Sector

Regions & Municipalities

Type

Analytical commentary

Based on the preliminary data published on the Unified Portal of the Budgetary System of the Russian Federation1, in the first half of 2021, budget revenues of Russia's constituent entities increased by 19% y-o-y and by 22% compared with the first half of 2019 (before the pandemic). The total amount of regional budget revenues in the period from January to June of this year amounted to RUB 6,698.5 bln. The increase is observed in 79 regions, and the most significant one — in the Nenets Autonomous Okrug (by 59%), Lipetsk and Samara Regions (by 57 and 51%, respectively).

Tax and non-tax revenues (TNTR) of regional budgets grew by 24% y-o-y to RUB 5,204.5 bln. The TNTR grew in 82 regions, being the most significant in those regions where large metallurgical enterprises are located: in the Lipetsk, Belgorod and Vologda Regions (by 91%, 77% and 69%, respectively). The increase in tax revenues in these regions is mainly due to the rise in metal prices in 2021.

For all the main types of tax revenues of regional budgets, an increase was recorded in the first half of 2021. The largest increase (by 31%) occurred in corporate income tax revenues (in the first half of 2020, these revenues decreased by 14% y-o-y). Personal income tax revenues and revenues from taxes on goods and services grew by 19% (-0.4% and +4% y-o-y in the first half of 2020, respectively). Property tax revenues increased by 13% (7% y-o-y in 2020).


1 http://budget.gov.ru

Table 1. Profit tax revenues have grown significantly in those regions where large metal producers are located

H1 2021/H1 2020 growth

H1 2021/H1 2019 growth

Region

%

RUB bln

Region

%

Belgorod Region

234%

23.6

Lipetsk Region

191%

Lipetsk Region

230%

17.7

Chukotka AO

136%

Vologda Region

203%

15.8

Belgorod Region

120%

Republic of Khakassia

153%

2.6

Vladimir Region

115%

Republic of Buryatia

134%

3.5

Kursk Region

94%

Source: Federal Treasury Office, budget.gov.ru, ACRA's calculations

The growth in the volume of gratuitous receipts, which began in 2020, continued in the first half of 2021, but its rate is not comparable with the dynamics observed 12 months ago. For the period from January to June, the volume of gratuitous receipts amounted to RUB 1,494.0 bln, exceeding the result of the same period in 2020 by 2%. In the second quarter of 2021, this indicator grew by 30% against the first quarter of this year.

In H1 2021, the largest increase in gratuitous receipts was observed in the Nenets Autonomous Okrug, Kaluga and Samara Regions, while the most significant reduction is recorded by the Republic of Tatarstan, the Kemerovo Region — Kuzbass, and the Sakhalin Region.

In the first half of 2021, the total expenditures of the regional budgets increased by 7% y-o-y and amounted to RUB 6,309.2 bln. Nine regions managed to cut aggregate spending compared to the first half of 2020, when the country was in the midst of the coronavirus pandemic. The highest rates of cost reduction are demonstrated by the Tyumen Region (-10%), the Republic of Khakassia (-9%), and the Sakhalin Region (-6%). The remaining 76 regions increased their spending, with the Samara Region, the Nenets Autonomous Okrug and the Amur Region being on the top of the list (growth by 35%, 34% and 29%, respectively).

Figure 1. Execution dynamics of the aggregated regional budgets, RUB bln

Source: Federal Treasury Office, budget.gov.ru, ACRA's calculations

In H1 2021, the aggregate surplus of regional budgets grew by RUB 201 bln against Q1 2021, up to RUB 389 bln (7.5% of the total TNTR of regional budgets), while at the end of 2020, the deficit amounted to RUB 708 bln. The budget surplus of surplus regions reached RUB 447 bln, and the maximum contributors included Moscow (12%), St. Petersburg, Krasnoyarsk Krai, the Tyumen and Chelyabinsk Regions (6% each), Samara Region (5%), Belgorod, Lipetsk and Sakhalin Regions (4% each).

According to the results of the first half of the year, 66 constituent entities of the Russian Federation have a budget surplus, and the highest ratio of surplus to TNTR (for six months) was demonstrated by the Lipetsk, Belgorod and Chelyabinsk Regions (42%, 32% and 28%, respectively). These surpluses are caused by higher tax revenues due to the rise in metal prices.

A year earlier, the aggregate regional budget was executed with a deficit of RUB 249 bln, or 5.9% of the total TNTR. The positive dynamics in the revenues of regional budgets allowed 40 constituent entities to execute the budget in six months with an intermediate surplus, whereas 12 months ago their budget was in deficit.

Table 2. 40 constituent entities of Russia showed budget surpluses in H1 2021 against deficits in H1 2020, whereas only six regional budgets became deficit, RUB mln

Source: Federal Treasury Office, budget.gov.ru, ACRA's calculations

At the end of the first half of 2021, the revenue side of regional budgets significantly exceeded the expenditure side, which resulted in a significant budget surplus. However, by the end of the year, we can expect a reduction in the number of surplus regions, given the continuing increase in expenditures and the common practice of their distribution, when the bulk of expenditures traditionally falls on the end of the calendar year.

Print version
Download PDF

Analysts

Maxim Parshin
Senior Analyst, Sub-sovereign Ratings Group
+7 (495) 139-0480, доб. 225
Alexey Churilov
Manager, External Communications
+7 (495) 139 04 80, доб. 169
We protect the personal data of users and process cookies only to personalize services. You can prevent the processing of cookies in your browser settings. Please read the terms of use of cookies on this website by clicking on more information.

Сектор

Регионы и муниципалитеты

Тип

Аналитический комментарий

Исходя из оперативных данных, опубликованных на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации, доходы бюджетов субъектов РФ в первой половине 2021 года увеличились по сравнению с показателями за аналогичный период 2020-го на 19%, а по сравнению с первым полугодием 2019-го (до начала пандемии коронавируса) — на 22%. Совокупный объем поступлений в региональные бюджеты в период с января по июнь текущего года составил 6 698,5 млрд руб. Прирост наблюдается в 79 регионах, а наиболее существенный — в Ненецком автономном округе (на 59%), Липецкой и Самарской областях (на 57 и 51%).

Налоговые и неналоговые доходы (ННД) бюджетов субъектов РФ выросли за шесть месяцев на 24% к аналогичному периоду предыдущего года до 5 204,5 млрд руб. Рост ННД произошел в 82 регионах, оказавшись наиболее значительным в тех субъектах, на территории которых находятся крупные металлургические предприятия: в Липецкой, Белгородской и Вологодской областях (на 91, 77 и 69% соответственно). Увеличение налоговых поступлений в этих регионах в основном связано с ростом цен на металлы в 2021 году.

По всем основным видам налоговых поступлений региональных бюджетов по итогам первой половины 2021 года зафиксирован рост. Наибольший прирост поступлений (на 31%) произошел по налогу на прибыль организаций, тогда как в первой половине 2020-го показатель снизился на 14% к аналогичному периоду 2019 года. Чуть меньше — на 19% — увеличились поступления по НДФЛ и по налогам на товары и услуги (-0,4 и +4% за первую половину
2020-го к первой половине 2019-го соответственно). Поступления по налогам на имущество за анализируемый период выросли на 13%, тогда как в первой половине прошлого года они снизились на 7% к показателю за первую половину 2019-го.


http://budget.gov.ru

Таблица 1. Значительный прирост по налогу на прибыль организаций произошел в субъектах, на территории которых находятся крупные металлургические предприятия

Прирост 1П 2021/1П 2020

Прирост 1П 2021/1П 2019

Регион

%

млрд руб.

Регион

%

Белгородская область

234%

23,6

Липецкая область

191%

Липецкая область

230%

17,7

Чукотский АО

136%

Вологодская область

203%

15,8

Белгородская область

120%

Республика Хакасия

153%

2,6

Владимирская область

115%

Республика Бурятия

134%

3,5

Курская область

94%

Источник: Федеральное казначейство, budget.gov.ru, расчеты АКРА

Начавшийся в 2020 году рост объема безвозмездных поступлений продолжился в первой половине 2021-го, но по темпам он не сопоставим с динамикой, наблюдавшейся 12 месяцев назад. За период с января по июнь объем безвозмездных поступлений составил 1 494,0 млрд руб., на 2% превысив результат аналогичного периода 2020 года. Во втором квартале 2021-го данный показатель вырос к результату за первый квартал текущего года на 30%.

По итогам полугодия наибольший прирост безвозмездных поступлений наблюдается в Ненецком автономном округе, Калужской и Самарской областях, а наиболее существенное сокращение фиксируют Республика Татарстан, Кемеровская область — Кузбасс и Сахалинской область.

Совокупные расходы бюджетов субъектов РФ за первое полугодие 2021-го выросли на 7% в годовом сопоставлении и составили 6 309,2 млрд руб. Девяти регионам удалось сократить совокупные расходы по сравнению с первой половиной 2020 года, когда страна уже жила в условиях пандемии коронавируса. Наибольшие темпы снижения расходов демонстрируют Тюменская область (-10%), Республика Хакасия (-9%) и Сахалинская область
(-6%). Остальные 76 регионов увеличили объем расходов, а лидерами стали Самарская область, Ненецкий автономный округ и Амурская область (рост на 35, 34 и 29% соответственно).

Рисунок 1. Динамика исполнения совокупного бюджета регионов, млрд руб.

Источник: Федеральное казначейство, budget.gov.ru, расчеты АКРА

В первом полугодии 2021-го совокупный профицит региональных бюджетов увеличился на 201 млрд руб. к показателю за первый квартал текущего года до 389 млрд руб. (7,5% совокупных ННД бюджетов регионов), тогда как по итогам 2020 года дефицит составил 708 млрд руб. Профицит профицитных регионов оказался на уровне 447 млрд руб., а максимальный вклад в показатель внесли Москва (12%), Санкт-Петербург, Красноярский край, Тюменская и Челябинская области (по 6%), Самарская область (5%), Белгородская, Липецкая и Сахалинская области (по 4%).

По итогам первого полугодия у 66 субъектов РФ наблюдается профицит бюджета, а наибольшее отношение профицита к ННД (за шесть месяцев) зафиксировано в Липецкой, Белгородской и Челябинской областях (42, 32 и 28% соответственно). Профициты этих субъектов напрямую связаны с увеличением налоговых поступлений, обусловленным ростом цен на металлы.

Годом ранее совокупный бюджет регионов был исполнен с дефицитом в размере 249 млрд руб., или 5,9% совокупных ННД. Положительная динамика доходной части региональных бюджетов позволила 40 субъектам РФ исполнить бюджет за шесть месяцев с промежуточным профицитом, тогда как 12 месяцев назад их бюджет был дефицитным.

Таблица 2. 40 субъектов РФ стали профицитными по итогам первого полугодия в сравнении с результатами за тот же период 2020 года, тогда как дефицитными стали лишь шесть субъектов, млн руб.

Источник: Федеральное казначейство, budget.gov.ru, расчеты АКРА

По итогам первой половины 2021 года доходная часть региональных бюджетов заметно превысила расходную часть, что привело к образованию значительного профицита бюджета. Однако к концу года можно ожидать сокращение числа профицитных регионов, учитывая продолжающееся увеличение расходов и сложившуюся практику их распределения, когда основная доля расходов традиционно приходится на конец календарного года.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Максим Паршин
Старший аналитик, группа региональных рейтингов
+7 (495) 139-0480, доб. 225
Алексей Чурилов
Менеджер по внешним коммуникациям
+7 (495) 139 04 80, доб. 169
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.