Совокупный объем выпуска ESG-облигаций на мировом рынке в 2023 году вырос на 3% по сравнению с предыдущим годом, до 939 млрд долл. США.
- По предварительным данным, совокупный объем выпуска ESG-облигаций на мировом рынке в 2023 году составил 939 млрд долл. США, что на 3% превышает результат 2022 года.
Основная доля мирового рынка ESG-облигаций в 2023 году приходилась на «зеленые» облигации — 60% общего объема новых размещений. За ними следуют социальные облигации, облигации устойчивого развития и облигации, связанные с показателями устойчивого развития.
Объем выпуска «зеленых» облигаций в 2023 году вырос на 10% по сравнению с 2022 годом. Объем выпуска облигаций устойчивого развития, напротив, снизился на 1,6%, а выпуск облигаций, связанных с показателями устойчивого развития, — на 22%. Объем выпуска социальных облигаций в 2023 году остался примерно на уровне предыдущего года.
Среди стран БРИКС крупнейшим рынком «зеленых» облигаций является Китай: на эмитентов из данной страны пришлось 19% от объема «зеленых» облигаций, выпущенных на мировом рынке в 2023 году. При этом необходимо отметить, что в прошлом году объем «зеленых» облигаций, размещенных китайскими эмитентами, сократился на 16% к показателю 2022 года.
По имеющимся данным, на февраль 2024 года в мире насчитывалось 20 таксономий устойчивого финансирования в форме нормативно-правовых актов: 19 национальных и одна наднациональная — таксономия Европейского союза (ЕС). Кроме того, опубликованы наднациональные таксономии рекомендательного характера, среди которых модельная таксономия Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и таксономия устойчивого финансирования Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП)2 выработан единый рамочный подход к таксономиям устойчивого финансирования в Латинской Америке и Карибском бассейне.
Из всех стран БРИКС по состоянию на февраль 2024 года национальные таксономии утверждены в Китае, России и ЮАР. Бразилия планирует принять свою таксономию в ноябре текущего года. Таксономии Индии и ОАЭ находятся на стадии разработки. Саудовская Аравия приняла решение о разработке таксономии в начале 2023 года. На уровне самой международной организации БРИКС Россия предлагает другим странам-участницам возможную альтернативу: взаимно признавать национальные таксономии, в том числе системы верификации и отчетности, или разработать единую таксономию БРИКС3.
Более половины крупнейших фондовых бирж стран БРИКС внедрили или планируют внедрить требования или рекомендации по наличию нефинансовой отчетности для листингуемых компаний. Наиболее развитая система нефинансовой отчетности среди стран БРИКС выстраивается в Китае.
1 Для целей настоящего аналитического комментария под ESG-облигациями понимаются «зеленые», социальные и адаптационные облигации, облигации устойчивого развития, а также облигации, связанные с показателями устойчивого развития.
2 The United Nations Environment Programme (UNEP).
3 ВЭБ.РФ допустил создание единой таксономии «зеленых» проектов стран БРИКС. Экономика. 12.12.2023 // Ведомости.
URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2023/12/12/1010753-vebrf-dopustil-sozdanie-taksonomii.
Совокупный объем выпуска ESG-облигаций на мировом рынке в 2023 году увеличился на 3% по сравнению с годом ранее и составил 939 млрд долл. США, (см. рис. 1). Основная доля мирового рынка ESG-облигаций в прошлом году приходилась на «зеленые» облигации — 60% общего объема новых размещений. За ними следуют социальные облигации, облигации устойчивого развития и облигации, связанные с показателями устойчивого развития. Основной вклад в рост рынка ESG-облигаций в 2023 году внесли суверенные эмитенты, включая правительства Италии, Индии, Германии, Франции, Ирландии и ряда других стран, а также наднациональные эмитенты.
АКРА отмечает, что оценки совокупного объема ESG-облигаций, выпущенных на мировом рынке, можно назвать условными, так как они зависят от источника данных и методики учета финансовых инструментов (разница в оценках может составлять десятки миллиардов долларов США). Тем не менее в целом большинство оценок — вне зависимости от используемых баз данных и методик — сходятся в том, что объем новых размещений за 2023 год незначительно превысил объемы 2022 года, но оказался ниже показателей 2021 года. Оценка доли ESG-облигаций в общем объеме облигационных размещений в 2023 году варьировалась от 10 до 14%.
Рисунок 1. Совокупный объем размещений ESG-облигаций на мировом рынке, млрд долл. США
Источник: Bloomberg
По данным CBI, объем «зеленых» облигаций, размещенных китайскими эмитентами, в 2023 году снизился на 16% по сравнению с предыдущим годом и составил 110,3 млрд долл. США.
Крупнейшим источником «зеленых» облигаций среди стран БРИКС является Китай, на долю которого в 2023 году пришлось 19% от совокупного объема мирового рынка данного инструмента. В то же время, согласно данным Climate Bonds Initiative (CBI), объем «зеленых» облигаций, размещенных китайскими эмитентами, в 2023 году сократился на 16% к показателю за 2022 год, до 110,3 млрд долл. США (см. рис. 2). На китайском рынке «зеленых» облигаций в 2023 году доминировали выпуски финансовых институтов.
Как и в случае с мировым рынком ESG-облигаций, статистика по китайскому рынку может значительно варьироваться в зависимости от систем учета финансовых инструментов и используемых баз данных. В частности, китайский рынок «зеленых» облигаций делится на соответствующий международным правилам (internationally aligned) и несоответствующий (nonaligned). Кроме того, есть разделение на внутренние и офшорные «зеленые» облигации.
В ближайшие годы выпуск «зеленых» облигаций китайскими эмитентами будет формировать значительную долю мирового рынка. Этому будут способствовать различные механизмы поддержки со стороны государства, а также большие планы по развитию ВИЭ-генерации, увеличению парка электромобилей и развитию сопутствующей инфраструктуры.
Рисунок 2. Объем «зеленых» облигаций, размещенных китайскими эмитентами, млрд долл. США
Источник: CBI, расчеты АКРА
Из всех стран БРИКС, а также тех, которые заявили о присоединении к организации в 2024 году, четыре страны имеют требования по ESG-отчетности в рамках правил листинга местных бирж — ОАЭ, Китай, Индия, ЮАР.
Из всех стран — участниц БРИКС, а также тех, которые заявили о присоединении к организации в 2024 году (Саудовская Аравия4, ОАЭ, Иран, Эфиопия и Египет), четыре страны имеют требования по ESG-отчетности в рамках правил листинга местных бирж (ОАЭ, Китай, Индия, ЮАР), в шести странах есть сегмент листинга ESG-облигаций (ОАЭ, Китай, Индия, Россия, Бразилия, ЮАР). В Саудовской Аравии соответствующий сегмент на внутреннем рынке отсутствует, тем не менее у страны есть опыт размещения ESG-облигаций: в январе 2024 года она разместила международные долларовые облигации на 12 млрд долл. США, что стало крупнейшим выпуском с 2017 года.
По состоянию на февраль 2024 года таксономии в форме нормативно-правовых актов среди стран — участниц БРИКС утверждены в Китае, России и ЮАР. Россия также входит в ЕАЭС, в рамках которого действует модельная таксономия. Бразилия планирует принять таксономию в ноябре 2024 года5; страна упомянута в докладе ЮНЕП6. В Индии таксономия находится на стадии разработки7. ОАЭ также активно разрабатывают таксономию, для этого создана профильная рабочая группа8. Саудовская Аравия приняла решение о разработке таксономии в начале 2023 года9.
4 По состоянию на 27.02.2024 Саудовская Аравия не приняла окончательного решения о присоединении к БРИКС. URL: https://tass.com/world/1751877.
5 Sustainable Taxonomy of Brazil: Action Plan. Brasília. December 2023 // Ministério da Fazenda. URL: https://www.gov.br/fazenda/pt-br/orgaos/spe/sustainable-taxonomy-of-brazil.
6 Common Framework of Sustainable Finance Taxonomies for Latin America and the Caribbean. July 2023 // United Nations Environment Programme, URL: https://wedocs.unep.org/20.500.11822/42967.
7 India plans to classify clean activities, tech under new policy: Report. 27 January 2023. Business Standard // Reuters. URL: https://www.business-standard.com/article/economy-policy/india-plans-to-classify-clean-activities-tech-under-new-policy-report-123012700628_1.html.
8 The UAE Sustainable Finance Working Group (SFWG) issues a summary of the high-level design principles to inform the development of the UAE Sustainable Finance Taxonomy // Workstream Three on the UAE Sustainable Finance Taxonomy // Third Public Statement on Sustainable Finance in the UAE. 04 December 2023. URL: https://www.sca.gov.ae/en/media-center/news/4/12/2023/the-uae-sustainable-finance-working-group-issues-third-public-statement.aspx.
9 Saudi Exchange signs MoU with government entities to develop ESG taxonomy. 16 February 2023 // Islamic Sustainable Finance & Investment. URL: https://islamicsustainable.com/saudi-exchange-signs-mou-with-government-entities-to-develop-esg-taxonomy/
На февраль текущего года таксономии в виде оформленных официальных документов среди стран — участниц БРИКС утверждены в Китае, России и ЮАР.
Информация о том, на каком этапе находится разработка таксономий в Египте, Иране и Эфиопии, отсутствует в публичном доступе. При этом по Египту есть данные о категориях государственных «зеленых» облигаций, выпущенных в стране в 2020 году10. Выводы о направлениях устойчивого финансирования, приоритетных для Ирана, в свою очередь, основываются на информации о государственных проектах, реализуемых национальными органами власти в сотрудничестве с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО)11. В Эфиопии в 2019 году был утвержден национальный план по адаптации к изменению климата12.
10 Egyptian Sovereign Green Bonds // Policy perspective. 12 August 2021. The Egyptian Cabinet Information and Decision Support Center (IDSC). URL: https://www.sbfnetwork.org/wp-content/assets/policy-library/692_Egypt_Egyptian_Sovereign_Green_Bonds.pdf.
11 FAO Project list in the Islamic Republic of Iran // Programmes and projects // FAO in the Islamic Republic of Iran // Food and Agriculture Organization of the United Nations. URL: https://www.fao.org/iran/programmes-and-projects/project-list/en/
12 Ethiopia’s Climate Resilient Green Economy // National Adaptation Plan. 01 January 2019 / United Nations Framework Convention on Climate Change (UNFCCC). URL: https://www4.unfccc.int/sites/NAPC/Documents/Parties/NAP-ETH%20FINAL%20VERSION%20%20Mar%202019.pdf.
РОССИЯ: ГОД НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАрТОВ
По состоянию на февраль 2024 года на крупнейшей по капитализации бирже страны — ПАО Московская Биржа (Moscow Exchange, MOEX) — отсутствовали какие-либо требования по наличию ESG-отчетности в рамках листинга. В то же время в начале прошлого года MOEX обновила гид по ESG-практикам для эмитентов, который в том числе содержит рекомендации по подготовке нефинансовой отчетности. Кроме того, в России за последние годы было выпущено несколько документов рекомендательного характера, касающихся подготовки и выпуска отчетности в области устойчивого развития. Большая часть указанных документов была разработана Банком России, в частности «Рекомендации по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ», «Рекомендации по раскрытию финансовыми организациями информации в области устойчивого развития». В ноябре 2023 года Минэкономразвития России опубликовало «Методические рекомендации по подготовке отчетности об устойчивом развитии».
Согласно данным опроса АКРА и Комитета по интегрированной отчетности, проведенного в ноябре 2023 года, подавляющее большинство компаний, публикующих отчетность в 2024 году, планируют опираться на рекомендации Минэкономразвития России и Банка России (используя при этом несколько стандартов, включая международные)13. По оценке АКРА, общее число компаний с публичной нефинансовой отчетностью в 2024 году не превысит 150.
С 2019 года на MOEX действует Сектор устойчивого развития, в который допускаются различные типы ESG-облигаций. По итогам 2023 года в Секторе устойчивого развития MOEX было размещено восемь выпусков ESG-облигаций на общую сумму 140,8 млрд руб. Крупнейшим выпуском в 2023 году стали «зеленые» облигации Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» на 40 млрд руб. В целом «зеленые» облигации продолжают доминировать на российском рынке: на них пришлось 46% совокупного объема выпуска ESG-облигаций (65 млрд руб.). Затем следуют социальные облигации и облигации устойчивого развития14. Важно отметить, что для эмитентов Сектора устойчивого развития MOEX существует требование об обязательной ежегодной отчетности о целевом использовании средств от выпуска, однако отсутствует требование о предоставлении отчета об устойчивом развитии эмитента.
Россия была одной из первых стран БРИКС, которая утвердила национальную таксономию в форме отдельного нормативно-правового акта. Первая редакция национальной таксономии «зеленых» и адаптационных проектов была принята осенью 2021 года. Итоговый документ включал в себя категории «зеленых» проектов, а также (в ряде случаев) дополнительные критерии соответствия (такие как углеродоемкость продукции, снижение удельных показателей потребления электроэнергии и др.). Помимо категорий «зеленых» проектов документ включал в себя категории и критерии так называемых адаптационных проектов. К февралю 2024 таксономия претерпела ряд изменений, в том числе в конце 2023 года в качестве отдельного раздела была утверждена национальная таксономия социальных проектов. Это делает российскую таксономию уникальной на пространстве БРИКС (ни один из рассматриваемых в данном аналитическом комментарии документов или проектов документов не описывает категории социальных проектов).
13 См. аналитический комментарий АКРА «Нефинансовая отчетность российского бизнеса: итоги 2023 года и ожидания на 2024 год» от 22.12.2023.
14 См. аналитический комментарий АКРА «Российский рынок ESG-облигаций: период переосмысления» от 31.01.2024.
Китай: новые правила раскрытия ESG-информации
Крупнейшими по капитализации биржами в материковом Китае являются Шанхайская (Shanghai Stock Exchange, SSE), Шэньчжэньская (Shenzhen Stock Exchange, SZSE) и Пекинская фондовые биржи (Beijing Stock Exchange, BJSE), на офшорной территории Китая — Гонконгская фондовая биржа (Hong Kong Exchanges and Clearing Limited, HKEX).
В 2023 году SSE и SZSE не включали ESG-отчетность в качестве требования при листинге ценных бумаг компаний. Однако в феврале текущего года обе биржи опубликовали первые руководства по раскрытию информации об устойчивом развитии для имеющих листинг компаний, включая новое требование для компаний с более высокой капитализацией и эмитентов, имеющих двойной листинг (dual-listed issuers15). Такие компании должны начать раскрывать информацию по широкому кругу ESG-вопросов в 2026 году.
Согласно новым руководящим принципам, опубликованным вышеуказанными биржами, требования к отчетности для компаний будут охватывать такие темы, как управление, стратегия, воздействие предприятий на окружающую среду и общество, управление рисками и возможностями, а также показатели и цели в области устойчивого развития. К последним в том числе относятся вопросы изменения климата, защиты экосистем и биоразнообразия, а также циркулярная экономика, использование энергии, безопасность цепочки поставок и возрождение сельских районов, а также борьба с коррупцией.
В соответствии с новыми руководящими принципами обязательные требования к отчетности будут применяться к крупнейшим компаниям, включая те компании, акции которых формируют индексы Shenzhen 100, SSE 180 и Shanghai Science and Technology Innovation 50, а также к компаниям, акции которых торгуются на нескольких биржах. В целом данные требования применимы к более чем 450 компаниям, чья капитализация оценивается примерно в половину рыночной капитализации бирж.
В то же время компании, имеющие листинг на BJSE (в основном это малые и средние инновационные предприятия), имеют возможность раскрывать информацию об устойчивом развитии добровольно.
HKEX с 2016 года предъявляет обязательное требование16 к эмитентам о предоставлении ESG-отчетности для регистрации на бирже. HKEX опубликовала руководство17 по ESG-отчетности, содержащее основные показатели, которые должны быть раскрыты по принципу «соблюдай или объясняй» (англ. "Comply or Explain"). Среди экологических тем, подлежащих раскрытию, — отходы, использование ресурсов, окружающая среда и природные ресурсы, изменение климата; среди социальных показателей — занятость, здоровье и безопасность, развитие и обучение, трудовые стандарты, управление цепочкой поставок, ответственность за продукцию, борьба с коррупцией, инвестиции в местные сообщества. Что касается вопросов корпоративного управления, от эмитентов требуется раскрывать информацию по таким показателям, как практика корпоративного управления, управление рисками и внутренний контроль, вознаграждение аудитора и вопросы, связанные с аудитом и правами акционеров.
В апреле 2023 года HKEX опубликовала документ для сбора комментариев, который включает в себя предложения по расширению перечня подлежащей раскрытию информации, связанной с климатом, в ежегодных ESG-отчетах всех листингуемых эмитентов начиная с 01.01.2024. Предложения, изложенные в документе, были основаны на предварительном проекте стандарта МСФО (IFRS) S2 «Раскрытие информации, связанной с климатом» (климатический стандарт), опубликованном Международным советом по стандартам устойчивого развития. Однако в ноябре прошлого года HKEX объявила, что предполагаемая дата внедрения раскрытия информации, связанной с климатом, перенесена с 01.01.2024 на 01.01.2025.
Действующая «зеленая» таксономия Китая (Каталог проектов, финансируемых за счет «зеленых» облигаций) вступила в силу в апреле 2021 года18. Более ранние версии таксономий были утверждены в 2015 и 2020 годах. Основное отличие каталога 2021 года от документа 2020-го заключается в исключении «чистого угля» из списка «зеленых» проектов. Действующая таксономия включает следующие направления: индустрия экологически чистого производства, индустрия чистой энергетики, экология и отрасли, связанные с окружающей средой, модернизация устойчивой инфраструктуры, энергосбережение и охрана окружающей среды, «зеленые» услуги19.
Гонконг, в свою очередь, разрабатывает собственную таксономию: в мае 2023 года была представлена модельная «зеленая» таксономия Гонконга20. Таксономия Гонконга, как ожидается, будет опубликована в ближайшие месяцы21.
15 Ситуация, когда ценные бумаги одной компании котируются как на национальном, так и на зарубежных рынках капитала.
16 Main Board Listing Rules. 31 December 2023 // HKEX. URL: https://en-rules.hkex.com.hk/rulebook/1391.
17 ESG Reporting Guide. 31 December 2023 // HKEX. URL: https://www.hkex.com.hk/Listing/Sustainability/ESG-Academy/Rules-and-Regulations?sc_lang=en.
18 Circular of the People's Bank of China, Development and Reform Commission and the Securities and Futures Commission on the Issuance of the Catalogue of Green Bond Endorsed Projects (2021 Edition) // The State Council. URL: https://www.gov.cn/zhengce/zhengceku/2021-04/22/content_5601284.htm.
19 Green Bond Endorsed Projects Catalogue (2021 Edition). Jointly announced by the People's Bank of China, the National Development and Reform Commission and the China Securities Regulatory Commission. 21 April 2021.
URL: http://www.pbc.gov.cn/goutongjiaoliu/113456/113469/4342400/2021091617180089879.pdf.
20 Prototype of a Green Classification Framework for Hong Kong. Discussion Paper. 30 May 2023 // Hong Kong Monetary Authority.
URL: https://www.hkma.gov.hk/media/eng/doc/key-information/guidelines-and-circular/2023/20230530e1a1.pdf.
21 Singapore and Rwanda Taxonomies Launched off the back of COP28. 08 December 2023 // CBI.
URL: https://www.climatebonds.net/2023/12/singapore-and-rwanda-taxonomies-launched-back-cop28.
Индия: путь становления индийской системы ESG-регулирования
Начиная с 2012 года Совет по ценным бумагам и биржам Индии (Securities and Exchange Board of India, SEBI) обязал 100 крупнейших компаний страны ежегодно предоставлять отчетность об ответственном ведении бизнеса (Business Responsibility Report, BRR). С 2015 года такие отчеты начали готовить топ-500 предприятий, с 2019-го — топ-1 000. В 2019 году Индия утвердила национальные руководящие принципы ответственного ведения бизнеса (National Guidelines on Responsible Business Conduct, NGRBC).
В 2021 году SEBI обновил правила листинга, введя новые требования к ESG-отчетности (отчет об ответственности бизнеса и устойчивом развитии, BRSR22) и уведомил крупнейшие по капитализации компании страны об обязательной подготовке расширенного отчета об ответственности бизнеса и устойчивом развитии.
Крупнейшие по капитализации биржи Индии — Бомбейская фондовая биржа (Bombay Stock Exchange, BSE) и Национальная фондовая биржа Индии (National Stock Exchange of India Ltd., NSE) — не требуют от эмитентов обязательного предоставления ESG-отчетности для допуска к листингу. Соответственно, действуют только требования SEBI в отношении крупнейших по рыночной капитализации компаний.
С 01.04.2023 SEBI обязал 150 наиболее крупных листинговых компаний в рамках годовой отчетности предоставлять данные о практике деловой ответственности и устойчивого развития, используя базовую структуру для обязательной отчетности, учитывающую 42 ключевых показателя эффективности, которые включают специфичные для страны параметры, такие как сокращение выбросов, взаимодействие с заинтересованными сторонами, безопасность рабочей силы, лидерство и управление. В связи с этим крупнейшие индийские компании приступают к обязательному раскрытию базовых ESG-показателей в соответствии с требованиями BRSR начиная с отчетности за 2023–2024 финансовый год.
Согласно вступившим в силу требованиям SEBI, на первом этапе, в рамках которого будет охватываться отчетность за периоды с 01.04.2023, новым требованиям будут обязаны следовать порядка 150 компаний, а к 2027 году их количество превысит, по разным оценкам, 1 000.
BRSR включает в себя порядка 50 ключевых ESG-индикаторов, в число которых входят следующие: 1) блок E — существенное воздействие на окружающую среду, риски загрязнения, энергозатратность и энергоемкость производства, водопотребление и водоемкость, водозабор и водосброс, выбросы парниковых газов (Scope 1, 2, 3) и проекты по сокращению выбросов; 2) блок S — среднее вознаграждение и минимальная заработная плата, показатели возвращения и удержания персонала, членство в профессиональных союзах / ассоциациях, безопасность и охрана труда; 3) блок G — дисциплинарные меры в отношении директоров и сотрудников в связи с коррупцией, а также соответствующие корректирующие меры, конфликты интересов с вовлечением директоров или ключевых сотрудников из числа управляющего персонала и соответствующие корректирующие меры, процесс выявления ключевых заинтересованных сторон и взаимодействия с ними.
Кроме того, начиная с отчетности с 01.04.2024 SEBI планирует ввести для крупнейших компаний обязательное раскрытие ESG-показателей по цепочкам поставок в соответствии с BRSR и на основе принципа «соблюдай или объясняй». Регулятор также планирует расширить раскрытие информации для ESG-фондов и ввести требование об обязательном заверении отчетности об устойчивом развитии.
В настоящее время SEBI следит за выполнением требований по раскрытию при выпуске и размещении «зеленых» долговых ценных бумаг. Эти требования включают такие направления, как: устойчивое землепользование (сельское хозяйство и восстановление лесов), возобновляемая и устойчивая энергетика, экологичное обращение с отходами, экологичное управление водными ресурсами, энергоэффективность («зеленое» строительство), транспорт, сохранение биоразнообразия, адаптация к изменению климата. С 2023 года в требованиях были выделены направление солнечной энергетики («желтые» облигации), а также управление водными ресурсами и отрасли, связанные с морской средой («голубые» облигации)23.
22 Business Responsibility and Sustainability Reporting. May 2021 // SEBI.
23 SEBI notifies stronger framework for green bonds; introduces concept of blue, yellow bonds. 04 February 2023 // ET Energyworld.
URL: https://energy.economictimes.indiatimes.com/news/renewable/sebi-notifies-stronger-framework-for-green-bonds-introduces-concept-of-blue-yellow-bonds/97593400#:~:text=Markets%20regulator%20Sebi%20on%20Friday,bonds%20pertain%20to%20solar%20energy.
Страны персидского залива: эволюция в сфере ESG-отчетности
В 2020 году ОАЭ стали первой страной Ближнего Востока, объявившей об обязательной для листинговых компаний публикации ESG-отчетов. Управление по ценным бумагам и сырьевым товарам ОАЭ (Securities and Commodities Authority, SCA), регулирующее листинговые компании на территории страны, издало требование24 к публичным акционерным компаниям, котирующимся на Финансовом рынке Дубая (Dubai Financial Market, DFM) или Бирже ценных бумаг Абу-Даби (Abu Dhabi Securities Exchange, ADX), публиковать отчетность об устойчивом развитии в соответствии со стандартами Глобальной инициативы по отчетности (Global Reporting Initiative, GRI), а также предоставлять рекомендации и проводить обучение по ESG-отчетности. В рамках данного требования отчетность об устойчивом развитии должна включать подробную информацию о долгосрочной стратегии компании и влиянии ее деятельности на окружающую среду, общество, экономику и управление. Руководство по отчетности включает 32 ESG-показателя и список отраслевых систем отчетности.
При поддержке SCA биржа DFM также разработала фондовый ESG-индекс, предназначенный специально для мониторинга и оценки эффективности компаний в ОАЭ, которые придерживаются лучших практик устойчивого развития.
Биржа DFM ставит перед собой цель использовать ESG-отчетность для привлечения иностранных инвестиций и открытия экономики Дубая для новых секторов. В связи с этим был запущен Стратегический план устойчивого развития на 2025 год, предусматривающий продвижение лучших ESG-практик среди листинговых компаний.
Дубайская фондовая биржа (Nasdaq Dubai; третья биржа ОАЭ) в настоящий момент не включает в обязательное требование для листинга раскрытие ESG-информации.
Рабочая группа ОАЭ по устойчивому финансированию стремится создать стандарты таксономии, которые в первую очередь используют качественный подход к оценке смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним. Для сохранения актуальности на рынке разрабатываемые стандарты требуют наличия у эмитентов измеримых доказательств соответствия финансируемых проектов таксономии посредством таких инициатив, как научно обоснованные цели (Science Based Targets Initiative), а также соответствия международным стандартам (Парижскому соглашению и Целям устойчивого развития ООН)25. Рынок «зеленых» облигаций ОАЭ руководствуется Принципами «зеленых» облигаций Международной ассоциации рынков капитала (ICMA)26.
Катарская фондовая биржа27 (Qatar Stock Exchange, QSE) в настоящий момент не включает отчетность ESG в качестве одного из правил листинга, однако выражает свое намерение сделать отчетность обязательной в будущем. В 2015 году QSE представила собственное руководство28 по ESG-отчетности, которое включает в себя такой социальный вопрос, как уровень «катаризации», измеряющий занятость граждан страны в частном и государственном секторах, — аспект, который Катар считает влияющим на устойчивость. Для обеспечения большей прозрачности компаниям, котирующимся на бирже, доступна платформа отчетности в области устойчивого развития, с помощью которой они могут самостоятельно отчитываться о своей деятельности. Кроме того, Управление по финансовым рынкам Катара (Qatar Financial Markets Authority, QFMA) издало Кодекс корпоративного управления, призванный гарантировать соблюдение листинговыми компаниями требований корпоративного управления, связанных с трудовыми и гендерными правами, а также с правами людей с инвалидностью.
В публичном доступе отсутствует информация о разработке таксономии в Катаре. В мае 2021 года в стране была утверждена рамочная программа «зеленых», социальных и устойчивых облигаций. Согласно этой программе, категории финансируемых проектов, отвечающие критериям соответствующих облигаций, приведены в соответствие с категориями ICMA, таксономией CBI и/или таксономией ЕС29.
Саудовская фондовая биржа (Tadawul), как и Катарская фондовая биржа, в настоящее время не включает в обязательные требования листинга раскрытие ESG-информации, однако имеет выпущенное в 2021 году руководство30 для эмитентов по раскрытию ESG-информации в нефинансовой отчетности.
В 2023 году Комитет по биржам стран Персидского залива, который возглавляет Саудовская фондовая биржа, опубликовал перечень ESG-показателей для раскрытия листинговыми компаниями региона. Эти показатели охватывают 29 стандартов, являются добровольными для раскрытия и не заменяют существующие рекомендации Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива по раскрытию ESG-информации для бирж.
Управление рынков капитала Саудовской Аравии (Capital Market Authority, CMA) также издало правила корпоративного управления, которые касаются таких аспектов ESG, как конфликты интересов, обязанности членов совета директоров, внутренний аудит и инициативы в области корпоративной социальной ответственности (КСО).
Согласно Саудовской инициативе (Саудовская и Ближневосточная «зеленые» инициативы, Saudi & Middle East Green Initiatives31), приоритетными направлениями развития для королевства являются защита земель и посадка деревьев, чистая энергетика, переработка отходов, водные ресурсы, энергоэффективность, биоразнообразие, образование в сфере устойчивого развития, защита морей, инновации, устойчивые города (озеленение, инфраструктура, волонтерство), нормотворчество в сфере «зеленой» экономики и охраны окружающей среды32.
24 Chairman of Authority’s Board of Directors’ Decision no. (3/Chairman) of 2020 concerning Approval of Joint Stock Companies Governance Guide. 01 February 2020// SCA. URL: https://www.sca.gov.ae/en/regulations/regulations-listing.aspx?id=198#page=1.
25 The UAE Sustainable Finance Working Group (SFWG) issues a summary of the high-level design principles to inform the development of the UAE Sustainable Finance Taxonomy // Workstream Three on the UAE Sustainable Finance Taxonomy / Third Public Statement on Sustainable Finance in the UAE. 04 December 2023. URL: https://www.sca.gov.ae/en/media-center/news/4/12/2023/the-uae-sustainable-finance-working-group-issues-third-public-statement.aspx.
26 Unlocking Green Bonds & Green Sukuk in United Arab Emirates: Key Considerations. 2022 // Ministry of Climate Change & Environment.
URL: www.moccae.gov.ae.
27 В рамках данного аналитического комментария Катар был рассмотрен дополнительно с целью расширения перечня информации о практиках отчетности в области устойчивого развития на финансовых рынках стран Персидского залива. Страна не является официальным участником БРИКС.
28 Guidance on ESG reporting. November 2015 // Qatar Stock Exchange. URL: https://sseinitiative.org/wp-content/uploads/2015/11/Guidance-on-ESG-Reporting.pdf.
29 Green, Social and Sustainability Bond Framework. May 2021 // Qatar National Bank.
URL: https://www.qnb.com/sites/qnb/qnbqatar/document/en/enGreen2021.
30 ESG Disclosure Guidelines. November 2021 // Saudi Exchange. URL: https://sseinitiative.org/wp-content/uploads/2021/11/Tadawul-ESG-Disclosure-Guidelines-EN.pdf.
31 https://www.greeninitiatives.gov.sa/
32 SGI Initiatives // SGI: steering Saudi Arabia towards a green future // Saudi Green Initiative. URL: https://www.greeninitiatives.gov.sa/sgi-initiatives/
Бразилия: новОЕ положениЕ об эмитенте
Бразильская фондовая биржа (Brazil Stock Exchange, B3) опубликовала новую версию Положения об эмитенте (Приложение ESG) c требованиями к компаниям, котирующимся на бирже, раскрывать ESG-информацию. Приложение ESG вступило в силу 19.08.2023.
Комиссия по ценным бумагам и биржам Бразилии одобрила Приложение ESG, основанное на предложенных B3 мерах по поощрению гендерного равенства и увеличения присутствия недостаточно представленных групп на руководящих должностях, а также отчетность листинговых компаний о корпоративных практиках в области защиты окружающей среды. В отношении применения Приложения ESG действует принцип «соблюдай или объясняй»; несоблюдение требований, изложенных в данном документе, не влечет за собой каких-либо санкций против компании. Отчет о реализации мер должны предоставлять все компании, включенные в любой сегмент B3, за исключением тех, которые прямо отказываются от применения Приложения ESG.
Проект таксономии Бразилии частично заимствует идеи из таксономии ЕС. Направления экономической деятельности, которые будет охватывать таксономия Бразилии, пересекаются с направлениями в таксономии ЕС: сельское хозяйство, животноводство, лесоводство, рыболовство и аквакультура; добывающая промышленность; производство; электроэнергия и газ; водоснабжение, канализация, деятельность по утилизации отходов и обеззараживание; строительство; транспортировка, хранение и почта; информация и коммуникация33.
33 Sustainable Taxonomy of Brazil: Action Plan. Brasília. December 2023 // Ministério da Fazenda. URL: https://www.gov.br/fazenda/pt-br/orgaos/spe/sustainable-taxonomy-of-brazil.
ЮАР: чемпион «зеленой» повестки африканского континета
ЮАР является одной из наиболее промышленно развитых стран Африки и лидером континента с точки зрения объемов размещения ESG-облигаций, которые она выпускает с 2014 года. Крупнейшая биржа Африки и одна из первых мировых бирж, содействующих переходу к интегрированной отчетности, Йоханнесбургская фондовая биржа (Johannesburg Stock Exchange, JSE), требует от компаний отчитываться о своих ESG-показателях в рамках правил листинга и публиковать ESG-отчетность в формате «соблюдай или объясняй». Компании также обязаны ежегодно отчитываться об уровне соблюдения Кодекса корпоративного управления King IV, который включает разделы, посвященные лидерству, этике и КСО, стратегическому планированию, структуре органов корпоративного управления, взаимодействию с заинтересованными сторонами. В 2022 году JSE запустила добровольную систему раскрытия ESG-информации — Руководство по раскрытию информации об устойчивом развитии34 и Руководство по раскрытию информации о климате35.
Кейптаунская фондовая биржа (Cape Town Stock Exchange, CTSE), вторая по величине фондовая биржа в ЮАР, в настоящий момент не включает в обязательное требование для листинга раскрытие ESG-информации и не имеет сегмента листинга ESG-облигаций.
Первая редакция таксономии ЮАР была представлена 01.04.202236. Как и бразильская таксономия, она частично заимствует положения европейской таксономии и разработана в сотрудничестве с ЕС. Направления финансирования в ЮАР следующие: сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство; промышленность; энергетика; водные ресурсы и отходы; строительство; транспортировка; информационно-коммуникационные технологии; дополнительные виды деятельности (страхование)37.
34 JSE Sustainability Disclosure
Guidance. June 2022 // JSE. URL: https://www.jse.co.za/form/sustainability-page-webform?url=https://www.jse.co.za/sites/default/files/media/documents//JSE%20Sustainability%20Disclosure%20Guidance%20June%202022.pdf.
35 JSE Climate Disclosure
Guidance. June 2022 // JSE. URL: https://www.jse.co.za/form/sustainability-page-webform?url=https://www.jse.co.za/sites/default/files/media/documents//JSE%20Climate%20Disclosure%20Guidance_June%202022.pdf.
36 Official Launch of South
Africa’s First Green Finance Taxonomy. Taxonomy working group. 01 April 2022 // TAXONOMY
WORKING GROUP // South Africa Sustainable Finance Initiative. URL: https://sustainablefinanceinitiative.org.za/working-groups/taxonomy-working-group/.
37 South African Green Finance
Taxonomy. 1st EDITION. March 2022 // National Treasury.URL: URL: https://www.treasury.gov.za/comm_media/press/2022/SA%20Green%20Finance%20Taxonomy%20-%201st%20Editio....