Sector

Regions & Municipalities

Type

Analytical commentary

Analysis of intra-annual liquidity of the budgets of regions and municipalities

2021 was characterized by significant budget surpluses for Russian regions. Having analyzed preliminary data, ACRA assumes that the total surplus of unconsolidated budgets in 2021 may exceed RUB 430 bln. According to the latest available official reporting, in the first 10 months of 2021, the total surplus of the non-consolidated budgets of the regions of the Russian Federation amounted to a record RUB 1.2 tln.

Municipal entities also finished the first 10 months of last year with an overall surplus (RUB 137 bln, or around 9% of total tax and non-tax revenues), however, municipalities in 15 regions recorded a total intermediate deficit of just over RUB 6 bln. The Perm Krai and the Republic of Chuvashia accounted for more than half of this deficit (RUB 2.0 bln and RUB 1.5 bln, respectively).

Significant intermediate budget surpluses and the lack of need for regions to reduce debt1 contributed to a cumulative increase in their account balances over the 10 months of 2021 by RUB 1.6 tln. Although Moscow provided for around 27% of growth, or around RUB 0.5 tln, according to preliminary data, as of the end of the year, the capital’s budget was executed with a deficit. This means that account balances had declined as of the end of 2021.

Regions placed part of their accumulated funds in bank deposits, which increased the total volume of funds placed since the start of 2021 by approximately RUB 1 tln. The volume of deposits declined by RUB 0.1 tln over the same period in 2020, while in 2019 it increased by RUB 0.7 tln. Based on an analysis of various data2, the volume of deposits of Russia’s regions could be estimated at RUB 1.6–1.9 tln as of November 1, 2021. As expected, the regions that recorded the most growth of deposited financial assets include those with the highest increase of intermediate surpluses — Moscow, Saint Petersburg, the Moscow Region, and the Krasnoyarsk Krai.

It is noteworthy that regions started receiving interest income from transactions for managing funds in the single treasury account in 2021. This may have affected the quantity of deposits placed by regions, and, as a result, impacted the total volume of deposits (the size of deposits may have been more significant if this new type of income for regions had not been introduced).

For further details, see ACRA’s analytical commentary “Interest on account balance” from June 28, 2021.

As of November 1, 2021, most of the funds of regional authorities (RAs) had been deposited at the following banks: VTB Bank (PJSC)3 — 32%, Bank GPB (JSC)4 — 19%, and Russian Agricultural Bank5— 16% (Fig. 1). As of November 1, 2021, Sberbank6 accounted for 9% of deposits placed by RAs, while in 2019 this indicator stood at 24%, placing the bank in second place among the three leaders — VTB Bank (PJSC), Sberbank, and Bank GBP (JSC) — which accounted for 78% of the portfolio of bank deposits of RAs. Sberbank’s share over the past two years has fallen in favor of Russian Agricultural Bank, the share of which increased from 7% as of November 1, 2019 to 16% as of November 1, 2021, and a number of other banks who have increased their total share from 16% to 24% (including PJSC Sovcombank, the share of which increased from 2% to 6%7).


1 Commercial debt was partially refinanced using budget loans.
Comparison was carried out using the form of reporting of credit institutions aggregated by the Bank of Russia and the form of reporting on the execution of the consolidated budget of the regions of the Russian Federation formed by the Federal Treasury.
ACRA rating AAA(RU), outlook Stable.
ACRA rating AA+(RU), outlook Stable.
ACRA rating AA(RU), outlook Stable.
ACRA rating AAA(RU), outlook Stable.
ACRA rating AA-(RU), outlook Stable.

Figure 1. Leading banks in terms of volume of funds deposited by RAs

 

Sources: Bank of Russia, ACRA

Regions’ budget surpluses for 10M 2021 and the federal center’s policy aimed at substitution of the commercial debt of the regions with budget loans led to a decrease in the volume of bank loans issued to regional and municipal authorities (RMAs) by almost half compared to the beginning of 2021.

However, based on the preliminary data, almost a third of regions showed budget deficits in 2021, so, for some of these regions, the volume of bank lending could partially recover. Nevertheless, the current situation is as follows: as of December 1, 2021, the total volume of bank loans issued to RMAs was just below RUB 0.4 tln, which is the lowest figure for at least the last six years. Moreover, as of the latest available date (November 1, 2021), the volume of bank deposits held by Russian regions exceeded their total debt to banks by more than four times for the first time in several years.

The share of short-term loans continued to increase in anticipation of an increase in the interest rate: as of November 1, 2021 (latest available data), loans due in up to six months accounted for 22% of the total debt of RMAs compared to 20% as of November 1, 2020 and 11% as of November 1, 2019. The share of medium-term bank loans issued for one to three years has decreased from 77% as of November 1, 2019 to 70% as of November 1, 2020 and 2021. The share of long-term loans issued for more than three years has also significantly decreased: from 11% (November 1, 2019) to 6% (November 1, 2021). All of these factors allow one to say that refinancing the commercial debt of RMAs with budget loans is a proactive measure on the part of the federal center.

Sberbank has long been the leader in lending to RMAs. As of November 1, 2021, its share in the total portfolio of these loans was 78%; VTB Bank (PJSC) accounted for about 4%, and PJSC Sovcombank, Bank Otkritie8 Financial Corporation PJSC and SMP Bank JSC took 3% each (Fig. 2). Despite the continued leadership of Sberbank, its share significantly decreased over 10M 2021 compared to the same periods in 2019 and 2020, when Sberbank issued about 86% of loans to RMAs.

Figure 2. Sberbank is the all-time leader in the share of loans issued to RMAs


Sources: Bank of Russia, ACRA


ACRA rating AA(RU), outlook Stable.

Against the backdrop of economic trends — growing revenues and liquidity, decreasing commercial debt — that are positive for regions and municipalities, there are signs that the financial position of a number of administrative entities could not be impacted by either the general favorable market conditions or the federal government’s measures. In addition to intermediate deficits at regional or municipal level, this is evidenced by the persistence of overdue principal debt to banks. In absolute terms, this debt is insignificant (RUB 289 mln as of November 1, 2021) and is distributed among three banks, of which the largest share is due to Sberbank (RUB 147 mln). Judging by the small volumes of the debt, it can be assumed that the debt falls on municipalities. Over the past two years, the maximum amount of overdue debt of RMAs to banks was recorded on November 1, 2020, when its total amount increased to RUB 344 mln from RUB 180 mln as of the beginning of the year.

The Russian Ministry of Finance obliged the regions participating in the commercial debt restructuring program to report on the ratio of the total debt obligations on market borrowings of a region and its municipalities to the region’s consolidated budget revenues (excluding transfers)9. Regions may decide on the volume of budget loans to be transferred to municipalities on the same terms. According to ACRA’s estimates, as low as around RUB 20 bln (or 6% of the total debt/10% of commercial debt of municipalities as of December 1, 2021) was transferred to municipalities from higher budgets.

Given the low volume of substitution, the level of market borrowing by municipalities in some cases may become an obstacle to the fulfillment of the ratio prescribed by the Russian Ministry of Finance as the volume of commercial debt of municipalities is approaching a quarter of the commercial debt of the regions (excluding federal cities). Municipalities are not as transparent in their reporting disclosures as regions, so it is often impossible for an outside observer to draw reliable conclusions based on available data. As a result, public monitoring of the credit quality of municipalities may become more relevant in the near future and may require greater data transparency and openness.


Clause 7 (а) of Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1206 dated July 15, 2021.

Print version
Download PDF

Analysts

Ilya Tsypkin
Expert, Sovereign and Regional Ratings Group
+7 (495) 139 03 45
Elena Anisimova
Senior Director — Head of Sovereign and Regional Ratings Group
+7 (495) 139 04 86
Svetlana Panicheva
+7 (495) 139 04 80, ext. 169
We protect the personal data of users and process cookies only to personalize services. You can prevent the processing of cookies in your browser settings. Please read the terms of use of cookies on this website by clicking on more information.

Сектор

Регионы и муниципалитеты

Тип

Аналитический комментарий

Анализ внутригодовой ликвидности бюджетов субъектов и муниципальных образований

2021 год ознаменовался значительными профицитами бюджетов субъектов РФ. Проанализировав оперативные данные, АКРА полагает, что совокупный профицит неконсолидированных бюджетов в 2021 году мог превысить 430 млрд руб. Согласно последней доступной официальной отчетности, по итогам десяти месяцев 2021-го совокупный профицит неконсолидированных бюджетов субъектов РФ составил рекордные 1,2 трлн руб.

Муниципальные образования также завершили десять месяцев прошлого года с совокупным профицитом (137 млрд руб., или порядка 9% от их совокупных налоговых и неналоговых доходов), однако в 15 субъектах у муниципалитетов наблюдался совокупный промежуточный дефицит, немногим превысивший 6 млрд руб. Более половины промежуточного дефицита муниципальных образований приходилось на Пермский край и Чувашскую Республику (2,0 и 1,5 млрд руб. соответственно).

Значительный промежуточный профицит бюджетов при отсутствии у субъектов необходимости снижать долг1 способствовал совокупному увеличению остатков на их счетах за десять месяцев 2021 года на 1,6 трлн руб. Москва при этом обеспечила примерно 27% прироста, или около 0,5 трлн руб.; однако, как следует из оперативных данных, на конец года бюджет столицы был исполнен с дефицитом, а значит, по состоянию на конец 2021-го остатки на счетах снизились.

Часть накопленных средств была размещена субъектами на банковских депозитах, что увеличило совокупный объем размещенных с начала 2021 года средств примерно на 1 трлн руб. За аналогичный период 2020-го объем депозитов снизился на 0,1 трлн руб., а в 2019-м вырос на 0,7 трлн руб. На основе анализа различных данныхобъем депозитов субъектов РФ на 01.11.2021 можно оценить в 1,6–1,9 трлн руб. Среди субъектов, имеющих наибольший прирост размещенных на депозитах финансовых активов, ожидаемо присутствуют субъекты, где наблюдалось максимальное увеличение промежуточного профицита: Москва, Санкт-Петербург, Московская область и Красноярский край.

Следует отметить, что в 2021 году субъекты начали получать процентные доходы от операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете. Это могло сказаться на количестве размещающих депозиты субъектов и, как следствие, повлиять на совокупный объем депозитов (без введения нового для субъектов типа дохода сумма депозитов могла быть более существенной).

Подробнее в аналитическом комментарии АКРА «Процент на остаток» от 28 июня 2021 года.

На 01.11.2021 большую часть средств региональные органы власти (далее — РОВ) разместили на депозитах в банках в следующем соотношении: Банк ВТБ (ПАО)3 — 32%, Банк ГПБ (АО)4 — 19% и АО «Россельхозбанк»5 — 16% (см. рис. 1). На ПАО Сбербанк6 на 01.11.2021 приходилось 9% объема размещенных РОВ депозитов, тогда как в 2019 году банк занимал по данному показателю второе место (24%), а доля тройки лидеров — Банк ВТБ (ПАО), ПАО Сбербанк и Банк ГПБ (АО) — составляла 78% портфеля банковских депозитов, размещенных РОВ. За последние два года доля ПАО Сбербанк по указанному показателю снизилась в пользу АО «Россельхозбанк», чья доля выросла с 7% на 01.11.2019 до 16% на 01.11.2021, а также прочих банков, увеличивших совокупную долю с 16 до 24% (в том числе с 2 до 6% выросла доля ПАО «Совкомбанк»7).


Коммерческий долг был частично рефинансирован бюджетными кредитами.
Сравнение проводилось по форме отчетности кредитных организаций, агрегируемой Банком России, и по форме отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъектов РФ, формируемой Федеральным казначейством.
Рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный».
Рейтинг АКРА — AA+(RU), прогноз «Стабильный».
Рейтинг АКРА — AA(RU), прогноз «Стабильный».
Рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный».
Рейтинг АКРА — AA-(RU), прогноз «Стабильный».

Рисунок 1. Банки, лидирующие по объему размещенных на депозитах средств РОВ


Источник: Банк России, расчеты АКРА

Исполнение субъектами бюджетов за десять месяцев с профицитом и политика федерального центра по замещению коммерческой задолженности регионов бюджетными кредитами привели к снижению объема банковских кредитов, выданных региональным и муниципальным органам власти (далее — РМОВ) практически вдвое к показателю на начало 2021 года.

Тем не менее, исходя из оперативных данных, почти треть субъектов закончили 2021 год с дефицитом, так что для некоторых из них объем банковского кредитования может частично восстановиться. Тем не менее, тенденция такова: на 01.12.2021 совокупный объем банковских кредитов РМОВ был немногим менее 0,4 трлн руб., что является наименьшим показателем как минимум за последние шесть лет. Кроме того, объем депозитов у субъектов РФ на последнюю доступную дату (01.11.2021) впервые за несколько лет более чем в четыре раза превысил их совокупную задолженность перед банками.

В ожидании роста процентной ставки доля краткосрочных кредитов продолжила увеличиваться: на задолженность сроком до полугода на 01.11.2021 (последние доступные данные) приходилось 22% совокупного долга субъектов по сравнению с 20% на 01.11.2020 и 11% по итогам десяти месяцев 2019-го. Доля среднесрочных банковских кредитов со сроками погашения от года до трех лет у РМОВ сократилась с 77% на 01.11.2019 до 70% на ту же дату в 2020 и 2021 годах. Столь же ощутимо снизилась доля долгосрочных кредитов, имеющих срок погашения более трех лет: с 11% в ноябре 2019-го до 6% на 01.11.2021. Все эти факторы позволяют говорить о том, что рефинансирование коммерческого долга субъектов бюджетными кредитами является опережающей мерой со стороны федерального центра.

Лидером кредитования субъектов и муниципальных образований долгое время остается ПАО Сбербанк. Его доля в общем портфеле кредитов РМОВ на 01.11.2021 составила 78%, порядка 4% приходилось на Банк ВТБ (ПАО) и по 3% — на ПАО «Совкомбанк», ПАО Банк «ФК Открытие»8 и АО «СМП Банк» (см. рис. 2). Несмотря на сохраняющееся лидерство ПАО Сбербанк по данному показателю, за десять месяцев 2021 года его доля заметно снизилась по сравнению с результатами за аналогичные периоды 2019 и 2020 годов, когда порядка 86% кредитов РМОВ были выданы этим банком.

Рисунок 2. ПАО Сбербанк — бессменный лидер по доле выданных РМОВ кредитов (данные на 01.11.2021)


Источник: Банк России, расчеты АКРА


8 Рейтинг АКРА — AA(RU), прогноз «Стабильный».

На фоне позитивных для субъектов экономических трендов — роста доходов, увеличения объема ликвидности, снижения коммерческого долга — есть сигналы, свидетельствующие о том, что на финансовом положении ряда административно-территориальных единиц могли не сказаться ни общая благоприятная конъюнктура, ни меры федерального правительства. Помимо промежуточных дефицитов на уровне субъекта или муниципалитетов об этом говорит сохранение просроченной задолженности по основному долгу перед банками. В абсолютном выражении эта задолженность незначительна (289 млн руб. на 01.11.2021) и распределена между тремя банками с максимальной долей у ПАО Сбербанк (147 млн руб.). Судя по небольшим объемам, можно предположить, что задолженность приходится на муниципальные образования. За последние два года максимальный объем просроченной задолженности РМОВ перед банками был зафиксирован 01.11.2020, когда ее совокупный объем вырос до 344 млн руб. со 180 млн руб. на начало года.

Минфин России обязал субъекты, участвующие в программе реструктуризации коммерческого долга, отчитываться об отношении общего объема долговых обязательств по рыночным заимствованиям субъекта РФ и муниципальных образований к объему доходов консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета безвозмездных поступлений)9. При этом субъектам предоставлено право самостоятельно решать, какой объем бюджетных кредитов направлять муниципальным образованиям на зеркальных условиях. По оценкам АКРА, лишь порядка 20 млрд руб. (6% совокупного объема долга муниципалитетов на 01.12.2021, или 10% их коммерческой задолженности на указанную дату) были переданы муниципалитетам из вышестоящих бюджетов.

Учитывая небольшой объем замещения, уровень рыночных заимствований муниципальных образований в некоторых случаях может стать препятствием к исполнению предписанного Минфином России соотношения — объем коммерческой задолженности муниципальных образований приближается к четверти коммерческого долга субъектов РФ (без учета городов федерального значения). Муниципальные образования не так прозрачны в раскрытии отчетности, как субъекты РФ, поэтому внешнему наблюдателю зачастую невозможно сделать выводы на основе имеющихся данных. В итоге проблема публичного мониторинга кредитного качества муниципальных образований может стать более актуальной в ближайшее время и потребовать большей прозрачности и открытости данных.


Пункт 7 (а) Постановления Правительства РФ от 15.07.2021 № 1206.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Светлана Паничева
Заместитель директора по внешним коммуникациям
+7 (495) 139 04 80, доб. 169
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.