Анализ оперативных данных1 исполнения неконсолидированных региональных бюджетов
По данным оперативной отчетности, в 2023 году доходы субъектов Российской Федерации2 составили 19 246 млрд руб., на 9,5% превысив результат 2022 года (17 572 млрд руб.). Наиболее существенный рост доходов зафиксировали ХМАО (+39,8%), Тюменская область (+33,2%), Ленинградская область (+31,3%), Республика Адыгея (+24,6%) и Смоленская область (+23,6%). Лидерами снижения доходной части стали НАО (-21,1%), республики Мордовия, Ингушетия и Хакасия (-19,4, -18,1 и -14,1% соответственно) и Кемеровская область — Кузбасс (-13,4%). В номинальном выражении самый высокий прирост доходов наблюдался в Москве (+556 млрд руб.) и Московской области (+149 млрд руб.), а самое значительное снижение доходной части бюджета показала Кемеровская область — Кузбасс (-42 млрд руб.).
1 По данным Единого портала бюджетной системы Российской Федерации (ЕПБС).
2 Без учета ДНР и ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, исключенных из расчетов для сопоставимости данных за анализируемый период, а также без учета федеральной территории «Сириус»; с учетом указанных территорий совокупные доходы за 2023 год составили 19 923 млрд руб.
Рисунок 1. Субъекты с наиболее высокими относительными показателями прироста и снижения доходов, млрд руб.
Источник: ЕПБС, расчеты АКРА
Большую часть совокупных доходов субъектов сформировали поступления по налогу на прибыль (их доля составила 30,9%), а полученный объем средств увеличился на 27,7% (до 5 956 млрд руб.) в годовом сопоставлении. Прирост в номинальном выражении составил 1 292 млрд руб. Наиболее значительный прирост отмечался в Забайкальском крае (+205,0%), ХМАО (+173,2%) и Еврейской АО (+116,6%). В девяти субъектах поступления по налогу на прибыль снизились, а самое значительное снижение показали Республика Хакасия (-52,4%), Кемеровская область — Кузбасс (-29,1%) и НАО (-27,4%).
На долю НДФЛ пришлось 25,8% совокупных доходов субъектов в 2023 году, или порядка 4 959 млрд руб. Поступления по этому виду налога выросли на 12,1% к результату за 2022 год. Прирост поступлений по НДФЛ произошел во всех субъектах, а исключением стала лишь Республика Ингушетия, где показатель снизился на 38,9%. Приморский край, Республика Чувашия и Курганская область отличились наиболее заметным приростом по этому виду налоговых доходов: на 31,4, 25,1 и 24,1% соответственно.
Существенная доля (18,1%) в доходах субъектов приходилась на безвозмездные поступления из других бюджетов. По итогам 2023 года объем таких поступлений снизился на 11,0% (в номинальном выражении — на 433 млрд руб.3). Объем безвозмездных поступлений сократился в 65 субъектах, а наиболее ощутимое снижение произошло в НАО (-54,1%), Самарской области (-44,7%) и Республике Мордовия (-38,8%). Лидером по приросту трансфертов стала Белгородская область, где объем таких поступлений увеличился на 51,1% (+16,5 млрд руб.).
3 В 2023 году порядка 539 млрд руб. бюджетных трансфертов было направлено из федерального бюджета в бюджеты ДНР и ЛНР, а также Запорожской и Херсонской областей. С учетом этого совокупный объем безвозмездных поступлений из других бюджетов увеличился на 2,7% в 2023 году в годовом сопоставлении.
Рисунок 2. Налог на прибыль и НДФЛ сформировали более половины совокупных доходов субъектов в 2023 году
Источник: ЕПБС, расчеты АКРА
Среди анализируемых регионов4 наибольшую долю безвозмездных поступлений из других бюджетов в 2023 году имела Республика Ингушетия (87,1%). За ней следуют Чеченская Республика (83,3%), республики Тыва и Дагестан (82,9 и 76,3% соответственно), а также Кабардино-Балкарская Республика (71,0%). В 13 регионах доля этого вида поступлений превысила 50% совокупных доходов по итогам года. Наименьшая доля трансфертов из других бюджетов была характерна для Москвы (0,9%). За ней следуют Санкт-Петербург (2,9%), Тюменская, Сахалинская и Ленинградская области (3,6, 3,7 и 7,1% соответственно). Всего у восьми регионов трансферты составили менее 10% их доходов в 2023 году.
Совокупный объем расходов в анализируемых субъектах на 01.01.2024 составил 19 509 млрд руб., что на 11,1% превышает показатель за 2022 год — 17 562 млрд руб.5 Только в 11 субъектах расходная часть по итогам прошлого года снизилась, при этом в четырех из них — Карачаево-Черкесской Республике, республиках Дагестан и Ингушетия, а также в Самарской области — снижение составило более 10%. Пять субъектов (Краснодарский край, ХМАО, Смоленская область, ЯНАО и Республика Адыгея) увеличили расходы примерно на четверть и более в годовом сопоставлении.
4 В Запорожской и Херсонской областях, а также в ДНР и ЛНР доля безвозмездных поступлений из других бюджетов в доходах этих субъектов по итогам 2023 года превышала 80,0%.
5 С учетом новых субъектов расходная часть на 15,0% превышает показатель 2022 года.
Рисунок 3. Субъекты с наиболее высокими относительными показателями прироста и снижения расходов, %
Источник: ЕПБС, расчеты АКРА
В 2023 году в анализируемых регионах расходы увеличились в совокупности на 1,9 трлн руб. В номинальном выражении наиболее ощутимым был рост по следующим разделам: «Жилищно-коммунальное хозяйство» (+552 млрд руб.), «Национальная экономика» (+509 млрд руб.) и «Образование» (+422 млрд руб.). По разделам «Национальная оборона» (+77,2%), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (+33,7%) и «Общегосударственные вопросы» (+24,9%) наблюдался наиболее ощутимый рост в относительном выражении. В «Здравоохранении» и «Обслуживании государственного долга» расходы снизились на 3,9 и 9,2% соответственно.
Рисунок 4. Прирост расходов по разделам, млрд руб.
Источник: ЕПБС, расчеты АКРА
В 2023 году в совокупных расходах бюджетов доминировал раздел «Национальная экономика» (23,7%). На «Образование» и «Социальную политику» приходилось по 20% расходов, а на «Жилищно-коммунальное хозяйство» и «Здравоохранение» — 11,2 и 9,6% соответственно.
Рисунок 5. Три раздела расходов сформировали примерно две трети совокупных расходов за 2023 год
Источник: ЕПБС, расчеты АКРА
По итогам 2023 года бюджетный дефицит сложился в 58 субъектах, при этом его совокупный объем в этих регионах превысил 503 млрд руб. (без учета дефицита бюджета Москвы — 313 млрд руб.). Количество субъектов, завершивших год с дефицитом, увеличилось по сравнению с 2022 годом, когда таких субъектов было 49. Совокупный профицит профицитных регионов составил 241 млрд руб. Наибольший профицит бюджета в номинальном выражении сформировался в Свердловской области — 50,8 млрд руб., или 13% налоговых и неналоговых доходов (ННД). За ней следуют Ленинградская область (37,1 млрд руб., или 16% ННД) и ХМАО (30,6 млрд руб., или 8% ННД). К субъектам, у которых бюджетный дефицит по итогам 2023 года оказался наиболее большим, относятся Москва (-189,9 млрд руб., или 5% ННД), Санкт-Петербург (26,5 млрд руб., или 2% ННД) и Республика Татарстан (23,5 млрд руб., или 6% ННД). При оценке дефицита бюджета относительно ННД лидируют Чеченская Республика (58% ННД), Еврейская АО (41% ННД) и Республика Ингушетия (28% ННД).
Рисунок 6. Субъекты, имеющие наиболее существенный профицит и дефицит бюджета, млрд руб.
Источник: ЕПБС, расчеты АКРА
В целом для анализируемых субъектов Российской Федерации 2023 год ознаменовался менее существенным приростом доходов в годовом сопоставлении, чем по итогам 2022-го. Совокупные доходы выросли на 9,5%, тогда как годом ранее прирост превысил 12,0%. Несмотря на более ощутимый рост ННД (на 15,5% по сравнению с 13,2%-ным увеличением годом ранее), регионы получили на 11,0% меньше трансфертов6. Учитывая эти факторы и повышение расходов на 11,1% год к году, совокупный дефицит бюджетов регионов в 2023 году составил 263 млрд руб., в то время как по итогам 2022 года был зафиксирован совокупный профицит в размере 10 млрд руб.
6 Без учета новых субъектов.