Сектор

Регионы и муниципалитеты

Тип

Исследование

  • Расходы выше, возможности формирования доходной базы ниже. Регионы Дальневосточного федерального округа (ДФО) имеют большую площадь и низкую плотность населения, поэтому их потребности в бюджетных расходах на душу населения выше, чем в среднем по России. При этом регионы ДФО существенно отличаются друг от друга по уровню валового регионального продукта (ВРП) на душу населения: этот показатель отстает от среднероссийского в регионах, не специализирующихся на добыче полезных ископаемых, что ограничивает их возможности по формированию доходной базы бюджета.
  • Растущая зависимость от трансфертов из федерального бюджета. Доля безвозмездных поступлений в структуре доходов регионов ДФО увеличилась с 30% в 2016 году до 44% в 2020-м, за исключением Сахалинской области, где доля трансфертов в 2016–2020 годах была ниже среднестранового уровня.
  • Невысокая гибкость расходной части бюджетов. В 2016–2020 годах средняя доля капитальных расходов превысила средний для России уровень только в двух регионах ДФО: в Сахалинской области и Чукотском автономном округе. В Еврейской автономной области, Амурской области и Забайкальском крае доля капитальных расходов оказалась в несколько раз ниже, чем в среднем по стране.
  • Бюджеты в дефиците. За последние девять лет совокупный результат исполнения бюджетов ДФО был положительным лишь дважды — в 2018 и 2019 годах, а за последние пять лет наиболее существенный бюджетный дефицит имели Хабаровский край, Республика Бурятия, Сахалинская область, Еврейская автономная область и Камчатский край.
  • Долговая нагрузка распределена неравномерно. На 01.01.2021 по уровню долговой нагрузки лидировали Еврейская автономная область, Забайкальский край и Хабаровский край, тогда как у остальных регионов ДФО долг не превысил 50% налоговых и неналоговых доходов (ННД). Самый низкий уровень долговой нагрузки был зафиксирован в Приморском крае и Сахалинской области.
  • Ликвидность — не только резерв на случай кассовых разрывов, но и источник дополнительного дохода. В течение последних пяти лет Сахалинская область ежегодно размещала временно свободные средства на банковских депозитах, что принесло ей дополнительный доход за этот период в размере 12,3 млрд руб.; в 2019 и 2020 годах Приморский край также разместил временно свободные средства на депозитах. На 01.01.2021 лишь у Амурской области по итогам 2020 года остатки на счетах превысили среднемесячные расходы, а наименьший запас собственной ликвидности имели Республика Бурятия, Магаданская область и Хабаровский край.
  • Инвестиции в развитие регионов ДФО — основной фактор повышения их финансовой устойчивости в будущем. При составлении рэнкинга регионов ДФО АКРА выделило три группы регионов по уровню финансовой устойчивости. Большинство регионов, отнесенных к первым двум группам, отличаются значительным объемом инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения. В регионах, отнесенных к третьей группе и имеющих более низкие финансовые показатели, рост налоговой базы сдерживается из-за существенно более низкого уровня инвестиций в основной капитал.

Расходы выше, возможности формирования доходной базы ниже

Регионы ДФО заметно выделяются как по площади территории, так и по плотности населения. Из десяти наиболее крупных по площади субъектов РФ шесть находятся в данном федеральном округе (Якутия, Хабаровский край1, Чукотский автономный округ, Камчатский край, Магаданская областьи Забайкальский край), а в пятерке регионов с наименьшей плотностью населения четыре — это регионы ДФО (Чукотский автономный округ, Магаданская область, Якутия и Камчатский край).

Подобная специфика регионов округа приводит к формированию более высоких в сравнении со среднероссийскими потребностей в бюджетных расходах на душу населения. Региональным властям в ДФО необходимо обеспечивать продовольствием и топливом отдаленные территории, поддерживать необходимый уровень медицины и образования.

В структуре экономики ДФО преобладает сегмент добычи полезных ископаемых (28,7% ВРП регионов округа в 2019 году). Наиболее значительна доля этой отрасли в ВРП Сахалинской области (64,2%), Якутии (50,6%), Магаданской области (45,2%) и Чукотского автономного округа (39,6%). Структура ВРП регионов ДФО указывает на зависимость их бюджетов от конъюнктуры рынка полезных ископаемых (прежде всего нефти, металлов и угля).


1 Рейтинг АКРА — BB+(RU), прогноз «Стабильный».
2 Рейтинг АКРА — BBB-(RU), прогноз «Стабильный».

Для сравнения: доля добычи полезных ископаемых в структуре ВРП российских регионов в среднем составляет 13,5%; только в Уральском федеральном округе доля этой отрасли в ВРП превысила показатель ДФО, составив 44,1% в 2019 году.

Рисунок 1. Наиболее значительная доля ВРП регионов ДФО приходится на добычу полезных ископаемых

Источник: Росстат.3

3 Данные за 2019 год.

Еще одна важная отрасль для экономики округа — «Транспортировка и хранение». В 2019 году на нее приходилось 10,6% ВРП регионов ДФО, что является максимальным показателем среди всех федеральных округов. В Забайкальском, Приморском и Хабаровском краях, а также в Еврейской автономной области доля этой отрасли в структуре ВРП в 2019 году составила 17–18%.

Доля обрабатывающих производств в структуре ВРП регионов ДФО является самой низкой в России: так, в 2019 году на них приходилось 4,8% ВРП, тогда как в среднем по субъектам РФ — 16,8%.

В 2019 году ВРП на душу населения в ДФО составил 730 тыс. руб., превысив среднероссийский уровень на 13%. Однако в региональном разрезе динамика не была однородной: если в регионах ДФО, специализирующихся на добыче полезных ископаемых, ВРП на душу населения в несколько раз превышал средний по России уровень, то в остальных, напротив, уступал ему. Так, в Бурятии ВРП на душу населения в 2019 году составил 45% от среднероссийского показателя, в Забайкальском крае — 53%, в Еврейской автономной области — 55%, а в Приморском крае, как и в Хабаровском, был ниже среднестранового уровня на 13 и 6% соответственно. Невысокий объем ВРП на душу населения ограничивает возможности регионов по формированию доходной части бюджета.

Растущая зависимость от трансфертов из федерального бюджета

В 2016–2020 годах4 доля собственных доходов (ННД) в регионах ДФО составляла в среднем 64% их совокупных доходов, что заметно ниже среднего по России показателя (78%). В течение последних пяти лет в ДФО наблюдается характерный для остальных федеральных округов тренд к снижению доли ННД в доходах. Но если в среднем по России доля ННД снизилась на 12 п. п. (с 81% в 2016 году до 69% в 2020-м), то в ДФО — на 14 п. п. (с 70 до 56%).

В целом по России снижение доли ННД в совокупных доходах наблюдалось в основном в 2020 году и было связано с дополнительными трансфертами из федерального бюджета для реализации мер по борьбе с коронавирусной инфекцией и компенсации выпадающих доходов. В отличие от других субъектов РФ рост зависимости региональных бюджетов от федерального в ДФО связан не только с пандемией.

Среди всех регионов федерального округа только в Сахалинской области доля собственных доходов превышает среднестрановой уровень (83–96% в 2016–2020 годах). Кроме того, Сахалинская область — единственный регион в ДФО, не получающий дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.


4 Здесь и далее Республика Бурятия и Забайкальский край, входившие в состав Сибирского федерального округа до ноября 2018 года, ретроспективно отнесены к ДФО.

Рисунок 2. Доля ННД в совокупных доходах регионов ДФО постоянно снижается

Источник: Казначейство России, расчеты АКРА

Наибольший объем безвозмездных поступлений в абсолютном выражении получает Якутия: в 2020 году региону было выделено 97,2 млрд руб., из которых 51,6 млрд руб. пришлось на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Среди всех субъектов РФ Якутия традиционно является одним из лидеров по объему указанных дотаций, что вполне закономерно с учетом обширной территории (на Якутию приходится порядка 18% площади РФ) и низкой транспортной доступности северных районов.

Для Камчатского края характерна наименьшая доля собственных доходов среди регионов ДФО (ННД в 2016–2020 годах составляют менее трети совокупных доходов), что во многом обусловлено структурой экономики края, где основная доля приходится на рыболовство. Значительная часть трансфертов в бюджет Камчатского края — это дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. В 2020 году их доля в совокупных доходах края составила 45% — максимальный показатель среди всех российских регионов.

Рисунок 3. В 2020 году только в одном субъекте ДФО доля ННД превысила средний по России уровень

Источник: Казначейство России, расчеты АКРА

В целом дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности составили 37% всех трансфертов из федерального бюджета, полученных регионами ДФО в 2020 году, тогда как в среднем по стране этот показатель составил 19%.

Невысокая гибкость расходной части бюджетов

Важным фактором, обеспечивающим устойчивость бюджета к возможному ухудшению ситуации в экономике, является гибкость его расходной части, для оценки которой часто используют уровень капитальных расходов. В ряде случаев часть запланированных расходов — в отличие от выплат заработных плат, социальных пособий и расходов на поддержание текущей деятельности бюджетных организаций — может быть перенесена на будущие периоды, что позволяет сократить расходы при падении доходов.

По оценкам АКРА, капитальные расходы5 в ДФО (без учета Сахалинской области) в 2016–2020 годах в среднем составили около 9% совокупных расходов в отличие от среднероссийских 12%. В Сахалинской области средний показатель за указанный период был на уровне 23%, высокий уровень капитальных расходов также наблюдался в Чукотском автономном округе (16%). В остальных регионах ДФО доля капитальных расходов была ниже среднестранового уровня, а наиболее низкой оказалась в Еврейской автономной области (4%), Амурской области (5%) и Забайкальском крае (6%).


5Включает расходы по кодам видов расходов 241, 243, 400, 522, 821.

Рисунок 4. Почти во всех субъектах ДФО средняя доля капитальных расходов в совокупных расходах в 2016–2020 годах была ниже, чем в среднем по стране

Источник: Казначейство России, расчеты АКРА

Бюджеты в дефиците

Ограниченные возможности увеличения доходов и высокий уровень текущих расходов объясняют дефицитный характер бюджетов регионов, входящих в ДФО. За последние девять лет совокупный результат исполнения бюджетов регионов ДФО лишь дважды был положительным — в 2018 и 2019 годах. Необходимость покрытия бюджетных дефицитов в регионах ДФО ведет к росту их долговой нагрузки и снижению остатков на счетах.

Лишь три региона ДФО завершили период с 2016 по 2020 год с совокупным профицитом: Чукотский автономный округ (среднее за пять лет соотношение итогов исполнения бюджетов и ННД составило 6%), Амурская область (4%) и Приморский край (3%). На противоположном конце спектра оказались регионы, в которых дефицит бюджета был наиболее существенным за последние пять лет: Хабаровский край (в среднем 8% ННД), Республика Бурятия (5%), Сахалинская область, Еврейская автономная область и Камчатский край (по 4%).

Рисунок 5. В 2012–2020 годах регионы ДФО в основном исполняли бюджет с дефицитом, млрд руб.

Источник: Казначейство России, расчеты АКРА

Долговая нагрузка распределена неравномерно

С 2016 по 2020 год госдолг регионов ДФО увеличился в абсолютном выражении на 19% (35,9 млрд руб.), а соотношение долга и ННД снизилось с 35 до 34%. В структуре государственного долга дальневосточных регионов преобладают банковские кредиты (40% на 01.01.2021), на бюджетные кредиты и облигации приходится 36 и 18% долговых обязательств, а оставшуюся часть составляют госгарантии.

Долговая нагрузка распределена среди регионов ДФО неравномерно. На 01.01.2021 по уровню долга лидировали Еврейская автономная область (соотношение долга и ННД — 79%), Забайкальский край (74%) и Хабаровский край (69%). У остальных регионов округа госдолг не превысил 50% ННД. Самый низкий уровень долговой нагрузки наблюдается у Приморского края (5%) и Сахалинской области (6%).

Рисунок 6. В 2016–2020 годах долг регионов ДФО рос медленнее, чем собственные доходы, млрд руб.

Источник: Минфин России, Казначейство России, расчеты АКРА

Структура долга у регионов ДФО столь же неоднородна: всего четыре субъекта имеют находящиеся в обращении облигации (Якутия, Камчатский край, Хабаровский край и Магаданская область), при этом только у Якутии на облигации приходится значимая часть долгового портфеля (70%), тогда как у остальных регионов она не превышает 15%.

На 01.01.2021 банковские кредиты присутствовали в долговых портфелях почти всех регионов ДФО, кроме Приморского края и Чукотского автономного округа. Наиболее высокую долю банковского долга имеют Хабаровский край (65%), Республика Бурятия (52%) и Забайкальский край (51%). С учетом того, что срок погашения банковских кредитов, как правило, не превышает трех лет, преобладание банковского долга в структуре портфелей создает для регионов повышенные риски рефинансирования долговых обязательств, а в долгосрочной перспективе несет существенные процентные риски.

За исключением Сахалинской области все регионы ДФО имеют бюджетные кредиты. У Якутии доля бюджетных кредитов невысока (менее 4% портфеля), а у пяти регионов — Чукотского автономного округа, Приморского края, Амурской области, Магаданской области и Еврейской автономной области — показатель превышает 50% на 01.01.2021. Условия предоставления бюджетных кредитов предполагают длительный срок возврата и льготную процентную ставку (0,1% годовых), что делает их крайне привлекательным долговым инструментом.

Рисунок 7. На 01.01.2021 наиболее высокий уровень долговой нагрузки имели Еврейская автономная область, Забайкальский край, а также Хабаровский край, млрд руб.

Источник: Минфин России, Казначейство России, расчеты АКРА

Ликвидность — не только резерв на случай кассовых разрывов, но и источник дополнительного дохода

Устойчивость бюджета к возможным кассовым разрывам во многом обеспечивается за счет остатков на счетах. Кроме того, у регионов с невысоким уровнем трансфертов есть возможность управлять своими временно свободными средствами путем размещения их на депозитах.

Из всех субъектов ДФО только Сахалинская область в течение последних пяти лет ежегодно размещала временно свободные средства на банковских депозитах, что принесло ей за этот период дополнительный доход в размере 12,3 млрд руб. Однако остатки на счетах области за эти пять лет значительно сократились в связи с расходованием средств на финансирование дефицита бюджета. На конец 2016 года остатки на счетах Сахалинской области составляли 20,8 млрд руб., что в 1,3 раза превысило совокупный показатель всех остальных регионов ДФО. По оценкам АКРА, на конец 2020 года объем остатков на счетах Сахалинской области находится на уровне 2,7 млрд руб.

В 2019 и 2020 годах Приморский край также начал размещать временно свободные средства на депозитах в банках. На конец 2020 года остатки на счетах края увеличились в 1,3 раза по сравнению с 2016-м. Остальные регионы не размещали средства на банковских депозитах в период с 2016 по 2020 год.

По оценкам АКРА, на 01.01.2021 лишь у Амурской области по итогам 2020 года остатки на счетах превысили среднемесячные расходы. Увеличение ННД, которому в том числе способствовал постепенный ввод в эксплуатацию проекта газопровода «Сила Сибири» и сопутствующей инфраструктуры, позволило области увеличить остатки на счетах более чем в пять раз в 2020 году по сравнению с 2018-м. Значительным запасом собственной ликвидности также обладают Чукотский автономный округ и Приморский край.

Наименьшее соотношение остатков на счетах на 01.01.2021 и среднемесячных расходов в 2020 году имели Республика Бурятия (4%), Магаданская область (6%) и Хабаровский край (11%). Небольшой запас собственной ликвидности увеличивает для данных регионов риски возможных кассовых разрывов и усиливает их зависимость от внешних источников ликвидности.

Инвестиции в развитие регионов ДФО — основной фактор повышения их финансовой устойчивости в будущем

При оценке финансовой устойчивости регионов ДФО и составлении рэнкинга Агентство учитывало следующие факторы:

  • самодостаточность бюджета (среднее соотношение ННД и совокупных доходов в 2016–2020 годах);
  • гибкость расходной части бюджета (средняя доля капитальных расходов в совокупных расходах в 2016–2020 годах);
  • уровень дефицита бюджета (среднее соотношение дефицита/профицита и ННД в 2016–2020 годах);
  • уровень долговой нагрузки (соотношение долга и ННД на 01.01.2021);
  • уровень собственной ликвидности (соотношение остатков на счетах на 01.01.2021 и среднемесячных расходов в 2020 году).

Таблица 1. Составленный АКРА рэнкинг регионов ДФО по факторам, характеризующим финансовую устойчивость

Регион ДФО

Самодостаточность
бюджета

Гибкость расходной части бюджета

Уровень дефицита
бюджета

Уровень долговой нагрузки

Уровень собственной
ликвидности

Республика Бурятия

9

5

10

8

11

Республика Саха (Якутия)

6

8

4

4

6

Приморский край

2

4

3

1

3

Хабаровский край

3

3

11

9

9

Амурская область

4

10

2

7

1

Камчатский край

11

6

7

3

8

Магаданская область

5

7

6

5

10

Сахалинская область

1

1

9

2

7

Еврейская автономная область

8

11

8

11

5

Чукотский автономный округ

10

2

1

6

2

Забайкальский край

7

9

5

10

4

Источник: расчеты АКРА

Исходя из показателей, приведенных в табл. 1, регионы ДФО можно разделить на три группы по уровню финансовой устойчивости.

К первой группе Агентство относит Сахалинскую область, Приморский край, Чукотский автономный округ и Амурскую область. Сахалинская область отличается низкой долговой нагрузкой, высоким уровнем самодостаточности бюджета и высокой долей капитальных расходов. Приморский край имеет низкую долговую нагрузку и относительно высокие значения по остальным показателям. Высокий уровень финансовой устойчивости Чукотского автономного округа обеспечивается сдержанной бюджетной политикой и высоким уровнем собственной ликвидности. Амурская область, в свою очередь, смогла существенно нарастить собственные доходы в последние годы благодаря реализация крупных проектов, связанных с транспортировкой и переработкой природного газа, что позволило снизить долговую нагрузку и увеличить остатки на счетах.

Все регионы, вошедшие в первую группу рэнкинга, характеризуются высоким уровнем инвестиций в основной капитал, за исключением Приморского края. Однако данный регион расположен в наиболее благоприятной климатической зоне и имеет более развитую транспортную и социальную инфраструктуру по сравнению с остальными регионами ДФО, что отчасти обуславливает меньшую потребность в инвестициях в основной капитал.

Рисунок 8. Группы регионов ДФО по уровню финансовой устойчивости

Источник: расчеты АКРА

Во вторую группу регионов ДФО по уровню финансовой устойчивости вошли Республика Саха (Якутия), Камчатский край и Магаданская область.

Как и в первой группе рэнкинга АКРА, в данных регионах инвестиции в основной капитал достаточно высоки, однако показатели бюджета, долговой нагрузки и ликвидности несколько ниже, чем у регионов из первой группы. Реализация проектов по освоению новых месторождений позволит Якутии в ближайшие годы нарастить налоговую базу, что может позитивно повлиять на финансовые показатели региона за счет возможного снижения долговой нагрузки и повышения уровня собственной ликвидности бюджета. Высокая зависимость Камчатского края от трансфертов из федерального бюджета компенсируется относительно низким уровнем долговой нагрузки, а на финансовую устойчивость Магаданской области негативное влияние оказывают невысокий уровень ликвидности и значительная кредиторская задолженность.

Подробнее об инвестициях в Дальневосточном федеральном округе в исследовании АКРА «ДФО – долгосрочно финансировать облигациями» от 3 сентября 2019 года.

В третью группу рэнкинга АКРА вошли Забайкальский край, Хабаровский край, Еврейская автономная область и Республика Бурятия. Данные регионы отличаются высокой долговой нагрузкой и низким уровнем ликвидности бюджета, а рост их налоговой базы сдерживается из-за значительно более низкого объема инвестиций в основной капитал по сравнению с остальными регионами ДФО.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Максим Першин
Заместитель директора, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 85
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.