2021 год ознаменовался значительными профицитами бюджетов субъектов РФ. Проанализировав оперативные данные, АКРА полагает, что совокупный профицит неконсолидированных бюджетов в 2021 году мог превысить 430 млрд руб. Согласно последней доступной официальной отчетности, по итогам десяти месяцев 2021-го совокупный профицит неконсолидированных бюджетов субъектов РФ составил рекордные 1,2 трлн руб.
Муниципальные образования также завершили десять месяцев прошлого года с совокупным профицитом (137 млрд руб., или порядка 9% от их совокупных налоговых и неналоговых доходов), однако в 15 субъектах у муниципалитетов наблюдался совокупный промежуточный дефицит, немногим превысивший 6 млрд руб. Более половины промежуточного дефицита муниципальных образований приходилось на Пермский край и Чувашскую Республику (2,0 и 1,5 млрд руб. соответственно).
Значительный промежуточный профицит бюджетов при отсутствии у субъектов необходимости снижать долг1 способствовал совокупному увеличению остатков на их счетах за десять месяцев 2021 года на 1,6 трлн руб. Москва при этом обеспечила примерно 27% прироста, или около 0,5 трлн руб.; однако, как следует из оперативных данных, на конец года бюджет столицы был исполнен с дефицитом, а значит, по состоянию на конец 2021-го остатки на счетах снизились.
Часть накопленных средств была размещена субъектами на банковских депозитах, что увеличило совокупный объем размещенных с начала 2021 года средств примерно на 1 трлн руб. За аналогичный период 2020-го объем депозитов снизился на 0,1 трлн руб., а в 2019-м вырос на 0,7 трлн руб. На основе анализа различных данных2 объем депозитов субъектов РФ на 01.11.2021 можно оценить в 1,6–1,9 трлн руб. Среди субъектов, имеющих наибольший прирост размещенных на депозитах финансовых активов, ожидаемо присутствуют субъекты, где наблюдалось максимальное увеличение промежуточного профицита: Москва, Санкт-Петербург, Московская область и Красноярский край.
Следует отметить, что в 2021 году субъекты начали получать процентные доходы от операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете. Это могло сказаться на количестве размещающих депозиты субъектов и, как следствие, повлиять на совокупный объем депозитов (без введения нового для субъектов типа дохода сумма депозитов могла быть более существенной).
Подробнее в аналитическом комментарии АКРА «Процент на остаток» от 28 июня 2021 года.
На 01.11.2021 большую часть средств региональные органы власти (далее — РОВ) разместили на депозитах в банках в следующем соотношении: Банк ВТБ (ПАО)3 — 32%, Банк ГПБ (АО)4 — 19% и АО «Россельхозбанк»5 — 16% (см. рис. 1). На ПАО Сбербанк6 на 01.11.2021 приходилось 9% объема размещенных РОВ депозитов, тогда как в 2019 году банк занимал по данному показателю второе место (24%), а доля тройки лидеров — Банк ВТБ (ПАО), ПАО Сбербанк и Банк ГПБ (АО) — составляла 78% портфеля банковских депозитов, размещенных РОВ. За последние два года доля ПАО Сбербанк по указанному показателю снизилась в пользу АО «Россельхозбанк», чья доля выросла с 7% на 01.11.2019 до 16% на 01.11.2021, а также прочих банков, увеличивших совокупную долю с 16 до 24% (в том числе с 2 до 6% выросла доля ПАО «Совкомбанк»7).
1 Коммерческий долг был частично рефинансирован бюджетными кредитами.
2 Сравнение проводилось по форме отчетности кредитных организаций, агрегируемой Банком России, и по форме отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъектов РФ, формируемой Федеральным казначейством.
3 Рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный».
4 Рейтинг АКРА — AA+(RU), прогноз «Стабильный».
5 Рейтинг АКРА — AA(RU), прогноз «Стабильный».
6 Рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный».
7 Рейтинг АКРА — AA-(RU), прогноз «Стабильный».
Рисунок 1. Банки, лидирующие по объему размещенных на депозитах средств РОВ
Источник: Банк России, расчеты АКРА
Исполнение субъектами бюджетов за десять месяцев с профицитом и политика федерального центра по замещению коммерческой задолженности регионов бюджетными кредитами привели к снижению объема банковских кредитов, выданных региональным и муниципальным органам власти (далее — РМОВ) практически вдвое к показателю на начало 2021 года.
Тем не менее, исходя из оперативных данных, почти треть субъектов закончили 2021 год с дефицитом, так что для некоторых из них объем банковского кредитования может частично восстановиться. Тем не менее, тенденция такова: на 01.12.2021 совокупный объем банковских кредитов РМОВ был немногим менее 0,4 трлн руб., что является наименьшим показателем как минимум за последние шесть лет. Кроме того, объем депозитов у субъектов РФ на последнюю доступную дату (01.11.2021) впервые за несколько лет более чем в четыре раза превысил их совокупную задолженность перед банками.
В ожидании роста процентной ставки доля краткосрочных кредитов продолжила увеличиваться: на задолженность сроком до полугода на 01.11.2021 (последние доступные данные) приходилось 22% совокупного долга субъектов по сравнению с 20% на 01.11.2020 и 11% по итогам десяти месяцев 2019-го. Доля среднесрочных банковских кредитов со сроками погашения от года до трех лет у РМОВ сократилась с 77% на 01.11.2019 до 70% на ту же дату в 2020 и 2021 годах. Столь же ощутимо снизилась доля долгосрочных кредитов, имеющих срок погашения более трех лет: с 11% в ноябре 2019-го до 6% на 01.11.2021. Все эти факторы позволяют говорить о том, что рефинансирование коммерческого долга субъектов бюджетными кредитами является опережающей мерой со стороны федерального центра.
Лидером кредитования субъектов и муниципальных образований долгое время остается ПАО Сбербанк. Его доля в общем портфеле кредитов РМОВ на 01.11.2021 составила 78%, порядка 4% приходилось на Банк ВТБ (ПАО) и по 3% — на ПАО «Совкомбанк», ПАО Банк «ФК Открытие»8 и АО «СМП Банк» (см. рис. 2). Несмотря на сохраняющееся лидерство ПАО Сбербанк по данному показателю, за десять месяцев 2021 года его доля заметно снизилась по сравнению с результатами за аналогичные периоды 2019 и 2020 годов, когда порядка 86% кредитов РМОВ были выданы этим банком.
Рисунок 2. ПАО Сбербанк — бессменный лидер по доле выданных РМОВ кредитов (данные на 01.11.2021)
Источник: Банк России, расчеты АКРА
8 Рейтинг АКРА — AA(RU), прогноз «Стабильный».
На фоне позитивных для субъектов экономических трендов — роста доходов, увеличения объема ликвидности, снижения коммерческого долга — есть сигналы, свидетельствующие о том, что на финансовом положении ряда административно-территориальных единиц могли не сказаться ни общая благоприятная конъюнктура, ни меры федерального правительства. Помимо промежуточных дефицитов на уровне субъекта или муниципалитетов об этом говорит сохранение просроченной задолженности по основному долгу перед банками. В абсолютном выражении эта задолженность незначительна (289 млн руб. на 01.11.2021) и распределена между тремя банками с максимальной долей у ПАО Сбербанк (147 млн руб.). Судя по небольшим объемам, можно предположить, что задолженность приходится на муниципальные образования. За последние два года максимальный объем просроченной задолженности РМОВ перед банками был зафиксирован 01.11.2020, когда ее совокупный объем вырос до 344 млн руб. со 180 млн руб. на начало года.
Минфин России обязал субъекты, участвующие в программе реструктуризации коммерческого долга, отчитываться об отношении общего объема долговых обязательств по рыночным заимствованиям субъекта РФ и муниципальных образований к объему доходов консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета безвозмездных поступлений)9. При этом субъектам предоставлено право самостоятельно решать, какой объем бюджетных кредитов направлять муниципальным образованиям на зеркальных условиях. По оценкам АКРА, лишь порядка 20 млрд руб. (6% совокупного объема долга муниципалитетов на 01.12.2021, или 10% их коммерческой задолженности на указанную дату) были переданы муниципалитетам из вышестоящих бюджетов.
Учитывая небольшой объем замещения, уровень рыночных заимствований муниципальных образований в некоторых случаях может стать препятствием к исполнению предписанного Минфином России соотношения — объем коммерческой задолженности муниципальных образований приближается к четверти коммерческого долга субъектов РФ (без учета городов федерального значения). Муниципальные образования не так прозрачны в раскрытии отчетности, как субъекты РФ, поэтому внешнему наблюдателю зачастую невозможно сделать выводы на основе имеющихся данных. В итоге проблема публичного мониторинга кредитного качества муниципальных образований может стать более актуальной в ближайшее время и потребовать большей прозрачности и открытости данных.
9 Пункт 7 (а) Постановления Правительства РФ от 15.07.2021 № 1206.