Тренинг по банкам и НБКО, 30–31 января

Региональные бюджеты в 2016 году вновь будут спасены бюджетными кредитами

Предварительные итоги исполнения региональных бюджетов в 2015 году и прогноз на 2016 год

  • Стагнация экономики замедлила темпы роста налоговых доходов регионов. Интенсивный рост в условиях кризиса невозможен (темп роста реального ВВП составил -3,8% в 2015 году), а ресурс экстенсивного роста близок к исчерпанию.
  • Регионам удалось сохранить контроль над социальной частью бюджета — доля социальных расходов стабилизировалась на уровне 2014 года, доля расходов на развитие не сократилась.
  • Продолжительное сокращение капитальных расходов ЖКХ — сиюминутная мера, способная в перспективе стать барьером для экономического роста и ухудшить инвестиционный климат.
  • Выделение бюджетных кредитов позволило отсрочить долговой кризис регионов. На текущий момент долговая нагрузка оценивается как значительная, но управляемая. Риск долгового портфеля будет во многом определяться доступностью бюджетного финансирования.
  • Дефицит и долговая нагрузка региональных бюджетов в 2016 году возрастут в связи со сжатием налоговой базы и негибкостью расходной части бюджета. Финансирование роста дефицита бюджета будет осуществлено за счет банковских и бюджетных кредитов. Прогнозируемый объем долга составит 2,4 трлн руб.

Рост зависимости от замедляющихся источников дохода

Рост доходов региональных бюджетов в 2015 году обеспечивался за счет приращения налоговых и неналоговых источников доходов, доля которых демонстрировала постоянный рост и к 2015 году достигла 80% в консолидированном бюджете субъектов РФ. Темпы роста доходов снизились: рост поступлений от налога на прибыль в 2015 году составил 7,3% (14,4% в 2014 году), поступления от налога на доходы физических лиц увеличились на 5,4% в 2015 году (17,4% в 2014 году). Подобная статистика свидетельствует о стагнации региональных экономик. Аналогичные тенденции ожидаются и в 2016 году: по оценке АКРА, рост поступлений от налога на прибыль в консолидированный бюджет составит не более 4,5%, а рост поступлений от НДФЛ не превысит 3,5%.

Ряд других налоговых доходов регионов также демонстрируют стагнирующую динамику. Поступления от федерального налога на товары (акцизы; составляют 7% налоговых и неналоговых доходов) снижаются второй год подряд, что является следствием сокращения рынка алкоголя и отражает снижение покупательной способности. При этом рост регионального налога на имущество носит скорее экстенсивный характер и отражает стремление региональных властей компенсировать замедление темпов роста остальных налоговых статей доходов.

Региональный разрез динамики поступлений одной из главных составляющих бюджета — налога на прибыль — наглядно иллюстрирует последствия снижения цен на нефть, реализации программы импортозамещения в сельском хозяйстве и девальвации рубля, оказавшейся выгодной компаниям-экспортерам. Лидерами роста стали следующие экономические районы: Дальневосточный, где половину прироста поступлений обеспечила Сахалинская область; Восточно-Сибирский за счет роста поступлений в Хакасии и Бурятии (энергетика) и Красноярском крае (цветная металлургия); Центрально-Черноземный за счет развития сельского хозяйства. Снижение поступлений в Западно-Сибирском районе произошло за счет Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа, что скорее является эффектом высокой базы (значительный рост в 2014 году) и отчасти следствием благоприятного налогового режима, создаваемого для компаний региона, осуществляющих масштабные инвестиции в нефтегазовую отрасль.

В отсутствие видимых драйверов экономического роста прочие регионы продемонстрировали слабые результаты по доходам от налога на прибыль.

Рисунок 1. Рост поступлений налога на прибыль в 2015 году

Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Хрупкий баланс социальной сферы и экономического развития

Большинству регионов пока удается выдерживать нагрузку социальных расходов на фоне экономического спада и замедления темпов роста налоговых поступлений без существенного ухудшения кредитоспособности.

Основному числу регионов удалось стабилизировать объем расходов на социальные статьи (образование, здравоохранение и социальная политика). Доля этих расходов в 2014–2015 годах зафиксировалась на уровне 59%. Однако расходы на заработную плату в этой сфере снизились в 2015 году на 17%. Федеральный бюджет на 2016 год предусматривает дальнейшее снижение дотаций на частичную компенсацию расходов на повышение заработной платы. Поскольку структурные преобразования в сферах здравоохранения и образования практически завершены, возможность роста зарплат за счет структурной оптимизации почти исчерпана. Мы ожидаем умеренного роста затрат на персонал после их существенного снижения в 2016 году, связанного со стремлением избежать возможной критики со стороны федеральных властей. Доля расходов на экономическое развитие (национальная экономика, ЖКХ и окружающая среда) была сохранена в 2015 году на приемлемом уровне в 28%. Это является положительным сигналом, поскольку свидетельствует о намерении администраций субъектов продолжать участвовать в развитии региональной экономики даже в условиях жесткой экономии бюджетных средств.

Рисунок 2. Динамика расходов и дефицита консолидированного бюджета регионов, млрд руб. (без учета КрФО)

Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Доля общегосударственных расходов (включая оборону и национальную безопасность) стабильно составляет 4,5% на протяжении 2012–2015 годов.

В результате опережающего роста доходов по сравнению с расходами, дефицит консолидированного бюджета субъектов РФ сократился с 414 млрд руб. в 2014 году до 106 млрд руб. в 2015 году (без учета Крымского федерального округа).

Ситуация в 2016 году вряд ли будет схожей. В условиях стагнации налоговых доходов и невозможности снижения социальных расходов мы ожидаем рост дефицита бюджетов до
148 млрд руб. при стабильной структуре расходов бюджета.

Сокращение инвестиций в ЖКХ — неочевидная экономия

Сокращение доли расходов на ЖКХ в составе региональных бюджетов вызывает опасение — удельный вес данной статьи планомерно снижался с 2011 года (10%) и в 2015 году достиг 7,5% консолидированного бюджета регионов. Учитывая рост тарифов на коммунальные услуги, наибольшему сокращению подвергались капитальные расходы в составе данной статьи — в 2011 году капитальные инвестиции в общем объеме расходов на ЖКХ составляли 23%, а к 2015 году они снизились до 9%, в абсолютном выражении снизившись в три раза.

Недофинансирование капитальных инвестиций в ЖКХ проходило на фоне роста расходов на СМИ и физическую культуру и спорт — расходы на данные статьи более чем в три раза превысили капитальные вложения в сфере ЖКХ в 2015 году. Состояние инженерной инфраструктуры — один из наиболее болезненных аспектов регионального развития, а экономия на данной статье расходов может пагубно сказаться на темпах экономического развития регионов в будущем.

Рисунок 3. Перераспределение отдельных статей расходов, млн руб.

Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Бюджетные кредиты снизили риски долгового портфеля

Необходимость выполнения социальных инициатив федерального центра привела к росту долга субъектов, в первую очередь его коммерческой составляющей. В частности, в период 2013–2015 годов объем банковских кредитов вырос на 40% при практически неизменном объеме государственных ценных бумаг, что косвенно свидетельствует о сокращении сроков погашения регионального долгового портфеля.

Динамика последних двух лет показывает замедление темпов роста коммерческого долга субъектов до 16% в 2014 году и 5% в 2015 году по сравнению с рекордными 40% в 2013 году. Это произошло благодаря возможности наращивания объема бюджетных кредитов (+70% за период 2013–2015 годов) как более дешевого источника финансирования дефицита в период роста ставок и сжатия долгового рынка.

Рост доли бюджетных кредитов положительно сказывается на кредитном качестве совокупного долгового портфеля субъектов и в краткосрочной перспективе позволяет рассчитывать на то, что большинству регионов удастся избежать экстренного рефинансирования или реструктуризации коммерческой задолженности. Однако учитывая перспективы роста дефицита консолидированного бюджета регионов, мы ожидаем роста совокупного долга регионов до 2,4 трлн руб. к концу текущего года. Мы предполагаем, что финансирование дефицита будет осуществлено в большей степени за счет привлечения коммерческих, нежели бюджетных кредитов в силу того, что объем предоставления последних не увеличивается.

Рисунок 4. Динамика долгового портфеля регионов, млрд руб.

Источник: Министерство финансов РФ, расчеты АКРА

Рост долгового портфеля (на 37% за 2013–2015 годы) привел к увеличению стоимости обслуживания долга в два раза в абсолютном выражении, при этом процентные расходы для большинства регионов в 2015 году по-прежнему находились на приемлемом уровне (1,6% от совокупных расходов консолидированного бюджета субъектов).  Для некоторых субъектов эти расходы уже являются обременительными (достигая 4% и более от совокупных доходов бюджетов). По оценке АКРА, в 2016 году доля расходов на обслуживание долга возрастет до 1,9% от объема доходов.

 

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.