Категория

Корпоративный сектор

Вид деятельности

Транспорт

Тип

Аналитический комментарий

Анализ динамики восстановления пассажирских авиаперевозок в России

Во второй половине 2021 года российский рынок пассажирских авиаперевозок максимально приблизился к уровню, зафиксированному в конце 2019-го до начала пандемии коронавируса. Так, по итогам октября прошлого года российские авиакомпании перевезли 11 млн пассажиров, что лишь на 1% ниже показателя за октябрь 2019-го. Ноябрьский локдаун ослабил общий тренд на восстановление, но уже в начале этого года пассажиропоток, по оценкам АКРА, может достичь уровня декабря 2019 года при сопоставлении месяц к месяцу.

По итогам 2021 года авиакомпаниями было перевезено 111 млн пассажиров — на 13% меньше, чем в 2019 году. Пассажирооборот несколько отстает от трафика по темпам восстановления, но в целом динамика показателей схожая. В 2021 году рост заболеваемости COVID-19 не так сильно сказывался на темпах восстановления рынка пассажирских авиаперевозок, как введение дополнительных ограничительных мер. С учетом этого АКРА полагает, что даже при резком росте в январе числа заболевших COVID-19 по итогам года количество пассажиров, перевезенных российскими авиакомпаниями, может выйти на уровень 2019-го, если в текущем году не будет длительных ограничений и иных значимых для отрасли шоков. В оптимистичном сценарии Агентство допускает прирост рынка на 5–10% в натуральном выражении.

Рисунок 1. Динамика восстановления пассажиропотока российских авиаперевозчиков на фоне среднесуточного уровня заболеваемости COVID-19


Источник: АКРА по данным Росавиации, стопкоронавирус.рф

Тем не менее, по мнению АКРА, говорить о полном восстановлении отрасли пока преждевременно. Дело в том, что в ходе пандемии изменилась структура рынка в разрезе международных и внутренних перевозок. Если до 2020 года данные сегменты имели примерно равные рыночные доли с некоторыми колебаниями в рамках экономического цикла, то в 2020–2021 годах доля международных перевозок снизилась до 20%, а именно они были наиболее прибыльными. Кроме того, сохранение довольно низких цен на авиабилеты, обусловленное высокой конкуренцией на рынке, замедляет темпы восстановления выручки. В оптимистичном сценарии АКРА, предполагающем отсутствие серьезных шоков в 2022-м, совокупная выручка авиаперевозчиков по итогам года может достичь допандемийного уровня. Если же в текущем году будут введены новые ограничения на фоне неблагоприятной эпидемиологической обстановки, а восстановление международных авиаперевозок затянется (или реализуются иные масштабные для отрасли риски), то совокупная выручка авиакомпаний может полностью восстановиться не ранее 2023–2024 годов, по прогнозам Агентства.

Рисунок 2. Динамика пассажиропотока российских авиаперевозчиков по направлениям, млн пассажиров


Источник: АКРА по данным Росавиации

Помимо выручки на рынке авиаперевозок не восстановилась и рентабельность, хотя и до пандемии COVID-19 отрасль работала на грани операционной убыточности. В настоящее время рост инфляции стимулирует увеличение всех статей операционных расходов у авиакомпаний, при этом по одной из основных таких статей — по расходам на топливо — наблюдается еще более неблагоприятная для авиаперевозчиков динамика. Индекс цен топлива для реактивных двигателей в резервуарах ТЗК аэропортов Московского авиационного узла (МАУ), рассчитываемый Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржей (СПбМТСБ), сейчас примерно на треть превышает средний показатель 2019 года. С учетом этого АКРА полагает, что восстановление рентабельности в сегменте пассажирских авиаперевозок до уровня, наблюдавшегося до начала пандемии, возможно не ранее 2025 года.

Итак, восстановление пассажиропотока стало лишь первым шагом к общему улучшению ситуации на рынке авиаперевозок. И если следующий этап, предполагающий нормализацию доли международных перевозок, может быть пройден в достаточно короткие сроки после улучшения эпидемиологической обстановки, то повышение рентабельности потребует от авиакомпаний существенных усилий. До этого момента ситуация с кредитоспособностью в отрасли останется напряженной.

Рисунок 3. Динамика индекса цен топлива для реактивных двигателей в резервуарах ТЗК аэропортов МАУ


Источник: АКРА по данным СПбМТСБ 

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Александр Гущин
Старший директор — руководитель направления среднего бизнеса, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 89
Светлана Паничева
Руководитель службы внешних коммуникаций
+7 (495) 139 04 80, доб. 169
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.