Sector

Corporates

Activities

Transportation

Type

Analytical commentary


Analysis of the dynamics of air passenger transportation in Russia

See ACRA’s analytical commentary Where is Russian aviation flying to? from February 8, 2023 for more details.

In spite of all the difficulties that the Russian air market has faced, in 2023 its operational metrics demonstrated stable positive dynamics. The number of passengers transported last year increased by 10.7% year-on-year and reached 105 mln. Although passenger traffic did not reach the level of pre-pandemic 2019 (18% short) or the level of 2021 (5% short), the 2023 performance of Russian airlines can be assessed as a success in view of the operating conditions.

The structure of the market in terms of international and domestic routes was practically unchanged in 2023. The main market continues to be internal (Russian) routes, while the increase in international passenger traffic last year by more than a quarter only resulted in minor growth of this segment, from 19% in 2022 to 22% in 2023.

The results recorded by Russian airlines last year correspond to ACRA’s optimistic scenario (passenger traffic at 95–110 mln, domestic routes with a 75–80% share), although it assumed a considerable decline in geopolitical tension and removal of a significant part of the restrictions imposed on the Russian aviation market, which did not happen. The operational metrics were supported by the growth of real disposable incomes, the resumption of the trend toward increasing mobility of the population (it was largely limited from 2020 to 2022), and a number of other factors that led to an increase in demand for air transportation services.

Figure 1. Passenger traffic of Russian airlines, mln passengers


Sources: Federal Air Transport Agency, Ministry of Transport, ACRA

The factors specified above allowed Russian airlines to increase the volume of passenger traffic even in conditions of growth of ticket prices, although demand for flights is usually highly sensitive to this. As a result, total revenue of Russian airlines grew, according to ACRA’s estimates, by 31% in 2023 (to RUB 1.37 tln), which is an absolute record and even exceeded the indicator for 2019. At the same time, given accumulated inflation and the size of the market compared to 2014–2015, the market returned to the levels of 2017 in terms of the number of transported passengers. Consequently, the increase in ticket prices observed in 2023 has so far only compensated for the lack of adequate price indexation in previous years.

Figure 2. Revenue of Russian airlines, RUB bln


Source: ACRA

A similar picture can be seen when analyzing RASK1 dynamics. Over the past 10 years, there were two episodes of sharp price growth — from 2015 to 2016 and in 2021, when RASK increased by more than 15%. In the other periods, the indicator did not change or declined significantly (for example, in 2017 and 2020). Accordingly, with average annual inflation at around 7% in 2013–2023, the average annual increase in RASK over this period was approximately 6%. According to ACRA’s calculations, this indicator grew by 16% in 2023, which was due to both the growth in the cost of air tickets, as well as the increase in the share of more expensive routes, including the aforementioned international routes. Similar dynamics were demonstrated by the average price for economy class flights (+22% in 2023) calculated by Rosstat, although the method for calculating this indicator and RASK have certain differences. In January and February 2024, Rosstat recorded further growth of air ticket prices by more than 30%. Despite dynamics that are characteristic of the start of the year, the Agency assumes that RASK will not be much higher than last year’s indicator.

Among other factors contributing to the increase of airlines’ revenue, ACRA also highlights growth of the average flight distance, which had an impact on the passenger traffic of the market. Historically, the average flight distance for international routes has been more volatile than for domestic routes, although since 2020 this volatility has increased considerably amid the difficulties faced by the segment. At the same time, we note that the dynamics of the average flight distance for domestic routes to a much greater extent reflect the changes taking place in the market.

The rather strong decline of the average flight distance for domestic routes in the mid-2010s was largely explained by the development of the low-cost segment. This led to a significant shift in passenger traffic with a travel range of 800–1,200 km from rail transport to aviation. The sharp growth of the average flight distance from 2022 to 2023 was driven by development of domestic tourism, which partly replaced overseas trips, as well as the lengthening of routes to the airports in the south of Russia that were not shut down in 2022. The lengthening of routes due to avoiding certain territories increases airlines’ costs, but it is not always possible to shift these additional costs to the end user.


1 RASK (revenue per available seat kilometer) is an airline’s revenue per seat-kilometer. For the purposes of this analytical commentary, ACRA calculated RASK based on the total revenue of Russian airlines, since most carriers do not disclose revenue from passenger air transportation separately.


Figure 3. Average distance of domestic flights, thousand km



Sources: Federal Air Transport Agency, Ministry of Transport, ACRA

In 2012–2019, the dynamics of CASK2 closely correlated with the dynamics of RASK, therefore, the RASK/CASK ratio, although low, consistently ranged within 1.04–1.13x. In 2020­–2021, the industry faced a sharp drop in air transportation traffic, so price incentives were introduced to support demand. As a result, in 2020, RASK decreased by 5% against the backdrop of a 13% increase in CASK, which led to the RASK/CASK ratio dropping below 1.0x — to 0.88x. Tight control over operating expenses allowed the market to restore this ratio to its standard level (1.05x) by the end of 2022, and this indicator grew to 1.21x in 2023.

Government support measures made it possible to mitigate the consequences of the unfavorable events for the market in 2022–2023. After airlines gradually adapted to the new operating environment, government subsidies began to decrease, which, among other things, drove ticket prices up in 2023. At the same time, last year the refund of aviation fuel tax remained, which had a positive impact on the performance of air carriers.


2 CASK (cost per available seat kilometer) is the operating expenses of an airline per seat kilometer. For the purposes of this analytical commentary, ACRA calculated CASK excluding depreciation costs, but included all lease payments. The calculations of CASK also excluded government support measures (including subsidies and aviation fuel tax refund).

Figure 4. RASK and CASK of Russian airlines


Source: ACRA

ACRA believes that the assumptions for the three scenarios described last year remain relevant this year. As in 2023, the Agency is currently considering the inertial scenario as a base case scenario, assuming that the geopolitical situation will remain unchanged along with the current restrictions for the Russian aviation market. Under this scenario, ACRA expects the traffic volume to remain comparable to 2023 (100–115 mln passengers) with an unchanged market structure (the share of domestic flights at 75–85%). It would be difficult for airlines to show stronger growth mostly due to the limited size of their fleet and the difficulties associated with its maintenance.

ACRA estimates the likelihood of aviation market being able to maintain the RASK/CASE ratio at the level of 2023 as low. In the Agency’s opinion, the major surge in air ticket prices has already occurred, and any further hikes may negatively affect traffic volumes. At the same time, operating expenses would retain their growth potential both due to an increase in aircraft maintenance costs and the need to raise wages. Of the measures of state support, only the aviation fuel tax refund will remain. As a result, the sector’s revenue in 2024 may be in the range of RUB 1.3–1.6 tln, and the RASK/CASK ratio may decrease to 1.10–1.15x.

The stress scenario is based on the assumptions of a potential aggravation of the geopolitical situation, as well as a tighter sanctions regime or stricter oversight of compliance with sanctions. This scenario incudes a notable deterioration in macroeconomic indicators, which would lead to an almost complete cease of government support measures for the sector and the inability to compensate for increased operating costs by higher ticket prices. In such a scenario, passenger traffic in 2024 may drop to 85–100 mln with the share of domestic flights above 85%. The total revenue of Russian airlines may decrease to RUB 1.0–1.3 tln, and the RASK/CASK ratio may fall below 1.0x.

The optimistic scenario suggests a noticeable relaxation of geopolitical tensions and withdrawal of most of the restrictions imposed on the Russian aviation market. In ACRA’s opinion, the main positive effect of this scenario is likely to manifest in the medium term. The Agency assumes that under this scenario, the number of passengers may increase to 115–125 mln in 2024, and the share of domestic flights may fall below 75%. The total revenue of Russian airlines may increase to RUB 1.6–1.8 tln, while the RASK/CASK ratio may amount to 1.15–1.20x.

Print version
Download PDF

Analysts

Alexander Gushchin
Senior Director, Head of SME Ratings, Corporate Ratings Group
+7 (495) 139 04 89, ext. 121
Svetlana Panicheva
Head of External Communications
+7 (495) 139 04 80, ext. 169
We protect the personal data of users and process cookies only to personalize services. You can prevent the processing of cookies in your browser settings. Please read the terms of use of cookies on this website by clicking on more information.

Сектор

Корпоративный сектор

Вид деятельности

Транспорт

Тип

Аналитический комментарий

Анализ динамики пассажирских авиаперевозок в России

Подробнее в аналитическом комментарии АКРА  «Куда летит российская авиация?» от восьмого февраля 2023 года.

Вопреки всем сложностям, с которыми столкнулся российский авиарынок, в 2023 году его операционные показатели продемонстрировали устойчивую позитивную динамику. Количество перевезенных в прошлом году пассажиров увеличилось на 10,7% в годовом сопоставлении и достигло 105 млн человек. Хотя пассажиропоток не вышел на уровень ни допандемийного 2019-го (на 18% меньше), ни 2021-го (на 5% меньше), с учетом условий, в которых работают российские авиаперевозчики, их результаты за 2023 год можно оценить как успешные.

Структура рынка с точки зрения международных (МВЛ) и внутренних (ВВЛ) направлений в 2023-м практически не изменилась. Основой рынка по-прежнему являются внутрироссийские перевозки, а увеличение пассажиропотока МВЛ в прошлом году более чем на четверть привело лишь к незначительному росту доли этого сегмента (с 19% в 2022-м до 22% в 2023 году).

Прошлогодние результаты отечественных авиакомпаний соответствуют описанному АКРА оптимистическому сценарию (пассажиропоток — 95–110 млн человек, доля ВВЛ — от 75 до 85%), хотя он предполагал заметное снижение геополитической напряженности и отмену значительной части ограничений для российского авиационного рынка, которых не произошло. Поддержку операционным показателям оказали рост реальных располагаемых доходов, возобновление тренда на повышение мобильности населения (была во многом ограничена с 2020 по 2022 год) и ряд других факторов, приведших к увеличению спроса на услуги воздушных перевозок.

Рисунок 1. Динамика пассажиропотока российских авиаперевозчиков по направлениям, млн пассажиров


Источник: Росавиация, Минтранс, оценка АКРА

Указанные выше факторы позволили российским авиаперевозчикам увеличить объем перевозок даже в условиях роста цен на билеты, хотя традиционно спрос на авиаперелеты очень чувствителен к этому. В результате совокупная выручка отечественных авиакомпаний в 2023 году выросла, по оценкам АКРА, на 31% (до 1,37 трлн руб.), что стало абсолютным максимумом и превысило показатель даже 2019-го. Вместе с тем, учитывая накопленную инфляцию, размер рынка сопоставим с уровнем 2014–2015 годов, хотя по количеству перевезенных пассажиров рынок вернулся к показателям 2017-го. Следовательно, наблюдаемый в 2023 году рост цен на билеты пока только отыгрывал отсутствие адекватной индексации в предыдущие годы.

Рисунок 2. Выручка российских авиакомпаний, млрд руб.


Источник: оценка АКРА

Аналогичную картину можно видеть при анализе динамики RASK1. За последние десять лет было два периода резкого повышения цен — с 2015 по 2016 год и в 2021-м, когда RASK увеличивался более чем на 15%. В остальные периоды показатель либо не менялся, либо заметно снижался (как в 2017 и 2020 годах). Соответственно, при среднегодовой инфляции в 2013–2023 годах на уровне около 7% среднегодовой прирост RASK в этом временном интервале составил приблизительно 6%. В 2023 году, по расчетам АКРА, данный показатель вырос на 16%, что обусловлено как повышением стоимости авиабилетов, так и увеличением доли более дорогих маршрутов, в том числе ранее упомянутых МВЛ. Похожую динамику демонстрирует рассчитанная Росстатом средняя цена на авиаперелет в салоне экономкласса по России (+22% в 2023 году), хотя методики расчета этого показателя и RASK имеют определенные отличия. В январе и феврале 2024 года Росстат зафиксировал дальнейшее повышение цен на авиабилеты более чем на 30%. Несмотря на динамику, характерную для начала этого года, Агентство полагает, что по итогам 2024-го рост RASK существенно не превысит прошлогодний результат.

Среди факторов, способствовавших увеличению выручки авиакомпаний, АКРА выделяет также возрастание средней дальности перелета, что сказалось на пассажирообороте рынка. Средняя дальность перелета на МВЛ исторически была более волатильна, чем на ВВЛ, а с 2020 года волатильность существенно возросла на фоне сложностей, которые испытывал этот сегмент. Вместе с тем отметим, что динамика средней дальности перелета на внутрироссийских рейсах в значительно большей степени отражает происходящие на рынке изменения.

Довольно сильное сокращение средней дальности полета на ВВЛ в середине 2010-х во многом можно объяснить развитием сегмента бюджетных перевозок (low cost). Это привело к значительному перетоку пассажиропотока с дальностью поездки 800–1 200 км с железнодорожного транспорта на авиационный. Резкий рост средней дальности перевозки в период с 2022 по 2023 год стимулировался развитием внутреннего туризма, который отчасти заменил поездки за рубеж, а также удлинением маршрутов перелетов в те аэропорты юга России, которые не были закрыты в 2022 году. Удлинение маршрутов из-за облета тех или иных территорий повышает расходы авиакомпаний, но эти дополнительные расходы не всегда возможно переложить на конечного потребителя.


1 RASK (revenue per available seat kilometer) — выручка авиакомпании в расчете на один кресло-километр. Для целей данного аналитического комментария АКРА рассчитывало RASK на основании всей выручки российских авиакомпаний, поскольку большинство перевозчиков не раскрывают отдельно выручку от пассажирских авиаперевозок.


Рисунок 3. Средняя дальность полета ВВЛ, тыс. км




 Источник: Росавиация, Минтранс, оценка АКРА

В 2012–2019 годах динамика CASK2 достаточно тесно коррелировала с динамикой RASK, в результате чего отношение RASK/CASK хотя и было невысоким, однако характеризовалось стабильностью и находилось в диапазоне 1,04–1,13x. В 2020–2021 годах отрасль столкнулась с резким падением авиаперевозок, в связи с чем для поддержания спроса было выбрано применение ценовых стимулов. Как следствие, в 2020 году показатель RASK сократился на 5% на фоне увеличения CASK на 13%, что привело к падению отношения RASK/CASK ниже единицы — до 0,88x. Жесткий контроль за операционными расходами позволил рынку восстановить указанное соотношение до стандартного для него уровня (1,05x) по итогам 2022 года, а в 2023-м показатель увеличился до 1,21x.

Меры государственной поддержки позволили сгладить последствия неблагоприятных для рынка событий 2022–2023 годов. После постепенной адаптации авиакомпаний к новым условиям государственные субсидии начали сокращаться, что среди прочего привело к росту цен на билеты в 2023 году. Вместе с тем в прошлом году сохранился возврат акциза на авиатопливо, что оказало позитивное влияние на показатели деятельности авиаперевозчиков.


2 CASK (cost per available seat kilometer) — операционные расходы авиакомпании в расчете на один кресло-километр. Для целей данного аналитического комментария АКРА рассчитывало CASK без учета расходов на амортизацию, но включало все выплаты по аренде. Кроме того, расчет CASK не включал меры господдержки (в том числе субсидии и возврат акциза на авиатопливо).


Рисунок 4. Показатели RASK и CASK российских авиакомпаний





Источник: оценка АКРА

АКРА полагает, что предпосылки описанных в прошлом году трех сценариев остаются актуальными и в текущем году. Как и в 2023 году, в настоящее время в качестве базового сценария Агентство рассматривает инерционный сценарий, предполагающий неизменность геополитической обстановки и сохранение текущих ограничений для российского авиарынка. В рамках этого сценария АКРА ожидает сохранение объемов перевозок на сопоставимом с 2023 годом уровне (100–115 млн человек) при неизменной структуре рынка (доля ВВЛ — 75–85%). Для авиакомпаний будет затруднительно продемонстрировать более существенный рост в первую очередь за счет ограниченного размера располагаемого флота и сложностей, связанных с его обслуживанием.

АКРА оценивает вероятность того, что авиарынку удастся поддерживать отношение RASK/CASK на уровне 2023 года, как невысокую. По мнению Агентства, наиболее значимый рост цен на авиабилеты уже произошел, а их дальнейшее существенное увеличение может негативно сказаться на объемах перевозок. При этом операционные расходы сохранят свой потенциал к росту как в связи с удорожанием обслуживания воздушных судов, так и за счет необходимости индексации расходов на оплату труда персонала. Из мер государственной поддержки останется только возврат акциза на авиатопливо. В результате выручка сектора в 2024 году может оказаться в диапазоне 1,3–1,6 трлн руб., а отношение RASK/CASK способно снизиться до 1,10–1,15x.

Стресс-сценарий базируется на предпосылках возможного серьезного обострения геополитической ситуации, а также ужесточения санкционного режима или контроля за его исполнением. АКРА полагает, что неотъемлемой предпосылкой данного сценария является заметное ухудшение макроэкономических индикаторов, что приведет к практически полному сокращению мер государственной поддержки сектора и неспособности компенсировать возросшие операционные расходы за счет повышения цен на билеты. Результатом такого сценария может стать падение пассажиропотока в 2024 году до 85–100 млн человек при доле ВВЛ выше 85%. Общая выручка российских авиакомпаний может снизиться до 1,0–1,3 трлн руб., а отношение RASK/CASK, возможно, опустится ниже 1,0x.

Предпосылки оптимистического сценария предполагают заметное снижение геополитической напряженности и отмену значительной части ограничений для российского авиационного рынка. По мнению АКРА, в случае реализации этого сценария основной позитивный эффект возможен скорее в среднесрочной перспективе. Агентство предполагает, что с учетом указанных предпосылок количество перевезенных в 2024 году пассажиров способно увеличиться до 115–125 млн человек при сокращении доли ВВЛ ниже 75%. Общая выручка российских авиакомпаний может вырасти до 1,6–1,8 трлн руб., при этом отношение RASK/CASK может составить 1,15–1,20x.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Александр Гущин
Старший директор — руководитель направления среднего бизнеса, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 89, доб. 121
Светлана Паничева
Руководитель службы внешних коммуникаций
+7 (495) 139 04 80, доб. 169
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.