Основные выводы
-
АКРА представляет макроэкономический прогноз на 2023–2025 годы. Агентство рассматривает наиболее вероятный сценарий развития экономики Казахстана в среднесрочной перспективе с учетом воздействия как внешних, так и внутренних факторов, а также в контексте реализации ряда ранее принятых в стране экономико-политических решений.
-
Реальный рост ВВП в указанный период составит порядка 4–5%. В текущем году траектория роста экономики Казахстана стабилизировалась примерно на уровне своего потенциала (около 4,5%). В 2023 году драйверами роста в равной степени стали реальный сектор и сфера услуг, и в 2023–2025 годах это соотношение, по мнению АКРА, сохранится (возможно, с небольшими отклонениями).
-
Монетарные условия, которые в целом остаются достаточно жесткими, несколько смягчатся, а повышенная инфляция приобретет затяжной характер. К проинфляционным факторам можно отнести высокие инфляционные ожидания, лаговую структуру волн инфляции и монетарных трансмиссий, а также фискальное стимулирование (последнее будет оказывать менее ощутимое влияние на инфляцию в случае реализации текущих бюджетных планов). В числе дефляционных факторов выделим жесткую монетарную политику и постепенную стабилизацию транспортно-логистических схем.
-
Помимо общего роста неопределенности сохраняется вероятность реализации новых рисков и изменений структурного характера, касающихся источников фондирования, направлений внешней торговли и роли государства в экономике. В совокупности это может заметно отразиться на потенциале экономического роста, валютном рынке, а также на потребительской и промышленной инфляции. Кроме того, нарастает вероятность постепенного изменения структуры и географии товарного экспорта, что уже можно наблюдать на примере усиления роли Китая как основного торгового партнера Казахстана1. Внешний сектор остается при этом долгосрочным источником усиления экономической активности в стране, а факторы его поддержки — это благоприятная конъюнктура на сырьевые товары и приток иностранных инвестиций.
1 По итогам первой половины текущего года Китай стал ключевым торговым партнером Казахстана, а его доля в товарообороте достигла 20,2% (против 18,9% у России). При этом торговля Казахстана с Китаем основана преимущественно на экспорте, тогда как в торговле с Россией преобладает импорт, объемы которого существенно снизились в 2022 году и в первой половине 2023 года.
Таблица 1. Базовый сценарий макроэкономического прогноза на период с 2023 по 2025 год
ПОКАЗАТЕЛИ |
ЕД. ИЗМ. |
ФАКТ |
ОЦЕНКА, |
ПРОГНОЗ |
||||
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
|||
Ключевые |
Цена нефти марки Brent |
долл./барр. |
42 |
71 |
101 |
83 |
85 |
78 |
Мировой ВВП2 |
% г/г |
-3,1 |
6,0 |
3,1 |
2,0–2,4 |
1,8–2,4 |
1,9–2,7 |
|
ВВП США |
% г/г |
-2,8 |
5,9 |
2,1 |
1,2–1,8 |
0,6–1,4 |
0,9–2,1 |
|
ВВП Китая |
% г/г |
2,2 |
8,4 |
3,0 |
4,1–4,6 |
3,6–4,4 |
3,5–4,5 |
|
ВВП Евросоюза |
% г/г |
-5,6 |
5,6 |
3,4 |
0,6–1,2 |
1,1–1,7 |
0,9–1,8 |
|
Показатели |
ВВП в рыночных ценах |
млрд тенге |
70 649 |
83 952 |
103 766 |
123 247 |
148 190 |
178 212 |
ВВП в фиксированных ценах |
% г/г |
-2,50 |
4,30 |
3,2 |
4,4 |
4,7 |
5,0 |
|
Численность населения |
млн чел. |
18,9 |
19,2 |
19,8 |
20 |
20,3 |
20,63 |
|
Промышленный выпуск |
% г/г |
-0,5 |
3,6 |
1,2 |
3,5 |
4,2 |
4,9 |
|
Добыча сырой нефти |
млн тонн |
85,7 |
85,9 |
84,1 |
90 |
95 |
103 |
|
Показатели |
Экспорт товаров |
млрд долл. |
47 |
60 |
85,4 |
73 |
73 |
79 |
Импорт товаров |
млрд долл. |
38,1 |
41,6 |
49,8 |
50 |
51 |
51 |
|
Курс тенге к доллару (среднегодовой) |
тенге/долл. |
413 |
493 |
460 |
451 |
479 |
491 |
|
Сальдо счета текущих операций |
% ВВП |
-3,8 |
-4,6 |
3,5 |
-1,6 |
-0,5 |
-0,7 |
|
Доходы |
Средняя заработная плата |
тыс. тенге/месяц |
213 |
250 |
290 |
350 |
394 |
428 |
Индекс реальных доходов |
% г/г |
4,3 |
4,1 |
7,9 |
4,6 |
5 |
3 |
|
Уровень безработицы (среднегодовой) |
% от ЭАН3 |
5,1 |
4,9 |
4,9 |
4,8 |
4,8 |
4,7 |
|
Цены и ставка |
Инфляция (ИПЦ) |
% дек./дек. |
7,3 |
8,4 |
15 |
8,7 |
7 |
5 |
|
Базовая ставка (на конец года) |
% |
9,00 |
9,75 |
16 |
13 |
9 |
7,5 |
Бюджет и долг |
Сальдо госбюджета |
% ВВП |
-3,8 |
0,4 |
-2,1 |
-2,6 |
-2,4 |
-2,1 |
|
Государственный долг |
% ВВП |
29,2 |
26,2 |
24,4 |
23 |
22 |
20 |
2 Методология Всемирного банка, реальный прирост.
3 Экономически активное население.
Источник: АКРА
Экономическая активность
Экономика Казахстана демонстрирует устойчивость и возвращается на траекторию стабильного роста. В 2022 году экономическая активность в стране выросла на 3,2%, а по итогам первой половины 2023 года рост в реальном выражении составил 5% — рекордные темпы за последнее десятилетие. Это обусловлено не только фактором низкой базы начала 2022 года, но и активным привлечением инвестиций в основной капитал, усилением потребительского кредитования (поддержку которому оказывает фискальное расширение), относительно благоприятной внешней конъюнктурой на экспортные товары и, как следствие, стремительным развитием внешней торговли. В целом за прошлый год кредитование экономики выросло на 22%, а внешнеторговый оборот — на 33%.
В первой половине текущего года добыча сырья по темпам роста сблизилась с обрабатывающей промышленностью (3,5–3,7%), несмотря на сокращение добычи на месторождении Кашаган, перебои в работе месторождения Тенгиз и продление ограничений по объемам добычи в рамках соглашения ОПЕК+, по условиям которого Казахстан сократил добычу на 78 тыс. баррелей в сутки. Кроме того, наблюдается рост активности в секторе услуг на фоне низкой базы прошлого года, а также сохраняются высокие темпы развития строительства.
Объем инвестиций в основной капитал в целом по экономике существенно вырос (на 14% в 2022 году и на 18% в первой половине 2023 года), а важную роль с точки зрения роста указанных выше отраслей по-прежнему играет бюджетная политика. Однако в период с 2024 по 2025 год АКРА ожидает умеренные темпы увеличения расходной части бюджета — в среднем на 3% в год против 18%-ного роста в 2021–2023 годах.
Экономика Казахстана приближается к своему потенциалу по темпам роста на 4–5% ежегодно, и в 2023–2025 годах, как полагает АКРА, реальный ВВП страны будет увеличиваться в границах этого диапазона. В течение прогнозного периода драйверами роста будут добыча сырья (в том числе за счет запуска новых мощностей на месторождении Тенгиз), а также строительство и сфера услуг, которые покажут годовой рост в среднем на 4,9–5,4%.
Несмотря на осложнения внешнеторговой логистики в 2022 году и обострение вопросов безопасности в Центральной Евразии, темпы роста внешней торговли остаются высокими. Однако они могут быть нестабильны в случае реализации рисков введения вторичных санкций или ухудшения инвестиционного климата на фоне расширения географии конфликтов в регионе (такой сценарий АКРА не рассматривает как базовый).
В экономике страны сохраняются жесткие монетарные условия и повышенные инфляционные ожидания, в том числе поэтому основными инвестиционными источниками для предприятий останутся прямые инвестиции и собственные средства.
ВНЕШНИЕ СЧЕТА И ВАЛЮТНЫЙ КУРС
Основная тенденция 2021–2022 годов — резкий рост внешней торговли, особенно товарного экспорта. С 2021 по 2022 год экспорт Казахстана вырос на внушительные 94%, превысив темпы роста, наблюдавшиеся до начала пандемии, на 43%. Товарный экспорт практически вышел на рекордные уровни 2011–2013 годов по объемам4, нивелировав тем самым почти десятилетний период сокращения экспорта.
Товарный импорт также стал крупнейшим по объемам в истории страны. При этом в 2021 и 2022 годах импорт уступал экспорту по темпам роста, благодаря чему чистый экспорт в указанный период оказался в существенном плюсе, а положительное сальдо счета текущих операций в 2022 году составило 7,8 млрд долл. США.
За 2021–2022 годы товарооборот Казахстана вырос на две трети относительно пандемийного 2020 года и составил 135 млрд долл. США к концу 2022-го, почти сравнявшись с рекордными объемами внешней товарной торговли в 2012–2013 годах.
АКРА полагает, что объемы импорта страны будут существенными как в 2023-м, так и в течение прогнозного периода, учитывая активный инвестиционный импорт и рост совокупного спроса на импорт товаров и услуг. С точки зрения экспорта результаты могут оказаться более скромными из-за ценового фактора в отношении экспортируемых Казахстаном углеводородов и металлов, а также в связи с частичным переводом сырьевого экспорта на внутреннее потребление.
Важным фактором для внешних счетов страны является тенденция увеличения выплат по первичным доходам нерезидентов: в 2022-м они выросли на 70% к показателю пандемийного 2020 года и на 12% — по сравнению с 2019 годом. Это говорит о наращивании объемов выработки в добывающих отраслях, что обуславливает отрицательное сальдо текущего счета платежного баланса в 2023–2025 годах.
Тенденции по выплатам нерезидентам и усилению торгового баланса страны компенсируют друг друга и не создают предпосылок для серьезного давления на национальную валюту, в связи с чем АКРА не видит на данный момент высокой концентрации рисков девальвации. При этом более активная динамика импорта в сравнении с экспортом, высокая инфляция и вероятное постепенное снижение базовой ставки со второй половины 2023-го окажут некоторое давление на курс тенге, который с начала года был относительно стабилен на фоне общего ослабления доллара США и крупных валютных инъекций по линии трансфертов из Национального фонда Республики Казахстан (НФРК): 2,14 трлн тенге в первом полугодии из запланированных на год 4 трлн тенге. Кроме того, со второй половины 2023 года сокращается норма обязательной продажи валютной выручки на рынке со стороны структур квазигосударственного сектора (с 50 до 30%), что также придаст иностранной валюте новый импульс поддержки.
4 Рекордный показатель в 87,8 млрд долл. США был зафиксирован в 2013 году.
МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА И ИНФЛЯЦИЯ
Монетарная политика останется жесткой минимум до 2024 года с учетом повышенной инфляции. В 2022 году потребительская инфляция прошла пик, но последовавшее за этим замедление темпов роста цен происходит довольно медленно, что связано с лаговыми эффектами монетарной политики и активной бюджетной политикой в части увеличения социальных расходов и зарплат бюджетников. Реальные денежные доходы населения выросли в прошлом году на 2,8%, а реальный рост средней заработной платы составил те же 2,8%.
Подробнее в аналитическом комментарии АКРА «Монетарная политика Казахстана: на пути к долгосрочной жесткости» от 4 июля 2022 года.
Несмотря на ослабление давления со стороны внешних цен с учетом падения индекса ФАО5 и перестройки глобальных логистических цепочек, потребительская инфляция остается повышенной. Это обусловлено ростом цен на услуги ЖКХ и энергоносители6, высокими инфляционными ожиданиями, а также наращиванием госрасходов и кредитования населения7. Со второй половины 2023 года инфляция замедлится, поскольку снизится давление меняющейся конъюнктуры внешних рынков и завершится адаптация экономики страны к шокам 2022 года (хотя фоновое давление инфляционных ожиданий пока сохраняется, как и разрывы отдельных логистических цепочек).
Базовая ставка вновь стала положительной в реальном выражении и, как ожидается, останется таковой на горизонте прогноза АКРА до 2025 года. Регулятор пересмотрел среднесрочные таргеты по инфляции: теперь они составляют 4–5% на 2023–2024 годы и 3–4% с 2025 года. Монетарная политика остается достаточно жесткой, однако во второй половине 2023 года и в начале 2024 года возможно незначительное снижение базовой ставки, которая может выйти на уровень однозначных показателей во второй половине 2024-го или в 2025 году.
По оценкам Агентства, в 2023 году среднегодовой рост ИПЦ составит 14–15%, а затем замедлится до 7–8% в 2024 году и до 5–6% — в 2025-м.
АКРА не ожидает существенных или частых валютных интервенций со стороны регулятора, поскольку в текущих условиях нет предпосылок к смене валютного режима. При отсутствии внешних валютных шоков регулятор будет придерживаться данного подхода на протяжении всего прогнозного периода.
5 В июне 2023-го индекс продовольственных цен ФАО составил 122 пункта после достигнутого весной 2022 года пика в 160 пунктов.
6 В связи с резким оттоком с рынка существенных объемов топлива правительство Казахстана в апреле 2023 года повысило максимальные цены на горюче-смазочные материалы (убрало ценовой «потолок») для защиты внутреннего рынка путем возврата к паритету цен.
7 В первой половине 2023-го номинальный рост кредитования населения составил 29% в сопоставлении год к году.
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА И ГОСДОЛГ
С 2024 года может завершиться многолетний период бюджетного расширения и процикличности бюджета, а зависимость бюджета от трансфертов снизится. Активный рост экономики стимулирует прирост доходов: так, в первой половине 2023 года налоговые поступления в госбюджет выросли на 25,6% к показателю за тот же период 2022-го, продолжив тем самым прошлогоднюю тенденцию, когда рост составил 28% год к году. Этому способствуют как повышение качества налогового администрирования и его цифровизация, так и сокращение доли теневой экономики8.
При этом рост совокупных поступлений в бюджет с января по июнь 2023-го оказался умеренным по сравнению с первой половиной 2022 года (+15%), что объясняется слабой динамикой неналоговых поступлений.
Расходная часть бюджета растет темпами, сопоставимыми с налоговыми поступлениями (на 26% в первом полугодии), но заметно опережает динамику совокупных доходов. Во многом это связано с наращиванием фонда заработной платы работников бюджетной сферы, увеличением расходов на социальную политику, а также с обслуживанием госдолга.
В трансфертной части бюджета Казахстана в 2024 году ожидается сокращение гарантированного трансферта из НФРК, а с 2025 года целевой трансферт вовсе не предполагается. В результате будет достигнут умеренный рост совокупных доходов (на 3–4% в год) при соразмерном увеличении расходной части бюджета и практически неизменном дефиците.
Тенденция умеренного использования трансфертной части госбюджета приведет к выводу ненефтяного дефицита с текущих 7–8% на уровень 5,5–6% в 2025 году. Следовательно, зависимость бюджета от волатильной сырьевой части как источника пополнения снизится.
Агентство не ожидает увеличения государственного долга Казахстана, учитывая динамичный рост номинального ВВП. По оценкам АКРА, в течение прогнозного периода госдолг страны будет составлять 20–25% ВВП.8 Согласно заявлению министра финансов Казахстана Ерулана Жамаубаева (от 21.04.2023), за 2020–2022 годы доля теневой экономики страны сократилась с 27 до 19,75%, обеспечив тем самым 2 трлн тенге дополнительных поступлений в бюджет.
РИСКИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГНОЗНОГО СЦЕНАРИЯ
В 2022 году в экономике Казахстана реализовались такие структурные риски, как импорт инфляции, технологические сбои в транспортировке сырья на внешние рынки и давление на курс тенге на фоне дисбаланса на валютном рынке России. Кроме того, в конце прошлого года наблюдалась слабая ценовая динамика на базовое экспортное сырье страны, что наряду с периодическими остановками добычи на некоторых месторождениях обусловило негативную динамику в горнодобывающей промышленности (снижение производства на 0,9% год к году в реальном выражении).
На горизонте прогноза до 2025 года АКРА выделяет четыре основных риска с точки зрения перспектив реализации прогнозного сценария.
1. Возможное осложнение ситуации с экспортно-торговыми путями в рамках базового коридора транспортировки нефти из Казахстана через Новороссийский морской торговый порт. Реализация этого риска привела бы к ослаблению текущего счета и усилению давления на тенге, став сдерживающим фактором для роста экономики страны.
2. Потенциал ослабления российской валюты, который несет в себе риск увеличения товарного импорта при одновременном сокращении экспорта в Россию. В августе 2023-го курс рубля к тенге составил 4,4–4,6, что на 35% ниже среднего курса за 2022 год (с января по май текущего года рубль стоил от 5,5 до 7 тенге). Это создает определенное валютное давление, которое в дальнейшем может усилить дисбаланс текущего счета и стать долгосрочным фактором, препятствующим развитию промышленного производства.
3. Слабая бюджетная дисциплина с точки зрения нацеленности на консолидацию бюджетной политики в средне- и долгосрочной перспективе. Рост расходной части госбюджета на 23–24%, сопоставимый с кризисным 2020 годом, уже сказался на инфляционных ожиданиях и увеличил временной лаг в проявлении эффектов, влияющих на ценовое поведение в экономике. Продолжительное наращивание расходной части бюджета в диапазоне двузначных показателей может усилить указанные тенденции и зафиксировать их на продолжительный период времени.
4. Вероятность подпасть под действие вторичных экономических санкций на отраслевом уровне — четвертый по последовательности, но не по значимости фактор риска, способный негативно отразиться на нарастающих возможностях обрабатывающей промышленности Казахстана и объемах внешней торговли.
Вероятность реализации указанных рисков нельзя назвать очень высокой, однако они сохранят свою актуальность в течение прогнозного периода.
Рисунок 1. Поддержку росту ВВП в 2023 году оказывают строительство и добыча сырья, а в прогнозном периоде — сфера услуг
Источник: АКРА
Рисунок 2. Монетарные условия остаются довольно жесткими
Примечание: КЭИ — краткосрочный экономический индикатор, составляющий около 60% ВВП.
Источник: НБРК, БНС АСПР РК, расчеты АКРА
Рисунок 3. Счет текущих операций платежного баланса Казахстана
Источник: НБРК, расчеты АКРА
Рисунок 4. Внешняя торговля Казахстана с Россией
Источник: БНС АСПР РК, расчеты АКРА
Рисунок 5. Доли России и Китая во внешней торговле Казахстана
Источник: БНС АСПР РК, расчеты АКРА
Рисунок 6. Совокупный торговый баланс Казахстана
Источник: НБРК, расчеты АКРА