Резервы и бюджетная дисциплина как необходимые факторы экономической устойчивости
В апреле этого года Министерство финансов Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка объявило о приостановке платежей по внешнему долгу. Это первый дефолт в истории страны с момента обретения ею независимости в 1948 году.
Причин дефолта несколько — они постепенно накладывались друг на друга, ослабляя экономику Шри-Ланки. К ключевым из них АКРА относит неустойчивую макроэкономическую политику властей, пандемию коронавируса COVID-19, увеличение ключевой ставки в США и рост цен на энергию и продовольственные товары. В результате бюджетная и внешняя позиции Шри-Ланки значительно ослабли (см. табл. 1).
Таблица 1. На конец 2021 года долговые показатели Шри-Ланки достигли критических значений
Госдолг |
Госдолг |
Процентные платежи по госдолгу |
Совокупный внешний |
Резервы |
Обслуживание внешнего |
% ВВП |
% доходов |
% доходов |
% ВВП |
% ВВП |
% экспорта |
107,2 |
1204,5 |
71,5 |
60,2 |
4,0 |
39,3 |
Источник: МВФ, Всемирный банк
В 2009 году в Шри-Ланке закончилась гражданская война, длившаяся 26 лет, после чего 20-миллионная экономика начала быстро оживать. За десять лет до начала пандемии коронавируса ВВП страны в долларах США вырос вдвое — до 80 млрд долл. США, среднегодовые темпы прироста составили 5,2%, а показатель ВВП на душу населения в долларах США в 2019 году достиг 3,8 тыс. долл. США.
Основными статьями экспорта товаров Шри-Ланки традиционно являются текстиль, одежда, чай, специи. Потребности в энергии и продовольствии, в свою очередь, покрываются импортом. Важными статьями получения валютной выручки являются туризм и транспорт (порт в городе Коломбо — крупнейший в Индийском океане). Кроме того, переводы граждан, работающих за рубежом, также обеспечивают страну валютой.
Иностранные инвестиции в начале 2010–х годов переживали бум, а нехватка сбережений для поддержания совокупных инвестиций покрывалась внешними заимствованиями (см. рис. 1). В результате совокупный внешний долг Шри-Ланки увеличился с 37,1 млрд долл. США в 2012 году до 50,7 млрд долл. США, или 60,2% ВВП, в 2021–м (см. рис. 2).
Рост государственных расходов и импорта привел к двум устойчивым дефицитам (см. рис. 3–4): бюджетному (около 5% ВВП ежегодно) и счета текущих операций (около 7–8% ВВП ежегодно).
В 2019 году правительство Шри-Ланки реализовало ряд мер по снижению налогов для дополнительного стимулирования роста экономики, в результате доходы расширенного правительства в 2021 году упали до 8,9% ВВП. На конец 2020 года 40,6% госдолга финансировалось нерезидентами. Доля частных кредиторов (владельцев еврооблигаций) составила 16,5%, многосторонних — 11,0%, односторонних — 13,1%, в том числе Китая, — 6,2%. В 2021 году дефицит бюджета второй год подряд превысил 10% ВВП. Для его финансирования были задействованы средства Центрального банка Шри-Ланки на 6,7% ВВП. В 2021 году госдолг достиг рекордных значений — 107,2% ВВП, или 1 204,5% доходов бюджета (см. рис. 4), а расходы по его обслуживанию составили 6,4% ВВП, или 71,5% доходов.
В мае 2021 года президент Шри-Ланки объявил о запрете использования химических удобрений для повышения качества продуктов агропромышленного сектора, что привело к значительному снижению урожая и еще большему усилению зависимости страны от импорта продовольствия. В ноябре 2021 года этот запрет был снят, однако рост стоимости удобрений и разорение фермерских хозяйств усугубляют продовольственный кризис в стране.
МВФ классифицирует валютный режим в Шри-Ланке как «other managed», то есть курс, с одной стороны, не фиксированный, а с другой — и не полностью рыночный. Центральный банк посредством интервенций поддерживал относительную переоцененность национальной валюты, не допуская ее значительного ослабления и тем самым создавая дополнительные преимущества для импортеров. В результате такой политики резервы на протяжении нескольких лет сохранялись на уровне порядка 10% ВВП, а в 2021 году снизились до 4% ВВП.
Последствия пандемии COVID-19 значительно сократили приток валютной выручки в страну от туризма и транспортных услуг, как следствие, баланс услуг потерял около 1,5% ВВП. В дополнение к этому снижение переводов из-за границы привело к потере еще 0,8% ВВП. Последовавшее за пандемией повышение ключевой ставки ФРС повлекло за собой повышение стоимости внешних заимствований. Рост цен на продовольствие, в свою очередь, в значительной мере увеличил объем средств, необходимых для финансирования потребностей страны.
Рисунок 5. Госдолг и процентные расходы резко выросли за последние два года
Фактическое отсутствие резервов (в мае 2022 года министр финансов Шри-Ланки объявил, что объем ликвидных резервов составляет менее 50 млн долл. США), сокращение валютных поступлений от внешнеэкономической деятельности, возросшие расходы на финансирование импорта и необходимость поддерживать расходы бюджета привели к падению национальной валюты с начала 2022 года на 77,5%, а инфляция в июне текущего года достигла 54,6%. В таких условиях страна не смогла продолжать обслуживать свой внешний долг и в настоящее время ведет переговоры с МВФ относительно его реструктуризации.
Пример Шри-Ланки является подтверждением того факта, что аккумулирование резервов, достаточных для поддержания экономической стабильности, рыночное ценообразование курса национальной валюты и бюджетная дисциплина являются одними из ключевых факторов, необходимых для долгосрочной экономической устойчивости.
Негативное влияние внешних факторов — рост стоимости заимствований, цен на энергию и продовольствие — может оказать давление и на другие страны, особенно те, которые в значительной степени полагаются на внешние рынки для покрытия своих потребностей и не имеют достаточного объема резервов. Так, переговоры с МВФ о потенциальной реструктуризации уже ведут Пакистан, Египет и Тунис.