Sector

Sovereigns

Type

Research

  • The economy of Kazakhstan is becoming less open amid changing foreign trade dynamics. A new trend emerged in 2014–2015 after rapid growth of the volume of Kazakhstan’s foreign trade, which began at the start of the 2000s and outstripped GDP growth rates. Weaker growth of foreign trade compared to the overall level of economic activity led to a decline in the openness of the country’s economy, which is an important part of sovereign risk assessment. A shift in economic openness reflects changes in composition and strength of internal and external factors contributing to economic growth or decline. Furthermore, these changes must be viewed in the context of the nature of external shocks faced by the economy.
  • The reasons for the “closure” of the Kazakh economy are different in terms of exports and imports. From the point of view of exports, the key factor is changes in oil prices and production volume (mineral resources account for approximately two-thirds of exported goods), while in terms of imports the situation depends on the dynamics of imports of machine building and instrument manufacturing products (from 38% to 45% of total imports).
  • ACRA links its expectations for the volume of Kazakhstan’s foreign trade from 2021 to 2050 to oil market trends; the oil price is subject to diverse factors. On the one hand, the recovery of the global economy following the crisis of 2020 will lead to a recovery in demand for oil, but on the other hand, decarbonization of major economies allows us to assume that the oil price recovery will be limited and possibly relatively short. A short-term increase in oil prices even given the current levels of production and increasing imports at the rate of growth of GDP may mean that the economic openness of Kazakhstan will not return to its pre-crisis level.

The Kazakh economy is “shutting its doors”

Over the past 20 years (from 2000 to 2020), the economic openness indicator of Kazakhstan measured as the ratio of the sum of exports/imports of goods and services to GDP has declined considerably, from 104% of GDP in 2000 to 57% in 2020 (Fig. 1, left graph). Since the start of the oil boom of the 2000s, the volume of the country’s foreign trade rose steeply, with the dollar volume of foreign trade increasing by 8.2 times in 2000–20131. However, in 2014–2015 the situation changed dramatically. The volume of foreign trade started declining and by 2020 it was unable to match the peak recorded in 2013, amounting to only 63% of that indicator.

In the analyzed two decades, two periods stand out — before and after 2015, when the indicator of the openness of the economy of Kazakhstan sharply changed direction. The most noticeable decline was observed starting from 2015 when the volume of foreign trade declined in terms of exports and imports (Fig. 1, right graph).

The openness of the economy is an important factor in assessing sovereign risk, which takes into account both the change in the composition and strength of external and internal factors leading to the growth or decline of the country’s economy, and the nature of external shocks that the economy is facing. In 2020, the economic shock was caused by the suspension of cross-border communications, which led to serious losses in a number of sectors, such as tourism and transport, and caused the most tangible damage to the GDP of “open” economies, for which these sectors were the areas of economic specialization. Unlike these countries, Kazakhstan’s losses from 2020 were less significant due to the weakened impact of external factors on GDP, taking into account the reduced volume of foreign trade. This, however, was unable to prevent the Kazakh economy from shrinking in 2020 due to the introduction of administrative limitations in a number of sectors amid the coronavirus pandemic, and also due to the global decline in demand for hydrocarbons, the country’s main export.


1 The only exception was 2009, when the decline in external trade was due to a sharp fall in oil prices.

Figure 1. Dynamics of economic openness (sum of exports/imports to GDP) and structure of foreign trade for the past 20 years

Sources: NB RK, ACRA

The drop in the volume of exports of goods was mainly due to the dynamics of the export of mineral resources, primarily oil (Fig. 2), which dominates in the structure of Kazakhstan’s exports. The share of fuel and energy products in total exports has been in the range of 58–76% over the past eight years.

As for imports, their decline in 2015–2020 compared to 2000–2014 was due to two components decreasing: imports of machinery and equipment and imports of fuel and energy products (Fig. 3). The structure of imports in Kazakhstan is less concentrated than that of exports. Over the past eight years, the share of the main imported goods — machinery and equipment — accounted for 38%–45% in the total volume of imports, while imports of fuel and energy products declined sharply from 11% to 4% from 2013 to 2020.

Figure 2. Structure of Kazakhstan’s exports, USD bln

Sources: BNS ASPR RK, ACRA

Figure 3. Structure of Kazakhstan’s imports, USD bln

Sources: BNS ASPR RK, ACRA

The reasons for lower openness of the Kazakh economy are related to both exports and imports

In ACRA’s opinion, the sharp decline in the level of openness of the economy of Kazakhstan is caused by a number of reasons related to both exports and imports.

In terms of exports, the situation is affected by the dependence of the dominant export commodity of Kazakhstan (mineral resources, primarily oil) on the external market demand for energy commodities. As shown in Fig. 3, from 2014 to 2020, changes in the export of mineral resources were the main factor in the volatility of export volumes. Since 2014–2015, average oil prices and export volumes have ceased to show steady growth. From 2005 to 2014, the average oil price was USD 86/bbl2 (about USD 102/bbl in 2010–2014), but from 2015 to 2020, the average annual price did not exceed USD 72/bbl.

ACRA attributes the decline in average oil prices over the past six years to structural changes in global demand. In particular, the United States, one of the main oil consumers in the world, has become self-sufficient in oil production thanks to shale oil, which has an overall downward pressure on oil prices.

As for the volume of oil exports, the main role in its decline was due to the redistribution of produced amount in favor of domestic consumption at the expense of exports. After the rapid growth of oil exports in 2000–2009 and the comparative stabilization in 2009–2014, this indicator has stagnated since 2015: on average, the volume of oil exports in 2009–2014 exceeded the level of 2015–2020 by a mere 2%. At the same time, over a twenty-year period (from 2000 to 2020), the volume of oil exports has more than doubled.

Taking into account the factors described above, one can conclude that the volatility of oil prices and export volumes may result in further shocks affecting the level of openness of the Kazakh economy.


2 Calculations are based on Europe Brent Spot price (FOB).

Figure 4. Export dynamics by product type, % y-o-y

Sources: BNS ASPR RK, ACRA

Figure 5. Dynamics of the export price and volume of mineral resources, % y-o-y

Sources: BNS ASPR RK, ACRA

In terms of imports, the level of openness of the economy of Kazakhstan is affected by the decline in the nominal volume of imported goods observed since 2014. This trend is associated with a decrease in imports of machinery and equipment against the background of exchange rate shocks and an increase in the cost of imports in tenge. The level of openness is also affected by a decrease in imports of fuel and energy products observed since 2014, which was caused not only by the effect of revaluation of the tenge exchange rate, but also by an increase in the country’s own oil refining capacity and an associated decrease in the demand for imported oil products as well.

Expectations regarding the external trade volumes of Kazakhstan in 2021–2050

The trends described above show that various factors influence the dynamics of Kazakhstan’s export and import volumes.

The volatility of Kazakhstan’s exports largely depends on the situation in energy product markets, therefore forecasts for oil prices and production volumes are important for understanding the prospects of the level of openness of the national economy.

In its forecast until 2050 presented in January 2021, the U.S. Energy Information Administration expects a rapid recovery in oil prices and their progressive growth throughout the forecast period (for Brent oil in 2020 dollars per barrel). According to the forecast, in the ten-year periods from 2021 to 2030, from 2031 to 2040 and from 2041 to 2050, a barrel of Brent oil will average USD 61, 81 and 92 (2020 dollars), respectively.

In its forecast until 2030 published in October 2020, the World Bank also expects a steady rise in oil prices over the next ten years. The calculations of the World Bank show that by 2030, a barrel of oil will cost USD 59 (constant USD) and USD 70 (current USD).

In its base case forecast scenario for 2021–2025, ACRA expects a gradual recovery in Urals oil prices from USD 57/bbl in 2021 to USD 61.5/bbl in 2025. The scenario of oil price growth after 2030 is, in ACRA’s opinion, subject to significant risks. The demand from the world’s key oil consumers, the United States, Europe and China, could significantly decline if the governments of these countries succeed in implementing programs to decarbonize their economies. Such a decline would inevitably push oil prices down, not temporarily, but permanently.

The base case scenario of ACRA’s forecast for the volume of imports of goods and services assumes that the dynamics of this indicator should generally correspond to the forecasted growth rate of the economy of Kazakhstan (by about 4–5% per year). The Agency notes that in some years, the volume of imports may go above or below the long-term trend, but does not expect such fluctuations to be systematic. Taking into account forecasts for oil prices, export volume (using the current ratio of export and production), imports and potential GDP growth rates of Kazakhstan for the period up to 2030 and up to 2040 (Table 1), ACRA predicts the level of openness of the Kazakhstan economy to increase to 61% of the expected GDP in 2030 and decline to 56–57% in 2038–2040.

In a more conservative approach to forecasting in relation to the above indicators, the level of openness of the economy of Kazakhstan should peak in 2025 (60%) and gradually decrease to 52% by 2040 (Table 1).

Table 1. Key forecast indicators

 

Base case scenario

Conservative scenario

2030

2040

2030

2040

Oil production, mln t

120

133

92

87

Oil exports, mln t

92

102

70

67

Level of openness of the economy

61%

56%

57%

52%

Inflation rate in the U.S.

1.5

Potential GDP growth rate, real

4.5

Sources: BNS ASPR RK, ACRA

We can conclude that in the next five to ten years, a slight increase in the level of openness of the Kazakh economy is possible in comparison with 2020, which may be facilitated by the projected dynamics of exports. In the future, by 2040, the indicator of economic openness should return to 56% in the base case scenario and to 52% in the conservative scenario due to the stabilization in the export dynamics of Kazakhstan’s main commodity. This forecast does not take into account the potential for accelerated development of other export-related industries, such as agriculture, manufacturing, and services.

Print version
Download PDF

Analysts

Alexey Churilov
Manager, External Communications
+7 (495) 139 04 80, доб. 169
Zhannur Ashigali
Associate Director, Sovereign Ratings and Macroeconomic Analysis Group
+7 (495) 139 03 02
We protect the personal data of users and process cookies only to personalize services. You can prevent the processing of cookies in your browser settings. Please read the terms of use of cookies on this website by clicking on more information.

Открытость экономики Казахстана снизилась и в ближайшие 20 лет не достигнет пиковых уровней 2000-х

Внешнеторговый разворот

Экономика Казахстана становится менее открытой в условиях изменившейся динамики внешней торговли. После продолжавшегося с начала 2000-х стремительного роста объемов внешней торговли Казахстана, по темпам опережавшего ВВП, в 2014–2015 годах тренд изменился. Ослабление динамики внешней торговли в сравнении с общим уровнем экономической активности привело к снижению открытости экономики страны — важной составляющей оценки суверенного риска. Изменение открытости экономики приводит к тому, что меняются соотношение и сила воздействия на национальную экономику со стороны внешних и внутренних факторов, способствующих экономическому росту или снижению. Более того, изменение соотношения и силы этих факторов должно рассматриваться в контексте природы внешних шоков, с которыми экономика сталкивается.

С точки зрения экспорта и импорта причины «закрытия» экономики Казахстана различны. Если на стороне экспорта ключевой фактор — изменение цен на нефть и объемов добычи (примерно две трети экспорта товаров приходится на минеральные ресурсы), то на стороне импорта ситуация зависит от динамики импорта продуктов машиностроения и приборостроения (от 38 до 45% совокупного объема импорта товаров).

Ожидания по объемам внешней торговли Казахстана в период с 2021 по 2050 год АКРА связывает с тенденциями на рынке нефти, цена которой находится под влиянием разнонаправленных факторов. С одной стороны, восстановление мировой экономики после кризиса 2020 года приводит к восстановлению спроса на нефть, с другой — декарбонизация крупнейших экономик дает основания полагать, что восстановление цен на нефть будет иметь ограничения и может стать относительно непродолжительным. Краткосрочное повышение цен на нефть даже при увеличении объемов добычи и наращивании импорта на уровне темпов роста ВВП может привести к тому, что показатель открытости экономики Казахстана не вернется на докризисный уровень.

Экономика Казахстана «закрывается»

За последние 20 лет (с 2000 по 2020 год) показатель открытости экономики Казахстана, измеряемый как отношение суммы экспорта/импорта товаров и услуг к ВВП, заметно снизился: со 104% ВВП в 2000 году до 57% в 2020-м (см. рис. 1, график слева). С началом нефтяного бума 2000-х объемы внешней торговли страны показывали взрывной рост, и за 2000–2013 годы 1 долларовый объем внешней торговли товарами увеличился в 8,2 раза. Однако в 2014–2015 годах ситуация резко изменилась, объем внешней торговли стал сокращаться и в 2020-м так и не смог выйти на пиковый уровень 2013 года, составив лишь 63% от максимального показателя.


1 Исключением стал лишь 2009 год, когда сокращение объемов внешней торговли было связано с резким падением цен на нефть.

В рамках анализируемого двадцатилетия выделяются два периода — до и после 2015-го, когда показатель открытости экономики Казахстана резко поменял вектор. Наиболее ощутимое снижение наблюдалось с 2015 года, при этом объем внешней торговли сокращался в части экспорта и импорта (см. рис. 1, график справа).

Открытость экономики — важный фактор оценки суверенного риска, учитывающий как изменение соотношения и силы внешних и внутренних факторов, приводящих к росту или падению экономики страны, так и природу внешних шоков, с которыми экономика сталкивается. В 2020-м экономический шок был связан с приостановкой трансграничного сообщения, что привело к серьезным потерям в ряде секторов, таких как туризм и транспорт, и нанесло наиболее ощутимый урон ВВП «открытых» экономик, для которых данные отрасли были приоритетными. В отличие от таких стран потери Казахстана от кризиса 2020 года были менее существенными, чему способствовало ослабление воздействия внешних факторов на формирование ВВП, учитывая снижение объемов внешнеторгового оборота. Последнее, однако, не смогло предотвратить снижение экономики Казахстана в 2020 году в связи с введением административных ограничений в ряде отраслей на фоне пандемии коронавируса, а также в силу глобального падения спроса на углеводороды — основной экспортный товар страны.

Рисунок 1. Динамика открытости экономики (сумма экспорта/импорта к ВВП) и структура внешней торговли по компонентам за последние 20 лет


Источник: НБ РК, расчеты АКРА

Падение объемов экспорта товаров было обусловлено преимущественно динамикой экспорта минеральных ресурсов, прежде всего нефти (см. рис. 2), стабильно доминирующей в структуре экспорта Казахстана. В течение последних восьми лет доля топливно-энергетических товаров в общем объеме экспорта находилась в диапазоне 58–76%.

Что касается импорта, то его сокращение с 2015 по 2020 год к показателям 2000–2014 годов было обусловлено снижением двух компонент: импорта машин и оборудования и импорта топливно-энергетических товаров (см. рис. 3). Структура импорта в Казахстане менее концентрирована в отличие от экспорта. Последние восемь лет доля основных импортируемых товаров — машин и оборудования — в общем объеме импорта составляла от 38 до 45%, тогда как импорт топливно-энергетических товаров резко сократился в общем объеме импорта с 2013 по 2020 год — с 11 до 4%.

Рисунок 2. Структура экспорта Казахстана, млрд долл. США


Источник: БНС АСПР РК, расчеты АКРА

Рисунок 3. Структура импорта Казахстана, млрд долл. США


Источник: БНС АСПР РК, расчеты АКРА

Причины снижения уровня открытости экономики Казахстана лежат на стороне как экспорта, так и импорта

По мнению АКРА, резкое снижение уровня открытости экономики Казахстана обусловлено рядом причин, связанных как с экспортом, так и с импортом.

В части экспорта на ситуации сказывается зависимость доминирующего экспортного товара Казахстана (минеральных ресурсов, прежде всего нефти) от внешней конъюнктуры на энергетическое сырье. Как показано на рис. 3, с 2014 по 2020 год изменения в экспорте минеральных ресурсов были основным фактором волатильности объемов экспорта в целом. С 2014–2015 годов средние цены на нефть и объемы ее экспорта перестают показывать уверенный рост. Если с 2005 по 2014 год баррель нефти в среднем стоил 86 долл. США 2 (в 2010–2014 годах — около 102 долл. США), то с 2015 по 2020 год среднегодовая цена барреля нефти не превышала 72 долл. США.


2 Расчет произведен на основе Europe Brent Spot price (FOB).

АКРА связывает снижение средних цен на нефть за последние шесть лет со структурными изменениями в мировом спросе. В частности, США — одни из основных потребителей нефти в мире — фактически стали самодостаточны в нефтедобыче благодаря сланцевой нефти, что оказывает общее негативное влияние на динамику нефтяных цен.

Что касается объемов экспорта нефти, то основную роль в общей тенденции его снижения сыграло перераспределение добычи в пользу внутреннего потребления. После стремительного роста нефтяного экспорта в 2000–2009 годах и сравнительной стабилизации 2009–2014 годов по данному показателю с 2015 года наблюдается стагнация: в среднем физический объем экспорта нефти в 2009–2014 годах лишь на 2% превышает уровень 2015–2020 годов. При этом за двадцатилетний период (с 2000 по 2020 год) объем экспорта нефти в физическом выражении увеличился более чем вдвое.

С учетом описанных выше факторов можно заключить, что волатильность цен на нефть и объемов экспорта создает предпосылки возникновения новых шоков, влияющих на уровень открытости экономики Казахстана.

Рисунок 4. Динамика экспорта по типам продукции, % год к году

Источник: БНС АСПР РК, расчеты АКРА

Рисунок 5. Динамика экспорта минеральных ресурсов по цене и физическим объемам, % год к году


Источник: БНС АСПР РК, расчеты АКРА

С точки зрения импорта на уровне открытости экономики Казахстана сказывается наблюдаемое с 2014 года падение объемов импорта товаров в номинальном выражении; данная тенденция связана с сокращением импорта машин и оборудования на фоне курсовых шоков и удорожания импорта в эквиваленте в тенге. Кроме того, на уровень открытости влияет снижение импорта топливно-энергетических продуктов с 2014 года, вызванное не только эффектом от переоценки курса тенге, но и увеличением собственных мощностей страны по переработке нефти и уменьшением потребностей в импорте.

Ожидания по объемам внешней торговли Казахстана на период с 2021 по 2050 год

Описанные выше тенденции показывают, что на динамику объемов экспорта и импорта Казахстана влияют разные факторы.

Волатильность экспорта Казахстана во многом зависит от конъюнктуры энергетического сырья, поэтому прогнозы в отношении цен на нефть и объемов ее добычи важны для понимания перспектив с точки зрения уровня открытости национальной экономики.

U.S. Energy Information Administration в своем прогнозе до 2050 года, представленном в январе 2021-го, ожидает быстрое восстановление цен на нефть и их поступательный рост в течение всего прогнозного периода (нефть Brent в долл. США 2020 года за баррель). Согласно прогнозу, в десятилетние периоды с 2021 по 2030 год, с 2031 по 2040 год и с 2041 по 2050 год баррель нефти Brent в среднем будет стоить 61, 81 и 92 долл. США 2020 года.

Всемирный банк в опубликованном в октябре 2020-го прогнозе до 2030 года также ожидает устойчивый рост цен на нефть в течение десяти лет. Как показывают расчеты Всемирного банка, к 2030 году за баррель нефти будут платить 59 долл. США в постоянных долларах и 70 долл. США — в номинальных.

АКРА в базовом сценарии прогноза на период с 2021 по 2025 год ожидает постепенное восстановление цен на нефть марки Urals в расчете на баррель с 57 долл. США в 2021 году до 61,5 долл. США в 2025-м. Для реализации возможного сценария роста цен на нефть после 2030 года, как полагает АКРА, есть существенные риски. Спрос со стороны США, Европы и Китая — ключевых мировых потребителей нефти — может существенно скорректироваться вниз, если правительствам этих стран удастся реализовать программы декарбонизации своих экономик. Подобное сокращение спроса неизбежно приведет к снижению нефтяных цен, которое будет носить не временный, а постоянный характер.

Базовый сценарий прогноза АКРА в отношении объема импорта товаров и услуг предполагает, что динамика этого показателя в целом должна соответствовать прогнозным темпам роста экономики Казахстана (примерно на 4–5% в год). Агентство допускает вероятность того, что в отдельные годы объем импорта может выйти за пределы долгосрочного тренда в ту или иную сторону, но не ожидает системности подобных колебаний. Учитывая прогнозы по ценам на нефть, объему экспорта (используется текущее соотношение экспорта и добычи), импорта и потенциальным темпам роста ВВП Казахстана на период до 2030 года и до 2040-го (см. табл. 1), АКРА прогнозирует рост уровня открытости экономики Казахстана до 61% от ожидаемого ВВП в 2030 году и его снижение до 56–57% в 2038–2040 годах.

При более консервативном подходе к прогнозу в отношении указанных выше показателей уровень открытости экономики Казахстана достигает пика в 2025-м (60%) и последовательно снижается до 52% к 2040 году (см. табл. 1).

Таблица 1. Ключевые прогнозные показатели

 

Базовый сценарий

Консервативный сценарий

2030

2040

2030

2040

Объем добычи нефти, млн т

120

133

92

87

Объем экспорта нефти, млн т

92

102

70

67

Уровень открытости экономики

61%

56%

57%

52%

Темп инфляции в США

1,5

Потенциальный рост ВВП, в реальном выражении

4,5

Источник: БНС АСПР РК, расчеты АКРА

В заключение можно сделать вывод о том, что в ближайшие пять–десять лет возможен некоторый рост уровня открытости экономики Казахстана по сравнению с 2020 годом, чему будет способствовать прогнозируемая динамика экспорта. В дальнейшем к 2040 году показатель открытости экономики вернется на отметку 56% в базовом сценарии и 52% — в консервативном в связи со стабилизацией динамики экспорта базового сырьевого товара Казахстана. Данный прогноз не учитывает потенциал усиленного развития прочих экспортных отраслей, таких как сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность и сфера услуг.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.