Меры экономической политики
17 августа текущего года Правительство РФ выделило 21 млрд руб. на дополнительные ежемесячные выплаты малоимущим семьям с детьми в возрасте от трех до семи лет.
21–24 августа Президентом РФ были анонсированы новые разовые социальные выплаты государства:
-
по 10 тыс. руб. пенсионерам, включая работающих и военных;
-
по 15 тыс. руб. военнослужащим, курсантам военных училищ и сотрудникам правоохранительных органов. 1
В своих расчетах АКРА исходит из численности 42,6 млн получателей в первой категории и 2,5 млн — во второй.
Расходы, необходимые для реализации указанных выше мер, АКРА суммарно оценивает в 450–500 млрд руб., из которых более 90% придется на выплаты пенсионерам. Данная оценка совпадает с последними оценками Минфина России 2 и других государственных ведомств.
1 Было предложено также индексировать зарплаты гражданам этой категории в 2022 и 2023 годах выше инфляции. Данные расходы не являются предметом изучения в рамках настоящего аналитического комментария, новая ставка индексации на текущий момент не известна.
2 См. материал РБК от 24 августа 2021 года «Силуанов оценил затраты на предложенные Путиным выплаты в ₽500 млрд».
Основные экономические следствия
1) Прирост годовых номинальных располагаемых доходов населения на 0,8–0,9% (на 0,6–0,9% в реальном выражении); если учитывать в расчетах только получателей выплат, то прирост составит более 5%. В результате произойдет краткосрочное снижение неравенства по доходам, поскольку получателями выплат в основном являются менее обеспеченные слои населения.
2) Ухудшение показателей сбалансированности федерального бюджета на 0,4 п. п. ВВП по сравнению со сценарием без выплат. Ухудшение это не будет критичным в связи с получением значительных дополнительных нефтегазовых и ненефтегазовых доходов. По сравнению с ожидаемыми доходами 2021 года, отраженными в декабрьской версии бюджета, фактические доходы по итогам года могут быть на 3,5–4 п. п. ВВП выше (при сохранении текущих тенденций). Это следствие достаточно консервативных макроэкономических предпосылок, выбранных при планировании: даже с учетом новых выплат федеральный бюджет, скорее всего, останется профицитным в 2021 году.
Подробнее о консервативности и оптимистичности экономических ожиданий в России в исследовании АКРА «Специфика источников макроэкономических прогнозов по России» от 13 мая 2021 года.
3) Незначительное увеличение инфляции. Существенная часть прироста располагаемых доходов обеспечит рост спроса на товары и услуги со стороны домохозяйств. Это приведет к увеличению потребления и повышению цен на рынках со слабоэластичным предложением. Подчеркнем, что с учетом не до конца восстановившегося рынка услуг и не полностью занятых мощностей в обработке влияние на цены, вероятно, будет заметно меньше, чем в нормальных экономических условиях. По оценкам АКРА, данный эффект ограничен сверху величиной в 0,2 п. п. Сам по себе дополнительный рост цен в таком размере не может привести к сколько-нибудь заметному ужесточению Банком России своей процентной политики.
4) Краткосрочный стимул для экономической активности. Учитывая современные оценки мультипликаторов государственных расходов (-0,8–0,6 на годовом горизонте для социальной политики) и опираясь на наблюдение, что в мире они принимают наибольшие значения во время рецессий, АКРА полагает, что новые социальные выплаты приведут к дополнительному (по сравнению со сценарием без выплат) росту ВВП на 0–0,25 п. п., но эффект этот будет распределен между 2021 и 2022 годами.
Рисунок 1. Стоимость дискреционных (неавтоматических) антикризисных бюджетных мер в крупных развивающихся странах в 2020–2021 годах *
* Данные по всем странам (кроме России) приводятся по состоянию на 01.07.2021.
Источник: МВФ, расчеты АКРА
Без учета действия автоматических бюджетных стабилизаторов государство за полтора года запланировало потратить (и по большей части потратило) на антикризисные цели порядка 5 трлн руб., или около 4,7% ВВП 2020 года. Анонсированные меры приведут к увеличению показателя на 9%, при этом Россия по-прежнему останется в середине спектра развивающихся стран по объему антикризисных бюджетных стимулов во время пандемии 3 (см. рис. 1).
Разброс по странам с точки зрения объемов накопленного бюджетного стимула во многом объясняется различным уровнем снижения деловой активности во время пандемии и еще более неравномерным ее восстановлением.
Подробнее в исследовании АКРА «Вакцинация как фактор неравномерного восстановления» от 21 апреля 2021 года.
3 В рамках анализа учитывались объявленные дополнительные расходы, направленные на антикризисные цели, а также недополученные доходы, вызванные теми или иными решениями, а не сокращением налоговых баз. Не вошли в расчет операции, отраженные как источники финансирования дефицита, а также внебюджетные операции. Данные по большинству стран взяты из Database of Country Fiscal Measures in Response to the COVID-19 Pandemic (МВФ).