В 2022 году потребление домохозяйств в реальном выражении упало на 1,4% по сравнению с предыдущим годом. Его наибольший объем наблюдался в феврале, затем до ноября происходило более или менее непрерывное падение (либо стагнация) и лишь в конце года началось восстановление. Реальные располагаемые доходы населения по итогам 2022 года снизились на 1%, но отрицательная динамика потребления отчасти была вызвана не этим, а изменением потребительского поведения — доля доходов, затрачиваемых домохозяйствами на товары и услуги, снизилась, а норма сбережения возросла. Это обусловлено как мотивом предосторожности в условиях неопределенности будущих доходов, так и изменением степени доступности ряда товаров и услуг.
В 2023 году значительные расхождения макроэкономических прогнозов по России объясняются в том числе разными предпосылками относительно динамики потребления домохозяйств. Наиболее пессимистические прогнозы связаны с ожиданием сдержанного роста доходов и, что более важно, с сохранением мотива предосторожности (или даже его усилением на фоне геополитического обострения). Среди консервативных сценариев есть описывающие достаточно активный спрос на товары и услуги, который при этом не может быть в полной мере удовлетворен по существующим ценам. В таких сценариях возврат потребителей к нормальным практикам потребления сопровождается повышенной инфляцией и более высокими процентными ставками.
См., например, макроэкономический опрос Банка России, прогнозы МВФ, Всемирного банка и Еврокомиссии, прогнозы Минэкономразвития России и Банка России, консенсус-опрос Focus Economics.
Оптимистические прогнозы, как правило, предполагают возврат потребителей к низкой норме сбережения и даже реализацию так называемого отложенного спроса (обычно на дорогие товары). Среди предпосылок данных сценариев зачастую рассматривается очень серьезное восстановление физических объемов импорта, а также наличие у локальных производителей достаточных мощностей для полного удовлетворения спроса без заметного роста цен.
Спор о предпосылках в какой-то мере может разрешиться только тогда, когда они начнут реализовываться. На данный момент доступны семь или восемь макроэкономических показателей, помогающих с разной степенью задержки отслеживать изменения в поведении домохозяйств (см. табл. 1). Ниже приведены основные выводы, которые можно сделать сейчас на основе наиболее актуальной динамики этих показателей, не делая при этом никаких предположений о будущем.
1. Реальное потребление пока не достигло уровней конца 2021 года: в зависимости от анализируемого показателя можно говорить о разнице в 3–7%. Розничный товарооборот в 2022 году рисует несколько более глубокий спад, чем статистика конечного потребления домохозяйств, как и высокочастотные финансовые данные (см. рис. 1, рис. 3).
2. Потребительские настроения домохозяйств в начале 2023 года росли существенно быстрее, чем фактическая склонность к потреблению. На товары и услуги в первом квартале расходовалась примерно такая же доля доходов, как и перед кризисом (см. рис. 2), а потребительские настроения, исходя из результатов опросов, были лучше.
3. Конец февраля и начало марта 2023 года, судя по всему, оказались существенно более удачными для потребительского сектора, чем апрель и начало мая. Еженедельные данные о входящих финансовых потоках говорят, что в первом квартале текущего года несколько недель подряд продажи могли быть на 6–7 п. п. более интенсивными, чем трендовые, но затем все же вернулись к тренду (см. рис. 3).
4. Взгляд со стороны продавцов свидетельствует о росте их уверенности при относительно волатильной оценке фактической динамики спроса. Индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле в первом квартале 2023 года восстановился примерно до уровня четвертого квартала 2021 года, а баланс ответов на вопрос о фактическом изменении объема спроса хотя и оставался в первом квартале на 7 п. п. ниже докризисного, уже в апреле превысил его (см. рис. 4).
Рисунок 1. Реальный розничный товарооборот в 2022 году рисует несколько более глубокий спад, чем статистика конечного потребления домохозяйств
Источник: Росстат, расчеты АКРА
Рисунок 2. Потребительские настроения домохозяйств в начале 2023 года росли существенно быстрее, чем фактическая склонность к потреблению
Источник: Банк России, Росстат, расчеты АКРА
Рисунок 3. Конец февраля и начало марта 2023 года, судя по всему, были существенно более удачными для потребительского сектора, чем апрель и начало мая
Источник: Банк России, Росстат, расчеты АКРА
Рисунок 4. Взгляд со стороны продавцов свидетельствует о росте их уверенности при относительно волатильной оценке фактической динамики спроса
Источник: Банк России, Росстат, расчеты АКРА
Таблица 1. Перечень индикаторов, характеризующих текущую динамику потребительских расходов
Наименование индикатора
|
Источники данных
|
Последний доступный период
|
Достиг ли уровня конца 2021 года?
|
Динамика за 1 квартал 2023 года
|
Динамика за апрель — май 2023 года
|
Конечное потребление домохозяйств |
Росстат: |
4 квартал |
Нет |
? |
? |
Реальный розничный товарооборот * |
Росстат: краткосрочные экономические индикаторы |
Март |
Нет |
+ |
? |
Доля денежных доходов, потраченных на покупку товаров |
Росстат: краткосрочные экономические индикаторы |
1 квартал |
Нет |
+ |
? |
Входящий денежный поток в отраслях, ориентированных на потребительский спрос ** |
Банк России: мониторинг отраслевых финансовых потоков |
15–19 мая |
Нет |
+ |
- |
Изменение потребительских расходов |
Сбер: |
8–14 мая |
Да |
+ |
- |
Индекс потребительских настроений |
Банк России: инфляционные ожидания и потребительские настроения |
Апрель |
Да |
+ |
+ |
Индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле * |
Росстат: |
1 квартал |
Да |
+ |
? |
Оценка предприятиями изменения спроса в розничной торговле1 |
Банк России: |
Апрель |
Да |
- |
+ |
1 Баланс ответов на вопрос «Как изменился спрос на продукцию, товары, услуги?» (сезонно сглаженный Банком России).
* Сезонно сглажено АКРА. ** Дефлировано АКРА.
Источник: АКРА