Sector

Sustainable development, Sustainable development

Type

Analytical commentary

ACRA has compiled an ecological ranking of the regions of the Russian Federation1 as part of its assessment of sustainable development in the country. To put the rating together, ACRA developed a comprehensive indicator of the environmental situation in the regions, which includes six factors: level of emissions of harmful substances, discharge of contaminated wastewater, production and consumption waste, water consumption, energy consumption, and expenses on protecting the environment. To perform a comparative analysis of the regions, ACRA used the specific values of the above indicators calculated per unit of gross regional product (GRP) when calculating the comprehensive indicator, and in the case of expenses on protecting the environment — per unit of budget expenditures.

ACRA’s ranking is based solely on official information: data from the government reports “On the state and the protection of the environment of the Russian Federation” dated 2016–2018 was used for the ecological factors and data provided by the Federal State Statistics Service and the Federal Treasury was used for the economic factors. Unfortunately, official reports and statistical data are released with rather a large delay in Russia. For example, the state environmental report for 2019 was published at the end of December 2020, and GRP data for 2019 will only be made available in March 2021. Due to this, ACRA will publish an updated ecological ranking for 2019 at the end of Q1 2021.

This analytical commentary pays the most attention to the ranking’s leaders and outsiders. The final table with the ranking results is given in Appendix 1, where the scores for each analyzed indicator is also presented to reflect the constraining factors. The final values of the complex indicator of the environmental situation are displayed on a map of Russia in Appendix 2, and the description of the method for calculating the indicator is given in Appendix 3.

In general, the distribution of the complex indicator among the regions is quite even: 68 regions received an assessment in the middle range, which indicates a satisfactory level of environmental friendliness of GRP. 11 regions received the highest score, which was either due to the rather good ecological situation in these regions (according to the method employed) or extremely high GRP. The regions that occupy the last five slots in the ranking are a cause for concern (Table 1). These regions either have a high level of environmental pollution or a low GRP due to the absence of major industrial facilities or other types of economic activity.


1 As of the end of 2018.

The transfer of profit to the trading divisions of major companies leads to the formation of an overestimated GRP in the regions where trade divisions are registered and an underestimation of the GRP of the regions where production is based, which distorts the ranking. This emphasizes the validity of the idea that tax optimization — one of the main reasons of inter-holding profit flows — does the most damage to specific socio-ecological indicators that largely determine the quality of life in Russian regions where production and extraction assets are based. Tax optimization leads to a shortfall in GRP in mining and industrial regions and does not compensate for the environmental and economic harm done to the population of these regions (through the improvement of the social component). ACRA believes that increased attention of the government, public activists and industrial associations to sustainable development issues will encourage companies to be more active in the development of the regions of their presence and the environmental situation in them, which in turn will improve the attitude to large Russian business not only among the population of these regions, but also responsible investors.

Table 1. Leaders and outsiders of ACRA’s ecological ranking

Region

Indicator score

Nenets Autonomous Okrug

1

Moscow

1

Moscow Region

1

Astrakhan Region

1

Yamalo-Nenets Autonomous Okrug

1.17

Kaliningrad Region

1.17

Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug

1.33

Tyva Republic

1.5

Saint Petersburg

1.83

Nizhny Novgorod Region

1.83

Vladimir Region

1.83

 

 

Republic of North Ossetia – Alania

4.17

Ryazan Region

4.17

Kemerovo Region

4.5

Murmansk Region

4.67

Republic of Karelia

4.83

 

1 — maximum score; 5 — minimum score.
Source: ACRA

Ranking leaders

Four regions share first place in ACRA’s ranking: the Nenets Autonomous Okrug (NAO), Moscow, the Moscow Region, and the Arkhangelsk Region. Moscow secured first place thanks to its enormous GRP by Russian standards and significant expenses on protecting the environment, which negate the negative impact of the emissions produced by the city’s industrial enterprises. The NAO, on the other hand, received a high score thanks to its substantial GRP generated by the oil and gas assets in the region. The NAO’s high GRP offsets the environmental damage incurred by the oil and gas industry, and puts it at the top of the ranking.

The Moscow and Astrakhan Regions, which have more moderate specific values of indicators compared to Moscow and the NAO, have over the past three years demonstrated positive progress in reducing environmental impact by the majority of analyzed factors, and this has allowed them to climb to the top of the ranking. However, ACRA notes that these regions have specific problems with the level of water consumption and wastewater generation per GRP unit. In the Astrakhan Region this is due to significant water consumption for irrigation and, most likely, insufficient wastewater treatment by enterprises, while in the Moscow Region the main consumers of water are numerous industrial and utilities enterprises, whose wastewater treatment systems are apparently insufficient. The Agency assumes that if the water consumption systems in these regions are not optimized in the near future, then they may slip down in the ranking.

The Yamalo-Nenets Autonomous Okrug (YNAO), Kaliningrad Region, Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug (KMAO), Tyva Republic, Saint Petersburg, Nizhny Novgorod Region and the Vladimir Region also made it into the top list of the rating. The YNAO did not make it to the very top of the ranking due to its rather low spending on environmental protection out of total budget expenditures, however, its performance in terms of all other factors of impact on the environment are in line with that of the leaders of the ranking. The Kaliningrad Region’s high place in the ranking is due to a good balance between its responsible approach to the environment and its decent economic standing (average GRP and no large polluting enterprises).

The commodity-based KMAO and the non-commodity-based Tyva Republic climbed to the top of the ranking due to the positive dynamics of indicators reflecting the impact on the environment observed in the last three years. However, it should be noted that the level of water consumption is not optimal in these regions, taking into account the size of their economies. The Tyva Republic also has certain problems with the amount of waste it generates.

Saint Petersburg’s place among the leaders of the ranking is the result of its high added value that is generated by industry and other sectors of the economy and compensates for the high level of environmental impact of the city and its enterprises.

The Nizhny Novgorod and Vladimir Regions, which are also in the upper part of the ranking, are generally characterized by an average score for most of the analyzed indicators. In the Nizhny Novgorod Region, this is due to the moderate level of industrial impact on the environment and a rather high GRP. In the Vladimir Region, it is due to a low level of economic development and the absence of large industrial enterprises. However, for these two regions, ACRA notes the positive dynamics of the level of environmental friendliness of the GRP in the last three years, which allowed them to rise to higher positions in the ranking.

Ranking outsiders

The group of outsiders (the last five in the ranking) is led by the Republic of North Ossetia – Alania and the Ryazan Region, where operations of the main polluting enterprises (non-ferrous metal plants and oil refineries, respectively) could not compensate for the environmental damage they caused. It should be noted that the two regions also received an adjustment in ACRA’s index for the negative dynamics in the environmental friendliness of GRP over the past three years, which worsened their position in the ranking.

The last three positions in the ranking are occupied by the industrial Kemerovo and Murmansk Regions, as well as the Republic of Karelia. Metal and mining assets located in these regions, as well as chemical plants, generate such a significant amount of emissions, wastewater and waste that it is not offset by the positive impact on the regional economy and cannot compensate for environmental damage.

Appendix 1. Ecological ranking of Russian regions

Region

Indicator

Factor score

Adjustment
for dynamics

Emissions

Wastewater

Waste

Water consumption

Energy consumption

Environmental protection expenses2

Nenets Autonomous Okrug

1

1

1

1

1

1

1

0

Moscow

1

1

1

1

1

1

1

-0.5

Moscow Region

1

1

4

1

3

2

1

-1

Astrakhan Region

1

1

2

1

4

1

3

-1

Yamalo-Nenets Autonomous Okrug

1.17

1

1

1

1

1

2

0

Kaliningrad Region

1.17

1

3

2

1

1

2

-0.5

Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug – Ugra

1.33

2

1

2

4

3

2

-1

Tyva Republic

1.5

1

2

4

4

2

2

-1

Saint Petersburg

1.83

1

4

2

1

1

2

0

Nizhny Novgorod Region

1.83

1

4

2

3

3

1

-0.5

Vladimir Region

1.83

2

4

2

2

3

1

-0.5

Republic of Sakha (Yakutia)

2

2

1

5

1

1

2

0

Novgorod Region

2

3

2

3

2

3

2

-0.5

Chechen Republic

2

4

1

1

5

3

1

-0.5

Yaroslavl Region

2

2

5

2

2

3

1

-0.5

Republic of Tatarstan

2.17

2

2

2

2

2

3

0

Voronezh Region

2.17

2

2

3

2

2

2

0

Altai Republic

2.33

4

1

4

1

2

2

0

Chukotka Autonomous Okrug

2.33

2

1

5

1

1

4

0

Tyumen Region

2.33

1

2

1

2

5

3

0

Kamchatka Krai

2.33

2

2

4

3

1

2

0

Chuvash Republic

2.33

3

4

1

2

3

1

0

Udmurt Republic

2.33

3

3

2

3

3

3

-0.5

Republic of Dagestan

2.5

3

2

1

5

1

3

0

Tambov Region

2.5

3

2

3

2

2

3

0

Sakhalin Region

2.67

1

1

5

1

1

4

0.5

Kabardino-Balkarian Republic

2.67

4

3

1

5

2

1

0

Bryansk Region

2.67

2

3

2

2

2

5

0

Rostov Region

2.67

2

2

2

5

2

3

0

Volgograd Region

2.83

3

2

3

4

4

1

0

Tomsk Region

2.83

4

1

2

4

3

3

0

Kurgan Region

2.83

4

3

3

1

4

2

0

Kaluga Region

2.83

1

3

3

1

4

5

0

Smolensk Region

2.83

3

3

2

3

4

2

0

Kursk Region

2.83

2

1

4

3

4

3

0

Tula Region

2.83

3

4

4

2

3

1

0

Novosibirsk Region

3

2

2

4

3

2

5

0

Republic of Mordovia

3

4

2

3

1

3

5

0

Republic of Ingushetia

3

4

1

1

5

2

5

0

Omsk Region

3

3

3

3

2

3

4

0

Republic of Kalmykia

3

3

3

1

5

1

5

0

Jewish Autonomous Region

3

4

3

2

2

5

2

0

Leningrad Region

3

2

4

3

3

4

2

0

Belgorod Region

3

2

2

5

2

3

4

0

Ulyanovsk Region

3.17

3

4

2

2

3

5

0

Samara Region

3.17

2

4

2

3

4

4

0

Penza Region

3.17

2

4

3

3

2

5

0

Tver Region

3.17

3

3

1

5

4

3

0

Saratov Region

3.17

3

2

3

4

4

3

0

Lipetsk Region

3.17

5

2

3

2

4

3

0

Republic of Bashkortostan

3.17

3

3

4

3

3

3

0

Stavropol Krai

3.33

3

4

2

5

3

3

0

Arkhangelsk Region

3.33

1

5

4

4

2

4

0

Republic of Khakassia

3.33

4

3

5

2

5

1

0

Pskov Region

3.33

5

3

3

3

2

4

0

Amur Region

3.33

4

3

3

1

5

4

0

Kostroma Region

3.33

3

3

2

5

4

3

0

Republic of Crimea

3.5

2

4

4

3

3

2

0.5

Magadan Region

3.5

2

2

5

3

3

3

0.5

Khabarovsk Krai

3.5

2

4

5

3

2

5

0

Oryol Region

3.5

4

4

4

2

2

5

0

Republic of Adygea

3.5

4

4

3

5

2

3

0

Kirov Region

3.5

4

4

2

3

4

4

0

Orenburg Region

3.5

5

2

4

4

3

3

0

Primorsky Krai

3.5

3

5

4

2

3

4

0

Krasnodar Krai

3.67

4

5

3

5

1

4

0

Sverdlov Region

3.67

Print version
Download PDF

Analysts

Maxim Khudalov
Head of the Sustainable Development Risk Assessment Group
+7 (495) 139 04 96
Polina Zagorodnikh
Senior Analyst, Sustainable Development Risk Assessment Group
+7 (495) 139 04 80, доб. 157
We protect the personal data of users and process cookies only to personalize services. You can prevent the processing of cookies in your browser settings. Please read the terms of use of cookies on this website by clicking on more information.

Кому на Руси дышать хорошо

Экологический рэнкинг субъектов РФ, составленный АКРА

В рамках оценки устойчивого развития регионов АКРА подготовило экологический рэнкинг субъектов РФ1. Для составления рэнкинга АКРА разработало собственный комплексный индикатор состояния окружающей среды в регионе, включающий в себя шесть показателей: уровень выбросов вредных веществ, сброс загрязненных сточных вод, отходы производства и потребления, водопотребление, энергопотребление, а также затраты на охрану окружающей среды. Для проведения сравнительного анализа регионов АКРА использовало при расчете комплексного индикатора удельные значения перечисленных выше показателей, рассчитанные на единицу валового регионального продукта (ВРП), а в случае с расходами на охрану окружающей среды — на единицу расходов бюджета.

При составлении рэнкинга АКРА опиралось только на официальную информацию: для экологических показателей — на данные из государственных докладов «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации» за 2016–2018 годы, для экономических показателей — на данные Федеральной службы государственной статистики и Федерального казначейства. К сожалению, официальные отчеты и статистические данные публикуются в России с достаточно большим временным лагом. Так, государственный экологический доклад за 2019 год был опубликован в конце декабря 2020 года, а данные по ВРП за 2019 год станут доступны только в марте 2021 года. В связи с этим обновленный экологический рэнкинг регионов за 2019 год АКРА опубликует в конце первого квартала 2021 года.

В настоящем аналитическом комментарии наибольшее внимание уделено лидерам и аутсайдерам рэнкинга. Итоговая таблица с результатами рэнкинга приводится в Приложении 1, там же представлено распределение баллов по каждому анализируемому показателю для отражения сдерживающих факторов. Итоговые значения комплексного индикатора состояния окружающей среды отражены на карте РФ в Приложении 2, а описание методики расчета индикатора — в Приложении 3.

В целом по результатам рэнкинга распределение баллов у субъектов РФ оказалось достаточно равномерным: 68 субъектов получили оценку в среднем диапазоне, что говорит об удовлетворительном уровне экологичности ВРП. 11 субъектов получили наивысшие баллы, объясняется это либо довольно хорошей (согласно используемой методике) экологической обстановкой в данных субъектах, либо их крайне высоким ВРП. Опасения вызывают регионы, занимающие последние пять позиций рэнкинга (см. табл. 1). Данные субъекты имеют либо высокий уровень загрязнения окружающей среды, либо низкий ВРП, обусловленный отсутствием на их территории крупных объектов промышленности и других видов экономической деятельности.


1 По итогам 2018 года.

Определенное искажение в общую картину рэнкинга вносит перенос центров прибыли на торговые подразделения крупных компаний, что приводит к формированию завышенного ВРП в субъектах регистрации торговых подразделений и занижению ВРП производственных субъектов. Это подчеркивает справедливость тезиса о том, что налоговая оптимизация, являющаяся одной из основных причин внутрихолдинговых перетоков прибыли, наносит наибольший вред удельным социально-экологическим показателям, которые во многом определяют благополучие жизни в субъектах РФ, где расположены производственные и добывающие объекты. Налоговая оптимизация приводит к недополучению ВРП добывающими и промышленными регионами и не компенсирует населению данных субъектов экологический и экономический вред (посредством улучшения социальной составляющей). АКРА полагает, что рост внимания правительства, общественных активистов и объединений к тематике устойчивого развития будет стимулировать компании более активно заниматься вопросами развития регионов присутствия и экологической обстановки в них, что улучшит отношение к крупному российскому бизнесу не только со стороны местного населения данных субъектов, но и ответственных инвесторов.

Таблица 1. Лидеры и аутсайдеры экологического рэнкинга АКРА

Название субъекта РФ

Значение индикатора

Ненецкий автономный округ

1

Москва

1

Московская область

1

Астраханская область

1

Ямало-Ненецкий автономный округ

1,17

Калининградская область

1,17

Ханты-Мансийский автономный округ

1,33

Республика Тыва

1,5

Санкт-Петербург

1,83

Нижегородская область

1,83

Владимирская область

1,83

 

 

Северная Осетия-Алания

4,17

Рязанская область

4,17

Кемеровская область

4,5

Мурманская область

4,67

Республика Карелия

4,83

1 — максимальный балл; 5 — минимальный балл.
Источник: АКРА

Лидеры рэнкинга

Первое место экологического рэнкинга АКРА делят между собой сразу четыре региона: Ненецкий автономный округ (НАО), Москва, Московская и Астраханская области. Если столице первое место обеспечивают огромный по российским меркам ВРП и значительные расходы на охрану окружающей среды, нивелирующие негативный эффект от выбросов промышленных предприятий города, то НАО получил высокий балл благодаря значительному объему ВРП, генерируемому за счет находящихся на территории округа нефтегазовых активов. Высокий ВРП данного субъекта компенсирует экологический вред, наносимый нефтегазовой промышленностью, и выводит его на лидирующие позиции в рэнкинге.

В свою очередь Московская и Астраханская области, имеющие более скромные по сравнению с Москвой и НАО удельные значения показателей, в последние три года показывают позитивную динамику по снижению воздействия на окружающую среду по большинству из анализируемых факторов, что позволило им подняться на высшую позицию в рэнкинге. Однако, как отмечает АКРА, в этих регионах есть определенные проблемы с уровнем водопотребления и образования сточных вод на единицу ВРП. Если в Астраханской области это связано с существенными затратами воды на орошение и, вероятно, недостаточной очисткой сточных вод предприятиями, то в Московской области основными потребителями воды считаются многочисленные промышленные и хозяйственно-бытовые предприятия, системы очистки сточных вод которых, судя по всему, также не являются идеальными. Агентство полагает, что если в данных регионах системы водопользования не будут оптимизированы в ближайшее время, то их позиция в рэнкинге может ухудшиться.

В первую пятерку также вошли Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), Калининградская область, Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО), Республика Тыва, Санкт-Петербург, Нижегородская и Владимирская области. ЯНАО попасть на первую позицию в рэнкинге не позволил довольно низкий уровень расходов на охрану окружающей среды относительно совокупных расходов бюджета, тогда как все остальные факторы негативного воздействия находятся у данного субъекта на уровне лидеров рэнкинга. Занятое Калининградской областью высокое место в рэнкинге объясняется удачным балансом ответственного отношения региона к экологии и его неплохого экономического положения (область имеет средний по стране уровень ВРП, а крупных предприятий, загрязняющих окружающую среду, на ее территории нет).

В свою очередь сырьевому ХМАО и несырьевой Республике Тыва подняться в верхнюю часть рэнкинга позволила наблюдаемая в последние три года положительная динамика показателей, отражающих воздействие на окружающую среду. Однако следует отметить, что в данных регионах уровень водопотребления не является оптимальным с учетом размеров их экономик, а у Республики Тыва также есть определенные проблемы с количеством образующихся отходов.

Санкт-Петербург в число лидеров рэнкинга выводит высокий уровень добавленной стоимости, генерируемый промышленностью и другими отраслями экономики и компенсирующий высокий уровень воздействия на окружающую среду, оказываемый городом и его предприятиями.

Нижегородская и Владимирская области, попавшие в верхнюю часть рэнкинга, в целом характеризуются средним уровнем оценки по большинству анализируемых показателей. В Нижегородской области это объясняется умеренным уровнем воздействия промышленности на окружающую среду и довольно высоким ВРП. Во Владимирской — низким уровнем развития экономики и отсутствием крупных промышленных предприятий на ее территории. Однако для Нижегородской и Владимирской областей АКРА отмечает положительную динамику уровня экологичности ВРП в последние три года, что позволило данным субъектам подняться на более высокие позиции в рэнкинге.

Аутсайдеры рэнкинга

Группу аутсайдеров, занявших последние пять мест рэнкинга, открывают Северная Осетия и Рязанская область, где работа основных предприятий-загрязнителей (цветной металлургии и НПЗ соответственно) не смогла компенсировать наносимый ими экологический вред. Следует отметить, что два описанных выше субъекта также получили корректировку значения индекса АКРА за негативную динамику уровня экологичности ВРП в течение трех последних лет, что ухудшило их положение в рэнкинге.

Последние три позиции в рэнкинге занимают промышленные Кемеровская и Мурманская области, а также Республика Карелия. Расположенные в данных регионах металлургические и добывающие мощности, а также химические предприятия генерируют в ходе своей деятельности столь существенное количество выбросов, стоков и отходов, что оно не перекрывается позитивным влиянием промышленности на экономику регионов и не может компенсировать экологический ущерб.

Приложение 1. Экологический рэнкинг субьектов РФ

Название субъекта РФ

Значение индикатора

Оценка за факторы

Корректировка
за динамику

Выбросы

Сбросы

Отходы

Водопотребление

Энергопотребление

Расходы на ООС2

Ненецкий автономный округ

1

1

1

1

1

1

1

0

Москва

1

1

1

1

1

1

1

-0,5

Московская область

1

1

4

1

3

2

1

-1

Астраханская область

1

1

2

1

4

1

3

-1

Ямало-Ненецкий автономный округ

1,17

1

1

1

1

1

2

0

Калининградская область

1,17

1

3

2

1

1

2

-0,5

Ханты-Мансийский автономный округ

1,33

2

1

2

4

3

2

-1

Республика Тыва

1,5

1

2

4

4

2

2

-1

Санкт-Петербург

1,83

1

4

2

1

1

2

0

Нижегородская область

1,83

1

4

2

3

3

1

-0,5

Владимирская область

1,83

2

4

2

2

3

1

-0,5

Республика Саха (Якутия)

2

2

1

5

1

1

2

0

Новгородская область

2

3

2

3

2

3

2

-0,5

Чеченская Республика

2

4

1

1

5

3

1

-0,5

Ярославская область

2

2

5

2

2

3

1

-0,5

Республика Татарстан

2,17

2

2

2

2

2

3

0

Воронежская область

2,17

2

2

3

2

2

2

0

Республика Алтай

2,33

4

1

4

1

2

2

0

Чукотский автономный округ

2,33

2

1

5

1

1

4

0

Тюменская область

2,33

1

2

1

2

5

3

0

Камчатский край

2,33

2

2

4

3

1

2

0

Республика Чувашия

2,33

3

4

1

2

3

1

0

Республика Удмуртия

2,33

3

3

2

3

3

3

-0,5

Республика Дагестан

2,5

3

2

1

5

1

3

0

Тамбовская область

2,5

3

2

3

2

2

3

0

Сахалинская область

2,67

1

1

5

1

1

4

0,5

Кабардино-Балкарская Республика

2,67

4

3

1

5

2

1

0

Брянская область

2,67

2

3

2

2

2

5

0

Ростовская область

2,67

2

2

2

5

2

3

0

Волгоградская область

2,83

3

2

3

4

4

1

0

Томская область

2,83

4

1

2

4

3

3

0

Курганская область

2,83

4

3

3

1

4

2

0

Калужская область

2,83

1

3

3

1

4

5

0

Смоленская область

2,83

3

3

2

3

4

2

0

Курская область

2,83

2

1

4

3

4

3

0

Тульская область

2,83

3

4

4

2

3

1

0

Новосибирская область

3

2

2

4

3

2

5

0

Республика Мордовия

3

4

2

3

1

3

5

0

Республика Ингушетия

3

4

1

1

5

2

5

0

Омская область

3

3

3

3

2

3

4

0

Республика Калмыкия

3

3

3

1

5

1

5

0

Еврейская автономная область

3

4

3

2

2

5

2

0

Ленинградская область

3

2

4

3

3

4

2

0

Белгородская область

3

2

2

5

2

3

4

0

Ульяновская область

3,17

3

4

2

2

3

5

0

Самарская область

3,17

2

4

2

3

4

4

0

Пензенская область

3,17

2

4

3

3

2

5

0

Тверская область

3,17

3

3

1

5

4

3

0

Саратовская область

3,17

3

2

3

4

4

3

0

Липецкая область

3,17

5

2

3

2

4

3

0

Республика Башкортостан

3,17

3

3

4

3

3

3

0

Ставропольский край

3,33

3

4

2

5

3

3

0

Архангельская область

3,33

1

5

4

4

2

4

0

Республика Хакасия

3,33

4

3

5

2

5

1

0

Псковская область

3,33

5

3

3

3

2

4

0

Амурская область

3,33

4

3

3

1

5

4

0

Костромская область

3,33

3

3

2

5

4

3

0

Республика Крым

3,5

2

4

4

3

3

2

0,5

Магаданская область

3,5

2

2

5

3

3

3

0,5

Хабаровский край

3,5

2

4

5

3

2

5

0

Орловская область

3,5

4

4

4

2

2

5

0

Республика Адыгея

3,5

4

4

3

5

2

3

0

Кировская область

3,5

4

4

2

3

4

4

0

Оренбургская область

3,5

5

2

4

4

3

3

0

Приморский край

3,5

3

5

4

2

3

4

0

Краснодарский край

3,67

4

5

3

5

1

4

0

Свердловская область

3,67

4

4

4

2

4

4

0

Алтайский край

3,67

5

1

4

4

4

4

0

Вологодская область

3,67

5

3

4

3

5

2

0

Пермский край

3,67

3

3

4

4

4

4

0

Республика Марий Эл

3,83

3

4

3

3

3

4

0,5

Красноярский край

3,83

5

2

5

4

4

3

0

Челябинская область

3,83

3

5

4

3

5

3

0

Республика Коми

3,83

5

5

3

4

2

4

0

Севастополь

3,83

3

5

3

3

5

4

0

Карачаево-Черкесская Республика

4

5

5

4

4

4

2

0

Забайкальский край

4

5

3

5

4

5

2

0

Ивановская область

4

4

5

2

4

4

5

0

Республика Бурятия

4

5

3

5

5

5

1

0

Иркутская область

4

4

5

4

4

5

2

0

Северная Осетия-Алания

4,17

5

5

3

4

2

3

0,5

Рязанская область

4,17

4

3

3

3

4

5

0,5

Кемеровская область

4,5

5

4

5

4

5

4

0

Мурманская область

4,67

4

5

5

5

5

4

0

Республика Карелия

4,83

5

5

5

4

5

5

0

2 ООС — охрана окружающей среды.
1 — максимальный балл; 5 — минимальный балл.
Источник: АКРА

Приложение 2. Карта экологичности регионов РФ в 2018 году

Источник: АКРА

Приложение 3. Методика составление рэкинга АКРА

При составлении экологического рэнкинга регионов, который служит основой для построения экологической карты России3, АКРА использует не абсолютные показатели, а удельные значения факторов негативного воздействия, получаемые как отношение абсолютного значения фактора (например, объема выбросов или сброса сточных вод) в анализируемом субъекте к размеру его ВРП. В части затрат на охрану окружающей среды рассчитывается их доля в структуре бюджетных расходов субъекта. Это позволяет определить наиболее «загрязненный» ВРП и выделить наиболее экологически ответственные регионы. По каждому фактору негативного воздействия, а также по фактору затрат на охрану окружающей среды АКРА проводит оценку на базе квинтильного анализа. В рамках данного подхода вся совокупность удельных значений регионов по каждому фактору разбивается на пять групп — квинтилей. Для каждого из квинтилей определяется верхняя и нижняя граница удельного значения фактора. Оценка субъекта по каждому из факторов соответствует порядковому номеру квинтиля, в диапазон которого попадает ее удельное значение. То есть значение 1 присваивается наилучшим субъектам, 5 — наихудшим. Затем результаты оценок по отдельным факторам складываются (с учетом равных весов каждого из шести используемых факторов) в итоговый комплексный индикатор состояния окружающей среды в субъекте (далее — индикатор).

Помимо значения индикатора за последний год АКРА учитывает в своих расчетах динамику индикатора за три последних года. Это отражается в корректировке значений и показывает усилия субъектов по снижению уровня негативного экологического воздействия и увеличению расходов на охрану окружающей среды. Так, если индикатор субъекта последовательно снижается (т. е. в течение последних трех лет субъект постепенно движется в верхнюю часть экологического рэнкинга, при этом каждый год снижение индикатора составляет не менее 5%), то по данному региону производится дополнительная корректировка оценки на один балл вниз. Если за последние два года значение индикатора улучшалось (балл снижался более чем на 10%), однако происходило это непоследовательно, то субъект получает корректировку значения индикатора в 0,5 балла.

Аналогичные корректировки применяются и в обратную сторону. В случае отрицательной динамики, выраженной в увеличении индикатора на 10 и более процентов за два прошедших года, итоговый балл будет дополнительно скорректирован на один балл вверх. В случае если ухудшение индикатора имело место, но происходило это за счет разовых изменений и не носило устойчивого характера, то значение будет скорректировано на 0,5 балла вверх.

Значение индикатора с учетом корректировки за динамику используется для определения позиции конкретного субъекта в рэнкинге. Субъекты, получившие одинаковое число баллов, занимают одинаковую позицию в рэнкинге.


3 Минприроды России публикует экологические показатели субъектов РФ со значительным временным лагом относительно календарного окончания года, поэтому в декабре 2020-го были доступны данные лишь за 2018 год. В связи с этим при построении экологической карты АКРА проводило расчеты на основании показателей за период с 2016 по 2018 год.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.