Sector

Regions & Municipalities

Type

Research

  • Tax revenue rates in the regions decreased due to economic stagnation. Amid crisis, intensive growth is impossible (real GDP growth rate was 3.8% in 2015), while extensive growth potential is almost exhausted.
  • The regions maintained control over social expenditures of their budgets – share of social expenditures settled on the level of 2014, development expenditures have not been reduced.
  • Continuous reduction of capital expenditures in housing and utilities is only a short-term solution, which can hinder economic growth and impair the investment climate in future.
  • Debt crisis was deferred with help of public budget loans. The current leverage is high, but manageable. Debt portfolio risks will depend largely on the availability of budget financing.
  • Regional budget deficit and leverage will increase in 2016 due to contracted tax base and rigid expenditure budget. The growth of budget deficit will be covered by bank and public budget loans. The estimated debt is RUB 2.4 trillion.

Increasing dependence on slowing revenues growth

In 2015 regional budget revenues grew due to the increase in tax and non-tax revenues, their share went up constantly and by 2016 it totaled 80% in the consolidated budget of the Russian federal subjects. In 2015 the growth slowed down: income tax revenues increased 7.3% (against 14.4% in 2014), personal income tax revenues increased 5.4% (against 17.4%). These figures show that the regional economies are suffering stagnation. The same trends are expected in 2016: in accordance with ACRA estimates income tax revenues in the consolidated budget will grow a mere 4.5%, while personal income tax revenues will grow a mere 3.5%.

This stagnation trends are equally pronounced in a number of other tax revenues of the regions. Revenues from federal goods tax (excise duty; equals 7% of tax and non-tax revenues) went down for two consecutive years. This was caused by contraction of alcohol market and indicates decrease in consumer purchasing power. The growth of regional property tax could be attributed to its extensive nature and demonstrates attempts of the regional authorities to make up for slowdown of other tax revenues.

Income tax is one of the basic budget revenues components. Figure 1 illustrates the breakdown by regions of income tax performance that is the consequences of oil prices reduction, import substitution program in agriculture and ruble devaluation, which appeared favorable for exporting companies. The following economic regions became the growth leaders: the Far Eastern Region, where the Sakhalin Oblast’ accounts for half of the revenues increase, the East Siberian Region as a result of revenues growth in Khakassia and Buriatia (in the power sector) and the Krasnoyarsk Krai (in the nonferrous industry); the Central Black Earth Region as a result of agricultural sector development. Revenues in the West Siberian Region decreased because of the Tyumen Oblast’ and the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug due to high base effect (in 2014 it showed significant growth) and favorable tax treatment for the local companies investing in the oil and gas industry.

Other regions showed low income tax revenues in the absence of tangible economic growth drivers.

Figure 1. Growth of income tax revenues in 2015

Source: Federal Treasury, ACRA estimates

Delicate balance between social expenditures and economic growth

So far, amid economic decline and slowdown of tax revenues growth, the majority of regions are managing to withstand the social burden avoiding significant deterioration in credit worthiness.

Most regions stabilized the amount of social expenditures (education, healthcare and social security). In 2014-2015 the share of these expenditures was settled at the level of 59%. However, in 2015 salary expenditures in this sector decreased 17%. As provided for by the 2016 federal budget, the federal authorities are continuing to reduce their subsidies, which partially compensate for the regions’ expenditures on wages increase. On the other hand, the regions cannot increase wages by means of structural optimization any longer (restructuring of healthcare and education sectors is almost complete). Therefore, we expect that after considerable reduction of personnel costs in 2016 regional authorities will have to slightly raise them moderately wary of criticism from the federal authorities. In 2015 the percentage of economic development expenditures (national economy, housing and utility sector and environment) remained at the manageable level of 28%. This is a positive sign as it shows the intention of the federal subjects authorities to continue development of regional economies even amid austerity measures.

Figure 2. Consolidated regional budget (excluding the Crimean Federal District): expenditures and deficit performance, RUB bln

Source: Federal Treasury, ACRA estimates

In the period of 2012-2015 the share of general administrative and public service expenditures (including defense and national security) remained stable at 4.5%.

As the growth of revenues exceeded the growth of expenditures, deficit of the consolidated regional budget reduced from RUB 414 bln in 2014 to RUB 106 bln in 2015 (excluding the Crimean Federal District).

The situation will hardly be the same in 2016. Currently when tax revenues are stagnating and social expenditures have been reduced to the limit, we expect the budget deficit to rise up to RUB 148 bln if the expenditure structure remains stable.

Reduction of investments in housing and utilities is a doubtful way of saving

Reduction of housing and utility expenditures within the regional budgets raises concern: their share had been reduced regularly since 2011 (10%) and in 2015 it reached 7.5% of the regional consolidated budget. Within this budget item it is the capital expenditures that were subject to maximum reduction: in 2011 sector capex equaled 23% of the total housing and utility expenditures, while in 2015 they were cut to 9%, thus they were reduced threefold.

The housing and utility sector suffered lack of capital expenditures while the expenditures on mass media and sport increased: in 2015 the expenditures on these items exceeded capital expenditures in housing and utilities more than threefold. The condition of utility infrastructure is one of the weakest points in regional development, saving on this item can impair regional economic growth in future.

Figure 3. Reallocation of certain expenditures, RUB mln

Source: Federal Treasury, Finance Ministry, ACRA estimates

Public budget loans reduced debt portfolio risks

The requirement to implement social initiatives of the federal center caused growth of federal subjects’ debt, primarily its commercial part. In particular, from 2013 to 2015 the amount of bank loans increased 40%, while no government securities were issued during this period. This implies reduction of maturity of the regional debt portfolio, as the bank debt maturity is shorter than that of bond issue.

In the last two years the growth rate of the consolidated commercial debt slowed down to 16% in 2014 and to 5% in 2015 (against unprecedented 40% in 2013). This owes to the fact that in 2013-2015 the amount of cheaper public budget loans went up 70%, this opportunity was crucial in the period of rates’ growth and debt market contraction.

Growth of public budget loans proportion has positive effect on the creditworthiness of the consolidated regional debt portfolio therefore in the short term most regions are likely to avoid emergency refinancing or commercial debt restructuring. Though, taking into account possible increase in the consolidated budget deficit, by 2016 year end we expect consolidated debt growth up to RUB 2.4 trillion. We assume that the deficit will be financed out of commercial rather than public budget loans because the regions have reached their public budget loans ceiling.

Figure 4. Consolidated regional debt portfolio performance, RUB bln

Source: Finance Ministry, ACRA estimates

In 2013-2015 the growth of consolidated debt portfolio totaled 37%, which led to twofold increase in the debt service costs (in absolute terms), nevertheless in 2015 most regions still kept these costs at a manageable level (1.6% of total expenditure of the consolidated budget). Now these costs have already become heavy for some federal subjects (reaching 4% or more of the consolidated budget revenues). In accordance with ACRA estimates in 2016 the share of debt service costs will increase to 1.9% of revenues.

Print version
Download PDF

Analysts

Elena Anisimova
Senior Director — Head of Sovereign and Regional Ratings Group
+7 (495) 139 04 86
Maria Mukhina
Operating Director
+7 (495) 139 04 80, ext. 107
Andrey Piskunov
Senior Director, Head of Sovereign and Regional Ratings Group
+7 (495) 139 04 85
Natalia Porokhova
Senior Director, Head of Sovereign Ratings and Forecasting Group
+7 (495) 139 04 90
We protect the personal data of users and process cookies only to personalize services. You can prevent the processing of cookies in your browser settings. Please read the terms of use of cookies on this website by clicking on more information.

Тренинг по банкам и НБКО, 30–31 января

Региональные бюджеты в 2016 году вновь будут спасены бюджетными кредитами

Предварительные итоги исполнения региональных бюджетов в 2015 году и прогноз на 2016 год

  • Стагнация экономики замедлила темпы роста налоговых доходов регионов. Интенсивный рост в условиях кризиса невозможен (темп роста реального ВВП составил -3,8% в 2015 году), а ресурс экстенсивного роста близок к исчерпанию.
  • Регионам удалось сохранить контроль над социальной частью бюджета — доля социальных расходов стабилизировалась на уровне 2014 года, доля расходов на развитие не сократилась.
  • Продолжительное сокращение капитальных расходов ЖКХ — сиюминутная мера, способная в перспективе стать барьером для экономического роста и ухудшить инвестиционный климат.
  • Выделение бюджетных кредитов позволило отсрочить долговой кризис регионов. На текущий момент долговая нагрузка оценивается как значительная, но управляемая. Риск долгового портфеля будет во многом определяться доступностью бюджетного финансирования.
  • Дефицит и долговая нагрузка региональных бюджетов в 2016 году возрастут в связи со сжатием налоговой базы и негибкостью расходной части бюджета. Финансирование роста дефицита бюджета будет осуществлено за счет банковских и бюджетных кредитов. Прогнозируемый объем долга составит 2,4 трлн руб.

Рост зависимости от замедляющихся источников дохода

Рост доходов региональных бюджетов в 2015 году обеспечивался за счет приращения налоговых и неналоговых источников доходов, доля которых демонстрировала постоянный рост и к 2015 году достигла 80% в консолидированном бюджете субъектов РФ. Темпы роста доходов снизились: рост поступлений от налога на прибыль в 2015 году составил 7,3% (14,4% в 2014 году), поступления от налога на доходы физических лиц увеличились на 5,4% в 2015 году (17,4% в 2014 году). Подобная статистика свидетельствует о стагнации региональных экономик. Аналогичные тенденции ожидаются и в 2016 году: по оценке АКРА, рост поступлений от налога на прибыль в консолидированный бюджет составит не более 4,5%, а рост поступлений от НДФЛ не превысит 3,5%.

Ряд других налоговых доходов регионов также демонстрируют стагнирующую динамику. Поступления от федерального налога на товары (акцизы; составляют 7% налоговых и неналоговых доходов) снижаются второй год подряд, что является следствием сокращения рынка алкоголя и отражает снижение покупательной способности. При этом рост регионального налога на имущество носит скорее экстенсивный характер и отражает стремление региональных властей компенсировать замедление темпов роста остальных налоговых статей доходов.

Региональный разрез динамики поступлений одной из главных составляющих бюджета — налога на прибыль — наглядно иллюстрирует последствия снижения цен на нефть, реализации программы импортозамещения в сельском хозяйстве и девальвации рубля, оказавшейся выгодной компаниям-экспортерам. Лидерами роста стали следующие экономические районы: Дальневосточный, где половину прироста поступлений обеспечила Сахалинская область; Восточно-Сибирский за счет роста поступлений в Хакасии и Бурятии (энергетика) и Красноярском крае (цветная металлургия); Центрально-Черноземный за счет развития сельского хозяйства. Снижение поступлений в Западно-Сибирском районе произошло за счет Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа, что скорее является эффектом высокой базы (значительный рост в 2014 году) и отчасти следствием благоприятного налогового режима, создаваемого для компаний региона, осуществляющих масштабные инвестиции в нефтегазовую отрасль.

В отсутствие видимых драйверов экономического роста прочие регионы продемонстрировали слабые результаты по доходам от налога на прибыль.

Рисунок 1. Рост поступлений налога на прибыль в 2015 году

Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Хрупкий баланс социальной сферы и экономического развития

Большинству регионов пока удается выдерживать нагрузку социальных расходов на фоне экономического спада и замедления темпов роста налоговых поступлений без существенного ухудшения кредитоспособности.

Основному числу регионов удалось стабилизировать объем расходов на социальные статьи (образование, здравоохранение и социальная политика). Доля этих расходов в 2014–2015 годах зафиксировалась на уровне 59%. Однако расходы на заработную плату в этой сфере снизились в 2015 году на 17%. Федеральный бюджет на 2016 год предусматривает дальнейшее снижение дотаций на частичную компенсацию расходов на повышение заработной платы. Поскольку структурные преобразования в сферах здравоохранения и образования практически завершены, возможность роста зарплат за счет структурной оптимизации почти исчерпана. Мы ожидаем умеренного роста затрат на персонал после их существенного снижения в 2016 году, связанного со стремлением избежать возможной критики со стороны федеральных властей. Доля расходов на экономическое развитие (национальная экономика, ЖКХ и окружающая среда) была сохранена в 2015 году на приемлемом уровне в 28%. Это является положительным сигналом, поскольку свидетельствует о намерении администраций субъектов продолжать участвовать в развитии региональной экономики даже в условиях жесткой экономии бюджетных средств.

Рисунок 2. Динамика расходов и дефицита консолидированного бюджета регионов, млрд руб. (без учета КрФО)

Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Доля общегосударственных расходов (включая оборону и национальную безопасность) стабильно составляет 4,5% на протяжении 2012–2015 годов.

В результате опережающего роста доходов по сравнению с расходами, дефицит консолидированного бюджета субъектов РФ сократился с 414 млрд руб. в 2014 году до 106 млрд руб. в 2015 году (без учета Крымского федерального округа).

Ситуация в 2016 году вряд ли будет схожей. В условиях стагнации налоговых доходов и невозможности снижения социальных расходов мы ожидаем рост дефицита бюджетов до
148 млрд руб. при стабильной структуре расходов бюджета.

Сокращение инвестиций в ЖКХ — неочевидная экономия

Сокращение доли расходов на ЖКХ в составе региональных бюджетов вызывает опасение — удельный вес данной статьи планомерно снижался с 2011 года (10%) и в 2015 году достиг 7,5% консолидированного бюджета регионов. Учитывая рост тарифов на коммунальные услуги, наибольшему сокращению подвергались капитальные расходы в составе данной статьи — в 2011 году капитальные инвестиции в общем объеме расходов на ЖКХ составляли 23%, а к 2015 году они снизились до 9%, в абсолютном выражении снизившись в три раза.

Недофинансирование капитальных инвестиций в ЖКХ проходило на фоне роста расходов на СМИ и физическую культуру и спорт — расходы на данные статьи более чем в три раза превысили капитальные вложения в сфере ЖКХ в 2015 году. Состояние инженерной инфраструктуры — один из наиболее болезненных аспектов регионального развития, а экономия на данной статье расходов может пагубно сказаться на темпах экономического развития регионов в будущем.

Рисунок 3. Перераспределение отдельных статей расходов, млн руб.

Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Бюджетные кредиты снизили риски долгового портфеля

Необходимость выполнения социальных инициатив федерального центра привела к росту долга субъектов, в первую очередь его коммерческой составляющей. В частности, в период 2013–2015 годов объем банковских кредитов вырос на 40% при практически неизменном объеме государственных ценных бумаг, что косвенно свидетельствует о сокращении сроков погашения регионального долгового портфеля.

Динамика последних двух лет показывает замедление темпов роста коммерческого долга субъектов до 16% в 2014 году и 5% в 2015 году по сравнению с рекордными 40% в 2013 году. Это произошло благодаря возможности наращивания объема бюджетных кредитов (+70% за период 2013–2015 годов) как более дешевого источника финансирования дефицита в период роста ставок и сжатия долгового рынка.

Рост доли бюджетных кредитов положительно сказывается на кредитном качестве совокупного долгового портфеля субъектов и в краткосрочной перспективе позволяет рассчитывать на то, что большинству регионов удастся избежать экстренного рефинансирования или реструктуризации коммерческой задолженности. Однако учитывая перспективы роста дефицита консолидированного бюджета регионов, мы ожидаем роста совокупного долга регионов до 2,4 трлн руб. к концу текущего года. Мы предполагаем, что финансирование дефицита будет осуществлено в большей степени за счет привлечения коммерческих, нежели бюджетных кредитов в силу того, что объем предоставления последних не увеличивается.

Рисунок 4. Динамика долгового портфеля регионов, млрд руб.

Источник: Министерство финансов РФ, расчеты АКРА

Рост долгового портфеля (на 37% за 2013–2015 годы) привел к увеличению стоимости обслуживания долга в два раза в абсолютном выражении, при этом процентные расходы для большинства регионов в 2015 году по-прежнему находились на приемлемом уровне (1,6% от совокупных расходов консолидированного бюджета субъектов).  Для некоторых субъектов эти расходы уже являются обременительными (достигая 4% и более от совокупных доходов бюджетов). По оценке АКРА, в 2016 году доля расходов на обслуживание долга возрастет до 1,9% от объема доходов.

 

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.