Категория

Прочее

Тип

Аналитический комментарий

В 2022 году потребление домохозяйств в реальном выражении упало на 1,4% по сравнению с предыдущим годом. Его наибольший объем наблюдался в феврале, затем до ноября происходило более или менее непрерывное падение (либо стагнация) и лишь в конце года началось восстановление. Реальные располагаемые доходы населения по итогам 2022 года снизились на 1%, но отрицательная динамика потребления отчасти была вызвана не этим, а изменением потребительского поведения доля доходов, затрачиваемых домохозяйствами на товары и услуги, снизилась, а норма сбережения возросла. Это обусловлено как мотивом предосторожности в условиях неопределенности будущих доходов, так и изменением степени доступности ряда товаров и услуг.

В 2023 году значительные расхождения макроэкономических прогнозов по России объясняются в том числе разными предпосылками относительно динамики потребления домохозяйств. Наиболее пессимистические прогнозы связаны с ожиданием сдержанного роста доходов и, что более важно, с сохранением мотива предосторожности (или даже его усилением на фоне геополитического обострения). Среди консервативных сценариев есть описывающие достаточно активный спрос на товары и услуги, который при этом не может быть в полной мере удовлетворен по существующим ценам. В таких сценариях возврат потребителей к нормальным практикам потребления сопровождается повышенной инфляцией и более высокими процентными ставками.

См., например, макроэкономический опрос Банка России, прогнозы МВФ, Всемирного банка и Еврокомиссии, прогнозы Минэкономразвития России и Банка России, консенсус-опрос Focus Economics.

Оптимистические прогнозы, как правило, предполагают возврат потребителей к низкой норме сбережения и даже реализацию так называемого отложенного спроса (обычно на дорогие товары). Среди предпосылок данных сценариев зачастую рассматривается очень серьезное восстановление физических объемов импорта, а также наличие у локальных производителей достаточных мощностей для полного удовлетворения спроса без заметного роста цен.

Спор о предпосылках в какой-то мере может разрешиться только тогда, когда они начнут реализовываться. На данный момент доступны семь или восемь макроэкономических показателей, помогающих с разной степенью задержки отслеживать изменения в поведении домохозяйств (см. табл. 1). Ниже приведены основные выводы, которые можно сделать сейчас на основе наиболее актуальной динамики этих показателей, не делая при этом никаких предположений о будущем.

1. Реальное потребление пока не достигло уровней конца 2021 года: в зависимости от анализируемого показателя можно говорить о разнице в 3–7%. Розничный товарооборот в 2022 году рисует несколько более глубокий спад, чем статистика конечного потребления домохозяйств, как и высокочастотные финансовые данные (см. рис. 1, рис. 3).

2. Потребительские настроения домохозяйств в начале 2023 года росли существенно быстрее, чем фактическая склонность к потреблению. На товары и услуги в первом квартале расходовалась примерно такая же доля доходов, как и перед кризисом (см. рис. 2), а потребительские настроения, исходя из результатов опросов, были лучше.

3. Конец февраля и начало марта 2023 года, судя по всему, оказались существенно более удачными для потребительского сектора, чем апрель и начало мая. Еженедельные данные о входящих финансовых потоках говорят, что в первом квартале текущего года несколько недель подряд продажи могли быть на 6–7 п. п. более интенсивными, чем трендовые, но затем все же вернулись к тренду (см. рис. 3).

4. Взгляд со стороны продавцов свидетельствует о росте их уверенности при относительно волатильной оценке фактической динамики спроса. Индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле в первом квартале 2023 года восстановился примерно до уровня четвертого квартала 2021 года, а баланс ответов на вопрос о фактическом изменении объема спроса хотя и оставался в первом квартале на 7 п. п. ниже докризисного, уже в апреле превысил его (см. рис. 4).


Рисунок 1. Реальный розничный товарооборот в 2022 году рисует несколько более глубокий спад, чем статистика конечного потребления домохозяйств


Источник: Росстат, расчеты АКРА


Рисунок 2. Потребительские настроения домохозяйств в начале 2023 года росли существенно быстрее, чем фактическая склонность к потреблению


Источник: Банк России, Росстат, расчеты АКРА


Рисунок 3. Конец февраля и начало марта 2023 года, судя по всему, были существенно более удачными для потребительского сектора, чем апрель и начало мая


Источник: Банк России, Росстат, расчеты АКРА


Рисунок 4. Взгляд со стороны продавцов свидетельствует о росте их уверенности при относительно волатильной оценке фактической динамики спроса


Источник: Банк России, Росстат, расчеты АКРА


Таблица 1. Перечень индикаторов, характеризующих текущую динамику потребительских расходов

Наименование индикатора
Источники данных

Последний доступный период

Достиг ли уровня конца 2021 года?
Динамика за 1 квартал 2023 года

Динамика за апрель — май 2023 года

Конечное потребление домохозяйств

Росстат:
статистика национальных счетов

4 квартал
2022 года

Нет

?

?

Реальный розничный товарооборот *

Росстат: краткосрочные экономические индикаторы

Март
2023 года

Нет

+

?

Доля денежных доходов, потраченных на покупку товаров 
и услуг *

Росстат: краткосрочные экономические индикаторы

1 квартал
2023 года

Нет

+

?

Входящий денежный поток в отраслях, ориентированных на потребительский спрос **

Банк России: мониторинг отраслевых финансовых потоков

15–19 мая 
2023 года

Нет

+

-

Изменение потребительских расходов

Сбер:
Сбериндекс

8–14 мая 
2023 года

Да

+

-

Индекс потребительских настроений

Банк России: инфляционные ожидания и потребительские настроения

Апрель
2023 года

Да

+

+

Индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле *

Росстат:
опережающие индикаторы

1 квартал
2023 года

Да

+

?

Оценка предприятиями изменения спроса в розничной торговле1

Банк России:
мониторинг предприятий

Апрель
2023 года

Да

-

+



1 Баланс ответов на вопрос «Как изменился спрос на продукцию, товары, услуги?» (сезонно сглаженный Банком России).
* Сезонно сглажено АКРА. ** Дефлировано АКРА.
Источник: АКРА

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Дмитрий Куликов
Директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122
Светлана Паничева
Руководитель службы внешних коммуникаций
+7 (495) 139 04 80, доб. 169
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.