Sector

Sovereigns

Type

Analytical commentary

ACRA’s opinion on the current state of the Russian public debt market and forecast regarding the fulfillment of coupon payments and bond redemption obligations are based on an analysis of issues that the Agency has assigned ratings to on the basis of information provided by issuers and used in credit analysis.

ACRA ratings have been assigned to securities with an aggregate volume of liabilities accounting for about half of the public ruble debt market. In the banking sector, this indicator is over 90%, in the non-financial sector it stands at almost 40%, while in the regional sector it is about 75% (calculated based on the number of issuers of ruble issues).

Among the current issue ratings assigned by ACRA on the national scale, there are currently no pre-default ones (ratings of CCC(RU) and below). When forecasting, it should also be noted that the rated entities among ACRA’s clients have not defaulted on ruble bond issues since the beginning of 2016, while there have been around 70 issuer defaults in the market1.


1 According to Cbonds; default events for issuers were taken into account once, regardless of the number of issues; calculations did not take into account technical defaults and covenant violations.

Corporate sector

There are practically no companies in the corporate sector that raise funds exclusively in the public debt market. Issuers usually diversify their obligations by resorting to a combination of bank loans and bonds. An analysis of repayments/refinancing scheduled for 2022 shows that their volumes are not disproportionately significant in relation to future periods. These repayments are as follows: rating category A — RUB 25.5 bln, BBB+ — RUB 1 bln, BBB — RUB 3.5 bln, BBB- — RUB 1.6 bln, and B+ — RUB 0.07 bln. Repayment risks are already factored into the liquidity assessments of issuers; this indicator is taken into account when assigning a particular level of credit rating. ACRA’s current corporate sector ratings reflect all possible risks, including the risks of redemption of bonds at the same time as not being possible to refinance them. ACRA takes into account the stable condition of the banking sector, both in terms of capital adequacy and liquidity position, which will allow banks to grow their credit portfolios in forthcoming years.

The general state of the economy and individual industries also does not indicate the accumulation of credit risks in any industry that could lead to mass defaults. For example, a high-risk sector such as residential construction operates as follows: banks provide the bulk of financing secured by objects under construction, which significantly mitigates the risk of default. Developers use bonds primarily to acquire land plots for construction, which are highly liquid.

Sectors related to gas production, petrochemicals, fertilizer production, metallurgy, and mineral extraction are currently demonstrating better financial results compared to previous periods, which is due to the extremely favorable pricing situation in world markets.

The higher credit risk of companies rated BB and below is, of course, due to less affordable bank and bond financing. However, the current ratings of these companies already reflect the degree of their potential default, which is not critical.

Financial sector

In the banking sector, the ability of both Russian and international financial institutions that issue bonds in the Russian market to service their borrowings is not a cause for concern. Most importantly, ACRA notes that the number of banks that finance their assets through bond issues is relatively small, with only five credit institutions funding more than 10% of their assets via bonds, and all these banks are either directly or indirectly controlled by state or foreign structures. Most of the time, bond issues are nothing more than an instrument that helps banks moderately diversify the traditional sources of their resource bases — client funds. In order to replenish capital, a number of banks place subordinated bonds, some of which are perpetual. In addition, in the overwhelming majority of cases, the volume of highly liquid assets exceeds the size of liabilities to bondholders over the next two years.

Over the past two years, leasing companies have shown that they are increasingly interested in financing operations through bond issues. According to ACRA’s assessments, this trend should continue in the future. However, the Agency does not expect leasing companies to face problems servicing their debts due to high business profitability and acceptable portfolio quality.

Sub-sovereign debt

In 2021, the Russian Government announced it would restructure Russian regions’ debt worth more than RUB 500 bln; this debt was mainly short-term and medium-term commercial debt. As a result, around one-fifth of current debt will become long-term and conditionally free by the end of the year. This is a positive factor in the assessment of the credit quality of regions that are participating in the restructuring program.

Although the country’s regions, like other market participants, are subject to interest risks and will have to refinance the remaining part of their debt, ACRA cannot see any critical interest expense indicators being recorded this year or next year among the Russian regions and municipal entities that it rates.

In conclusion, we stress that the Agency does not expect any debt servicing problems for issuers who have ACRA credit ratings. The Agency’s assessment of the parameters of bond issues, payment schedules for them, as well as the current financial condition of their issuers on the basis of the information provided by them, indicates that there is no significant likelihood of an increase in the number of defaults in the ruble debt market over a horizon of one year.


Print version
Download PDF

Analysts

Sergey Kutenko
Director - Head of the Methodology Group
+7 (495) 139-0480, ext. 133
Larisa Loznova
Managing Director - Head of the International Practice of Non-financial Company Ratings
+7 (495) 139-0498, ext. 171
Valeriy Piven
Senior Director - Head of the Financial Institutions Ratings Group
+7 (495) 139 04 93
Elena Anisimova
Senior Director - Head of Sub-sovereign Ratings Group
+7 (495) 139 04 86
We protect the personal data of users and process cookies only to personalize services. You can prevent the processing of cookies in your browser settings. Please read the terms of use of cookies on this website by clicking on more information.

Сектор

Страны

Тип

Аналитический комментарий

Мнение АКРА о текущем состоянии российского рынка публичного долга и прогноз исполнения обязательств по купонным выплатам и погашениям облигаций базируются на анализе эмиссий, которым присвоены рейтинги Агентства на основании информации, представленной эмитентами и используемой в кредитном анализе.

Рейтинги АКРА имеют ценные бумаги с совокупным объемом обязательств, составляющим около половины публичного рынка рублевого долга. В банковском секторе этот показатель составляет свыше 90%, нефинансовом — почти 40%, региональном — около 75% (расчет исходя из числа эмитентов рублевых выпусков).

Среди действующих оценок эмиссий АКРА по национальной шкале в настоящее время отсутствуют преддефолтные — с уровнем рейтинга «ССС(RU)» и ниже. При прогнозировании также необходимо отметить тот факт, что рейтингуемые лица из числа клиентов АКРА не допускали дефолта по выпускам рублевых облигаций с начала 2016 года, в то время как на рынке произошло порядка 70 дефолтов эмитентов1.


1 Использованы данные Cbonds; событие дефолта для эмитента учитывалось однократно вне зависимости от числа выпусков; при подсчетах не учитывались технические дефолты и нарушения ковенантов.

Корпоративный сектор

В корпоративном секторе практически отсутствуют компании, привлекающие финансирование исключительно на публичном долговом рынке. Как правило, эмитенты диверсифицируют свои обязательства: обычно это сочетание банковских кредитов и облигационных займов. Анализ предстоящих в 2022 году погашений / рефинансирований показывает, что их объемы не являются непропорционально существенными по отношению к будущим периодам. Так, в рейтинговой категории «А-» гасится 25,5 млрд руб., «ВВВ+» — 1 млрд руб., «ВВВ» — 3,5 млрд руб., «ВВВ-» — 1,6 млрд руб., «B+» — 0,07 млрд руб. Риски погашений уже учтены в оценке ликвидности эмитентов — показателе, который принимается во внимание при присвоении того или иного уровня кредитного рейтинга. Текущие рейтинги АКРА в корпоративном секторе отражают все возможные риски, включая риски погашения облигаций при отсутствии возможности их рефинансирования. АКРА принимает во внимание стабильное состояние банковского сектора как с позиции достаточности капитала, так и с позиции ликвидности, что позволит банкам наращивать кредитный портфель в ближайшие годы.

Общее состояние экономики и отдельно взятых отраслей также не свидетельствует об аккумуляции в какой-либо отрасли кредитных рисков, способных привести к массовым дефолтам. Например, функционирование такой высокорисковой отрасли, как жилищное строительство, организовано следующим образом: основное финансирование осуществляется банками под залог строящихся объектов, что существенно нивелирует риски дефолтов. Облигационные займы используются застройщиками преимущественно для приобретения земельных участков под строительство, которые характеризуются достаточно высокой ликвидностью.

Отрасли, связанные с газодобычей, нефтехимией, производством удобрений, металлургией и добычей полезных ископаемых, в настоящее время демонстрируют более высокие финансовые результаты по сравнению с предыдущими периодами, что связано с исключительно благоприятной ценовой конъюнктурой на мировых рынках.

Безусловно, более высокий кредитный риск компаний с рейтингами «ВВ» и ниже обусловлен менее доступным банковским и облигационным финансированием. Однако текущие рейтинги таких компаний уже отражают степень их потенциальной дефолтности, которая не носит критического характера.

Финансовый сектор

В банковском секторе — как среди российских, так и международных финансовых организаций, являющихся эмитентами облигаций на российском долговом рынке, — способность своевременно осуществлять выплаты по своим заимствованиям беспокойства не вызывает. Прежде всего, как отмечает АКРА, число банков, фондирующих свои активы через выпуски облигаций, относительно невелико: лишь у пяти кредитных организаций за счет облигаций фондируется более 10% активов, и все эти банки прямо или косвенно контролируются государственными или иностранными структурами. В большинстве случаев эмиссия облигаций является для банков не более чем инструментом для умеренной диверсификации традиционных источников ресурсной базы — клиентских средств. В целях пополнения капитала ряд банков проводят размещения субординированных облигаций, некоторые из которых бессрочные. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев объем высоколиквидных активов перекрывает объем обязательств перед держателями облигаций на горизонте ближайших двух лет.

Последние два года лизинговые компании демонстрируют устойчивый рост интереса к финансированию деятельности за счет облигационных займов. По оценкам АКРА, подобная тенденция сохранится и в дальнейшем, при этом Агентство не ожидает, что лизинговые компании столкнутся со сложностями в обслуживании долга ввиду достаточно высокой маржинальности их бизнеса и приемлемого качества портфелей.

Субсуверенный долг

В 2021 году Правительство РФ объявило о реструктуризации долга субъектов Российской Федерации более чем на 500 млрд руб.; данный долг в основном был коммерческим кратко- и среднесрочным. В результате порядка одной пятой части текущего долга к концу года станет долгосрочными условно-бесплатными заимствованиями. Это положительный фактор оценки кредитного качества регионов, участвующих в объявленной программе.

Хотя субъекты РФ, как и другие участники рынка, подвержены процентному риску и будут сталкиваться с необходимостью рефинансирования остальной части долга, по наблюдениям Агентства, критических значений процентные расходы не достигнут ни у одного из рейтингуемых АКРА субъектов РФ и муниципальных образований ни в текущем, ни в следующем году.

В заключение подчеркнем, что Агентство не ожидает возникновения у российских эмитентов, имеющих кредитные рейтинги АКРА, проблем с обслуживанием долга. Проведенная Агентством оценка параметров выпусков облигаций, графиков выплат по ним, а также текущего финансового состояния их эмитентов на основе представленной ими информации говорит об отсутствии существенной вероятности увеличения количества дефолтов на рынке рублевого долга на горизонте одного года.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Сергей Кутенко
Директор - и.о. руководителя Методологической группы
+7 (495) 139-0480, доб. 133
Лариса Лознова
Управляющий директор - руководитель международной практики рейтингов нефинансовых компаний
+7 (495) 139-0498, доб. 171
Валерий Пивень
Старший директор - руководитель группы рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 93
Елена Анисимова
Старший директор - руководитель Группы региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.