ОРЭМ — место обращения электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России (далее — ЕЭС России) с участием крупных производителей и покупателей электрической энергии и мощности (а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка), функционирующее в рамках федерального закона «Об электроэнергетике».
По результатам первого полугодия текущего года уровень потребления электроэнергии в России вырос на фоне хорошей платежной дисциплины со стороны потребителей на оптовом рынке электрической энергии и мощности (далее — ОРЭМ). При этом на розничном рынке электроэнергии (далее — РРЭ) за первые шесть месяцев 2023 года отмечалось снижение задолженности конечных потребителей электроэнергии.
Согласно данным Центра финансовых расчетов1 (далее — ЦФР), уровень платежей на ОРЭМ за поставленную электроэнергию за шесть месяцев 2023 года сократился на 0,48 п. п. по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, но при этом остался выше 100%, а также на 0,92 п. п. выше уровня 2021 года. Задолженность за поставленную электроэнергию на ОРЭМ по результатам первого полугодия текущего года уменьшилась в абсолютном выражении на 1,4 млрд руб. (см. рис. 1–2).
1 ЦФР — организация коммерческой инфраструктуры ОРЭМ, основной задачей которой является оказание комплексной услуги по расчету требований и обязательств участников ОРЭМ и проведению финансовых расчетов между ними.
Источник: данные ЦФР, расчеты АКРА
Основной причиной снижения задолженности стало заключение в конце 2021 года соглашения между генерирующими компаниями и ПАО «Россети» о реструктуризации задолженности сбытовых компаний Северного Кавказа. В соответствии с соглашением, сбытовые компании (АО «Чеченэнерго» и ПАО «Россети Северный Кавказ») в марте 2022 года передали генераторам в счет погашения задолженности, сформированной до 2022 года, векселя. Таким образом, АО «Чеченэнерго» погасило 90% накопленной задолженности, ПАО «Россети Северный Кавказ» — 83%. Размер долга составлял около 12 млрд руб., 85% (порядка 10,2 млрд руб.) которого было погашено в результате передачи векселей. В 2022–2026 годах схема взаиморасчетов в части недополученных средств предполагает оплату двумя способами: векселями (облигациями) или денежными средствами с беспроцентной отсрочкой в 13 лет. При этом действуют условия в части объема дисконта: АО «Чеченэнерго» — 10%, ПАО «Россети Северный Кавказ» — 17%. Планируется, что с 2027 года указанные компании будут осуществлять 100% расчетов «живыми» деньгами.
Согласно данным АО «Системный оператор Единой энергетической системы»2 (далее — АО «СО ЕЭС»), объем планового электропотребления3 электроэнергии в ЕЭС России за шесть месяцев 2023 года вырос на 0,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и на 2% по отношению к соответствующему периоду 2021-го (см. рис. 3). Наибольший прирост наблюдался во второй ценовой зоне (Сибирь) — 2,5%, тогда как в первой (европейская часть России и Урал) он составил 0,4%.
В первом полугодии 2023 года рост планового электропотребления был обусловлен в основном строительством Восточного полигона, наращиванием экспорта в Китай, загрузкой военно-промышленного комплекса, майнингом криптовалют и увеличением бытового потребления.
2 АО «СО ЕЭС» является субъектом оперативно-диспетчерского управления (в нормативно-технической документации также используется термин системный оператор), осуществляющим централизованное оперативно-диспетчерское управление ЕЭС России. АО «СО ЕЭС» уполномочено выдавать оперативные диспетчерские команды и распоряжения, обязательные для исполнения субъектами сектора электроэнергетики и потребителями электрической энергии, которые влияют на электроэнергетический режим работы энергетической системы.
3 Плановое электропотребление — полный плановый объем покупки потребителей, определенный в результате конкурентного отбора заявок на сутки вперед на ОРЭМ.
Источник: данные АО «СО ЕЭС», расчеты АКРА
ОЭС — совокупность нескольких энергетических систем, объединенных общим режимом работы, имеющая общее диспетчерское управление как высшую ступень управления по отношению к диспетчерским управлениям входящих в нее энергосистем. В составе ЕЭС России выделяют семь ОЭС по региональному принципу, одна из которых — ОЭС Востока — работает изолированно от остальных шести. В рамках РРЭ реализуется электроэнергия, приобретенная на ОРЭМ, а также электроэнергия генерирующих компаний, не являющихся участниками оптового рынка.
По обеим ценовым зонам России за шесть месяцев 2023 года потребление электроэнергии было выше, чем за аналогичные периоды 2022 и 2021 годов (см. рис. 4).
Совокупная задолженность на ОРЭМ по итогам шести месяцев 2023 года составила 65,8 млрд руб., что ниже показателей за аналогичные периоды 2022 (69,4 млрд руб.) и 2021 годов (75 млрд руб.). При этом стоит отметить, что волатильность данного показателя обусловлена в основном действием описанного выше механизма о реструктуризации задолженности сбытовых компаний ПАО «Россети» на Северном Кавказе (см. рис. 5–6).
Рисунок 5. Структура задолженности за покупку электроэнергии на ОРЭМ по федеральным округам за шесть месяцев с учетом договоров цессии, млрд руб.
Рисунок 6. Уровень расчетов на ОРЭМ по федеральным округам за шесть месяцев с учетом договоров цессии, %
Источник: данные ЦФР, расчеты АКРА
Только два из восьми федеральных округов продемонстрировали рост задолженности за шесть месяцев 2023 года в сопоставлении с аналогичным периодом предыдущего года, в остальных федеральных округах, включая Северо-Кавказский, отмечается снижение задолженности (см. рис. 5–6).
Основной объем задолженности на ОРЭМ формируют энергосбытовые компании, покупающие электроэнергию на оптовом рынке и продающие ее конечным потребителям на РРЭ4. По результатам на конец июня5 2023 года динамика задолженности на ОРЭМ и РРЭ продолжает носить разнонаправленный характер: при снижении задолженности на ОРЭМ продолжался ее рост на РРЭ, при этом объем долга на РРЭ, как и прежде, значительно превышает уровень задолженности на ОРЭМ (см. рис. 7). Подобная динамика обусловлена в основном корректировками обязательств на ОРЭМ в части списания невозвратной задолженности, а также компенсацией энергосбытовыми компаниями долгов конечных потребителей.
Следует отметить, что за шесть месяцев 2023 года, по данным Ассоциации «НП Совет рынка», задолженность на РРЭ снизилась на 3,7 млрд руб. относительно начала года, тогда как за аналогичные периоды 2022 и 2021 годов она выросла на 7,8 и 6,3 млрд руб. соответственно (см. рис. 8).
4 Субъекты РРЭ: потребители электроэнергии; поставщики коммунальных услуг; гарантирующие поставщики; независимые энергосбытовые компании, энергоснабжающие организации; производители электрической энергии на розничных рынках, которые не имеют статуса субъекта оптового рынка или по каким-либо причинам утратили этот статус; сетевые организации, а также владельцы объектов электросетевого хозяйства; системный оператор.
5 Данные по РРЭ поступают позже, чем по ОРЭМ. На момент публикации настоящего комментария данные по функционированию РРЭ более чем за шесть месяцев 2023 года еще не были опубликованы в открытых источниках.
Ассоциация «НП Совет рынка» (Ассоциация «Некоммерческое партнерство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью») — компания, обеспечивающая организацию оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью (ранее — Некоммерческое партнерство «Администратор торговой системы»).
Источник: данные Ассоциации «НП Совет рынка», ЦФР, расчеты АКРА
Гарантирующий поставщик электрической энергии — коммерческая организация, обязанная в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии.
По мнению АКРА, долги конечных потребителей за поставленную электроэнергию ложатся прежде всего на энергосбытовые компании. Зачастую это приводит к банкротству данных компаний и/или к лишению их статуса субъекта ОРЭМ из-за ненадлежащего исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности). Так, Ассоциация «НП Совет рынка» решением от 22 июня 2021 года лишила трех подконтрольных ПАО «Россети» гарантирующих поставщиков — АО «Каббалкэнерго», АО «Калмэнергосбыт» и АО «Карачаево-Черкесскэнерго» — статуса субъекта ОРЭМ по причине их многомиллиардных долгов перед генераторами. Кроме того, долги конечных потребителей ложатся на сетевые и генерирующие компании, что потенциально может привести к недостаточности денежных средств для покрытия их операционных и капитальных затрат, необходимых для поддержания надежности ЕЭС России.
В период с 01.01.2023 по 07.08.2023 объем планового потребления электроэнергии в России, по данным Ассоциации «НП Совет рынка», вырос на 1,2% относительно аналогичного периода предыдущего года. Наибольший прирост продолжает наблюдаться во второй ценовой зоне (Сибирь) — 2,5%, также заметен рост в первой (европейская часть России и Урал) — он составил 0,8%.
Принимая во внимание рост планового электропотребления за первые семь месяцев 2023 года, АКРА улучшает свой прогноз на 2023 год: динамика потребления электроэнергии в России по результатам текущего года будет находиться в диапазоне от -0,2 до +0,7% относительно 2022 года по причине отложенного влияния внешних экономических санкций на промышленное производство и экономическую активность в стране. Тем не менее даже при сохранении объемов потребления электроэнергии в 2023 году на уровне 2022 года или их росте долг за поставленную электроэнергию продолжит увеличиваться, что с большой долей вероятности негативно скажется на финансовых показателях компаний отрасли. В то же время, несмотря на формирование неблагоприятных тенденций, АКРА полагает, что в среднесрочной перспективе — от шести месяцев до года — отрасль сможет абсорбировать негативные шоки.