Анализ трендов, отраслевых и экономических рисков лизинговой индустрии
-
Трансформация экономики на фоне геополитической напряженности сокращает горизонт планирования лизинговой отрасли, тесно связанной с деловой активностью и внешней торговлей.
-
Данные опрошенных АКРА компаний свидетельствуют об ожидаемом росте конкуренции в следующие 12–18 месяцев. Способствовать этому будут попытки большинства респондентов восстановить сократившийся объем бизнеса в условиях сложной операционной среды и рисков ухудшения кредитного качества клиентов.
-
Нередко на рынке наблюдаются ожидания дальнейшего снижения доступности предметов лизинга, ставшего одним из главных препятствий прошлого года. Смягчают ситуацию периодически встречающиеся позитивные настроения относительно спроса на лизинг в следующие 12–18 месяцев, несмотря на общую обратную тенденцию прошлого года.
-
Отсутствие ухудшения качества активов и вынужденный делеверидж обеспечили стабильный финансовый профиль лизинговых компаний, рейтингуемых АКРА. Вместе с тем Агентство не исключает, что со временем может произойти вызревание кредитных рисков.
-
Стоимость, доступность и устойчивость ресурсной базы остаются под давлением. Исключение составляют крупные компании, аффилированные с банковскими группами или имеющие связи с государством.
- Развитие отдельных сегментов лизинга будет неоднородным. Восстановление лизинга железнодорожного транспорта зависит от темпов переориентации экспортных поставок; авиационный сегмент в наиболее уязвимом положении из-за сократившихся направлений для полетов; лизинг легковых автомобилей сможет перейти к росту по мере налаживания логистических цепочек поставок и связей; лизинг грузовых машин, а также специальной, строительной техники и оборудования имеет предпосылки к поступательному развитию в 2023 году.
Трансформация экономики России как ключевой фактор неопределенности
С конца февраля 2022 года российским лизинговым компаниям приходится работать в условиях новой действительности, главной особенностью которой остается высокая степень неопределенности в контексте происходящей трансформации экономики. Сокращение ВВП страны на 2,1%1 в прошлом году ограничило стремление лизингодателей и лизингополучателей расширять свою деятельность.
Существование негативной динамики развития отрасли подтверждают данные Банка России, позволяющие сделать вывод, что объемы лизинговых портфелей и нового бизнеса сократились примерно на 15,6 и 9,5% соответственно в течение первой половины 2022 года. Результаты варьировались от типа и направления деятельности компаний.
При формировании дальнейших выводов и оценок АКРА также ориентировалось на результаты опроса, проведенного среди лизинговых компаний, имеющих рейтинг Агентства. Анализ ответов респондентов позволил определить наиболее острые проблемы, с которыми пришлось столкнуться лизинговому рынку в 2022 году и которые отразились на динамике его развития, а также выявить основные ожидания участников отрасли на ближайшие 12–18 месяцев.
Так, в несколько худшем положении находятся лизингодатели, которые не входят в состав банковских групп. Таким компаниям, специализирующимся на работе с автотранспортом, пришлось прервать некогда бурное развитие — большинство продемонстрировали прирост менее чем на 15% за первые девять месяцев 2022 года. Аналогичная ситуация наблюдалась и в сегменте лизинга промышленного, специального и строительного оборудования, где темпы роста по анализируемой выборке компаний ограничены 5–10% за первые девять месяцев 2022 года.
Заметно более выигрышно смотрятся лизингодатели, которые сконцентрированы на указанных выше направлениях деятельности и в то же время аффилированы с банками. Такие компании показали прирост примерно на 25% за аналогичный период прошлого года, вероятно, благодаря относительно большей устойчивости финансирования.
Компании, занимающиеся лизингом более крупных дорогостоящих объектов, также испытали давление ухудшившейся операционной среды. Наиболее чувствительными оказались организации, так или иначе вовлеченные в авиационную отрасль. Более управляемое сокращение портфелей отмечалось по железнодорожному направлению.
Несмотря на то что ситуация в экономике стабилизируется, АКРА ожидает сохранение в ближайшие 12–18 месяцев повышенного уровня неопределенности, что ограничивает горизонт планирования и тем самым сдерживает развитие участников отрасли, значительно зависящей от деловой активности. Реальный сектор экономики занял выжидательную позицию — инвестиции в основной капитал, скорректированные на инфляцию и сезонность, по оценкам Агентства, демонстрируют понижательный тренд с марта прошлого года (для сравнения: даже в период пандемии динамика показателя характеризовалась ростом).
1 Статистические данные Федеральной службы государственной статистики.
Рисунок 1. Индекс инвестиций в основной капитал *: тенденция к снижению как индикатор ограниченного развития лизингового сегмента
* В фиксированных ценах первого квартала 2021 года, сглаженный на сезонность.
Источник: расчеты АКРА на основе данных Росстата
Еще одним фактором повышенной неопределенности в условиях выраженной ориентированности лизинговой отрасли на грузовую транспортную технику (как автомобильную, так и железнодорожную) остаются объемы и характер внешней торговли. Вводимые ограничения со стороны недружественных стран влияют на изменения экспортных и импортных потоков и вынуждают лизингодателей подстраивать свой бизнес под новые потребности в транспортировке сырьевых продуктов, товаров и услуг. Зачастую эти дополнительные усилия занимают продолжительное время, требуют отвлечения ресурсов, либо участникам рынка и вовсе приходится признавать снижение необходимости в новой технике из-за сокращения маршрутов для перевозок.
Неопределенность в отношении курса рубля, цен на сырьевые товары и возможностей по росту экономик дружественных стран, в первую очередь китайской, также будет влиять на привлекательность и перспективы экспортных и импортных операций в следующие 12–18 месяцев.
Несмотря на сложности прошлого года, вынудившие участников рынка сократить лизинговые портфели или существенно снизить темпы роста, большинство респондентов сохраняют оптимизм и намерены активизировать развитие бизнеса в текущем году (см. рис. 2). Наиболее решительный настрой демонстрируют представители лизинга легковых и грузовых автомобилей, многие из которых закладывают возможность роста лизингового портфеля на 30–60% до конца года. По другим направлениям лизинга встречаются куда более скромные цифры, как правило, не превышающие 20–25%-ного прироста.
АКРА, в свою очередь, настроено менее оптимистично, учитывая уже реализовавшиеся риски операционной среды, а также то, что перестройка экономики может продлиться большую часть 2023 года, в связи с чем пользователи лизинговых услуг могут прийти к решению отложить планы по обновлению основных средств.
АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЗИНГОВЫХ КОМПАНИЙ НАТОЛКНЕТСЯ НА РОСТ КОНКУРЕНЦИИ
Как отмечено выше, несмотря на непростые условия для бизнеса, участники опроса планируют активизировать свою деятельность и ради этого готовы принимать на себя определенные риски. Большинство опрошенных компаний ожидают сохранение текущей клиентской базы, и абсолютно все прогнозируют, что доступность квалицированных кадров для отрасли не претерпит изменений.
Однако реализация планов развития бизнеса в текущих условиях предполагает и рост конкуренции, отмечают участники опроса.
Рисунок 2. Результаты опроса представлены в виде индексов *, отражающих ожидания опрошенных компаний на следующие 12–18 месяцев
* Заданы в диапазоне [-1;1]; чем ближе значения к экстремумам, тем больше опрошенных ожидают снижения или роста соответственно./
Источник: опрос лизинговых компаний, рейтингуемых АКРА
Кроме того, намерения компаний возобновить активное наращивание бизнеса могут натолкнуться на ограниченность потенциала роста спроса на лизинговые услуги. Так, многие респонденты признают, что его снижение у текущих и потенциальных клиентов было заметно и сужало перспективы бизнеса в прошлом году. В положительной динамике данного показателя на горизонте следующих 12–18 месяцев уверены в основном компании, которые занимаются лизингом промышленного и пищевого оборудования, а также сельскохозяйственной техники. Для сравнения: за последние 12 месяцев наименьшее падение спроса наблюдалось в сегментах специальной и строительной техники, а также промышленного оборудования. АКРА ожидает сохранение относительно высокой устойчивости этих направлений в 2023 году.
Ответы участников опроса в отношении остальных параметров развития отрасли были менее однородны, однако позволили выявить ряд проблем, которые снижают вероятность достижения лизинговыми компаниями желаемого уровня деловой активности. С учетом растущей конкуренции реализация таких проблем может привести к ухудшению эффективности бизнеса и снижению способности лизинговых организаций к генерации капитала для финансирования последующего роста.
В частности, неоднократно высказывалось мнение, что доступность предметов лизинга может продолжить сокращаться в следующие 12–18 месяцев. В 2022 году с дефицитом лизингового оборудования столкнулись в основном представители авиационного сегмента, а также компании, вовлеченные в лизинг автотранспорта. Среди последних в меньшей мере от этого страдали маленькие компании (здесь значимым является эффект масштаба: небольшим компаниям, вероятно, проще получать технику с помощью налаживания новых каналов поставок).
Рисунок 3. Позитивные ожидания респондентов в отношении роста спроса на лизинг несколько балансируются негативными настроениями в отношении доступности предметов лизинга в следующие 12–18 месяцев
Источник: опрос лизинговых компаний, рейтингуемых АКРА
Дефицит техники спровоцировал рост цен договоров поставки (100% респондентов) и страхования объектов лизинга (примерно половина респондентов, преимущественно компании, вовлеченные в лизинг легковых и грузовых автомобилей). Сроки поставки также остаются повышенными, что ограничивает возможности бизнеса, соглашаются все участники опроса.
Как показал опрос, некоторые компании столкнулись на практике с изъятием имущества в связи с мобилизацией, а также с каникулами или запретом на изъятие имущества у проблемных лизингополучателей. Наиболее обеспокоены этим респонденты, которые занимаются лизингом автотранспорта.
Ряд вопросов исследования касались взаимоотношений участников отрасли и государства. Большинство респондентов не ждут ужесточения регулирования, однако встречались мнения о том, что данный фактор будет играть определенную роль в следующие 12–18 месяцев. АКРА, в свою очередь, не ожидает кардинальных изменений в данной сфере в течение указанного временного интервала. Продвижение реформы лизинговой отрасли получило очередную причину для отсрочки — на фоне сложностей внешней среды ужесточение регулирования может представляться несвоевременным. Обсуждения среди участников процесса, в том числе различных государственных ведомств, продолжаются.
В то же время участники опроса не ждут и расширения мер государственной поддержки, которые могли бы стать серьезным стимулом к оживлению лизинговой индустрии. По мнению АКРА, спрос на такие меры есть и будет увеличиваться при сохранении экономической и геополитической неопределенности. С учетом этого и политики импортозамещения, которая может привести к росту государственных капиталовложений, роль государства как значимого инвестора в развитие лизинга в России, вероятно, будет усиливаться.
Качество активов СТАБИЛЬНо, ОДНАКО РИСКИ УХУДШЕНИя СОХРАНЯЮТСЯ. Более строгие стандарты выдач в ответ на вызовы внешней среды
Как показал анализ АКРА, выраженного ухудшения качества активов в отрасли за последние 12 месяцев не произошло. По оценке Агентства, которая учитывает как просроченную задолженность, так и потенциально проблемных клиентов в портфелях рейтингуемых лизинговых компаний, доля совокупных неработающих требований в целом стабильна и варьируется в пределах 11% портфеля.
АКРА полагает, что стабильности качества портфелей в последние 12 месяцев способствовали следующие факторы:
-
снижение аппетита к кредитному риску у большинства лизинговых компаний и, соответственно, повышение требований к стандартам выдач привели к смещению фокуса внимания еще больше на качество, а не на объем портфеля;
-
дефицит предметов лизинга и существенный рост цен на те, которые имелись в наличии, поддерживал платежную дисциплину лизингополучателей, стремившихся избежать необходимости возвращать имущество лизингодателю (этот фактор, по мнению АКРА и участников рынка, вероятно, останется актуальным в 2023 году);
- рост спроса на подержанную технику (особенно тех марок, продажи которых были прекращены или значительно усложнены) способствовал более оперативному изъятию предметов лизинга у проблемных клиентов в целях последующей реализации, что могло препятствовать накоплению просрочки в портфелях.
Рисунок 4. Изменение параметров заключаемых договоров лизинга и риск-менеджмента у опрошенных компаний
Источник: опрос лизинговых компаний, рейтингуемых АКРА
Несмотря на отсутствие в 2022 году негативной динамики качества активов компаний с рейтингом АКРА, вероятность реализации кредитных рисков в следующие 12–18 месяцев сохраняется. Как показывает практика, включающая в себя и наблюдения за банковской отраслью, нередко кредитные риски проявляются с некоторым запозданием после острой фазы кризисов.
Соответственно, планируемая участниками отрасли в ближайшие 12–18 месяцев активизация бизнеса в условиях быстро меняющейся внешней среды и ожидаемого усиления конкуренции может привести к более заметному влиянию рисков ухудшения финансового состояния клиентов на итоги деятельности лизинговых компаний. Подкрепляет обоснованность этих опасений опубликованная статистика Банка России, фиксирующая рост просроченных более чем на 90 дней требований лизинговых компаний к своим клиентам за первые шесть месяцев 2022 года.
Участники опроса сходятся во мнении, что кредитное качество лизингополучателей вряд ли имеет предпосылки к улучшению. Более того, вне зависимости от специфики деятельности многие компании выборки признавали, что этот факт может ограничивать возможности для здорового роста.
КАПИТАЛизация ПОЗВОЛЯЕТ ВОЗОБНОВИТЬ РОСТ бизнеса
Консервативное отношение всех участников отрасли — лизингодателей и лизингополучателей — к наращиванию бизнеса и кредитным рискам положительно сказалось на показателе отношения капитала к активам лизинговых компаний. Наиболее заметен этот эффект в сегменте автомобильного лизинга.
Накопленный запас прочности лизинговые компании могут использовать для реализации планов расширения бизнеса в 2023 году. Однако АКРА ожидает, что растущая конкуренция вкупе с упомянутыми ранее вызовами и рисками внешней среды ограничат наращивание портфелей, за счет чего процесс снижения капитализации будет управляемым.
Улучшению позиций лизингодателей по капиталу по анализируемой выборке компаний2 в 2022 году также способствовало сохранение прибыльности деятельности вопреки нестабильной операционной среде. Например, рентабельность активов организаций, специализирующихся на более ликвидных предметах лизинга3, за девять месяцев прошлого года составила в среднем 4–5% в годовом исчислении (за исключением самых экстремальных значений), что продолжает быть более чем комфортным уровнем. Большинство респондентов оптимистично закладывают сохранение прибыльности на текущих уровнях и в 2023 году.
По мнению АКРА, такие прогнозы вполне обоснованы, однако основным труднопредсказуемым риском для прибыли и капитала в следующие 12–18 месяцев остается вероятность возникновения непредвиденных кредитных убытков.
Отрасль в целом справилась с резким ростом стоимости фондирования в первом полугодии 2022 года, приостановив развитие бизнеса и отказавшись от привлечения дорогих денег у банков. Также фактором сдерживания процентного риска стало повышение размера лизинговых платежей в ситуациях, когда это позволяли условия договоров (см. рис. 4). Некоторые лизинговые компании стали чаще использовать плавающую процентную ставку при заключении новых контрактов. Несмотря на то что подобная практика защищает лизингодателей от процентного риска в случае изменения монетарной политики Банка России, она может привести к обострению кредитных рисков ввиду роста долговой нагрузки получателей лизинговых услуг.
2 Рейтингуемые АКРА лизинговые компании, а также доступная информация по ряду нерейтингуемых Агентством лидеров отрасли.
3 Розничное направление лизинга, где в качестве более ликвидных объектов лизинга выступают легковые и грузовые автомобили, специальная техника, оборудование и т. д. К менее ликвидным объектам лизинга относятся, например, самолеты, вагоны, суда и т. д.
Небольшие компании столкнулись с дефицитом фондирования, способным помешать росту бизнеса
Одними из ключевых факторов, сдерживающих рост лизинговых компаний, не входящих в банковские группы, стали доступность финансирования и устойчивость ресурсной базы. Несмотря на то что наиболее острая фаза сложностей, сопряженных с указанными факторами, может считаться пройденной и на наблюдаемое со второго полугодия 2022 года улучшение ситуации, как банки, так и потенциальные инвесторы в долговые ценные бумаги продолжают ограничивать лимиты на отрасль, в результате чего стоимость фондирования остается повышенной.
Участники опроса АКРА ожидают, что доступность финансирования в 2023 году не ухудшится. Агентство, со своей стороны, предполагает, что воплощение планов по активному росту бизнеса будет проблематичным без улучшения настроений потенциальных инвесторов и кредиторов.
Закономерно, что ни одна из крупных компаний, аффилированных с банковскими группами или имеющих государственное участие, не столкнулась с кардинальными ухудшениями условий фондирования, приведенными на рисунке 5. Это преимущество продолжит укреплять рыночные позиции указанных компаний и в 2023 году. Также в несколько лучшем положении окажутся и наиболее крупные лизингодатели, которые, вероятно, смогут воспользоваться возможностью привлечения средств из Фонда национального благосостояния России (ФНБ) — соответствующие проекты находятся в активной проработке и проходят процедуры согласования. Пока неочевидно, будут ли доступны подобного рода инициативы широкому кругу лизинговых компаний.
Рисунок 5. Распределение наиболее частых проблем фондирования согласно ответам респондентов
Источник: опрос лизинговых компаний, рейтингуемых АКРА
Практически все респонденты сошлись в предпочтениях, что приоритетным источником фондирования в ближайшие 12–18 месяцев останутся банковские кредиты. Помимо снижения общей неопределенности, выходу на рынки публичного долга может способствовать сокращение стоимости облигационных займов до 10–13%.
Кредитоспособность большинства рейтингуемых АКРА лизинговых компаний осталась устойчивой
В настоящее время Агентство поддерживает рейтинги 17 лизинговых компаний, среди которых представлены организации с разнообразными бизнес-моделями из различных сегментов розницы и крупного бизнеса. Ряд предприятий занимает ведущие позиции в отрасли, что добавляет репрезентативности портфелю рейтингов АКРА при оценке рыночных трендов и взаимосвязей.
Рисунок 6. Кредитное качество большинства рейтингуемых АКРА лизинговых компаний не подверглось негативному воздействию внешней среды
Кредитные рейтинги АКРА, присвоенные лизинговым компаниям
* Улучшение кредитного рейтинга или прогноза по кредитному рейтингу
** Ухудшение кредитного рейтинга или прогноза по кредитному рейтингу
*** Оценка собственной кредитоспособности
Источник: АКРА
Драйверы роста и восстановления зависят от сегмента
Несмотря на то что упомянутые выше проблемы являются общими для всей лизинговой отрасли, их влияние на основные сегменты неоднородно. Разнятся и драйверы роста отдельных направлений, что в совокупности ведет к различиям в темпах их восстановления и развития.
Лизинг железнодорожного транспорта
Начиная с прошлого года железнодорожная отрасль, на которую в значительной мере оказывает влияние ситуация в экономике, также пребывает в фазе трансформации. О сжатии бизнеса, помимо наблюдений за некоторыми рейтингуемыми компаниями, АКРА может судить по сократившимся в прошлом году на 3,3% погрузкам на сети ОАО «РЖД». Негативное влияние внешних шоков оценивается Агентством как умеренное, а ситуация с сокращением перевозок и, соответственно, лизинговых портфелей относительно управляема.
Развитие сегмента будет зависеть от множества факторов. АКРА ожидает, что в процессе трансформации экономики будет происходить переориентация экспорта (включая экспорт угля — ключевого товара, перевозимого железнодорожным сообщением) на дружественные направления, в первую очередь на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, взамен европейских. Сложный процесс включает проработку и развитие логистических связей, прокладывание дополнительных маршрутов и каналов экспорта. Реализация этих инициатив требует времени, что существенно добавляет неопределенности. Также до сих пор непонятно, смогут ли и если да, то как скоро, дружественные страны в полной мере покрыть те выпадающие объемы российского экспорта, которые ранее приходились на западное направление.
Рисунок 7. Динамика погрузки на сети ОАО «РЖД», млн т
Источник: статистика ОАО «РЖД»
Значимым позитивным фактором в пользу стабильности и емкости рынков сбыта для экспорта можно считать недавно возникший в Китае тренд на снятие ковидных ограничений, прежде ослаблявших рост экономики (о потенциале этой тенденции можно судить по результатам 2022 года, когда экспорт угля из России в Китай и общий товарооборот между странами выросли на 31%4 и 295 соответственно). Не исключено, что этот фактор сможет частично сбалансировать глобальные ограничения на цены и объемы закупаемых из России нефти, нефтепродуктов и угля.
Дополнительно стоит учитывать, что описанные выше процессы будут разворачиваться под давлением ограниченных возможностей повышения пропускной способности железных дорог в возросших по значимости восточных направлениях, что в совокупности с ожидаемой ценовой коррекцией на рынке угля (по мере оптимизации логистики по всему миру) может сдерживать рост перевозок и, как следствие, лизинга вагонов. Кроме того, на скорость роста или падения погрузок могут влиять колебания курса национальной валюты (чем слабее рубль, тем сильнее рыночные позиции экспортеров) наряду со значительными изменениями условий контрактов по экспортируемым товарам, включая изменения продолжительности и величины ценовых дисконтов.
С учетом вышеизложенных предпосылок, оказывающих разнонаправленное влияние на отрасль и обуславливающих большое количество возможных вариантов развития событий, АКРА допускает в качестве основного на текущий год сценария скорее нейтральную динамику показателей бизнеса для компаний рассматриваемого сегмента.
Влиять на сегмент лизинга железнодорожного транспорта, вероятно, смогут государственные инициативы и проекты, включая те, которые могут финансироваться из ФНБ. Если восстановление экономики затянется, возможность участия в таких системно значимых проектах, по мнению АКРА, будет серьезным конкурентным преимуществом.
4 Данные Центра развития энергетики.
5 Данные Главного таможенного управления Китайской Народной Республики.
Лизинг авиационного транспорта
Сегмент лизинга авиационного транспорта подвергся наибольшему негативному влиянию, как и в пандемийном 2020 году. В этот раз главным препятствием стал запрет на полеты в недружественные страны. В несколько более отдаленной перспективе может начать возрастать роль другого санкционного ограничения — запрета на приобретение и использование авиалайнеров тех марок, которые на сегодняшний день составляют основную часть парка, а также прекращения их официального обслуживания.
Агентство не ожидает восстановления авиационного сегмента и, соответственно, лизинга воздушных судов в течение 2023 года (см. комментарий АКРА «Куда летит российская авиация?» от 08.02.2023). Вопрос заполнения парка новыми самолетами потерял актуальность: их текущее количество с избытком покрывает нужды авиаперевозчиков, поскольку направлений для полетов стало существенно меньше и, вероятно, заметно не прибавится в следующие 12–18 месяцев.
В долгосрочной перспективе возможна реализация амбициозной программы импортозамещения, соответствующие планы прорабатываются на самом высоком уровне. Однако, по мнению АКРА, говорить о полноценном масштабном производстве отечественных машин, вероятно, будет возможно за пределами следующих 12–18 месяцев.
Финансовая устойчивость лизингополучателей на фоне волатильности пассажирооборота, как и во времена пандемии, поддерживается регулярными вливаниями государства, что останется базисом стабильности авиационной отрасли и зависимых от нее лизинговых компаний. Значимость такой поддержки для последних усиливается ввиду снижения ликвидности объектов лизинга (спрос внутри страны ограничен, а продать изъятый в России самолет за границей стало намного сложнее).
Лизинг легковых и грузовых автомобилей
Сегмент лизинга легковых автомобилей ощутил заметный негативный эффект от сворачивания деятельности ряда иностранных производителей на территории России.
По мнению Агентства, ранее упомянутые оптимистичные ожидания опрошенных участников отрасли относительно стремительного роста в 2023 году представляются слишком амбициозными в контексте прошлогоднего падения автомобильного рынка (продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в России сократились на 59%; см. рис. 7), подтвердившего серьезность проблемы дефицита машин. В базовом сценарии АКРА ожидает умеренного плавного роста отрасли на фоне реализации механизмов параллельного импорта и восстановления логистических цепочек, что несколько сбалансирует уход с рынка иностранных брендов.
Ожидаемая локализация китайских производств и производств из других дружественных стран, призванных заменить европейских производителей, поможет решить проблему дефицита легкового транспорта и станет импульсом для снижения стоимости новых автомобилей, что простимулирует спрос на лизинг.
Рисунок 8. Продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в России, шт.
Источник: статистика Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ)
Не исключено и большее смещение бизнеса лизинговых компаний в сторону бывших в употреблении (б/у) легковых автомобилей. Некоторые участники рынка уже отмечают рост доли портфеля, сформированной за счет б/у техники.
Сегмент грузовых автомобилей продемонстрировал большую устойчивость к аналогичным внешним потрясениям: сокращение объемов продаж было не столь драматичным в прошлом году, а в сравнении с 2019–2020 годами был зафиксирован прирост. По мнению Агентства, это объясняется меньшим масштабом сегмента в сравнении, например, с лизингом легковых автомобилей, что дает больше возможностей для замещения иностранной техники за счет посильного увеличения поставок отечественных брендов и брендов дружественных юрисдикций (в том числе благодаря производству на территории России).
АКРА считает, что в 2023 году сегмент лизинга грузовых машин сможет перейти к умеренному росту. В частности, Агентство не сомневается в возможностях китайских производителей и ПАО «КАМАЗ» покрыть потребности лизингополучателей в необходимой технике. Спрос на нее, вероятно, будет расти, что среди прочего будет связано с реализацией важных для экономики задач по наращиванию и поддержанию товарооборота с дружественными странами.
Рисунок 9. Продажи новых грузовых автомобилей в России, шт.
Источник: статистика аналитического агентства «АВТОСТАТ» со ссылкой на данные АО «ППК»
Сценарий роста объема операций в сегменте лизинга легкового и грузового транспорта в следующие 12–18 месяцев может сопровождаться повышением кредитного риска. Представители малого и среднего бизнеса, являющиеся основными клиентами лизинговых компаний указанного сегмента, исторически чувствительны к спадам деловой активности. Таким образом, как было указано выше, АКРА не исключает отложенного негативного влияния неблагоприятных изменений операционной среды на качество лизинговых портфелей.
Лизинг специальной, строительной техники и оборудования
Лизинговые компании, фокусирующиеся на специальной, строительной технике и оборудовании, испытали относительно меньше потрясений в 2022 году. Большинство респондентов из данного сегмента вернулись к умеренному росту уже в четвертом квартале 2022 года. Во-первых, это произошло благодаря тому, что производители предметов лизинга в данном сегменте в меньшей степени относились к недружественным юрисдикциям и/или их продукцию было относительно проще заместить аналогичной российской продукцией или продукцией дружественных стран. Во-вторых, задачи, связанные с импортозамещением и ростом оборонной промышленности, стимулировали лизинг промышленного оборудования, а активное строительство, включающее строительство дорог и инфраструктурных объектов, подпитывало спрос на соответствующую технику.
Преимущественно те же факторы, по мнению АКРА, могут поддержать планомерный рост лизинга оборудования, специальной и строительной техники в ближайшие 12–18 месяцев. При этом акцент на работе с предприятиями малого и среднего бизнеса не позволяет полностью исключить отложенное проявление кредитных убытков.