Sector

Banks

Type

Research

  • Capital adequacy in the banking sector expected to grow persistently in the coming years. Weak economic growth, as projected by ACRA for the years ahead, will be the key reason for low growth rates of banks’ assets that are unlikely to return to pre-crisis level any time soon. Due to this as well as in view of recovering profitability of banking activities, sector’s core capital adequacy (IFRS Tier 1) will increase from the acceptable 11.5% to the moderately high 13.9%, with the minimum recommended level of 6%. Loss absorption cushion will double: advancing from RUB 3.2 trillion (approximately 50% of the total core capital of the Russian banking sector under IFRS) as of year-end 2016 to RUB 6 trillion by early 2021.
  • Ability of banks to generate capital has recovered. Recovered profitability following 2016 results together with moderate dividend strategy followed by banks’ owners gave rise to a substantial growth of averaged capital generation ratio (ACGR) for both annual and five-year periods; ACRA uses ACGR as a factor for capital adequacy assessment. It returned to green and stood at the acceptable level of 84 bps versus the critical value of -17 bps a year ago..
  • Capital adequacy growth to contribute to improving credit quality of Russian banks. Capital adequacy is one of the key rating factors according to ACRA methodology. The weighted average value of ACGR (directly affecting capital adequacy) may reach the adequate level of 120-130 bps for the entire banking system by year-end 2020. This, in particular, will have a positive effect on both capital adequacy factor assessment of rated banks and credit rating levels as a whole. Indicator gap between leaders and outsiders will remain, but will not be so wide.

Ability of banks to generate new capital started recovering after a three-year decline

Averaged capital generation ratio (ACGR) is calculated for each period as a ratio of financial result adjusted for gratuitous financial aid received (as recorded in P&L), one-off revenues, dividend payments, and net share buyback, to risk-weighted assets (RWA). Then, average value of this indicator is determined for the last five years. For more details, please see Methodology for Credit Rating Assignment to Banks and Bank Groups under the National Scale for the Russian Federation.

Capital adequacy level of a bank is one of the determining factors for its credit rating according to ACRA methodology. As part of capital adequacy assessment, we calculate averaged capital generation ratio (ACGR) that is the evidence of banks’ ability to increase their own capital. Due to highly volatile operational environment in the Russian banking sector, we use five years as the historic horizon for indicator calculation.

Following 2016 results, the average weighted ACGR for the largest Russian banks1 was at the acceptable 84 bps (80 bps for banks with ACRA ratings). This value exceeded both figures of the previous two years and the average figure for five years standing at 56 bps (54 bps for banks with ACRA ratings), which is the evidence of positive, albeit small, changes in the Russian banking industry.

1 Their assets amounted to 87% of the total assets in the banking system as at December 31, 2016 (excluding Bank NCC (JSC) due to specifics of its activities).

Figure 1. ACGR dynamics in 2012-2016

Source: ACRA

Although the negative trend has reversed, capital generation ability of banks is at a satisfactory level (according to ACRA methodology), which reflects a moderate ability of banks to increase their capital adequacy. At the same time, there is a substantial number of players among the largest Russian banks generating negative capital due to material operating losses, or aggressive dividend strategy of shareholders, which means that capital amount and its adequacy of loss-making banks decline without outside injections.

Figure 2. ACGR assessments for groups of banks for the period of 2012-2016

Source: ACRA

Excluding adjustments made by ACRA, average capital generation in the last five years was 97 bps (vs. 56 bps including adjustments). On average, adjustments reduced the indicator by 33%, with dividend payments and treasury shares transactions as prevailing factors (approximately 25%). ACGR, used by the Agency in it activities, is the evidence of actual capital generation (considering shareholder’s dividend strategy). Generated capital may be used to further increase active operations without losing financial stability.

Continuing recovery of banks’ profitability to support capital generation increase in the coming years

A detailed banking sector forecast is available in the research titled “Weak demand for loans stimulates risk appetite among Russian banks”.

According to ACRA’s forecast, the average weighted ACGR for the entire banking system might reach 120-130 bps by year-end 2020, which means that “Adequate” assessment of this indicator will prevail for the majority credit institutions. This expectation is based on the following assumptions:

  • Lower volatility of banks’ financial results and increased income generation amid gradual recovery in economic growth rates in Russia;
  • Relatively low rates of loan portfolio and overall risk-weighted assets growth (not exceeding 10% per year), with moderately high net income level;
  • Moderate level of dividend payments is preserved (below 30% of net income) amid continuing regulatory pressure.

In the projected period, the largest banks will continue contributing the most to profitability and capital generation indicators (traditionally strong figures of Sberbank; very likely recovery in profitability of a number of other banks with the state as a shareholder, and large private banks (including foreign banks) with high creditworthiness level).

Although the overall expected trend is positive and consistent, reaching “Strong” capital generation level (over 200 bps) for the entire banking system is very unlikely at this time. Long-term structure limitations for income increase of banks are the key reason: lower interest rates and net interest margin, insufficiently developed commission business, and materialization of deferred credit risks in several industries.

Figure 3. ACGR forecast for the entire banking system (in bps)

Source: ACRA

Banks to almost double loss absorption cushion in the next four years

Absorption cushion is the value (amount) of bank’s core capital decline where its adequacy ratio reaches the minimum regulatory level (for the purposes of capital adequacy assessment under IFRS, it is set to 6%).

Russian banks have entered the most favorable period for organic capital adequacy increase. According to ACRA’s projections, core capital (IFRS Tier-1) adequacy ratio in the banking sector will advance from 11.5% to 13.9% by year-end 2020, if no external macroeconomic and geopolitical shocks occur. Statutory adequacy ratio (N1.2) level will range from 11.4% to 11.8%, which is explained by a more conservative approach to calculating risk-weighted assets as compared to Basel requirements.

Due to a slow recovery in economic activity and low demand for investment in general and credit resources in particular, we expect asset-related transactions of banks to increase at a modest pace (according to ACRA’s projections, the 10%-level will not be exceeded until the turn of 2019-2020). In the present context, such economic growth rates have a positive effect on capital adequacy level by virtue of a slower increase in risk-weighted assets. In addition, capital adequacy of the Russian banking sector will be supported by the fact that credit quality of outstanding loans has moved beyond its peak period, and cost of risk will decline in the long term exerting progressively lower pressure on banking business profitability.

As a result, if dividend strategy of owners is preserved and no additional capital is injected, loss absorption cushion based on Tier-1 CAR will increase from RUB 3.2 trillion as at year-end 2016 to RUB 6 trillion by 2021. In terms of share of risk-weighted assets, the indicator will increase from 5.9% to 8.4%. For rated banks, that means their capital adequacy assessments might improve, with all other conditions being equal.

Figure 4. Capital adequacy in the forecast period

Source: ACRA

One cannot rule out a scenario where a strongly pronounced higher risk appetite of banks would result in a faster increase in assets (advancing by approximately 10% in 2017, with further gradual increase to 15% by 2020). In such case, capital adequacy will stagnate vs. its current level of 11.5% due to a “delayed” effect of income gains and increased cost of risk (in the range of 0.2%-0.3%). Loss absorption cushion will advance to RUB 5.3 trillion in nominal terms; however, it will still sustain impairment of assets by 5.9% maximum. Under this aggressive scenario, the average effect on capital adequacy rating component will primarily be neutral.

Print version
Download PDF

Analysts

Maria Mukhina
Operating Director
+7 (495) 139 04 80, доб. 107
Natalia Porokhova
Senior Director, Head of Sovereign Ratings and Forecasting Group
+7 (495) 139 04 90
Irina Nosova
Director, Financial Institutions Ratings Group
+7 (495) 139 04 81
We protect the personal data of users and process cookies only to personalize services. You can prevent the processing of cookies in your browser settings. Please read the terms of use of cookies on this website by clicking on more information.

Тренинги АКРА по кредитному анализу

Слабый экономический рост способствует повышению достаточности капитала российских банков

Анализ достаточности капитала российских банков

  • В ближайшие годы ожидается устойчивый рост достаточности капитала банковского сектора. Слабый экономический рост, ожидаемый АКРА в ближайшие годы, будет ключевой причиной низких темпов роста активов банков, которые не вернутся к докризисному уровню в обозримом будущем. По этой причине, а также в связи с восстановлением прибыльности банковской деятельности, достаточность основного капитала сектора (Tier-1 по МСФО) вырастет с приемлемых 11,5% до умеренно высоких 13,9% при минимально рекомендуемом уровне в 6%. Буфер абсорбции убытков удвоится: вырастет с 3,2 трлн руб. (около 50% совокупного объема основного капитала российского банковского сектора по МСФО) на конец 2016 года до 6 трлн руб. к началу 2021 года. 
  • Способность банков наращивать собственный капитал восстановилась. Восстановление прибыльности по итогам 2016 года в совокупности с умеренной дивидендной стратегией собственников банков обусловило существенный рост как годового, так и среднего за пять лет показателя генерации капитала (КУГК), используемого АКРА в качестве фактора оценки достаточности капитала. Значение коэффициента вернулось в положительную зону и составило приемлемые 84 б. п. против критического значения (-17 б. п.) годом ранее. 
  • Рост достаточности капитала будет способствовать повышению кредитного качества российских банков. Достаточность капитала — один из ключевых рейтинговых факторов, согласно методологии АКРА. Средневзвешенное значение КУГК (напрямую влияющего на достаточность капитала) по банковской системе может достигнуть адекватного уровня в 120–130 б. п. к концу 2020 года. Это позитивно скажется, в частности, как на оценке фактора достаточности капитала рейтингуемых банков, так и на уровнях кредитных рейтингов в целом. Разброс показателя между чемпионами и аутсайдерами сохранится, однако будет не столь ярко выражен.

Способность банков генерировать новый капитал начала восстанавливаться после трехлетнего падения

КУГК — коэффициент усредненной генерации капитала. Рассчитывается для каждого периода как отношение финансового результата, скорректированного на полученную безвозмездную финансовую помощь (отраженную в P&L), разовые доходы, дивидендные выплаты и чистый объем выкупленных собственных акций, к взвешенным по риску активам (RWA). Далее определяется среднее значение индикатора за пять последних лет (подробнее см. Методологию присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации).

Достаточность капитала банка — это один из определяющих факторов кредитного рейтинга банков, согласно методологии АКРА. В рамках оценки достаточности капитала производится расчет коэффициента усредненной генерации капитала (КУГК), который свидетельствует о собственной способности банков наращивать капитал. Ввиду высокой волатильности операционной среды в российском банковском секторе исторический горизонт, на котором рассчитывается индикатор, составляет пять лет.

По итогам 2016 года средневзвешенное значение КУГК по крупнейшим российским банкам1 составило приемлемые 84 б. п. (80 б. п. по банкам с рейтингом АКРА). Это превысило как показатели предшествующих двух лет, так и средний пятилетний показатель, составивший 56 б. п. (54 б. п. для банков с рейтингом АКРА), что свидетельствует хоть и о незначительных, но все же положительных изменениях в российском банковском секторе.

1 Активы которых составляли 87% от совокупных активов банковской системы по состоянию на 31.12.2016 (без учета Банка НКЦ ввиду специфики его деятельности).

Рисунок 1. Динамика КУГК в 2012–2016 гг.

Источник: АКРА

Несмотря на перелом негативной тенденции, средняя способность банков генерировать капитал по итогам 2016 года находится на удовлетворительном уровне (согласно методологии АКРА), что говорит об их умеренной способности наращивать достаточность капитала. Вместе с тем среди крупнейших российских банков остается существенное количество игроков, генерация капитала которых находится в отрицательной зоне. Причиной тому служат существенные убытки от основной деятельности или агрессивная дивидендная стратегия акционеров. Это означает, что без внешних вливаний объем и достаточность капитала убыточных банков снижаются.

Рисунок 2. Оценки КУГК по группам банков в среднем за 2012–2016 гг.

Источник: АКРА

Без учета корректировок АКРА средняя генерация капитала за последние 5 лет составила 97 б. п. (против 56 б. п. с учетом корректировок). В среднем вклад корректировок в снижение показателя был на уровне 33% с преобладанием фактора дивидендных выплат и операций с собственными акциями (порядка 25%). Используемый в работе Агентства КУГК свидетельствует о реальной генерации капитала (с учетом дивидендной стратегии акционера), который может быть использован для последующего наращивания активных операций без потери финансовой устойчивости.

Продолжающееся восстановление прибыльности банков будет способствовать росту генерации капитала в ближайшие годы

Комплексный прогноз развития банковского сектора опубликован в аналитическом материале «Слабый спрос на кредиты стимулирует аппетит российских банков к риску».

По прогнозу АКРА, средневзвешенное значение КУГК по банковской системе в целом к концу 2020 года может достигнуть 120–130 б. п., что означает вероятное преобладание «адекватной» оценки этого показателя для большинства кредитных организаций. Данное ожидание основывается в том числе на следующих предпосылках:

  • снижение волатильности финансового результата банков и увеличение объема получаемой прибыли на фоне постепенного восстановления темпов экономического роста в России;
  • сравнительно низкие темпы роста кредитного портфеля и в целом активов, взвешенных по риску (не превышающие 10% в год), при относительно высоких уровнях чистой прибыли;
  • сохранение умеренного уровня дивидендных выплат (не более 30% чистой прибыли) на фоне продолжающегося регулятивного давления.

В прогнозном периоде основной вклад в показатели прибыльности и генерации капитала по-прежнему будут вносить крупнейшие банки (традиционно сильные показатели Сбербанка, высоковероятное восстановление прибыльности ряда иных банков с государственным участием в капитале и крупных частных игроков (в том числе с иностранным владением) с высоким уровнем кредитоспособности).  

Несмотря на в целом положительный и устойчивый ожидаемый тренд, достижение «Сильного» уровня генерации капитала (свыше 200 б. п.) на уровне банковской системы пока крайне маловероятно. Ключевая причина — структурные долгосрочные ограничения роста прибыли банков: снижение процентных ставок и уровня чистой процентной маржи, недостаточное развитие комиссионного бизнеса, реализация отложенных кредитных рисков в ряде отраслей.

Рисунок 3. Прогноз КУГК по банковской системе (б. п.)

Источник: АКРА

Банки нарастят буфер абсорбции убытков практически вдвое в ближайшие четыре года

Буфер абсорбции — величина (объем) снижения основного капитала банка, при котором его достаточность достигает минимально допустимого регулятивного уровня (для оценки достаточности капитала по МСФО принимается равным 6%).

Российские банки вошли в наиболее благоприятный период для органического наращивания достаточности капитала. По прогнозу АКРА, при условии отсутствия внешних макроэкономических и геополитических шоков достаточность основного капитала банковского сектора (Tier-1 по МСФО) вырастет с 11,5% до 13,9% к концу 2020 года. Уровень регулятивной достаточности (Н1.2) будет находиться в диапазоне 11,4–11,8% за счет более консервативного подхода к расчету взвешенных по риску активов относительно Базельских требований.

Ввиду медленного восстановления экономической активности и низкого спроса на инвестиции в целом и кредитные ресурсы в частности мы ожидаем, что в ближайшие годы активные операции банков будут расти умеренными темпами (по прогнозам АКРА, уровень в 10%, будет преодолен не ранее рубежа 2019–2020 годов). В текущей ситуации такие темпы роста экономики благоприятно влияют на уровень достаточности капитала за счет меньшего увеличения активов, взвешенных по риску. Кроме того, поддержку достаточности капитала российского банковского сектора будет оказывать то, что кредитное качество ссудной задолженности уже прошло период пика и на долгосрочном горизонте стоимость риска будет снижаться, оказывая все меньшее давление на прибыльность банковского бизнеса.

В результате этого процесса при условии сохранения дивидендной стратегии собственников и в отсутствие вливания нового капитала, буфер абсорбции убытков по Tier-1 CAR вырастет с 3,2 трлн руб. на конец 2016 года до 6 трлн руб. к началу 2021 года. В терминах доли взвешенных по риску активов рост составит с 5,9% до 8,4%. Для рейтингуемых банков это будет означать потенциал улучшения оценок по достаточности капитала при прочих равных условиях.

Рисунок 4. Достаточность капитала в прогнозном периоде

Источник: АКРА

Нельзя исключать сценарий, при котором либерализация банками своего аппетита к риску будет носить ярко выраженный характер, что приведет к более динамичному росту активов (порядка 10% в 2017 году с плавным ростом до 15% к 2020 году). В этом случае за счет «запаздывающего» эффекта прироста прибыли и роста стоимости риска (в диапазоне от плюс 0,2% до 0,3%), достаточность капитала будет стагнировать относительно текущего уровня в 11,5%. Буфер абсорбции вырастет в номинальном выражении до 5,3 трлн руб., однако будет по-прежнему способен выдержать обесценение не более 5,9% активов. В этом, агрессивном, сценарии средний эффект на рейтинговую компоненту по достаточности капитала будет преимущественно нейтральным.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.