацию национальных целей развития Российской Федерации (Приложение 2 Стандарта отчетности об устойчивом развитии). Сложность представляет как интерпретация указанных показателей, так и сбор статистической информации по ним.
При подготовке данного исследования также была проанализирована статистика публикации нефинансовой отчетности топ-50 крупнейших по выручке публичных нефинансовых компаний России, рассмотренных в рамках отдельного аналитического комментария АКРА4. На момент его выхода треть компаний (18 из 50 проанализированных) опубликовали нефинансовую отчетность. Из этих отчетов десять также прошли общественное заверение в РСПП. При подготовке нефинансовой отчетности наибольшей популярностью пользовался стандарт GRI (17 компаний из 18 использовали именно его), 12 компаний выбрали стандарт TCFD и 11 — SASB.
Рекомендациям Минэкономразвития России наиболее часто отдавалось предпочтение среди национальных документов: они использовались в 12 из 18 выпущенных отчетов. Девять компаний опирались на «Базовые индикаторы результативности РСПП», а восемь выбрали разработанные Банком России «Рекомендации по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ».
Авторы исследования полагают, что примерно две трети крупнейших по выручке публичных нефинансовых компаний России выпустят нефинансовую отчетность по итогам 2023 года в той или иной форме, а общее число компаний, которые опубликуют такую отчетность в этом году, не превысит 150.
3 Новый стандарт ESG-отчетности учитывает лучшие мировые практики. 21.05.2024 // Ведомости.
URL: https://www.vedomosti.ru/esg/corporate_governance/columns/2024/05/20/1038329-novii-standart-esg-otchetnosti-uchitivaet-luchshie-mirovie-praktiki.
4 В рамках настоящего исследования использовался список компаний, который лег в основу аналитического комментария АКРА «Топ-50 компаний: рост выручки внутри страны на фоне снижения экспорта» от 19.06.2024.
Рисунок 4. Планы компаний относительно проведения внешней верификации нефинансовой отчетности за 2023 год (% ответов от числа компаний, планирующих составлять отчетность в 2024 году)
Источник: расчеты АКРА и Комитета по интегрированной отчетности (по данным опроса компаний)
При сопоставлении с результатами опроса 2023 года процент компаний, готовых к проведению внешней верификации нефинансовой отчетности, в 2024 году практически не изменился (86% в этом году против 85% в 2023-м). Из них порядка 30% компаний намерены использовать одновременно две формы верификации: независимый аудит и общественное заверение (см. рис. 4)5.
Для сравнения, согласно данным последнего ежегодного исследования “The State of Play: Sustainability Disclosure & Assurance 2019–2022, Trends & Analysis”, проводимого Международной федераций бухгалтеров (International Federation of Accountants, IFAC)6, по итогам 2022 года (последний доступный отчет в рамках обследования) 69% компаний прибегали к той или иной форме заверения ESG-отчетности (51% в 2019 году). При этом подавляющее большинство составителей отчетности (82%) получали заключение аудитора в форме ограниченной уверенности.
Как показал прошлогодний опрос, проведенный АКРА и Комитетом по интегрированной отчетности, большинство компаний планировали выпустить нефинансовую отчетность в мае или июне 2024 года. Однако по результатам настоящего опроса период раскрытия отчетности сдвинулся на июнь и июль (32 компании выборки). Из 16 компаний, планировавших выпустить отчетность в апреле или мае, 88% респондентов реализовали это в указанные сроки. Девять компаний на момент проведения опроса не определились относительно времени раскрытия отчетности (см. рис. 5).
Компании, выбравшие вариант ответа «Иное», либо придерживаются политики не раскрывать заранее планы, либо обозначили более размытые границы периода выпуска отчетности, не ограничиваясь одним месяцем.
5 Вариант «Иное» на рис. 4 подразумевает проведение отдельными компаниями общественного обсуждения отчета в рамках специального формата.
6 IFAC: https://www.ifac.org/knowledge-gateway/audit-assurance/publications/state-play-sustainability-disclosure-assurance-2019-2022-trends-analysis.
Рисунок 5. Сроки выпуска нефинансовой отчетности в 2024 году (% ответов от числа компаний, планирующих опубликовать отчетность в 2024 году)
Источник: расчеты АКРА и Комитета по интегрированной отчетности (по данным опроса компаний)
Половина респондентов уже утвердили стратегии в области устойчивого развития (ESG-стратегию, дорожную карту или иной стратегический документ в сфере устойчивого развития), а 20 компаний (25% выборки) планируют сделать это в 2024 году или позднее. Компании, выбравшие вариант ответа «Иное» (16% выборки), либо находятся в процессе обновления стратегии, либо не готовы указать плановый срок ее раскрытия (см. рис. 6).
Стратегии климатического перехода (стратегию адаптации к изменению климата, стратегию низкоуглеродного развития или иной стратегический документ в сфере адаптации к климатическим рискам) приняли 15% компаний, что существенно меньше числа респондентов, утвердивших стратегии в области устойчивого развития. В 2024 году или позднее стратегии климатического перехода планируют утвердить 39% компаний (см. рис. 7).
Мировая экономика на пути внедрения стандартов ISSB
В последние годы прослеживаются следующие мировые тенденции в области раскрытия ESG-информации: быстрый и значительный рост требований об обязательной отчетности (около 30 стран уже приняли законы, предусматривающие обязательное раскрытие нефинансовой информации), постепенное внедрение разными юрисдикциями стандартов ISSB на национальном уровне, а также формирование собственных национальных стандартов раскрытия ESG-информации. Кроме того, ведется работа над коллаборацией и оптимизацией одновременного использования нескольких стандартов отчетности.
В 2024 году вступили в силу два стандарта Совета по международным стандартам отчетности в области устойчивого развития (ISSB): «Общие требования к раскрытию финансовой информации, связанной с устойчивым развитием» (IFRS S1) и «Раскрытие информации, связанной с климатом» (IFRS S2). Согласно решению ISSB, в первый год внедрения новых правил компаниям достаточно будет раскрыть информацию о климатических рисках, а начиная с 2025 года предстоит публиковать полные данные, которые определяет стандарт IFRS S1.
На текущий момент более 20 стран, на которые приходится свыше половины мировой экономики (среди них Китай, Япония, Великобритания, Бразилия и Канада), заявили о готовности перейти на данные стандарты или привести свои национальные требования в полное соответствие с ними7. ISSB выпустил специальное руководство, чтобы оказать содействие в процессе внедрения разработанных требований на национальном уровне.
Китай также намерен разработать к 2030 году общенациональный стандарт раскрытия информации, в связи с чем Министерство финансов Китая в мае 2024 года начало сбор мнений относительно проекта руководства под названием «Стандарты раскрытия корпоративной информации об устойчивом развитии — основные стандарты», основанный на Стандартах ISSB8. Ожидается, что стандарт станет обязательным и будет применяться не только публичными компаниями, но и не зарегистрированными на бирже.
На сегодняшний день раскрытие информации об устойчивом развитии китайскими компаниями регулируется на уровне бирж (Шанхайской, Шэньчжэньской и Пекинской), которые до этого года не включали наличие у компании ESG-отчетности в качестве требования при листинге ценных бумаг9. Однако в апреле 2024-го указанные биржи опубликовали рекомендации по раскрытию информации об устойчивом развитии листинговых компаний, что стало первым стандартом раскрытия корпоративной информации об устойчивом развитии в стране.
К 2027 году Китай планирует внедрить базовые стандарты раскрытия информации об устойчивом развитии корпораций, а также стандарты раскрытия информации, связанной с климатом. Унифицированные правила позволят компаниям более активно участвовать в международной торговле и инвестиционной деятельности.
Совет по международным стандартам ISSB и GRI в мае 2024 года объявили о планах углубить сотрудничество по вопросам совместимости двух стандартов раскрытия ESG-информации и оптимизации их совместного использования на уровне компаний с учетом интересов как инвесторов, так и общественности10. Дальнейшая работа данных организаций по достижению совместимости стандартов начнется с разработки пилотной методологии раскрытия в сфере биоразнообразия, основанной на недавно опубликованном стандарте GRI 101 и утвержденном проекте ISSB по биоразнообразию, экосистемам и экосистемным услугам.
В направлении совместимости и оптимизации совместного использования двух стандартов продолжается взаимодействие ISSB и с Европейской консультативной группой по финансовой отчетности (EFRAG11). В мае 2024 года они выпустили руководство, показывающее уровень согласованности между международными стандартами раскрытия информации в области устойчивого развития (стандарты ISSB — IFRS S1 и IFRS S2) и европейскими стандартами отчетности в области устойчивого развития (ESRS12). В руководстве объясняется, как компаниям применять оба набора стандартов, и приводится детальный анализ согласованности раскрытия информации, связанной с климатом. Документ призван снизить для компаний уровень сложности использования стандартов ISSB и ESRS, связанный с фрагментацией и дублированием информации13.
Авторы настоящего исследования полагают, что российские компании, публикующие нефинансовую отчетность, будут испытывать влияние от описанных выше процессов. Это связано как с исторически сложившимся применением международных стандартов, так и с трансграничным характером отдельных элементов национальных стандартов (в частности, в рамках тематики прав человека и цепочки поставщиков).
Кроме того, по мнению авторов исследования, драйвером принятия новых стандартов раскрытия информации в области устойчивости, а также повышения эффективности внутренних аналитических процессов в этой сфере могут стать финансовые службы российских компаний. В ближайшие годы одним из ключевых направлений деятельности этих служб будет выстраивание работы с ESG-данными и управление устойчивостью на их основе (sustainability data-driven management), что также соответствует мировым тенденциям.
7 Jurisdictions representing over half the global economy by GDP take steps towards ISSB Standards. 28.05.2024 // IFRS. URL: https://www.ifrs.org/news-and-events/news/2024/05/jurisdictions-representing-over-half-the-global-economy-by-gdp-take-steps-towards-issb-standards/#:~:text=From%20major%20economies%20to%20emerging,value%20of%20the%20ISSB%20Standards.
8 Economic Watch: China charts path to unified sustainability disclosure by 2030. 27.05.2024 // XINHUANET. URL: https://english.news.cn/20240527/6cea518bf25948a29f2a9e6482924caa/c.html.
9 См. аналитический комментарий АКРА «ESG-финансы и отчетность в странах БРИКС: общие знаменатели» от 13.03.2024.
10 GRI and IFRS Foundation collaboration to deliver full interoperability that enables seamless sustainability reporting. 24.05.2024 // IFRS. URL: https://www.ifrs.org/news-and-events/news/2024/05/gri-and-ifrs-foundation-collaboration-to-deliver-full-interoperability/.
11 European Financial Reporting Advisory Group.
12 European Sustainability Reporting Standards.
13 IFRS Foundation and EFRAG publish interoperability guidance. 02.05.2024 // IFRS.
URL: https://www.ifrs.org/news-and-events/news/2024/05/ifrs-foundation-and-efrag-publish-interoperability-guidance/.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСА
В основе настоящего исследования лежит второй раунд опроса, который проводился АКРА и Комитетом по интегрированной отчетности среди клиентов и контрагентов Агентства и участников Комитета по интегрированной отчетности в период с мая по июнь 2024 года.
Представителям компаний было предложено ответить на семь вопросов, выбрав один из вариантов ответа, а также была возможность оставить комментарий при ответе на каждый из вопросов. Детальные интервью по итогам анкетирования не проводились.
В рамках опроса были получены анкеты от 80 компаний. АКРА и Комитет по интегрированной отчетности благодарят за содействие в проведении опроса Национальный ESG Альянс, Российский союз промышленников и предпринимателей, а также профессиональное сообщество в области устойчивого развития “Green Drinks”. Отраслевая структура компаний, предоставивших ответы на вопросы, представлена на рис. 8.
Рисунок 8. Отраслевая структура компаний, принявших участие в опросе 2024 года
Источник: расчеты АКРА и Комитета по интегрированной отчетности (по данным опроса компаний)