Государственная корпорация ВЭБ.РФ: рост потенциала привлечения средств
16 августа 2021 года Банк России опубликовал пресс-релиз, в котором сообщил об утверждении изменений в Инструкцию Банка России от 29.11.2019 № 199-И «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией». Изменения касаются регулятивных требований по оценке рисков банков в отношении Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (далее — ВЭБ.РФ, рейтинг АКРА — ААА(RU), прогноз «Стабильный»).
Согласно изменениям, при расчете обязательных нормативов взвешивание всех номинированных и фондированных в рублях кредитных требований к ВЭБ.РФ предусматривается с коэффициентом риска в размере 20%.
Учитывая, что ранее коэффициент риска, по информации ВЭБ.РФ, составлял 100%1, часть капитала банков, которые вкладывались в облигации или предоставляли кредитные средства ВЭБ.РФ, будет высвобождаться.
По данным ВЭБ.РФ, в настоящее время в обращении находятся 23 номинированных в рублях выпуска долгосрочных облигаций ВЭБ.РФ общим номинальным объемом 405,6 млрд руб., на вложения в которые будут распространяться указанные регуляторные изменения. При этом, по информации ВЭБ.РФ, держателями более половины ценных бумаг являются российские банки. С учетом значительного снижения коэффициентов риска по рублевым долговым инструментам ВЭБ.РФ и, как следствие, высвобождения капитала банков спрос на долговые инструменты ВЭБ.РФ может повыситься: кредитные организации смогут приобрести рублевые облигации ВЭБ.РФ в объеме около 800 млрд руб.2 При этом стоимость фондирования ВЭБ.РФ может снизиться.
1 Ранее коэффициент 20% применялся только по краткосрочным (до 90 дней) рублевым требованиям к ВЭБ.РФ, а также по рублевым требованиям к третьим лицам под гарантии (поручительства) ВЭБ.РФ.
2 Оценка учитывает только изменения в Инструкцию Банка России от 29.11.2019 № 199-И и не включает эффект от анонсированных Банком России планируемых изменений по включению рублевых облигаций ВЭБ.РФ в список высоколиквидных активов уровня 2А в соответствии с Положением Банка России от 30.05.2014 № 421-П «О порядке расчета показателя краткосрочной ликвидности («Базель III»)» и в перечень ценных бумаг с низким уровнем риска в соответствии с Положением Банка России от 03.12.2015 № 511-П «О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска».
С учетом того, что в соответствии с новой стратегией развития до 2024 года ВЭБ.РФ планирует самостоятельно выделить 3 трлн руб. на финансирование проектов общей стоимостью 17 трлн руб., снижение коэффициентов риска выглядит своевременным и будет способствовать более оперативному привлечению ВЭБ.РФ средств на рынке.
По мнению АКРА, основной спрос на облигации ВЭБ.РФ будет формироваться за счет крупнейших российских банков, в основном с государственным участием в капитале. Частные банки активнее борются за маржу, в связи с чем меньше заинтересованы в государственных и квазигосударственных инструментах. Несмотря на то что доходность облигаций ВЭБ.РФ выше ОФЗ, она остается менее привлекательной по сравнению с доходностью корпоративных ценных бумаг.
Требование регулятора к системно значимым банкам в части надбавок выражается в добавлении к минимально допустимому значению обязательных нормативов еще 3,5 п. п. (2,5% — надбавка поддержания достаточности капитала, 1% — надбавка за системную значимость). Ряд крупнейших банков, несмотря на выполнение нормативов (с учетом надбавок), все же заинтересованы в таких инструментах, как облигации ВЭБ.РФ. Кроме того, наличие их на балансе повышает уровень нормативов и показателей ликвидности.
Вместе с тем привлечение ВЭБ.РФ около 800 млрд руб. возможно только на горизонте продолжительного периода времени ввиду ограниченного объема свободной денежной ликвидности у банков, их стремления поддержать/повысить маржу, отсутствия в настоящее время значительных проблем с выполнением нормативов и показателей достаточности капитала и ликвидности, а также вероятного некоторого снижения доходности по облигациям ВЭБ.РФ относительно доходности облигаций иных эмитентов.