Sector

Corporates

Activities

Power & Utilities

Type

Analytical commentary

The WECM is a place of circulation of electricity and capacity within the framework of the Unified Energy System of Russia (the UES of Russia) with the participation of large producers and buyers of electricity and capacity (as well as other persons who have received the status of a wholesale market entity), which is regulated by the Federal Law "On electric power industry."

The first four months of 2021 demonstrate both a recovery in electricity consumption and an increase in payment discipline on the part of consumers in the wholesale electricity and capacity market (the WECM). At the same time, against the background of a slowdown in debt growth, the debt of end consumers of electricity is continuing to grow.

According to the Center for Financial Settlements (the CFS), the level of payments in the WECM for supplied electricity in the first four months of 2021 increased by 0.75 p.p. and 0.24 p.p. compared to the same periods in 2020 and 2019, respectively. At the same time, after an almost twofold increase (by RUB 8.1 bln) in the arrears for the supplied electricity in January–April 2020 (by RUB 4.1 bln in January–April 2019), in the same period of 2021, the growth in arrears slowed down by more than three times (Fig. 1–2).

CFS is an entity of the commercial infrastructure of the WECM, which is established to provide a comprehensive service for calculating the liabilities and obligations of the WECM participants and carrying out financial settlements between them.

Source: CFS, ACRA's calculations

The indicators for 2020 demonstrate a decrease in payment discipline and an increase in debt amid the onset of the COVID-19 pandemic in the Russian Federation, but the results of the first four months of 2021 reflect the recovery of payment discipline to the levels observed before the coronavirus outbreak.

At the same time, according to JSC System Operator of the Unified Energy System (the System Operator), electricity consumption in the UES of Russia in the first four months of this year increased by 4.2% compared to 2020 and by 2.5% compared to 2019. This growth was driven by both colder weather in 2021 and a recovery in the domestic electric power industry on the back of growing demand from the Russian economy (Fig. 3). In 2020, the volume of electricity consumption was negatively impacted by warmer weather and the restrictions associated with the pandemic.

SO UES JSC is an operational dispatch control entity (the term "System Operator" is also used in the regulatory and technical documentation), which carries out centralized operational dispatch control of the UES of Russia. The System Operator is authorized to issue operational dispatch instructions and orders that are binding on the electric power sector companies and electricity consumers, which affect the electric power mode of operation of the entire power system.

Source: JSC SO of the UES, ACRA's calculations

For all the interconnected energy systems (IES) of Russia in the first four months of 2021, electricity consumption turned out to be higher than in the same period of 2020, and for the majority of IES, the indicators exceeded the results of 2019 (Fig. 4). In ACRA's opinion, such dynamics is associated with weather conditions and the recovery of business activity in the regions.

IES is a set of energy systems, united by a common mode of operation, having a common dispatch room that is superior to the dispatch rooms of the energy systems included in such IES. The UES of Russia includes seven regional IES, one of which, the IES of the East, operates in isolation from the other six.

ACRA's calculations confirm the growth in electricity consumption and WECM prices in January–April 2021 as compared to the same period in 2020 (Table 1).

Table 1. Overdue payments for electricity purchased in the WECM in January–April

Year

% of payments

Growth in arrears,
RUB bln

0.01% of arrears,
RUB bln

2020

98.95%

8.051

0.077

2021

99.70%

2.51

0.084

Yearly variation

Growth by 0.75 p.p.

Decline in 3.2 times

Growth by 9.1%

 

1 Without adjustments in liabilities of legal entities deprived of the WECM participant status, and the debt restructuring agreement of the Rosseti group in the North Caucasus.
Source: data from the CFS, ACRA's calculations

The total debt at the WECM in the first four months of 2021 amounted to RUB 75.5 bln, which is lower than at the end of April 2020 and 2019 (RUB 77.2 bln and RUB 104.4 bln, respectively). The improvement in the situation in 2021 is due to the debt restructuring agreement made with subsidiaries and dependent companies of PJSC Rosseti in the North Caucasus, under which the debt of companies to electricity producers was restructured, and the companies themselves increased the percentage of payments at the WECM (Fig. 5-6).

It is also worth noting that a significant reduction in arrears in 2020 was due to two adjustments in liabilities in view of the following factors: (1) deprivation of legal entities of the WECM participant status — RUB 22.5 bln; (2) the effect of the debt restructuring agreement with subsidiaries and dependent companies of PJSC Rosseti in the North Caucasus — RUB 5.3 bln.

Source: data from the CFS, ACRA's calculations

The growth rate of the overdue amounts from consumers in the North Caucasus Federal District decreased at the WECM in January–April 2021 compared to the same periods of previous years (Fig. 5–6).

The main volume of arrears at the WECM is formed by energy sales companies that buy electricity in the wholesale market and sell it to end consumers in the retail electricity market (the REM). While the debt continues to decrease at the WECM, the situation is opposite at the REM, where the amount of debt significantly exceeds that at the WECM (Fig. 7).

At the REM, electricity purchased on the WECM is sold, as well as electricity from generating companies that are not participants in the WECM. The participants of the REM are electricity consumers; utility providers; guaranteeing suppliers; power supply companies and organizations; electric energy producers in retail markets that do not have the status of a WECM entity or for some reason have lost this status; grid companies, owners of power grid facilities; system operator.

Such dynamics is mainly reflects the adjustment of liabilities at the WECM (namely, writing off bad debts), as well as compensations paid by energy sales companies for the debts of end consumers.

It should be noted that, according to the CFS, in the first four months of 2021, the growth rate of buyers' debt on the REM has decreased: in January–April 2021, the increase amounted to RUB 13.8 bln, while for the same periods of 2020 and 2019 it was RUB 28.7 bln and RUB 35.8 bln, respectively (Fig. 8). The slowdown in the growth rate of debt on the REM is generally caused by a stricter payment discipline among all categories of consumers.

Market Council (“Non-commercial partnership Market Council for the organization of an efficient system of wholesale and retail trade in electrical energy and capacity”) is a company that provides the organization of wholesale and retail trade in electrical energy and capacity (formerly - Non-commercial partnership “Trading System Administrator”).

Source: data from the CFS, ACRA's calculations

Guaranteed electricity supplier is a commercial organization obliged, in accordance with the Federal Law "On Electric Power Industry", to conclude a contract for the sale and purchase of electric energy with any electric energy consumer who has requested this.

In ACRA's opinion, the end consumers' debts for the supplied electricity are primarily borne by the power supply companies. This often leads such companies to bankruptcy and/or deprivation of the WECM entity status due to the breach of obligations to timely pay for electricity / capacity. For example, on June 22, 2021, the Market Council decided to deprive three guaranteed suppliers (JSC Kabbalkenergo, JSC Kalmenergosbyt and JSC Karachaevo-Cherkesskenergo controlled by PJSC Rosseti) their WECM entity status in view of their multibillion-dollar debts to generating companies. In addition, the end consumer debts fall on the grid and generating companies, which can potentially lead to a shortage of funds to cover their operating and capital costs necessary to maintain the reliability of the UES of Russia.

Print version
Download PDF

Analysts

Denis Krasnovskiy
Expert, Corporate Ratings Group
+7 (495) 139 04 80, доб. 188
Larisa Loznova
Managing Director - Head of the International Practice of Non-financial Company Ratings
+7 (495) 139-0498, доб. 171
We protect the personal data of users and process cookies only to personalize services. You can prevent the processing of cookies in your browser settings. Please read the terms of use of cookies on this website by clicking on more information.

Сектор

Корпоративный сектор

Вид деятельности

Электроэнергетика и ЖКХ

Тип

Аналитический комментарий

ОРЭМ — это место обращения электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России (далее — ЕЭС России) с участием крупных производителей и покупателей электрической энергии и мощности (а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка), функционирующее в рамках федерального закона «Об электроэнергетике».

Результаты первых четырех месяцев 2021 года демонстрируют как восстановление уровня потребления электроэнергии, так и повышение платежной дисциплины со стороны потребителей на оптовом рынке электрической энергии и мощности (далее — ОРЭМ). При этом на фоне замедления темпов роста задолженности продолжается наращивание долга со стороны конечных потребителей электроэнергии.

Согласно данным Центра финансовых расчетов (далее — ЦФР), уровень платежей на ОРЭМ за поставленную электроэнергию за первые четыре месяца 2021 года вырос на 0,75 и 0,24 п. п. по сравнению с аналогичными периодами 2020 и 2019 годов соответственно. При этом после почти двукратного увеличения прироста задолженности за поставленную электроэнергию за январь — апрель 2020 года на 8,1 млрд руб. (на 4,1 млрд руб. за январь — апрель 2019 года) за аналогичный период 2021 года произошло снижение прироста задолженности в денежном эквиваленте более чем в три раза (см. рис. 1–2).

ЦФР — организация коммерческой инфраструктуры ОРЭМ, основной задачей которой является оказание комплексной услуги по расчету требований и обязательств участников ОРЭМ и проведению финансовых расчетов между ними.

Источник: данные ЦФР, расчеты АКРА

Если показатели 2020 года демонстрируют снижение платежной дисциплины и прирост задолженности на фоне начала пандемии COVID-19 в РФ, то результаты первых четырех месяцев 2021 года отражают восстановление платежной дисциплины до уровней, наблюдавшихся до начала распространения коронавирусной инфекции.

Вместе с этим, согласно данным АО «Системный оператор Единой энергетической системы» (далее — АО «СО ЕЭС»), потребление электроэнергии в ЕЭС России за первые четыре месяца текущего года выросло на 4,2% по сравнению с 2020-м и на 2,5% по сравнению с 2019-м. Такой рост был обусловлен как более холодной погодой в 2021 году, так и восстановлением позиций отечественной электроэнергетической отрасли на фоне растущего спроса со стороны российской экономики (см. рис. 3). В 2020 году негативное влияние на уровень потребления электроэнергии оказали более теплая погода и ограничения, связанные с пандемией.

АО «СО ЕЭС» является субъектом оперативно-диспетчерского управления (в нормативно-технической документации также используется термин системный оператор), осуществляющим централизованное оперативно-диспетчерское управление ЕЭС России. АО «СО ЕЭС» уполномочено выдавать оперативные диспетчерские команды и распоряжения, обязательные для исполнения субъектами сектора электроэнергетики и потребителями электрической энергии, которые влияют на электроэнергетический режим работы энергетической системы.

Источник: данные АО «СО ЕЭС», расчеты АКРА

По всем объединенным энергетическим системам (далее — ОЭС) России за первые четыре месяца 2021 года потребление электроэнергии оказалось выше, чем за аналогичный период 2020-го, а по большинству ОЭС показатели превысили результаты 2019 года (см. рис. 4). По мнению АКРА, такая динамика связана с погодными условиями и восстановлением деловой активности в регионах.

ОЭС — совокупность нескольких энергетических систем, объединенных общим режимом работы, имеющая общее диспетчерское управление как высшую ступень управления по отношению к диспетчерским управлениям входящих в нее энергосистем. В составе ЕЭС России выделяют семь ОЭС по региональному принципу, одна из которых — ОЭС Востока — работает изолированно от остальных шести.

Расчеты АКРА подтверждают рост потребления электроэнергии и цен на ОРЭМ за январь — апрель 2021 года к показателю за тот же период 2020 года (см. табл. 1).

Таблица 1. Задолженность за покупку на ОРЭМ за январь — апрель

Год

% оплаты

Прирост задолженности
в млрд руб.

0,01% задолженности
в млрд руб.

2020

98,95%

8,051

0,077

2021

99,70%

2,51

0,084

Изменение за год

Прирост на 0,75 п. п.

Снижение в 3,2 раза

Рост на 9,1%


1Без учета корректировок обязательств в части юридических лиц, лишенных статуса участника ОРЭМ, и соглашения о реструктуризации задолженности группы «Россети» на Северном Кавказе.
Источник: данные ЦФР, расчеты АКРА

Совокупная задолженность на ОРЭМ по итогам первых четырех месяцев 2021 года составила 75,5 млрд руб., что ниже показателей на конец апреля прошлого и позапрошлого годов (77,2 и 104,4 млрд руб. на 30.04.2020 и 30.04.2019 соответственно). Улучшение ситуации в 2021 году обусловлено действием соглашения о реструктуризации задолженности ДЗО ПАО «Россети» на Северном Кавказе, в рамках которого задолженность компаний перед производителями электроэнергии была реструктуризирована, а сами компании повысили уровень расчетов на ОРЭМ (см. рис. 5–6).

Стоит отметить также, что значительное сокращение задолженности в 2020 году было обусловлено двумя корректировками обязательств в связи со следующими факторами: (1) лишением юридических лиц статуса участника ОРЭМ — 22,5 млрд руб.; (2) действием соглашения о реструктуризации задолженности ДЗО ПАО «Россети» на Северном Кавказе — 5,3 млрд руб.

Источник: данные ЦФР, расчеты АКРА

Темпы роста задолженности потребителей Северо-Кавказского федерального округа за электроэнергию на ОРЭМ снизились в январе — апреле 2021 года по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет (см. рис. 5–6).

Основной объем задолженности на ОРЭМ формируют энергосбытовые компании, покупающие электроэнергию на оптовом рынке и продающие ее конечным потребителям на розничном рынке электроэнергии (далее — РРЭ). Если на ОРЭМ продолжается снижение уровня задолженности, то на РРЭ ситуация прямо противоположная, а объем долга значительно превышает уровень задолженности на ОРЭМ (см. рис. 7).

В рамках РРЭ реализуется электроэнергия, приобретенная на ОРЭМ, а также электроэнергия генерирующих компаний, не являющихся участниками оптового рынка. Субъекты РРЭ: потребители электроэнергии; поставщики коммунальных услуг; гарантирующие поставщики; независимые энергосбытовые компании, энергоснабжающие организации; производители электрической энергии на розничных рынках, которые не имеют статуса субъекта оптового рынка или по каким-либо причинам утратили этот статус; сетевые организации, а также владельцы объектов электросетевого хозяйства; системный оператор.

Подобная динамика обусловлена в основном корректировкой обязательств на ОРЭМ в части списания невозвратной задолженности, а также компенсацией энергосбытовыми компаниями долгов конечных потребителей.

Следует отметить, что за четыре месяца 2021 года, по данным ЦФР, темпы прироста задолженности покупателей на РРЭ снизились. Так, за январь — апрель 2021-го прирост составил 13,8 млрд руб., тогда как за аналогичные периоды 2020 и 2019 годов он был на уровне 28,7 и 35,8 млрд руб. соответственно (см. рис. 8). В целом замедление темпов роста задолженности на РРЭ обусловлено повышением платежной дисциплины по всем категориям потребителей.

Cовет рынка («Некоммерческое партнерство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью») — компания, обеспечивающая организацию оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью (ранее — Некоммерческое партнерство «Администратор торговой системы»).

Источник: данные ЦФР, расчеты АКРА

Гарантирующий поставщик электрической энергии — коммерческая организация, обязанная в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии.

По мнению АКРА, долги конечных потребителей за поставленную электроэнергию, прежде всего, ложатся на энергосбытовые компании. Зачастую это приводит данные компании к банкротству и/или лишению статуса субъекта ОРЭМ из-за ненадлежащего исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности). Так, Совет рынка решением от 22 июня 2021 года лишил трех подконтрольных ПАО «Россети» гарантирующих поставщиков — АО «Каббалкэнерго», АО «Калмэнергосбыт» и АО «Карачаево-Черкесскэнерго» — статуса субъекта ОРЭМ по причине их многомиллиардных долгов перед генераторами. Кроме того, долги конечных потребителей ложатся на сетевые и генерирующие компании, что потенциально может привести к недостаточности денежных средств для покрытия их операционных и капитальных затрат, необходимых для поддержания надежности ЕЭС России.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Денис Красновский
Эксперт, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 188
Лариса Лознова
Управляющий директор - руководитель международной практики рейтингов нефинансовых компаний
+7 (495) 139-0498, доб. 171
Алексей Чурилов
Менеджер по внешним коммуникациям
+7 (495) 139 04 80, доб. 169
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.