Тренинги АКРА по кредитному анализу

Участники финансового рынка хотят больше кредитных рейтингов

Ежегодный опрос о рейтинговой отрасли России

  • Треть опрошенных заявили, что за последний год их доверие к оценкам рейтинговых агентств выросло. Меньше доверять стали 9%. В прошлом году респонденты чаще говорили о снижении доверия к рейтингам (27%), чем о его росте (8%). 43% опрошенных связывают укрепление доверия с усилением госконтроля за деятельностью рейтинговых агентств в России.

  • Рейтингами по национальной шкале стали пользоваться чаще, хотя все еще не столь широко, как рейтингами по международной. Объясняется это в основном тем, что компании корпоративного сектора и органы государственной власти стали чаще использовать рейтинги по национальной шкале.

  • Более половины респондентов недовольны степенью охваченности российского рынка кредитными рейтингами. Прошлогодний же опрос продемонстрировал прямо противоположные результаты: участники в большинстве своем были удовлетворены степенью охваченности. Наибольшее недовольство выразили те, кто использует рейтинги, присваиваемые только по международной шкале. Удовлетворенность тех, кто ориентируется только на национальную шкалу, напротив, выросла.

  • Для эмитентов главный стимул к получению рейтингов — повышение инвестиционной привлекательности компании. Результаты опроса 2016 года показали: большинство респондентов принимали решение получить кредитный рейтинг, поскольку планировали осуществить выпуск облигаций. При выборе рейтингового агентства для участников опроса одинаково важна его репутация как на национальном, так и на международном рынках.

Доверие к рейтинговым агентствам выросло, особенно у финансистов

См. исследование АКРА от 16 июня 2016 года «Регулирование повысило доверие к рейтингам в России»

На вопрос о том, доверяют ли они рейтингам, которые присваивают агентства, работающие на российском рынке, большинство (57%) респондентов ответили «да» (11%) или «скорее да» (46%) (см. Приложение, вопрос 7). За последний год доверие выросло у 30% участников. Результаты же прошлогоднего опроса говорят о повышении доверия лишь у 8%
(cм. Рисунок 1). В целом в этом году по сравнению с предыдущим все категории участников рынка стали больше доверять оценкам российских рейтинговых агентств. Наибольший рост доверия к оценкам рейтинговых агентств отмечается со стороны представителей финансового сектора и участников, которые не отнесли себя ни к одной из предложенных категорий. Год назад среди всех групп именно представители финансового рынка продемонстрировали наименьший рост доверия — всего 5%. Доля тех, у кого доверие не изменилось, стабильно высока (62%), а вот тех, чье доверие снизилось, упала с 27 до 9%.

Основными факторами, которые способствовали росту доверия, являются усиление госконтроля за деятельностью рейтинговых агентств в России и случаи корректной оценки рисков рейтингуемых эмитентов (см. Рисунок 2). Отрицательно же повлияли на доверие случаи недооценки кредитного риска, запоздалая реакция агентств и расхождение присвоенных рейтингов с индикаторами рынка капитала (см. Рисунок 3). Cнижение конкурентности не являлось основным фактором, который вызвал у них сомнения в объективности рейтинговых оценок, хотя и доля тех, кто считает, что российский рынок кредитных рейтингов монополизирован, выросла за прошлый год с 57 до 78% (см. Приложение, вопрос 15). Скорее всего, это временное явление из-за затянувшегося процесса признания регулятором рейтинговых агентств и связанной с этим неопределенностью, обусловленной применением Федерального закона № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации...».

Опрос участников финансового рынка проводился АКРА с 24 марта по 22 мая 2017 года.
В нем приняли участие 200 респондентов:
- финансовый сектор (60%);
- корпоративный сектор (15,5%);
- органы государственный власти (6%),
- частные инвесторы (5%),
- прочие сектора (13,5%).
В прошлогоднем опросе приняли участие 154 респондента.

Рисунок 1. За последний год Ваше доверие к оценкам рейтинговых агентств, работающих на российском рынке…

Источник: расчеты АКРА

Рисунок 2. Какие события за последние 12 месяцев способствовали росту доверия к оценкам рейтинговых агентств, работающих на российском рынке? (допускается несколько вариантов ответов)

Источник: расчеты АКРА

Рисунок 3. Какие события за последние 12 месяцев могут вызвать сомнение в объективности оценок рейтинговых агентств, работающих на российском рынке? (допускается несколько вариантов ответов)

Источник: расчеты АКРА

Рейтингами по национальной шкале стали пользоваться чаще

В 2015 году был принят Федеральный закон № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации...», согласно которому 13 июля 2017 года заканчивается переходный период реформирования рейтинговой отрасли России и переход в регулировании от международной шкалы к национальной.

Национальная шкала отражает относительную оценку кредитоспособности эмитентов на национальном рынке.

Примерно 69% респондентов при принятии инвестиционных решений ориентируются на кредитные рейтинги. Более половины (58%) отдают предпочтение рейтингам и по международной, и по национальной шкале, 36% используют только рейтинги по международной шкале (см. Рисунок 4).

Доля опрошенных, которые при принятии решений используют рейтинги и по международной, и по национальной шкале, оказалась самой высокой. Это говорит о том, что данные рейтинги воспринимаются скорее не как взаимозаменяемые, а как дополняющие друг друга. То есть респонденты склонны анализировать относительное кредитное качество организации, в которую хотят инвестировать, чтобы понять, насколько эффективно она работает и на международном, и на национальном рынках.

Доля тех, кто полагается исключительно на рейтинги по национальной шкале, за последний год выросла с 3 до 7%. В прошлом году этими рейтингами пользовались только представители финансового сектора и участники, которые не отнесли себя ни к одной из предложенных категорий. Вероятно, это связано с использованием национальной шкалы в банковском регулировании и с переходным периодом. Как показывают результаты этого года, все группы участников стали пользоваться рейтингами по национальной шкале. Исключение составляют частные инвесторы.

Рейтингами по национальной шкале стали пользоваться чаще, однако доля тех, кто отдает однозначное предпочтение рейтингам по международной шкале, по-прежнему высока. Как следует из результатов опроса, 36% сделали выбор в пользу международной шкалы.

Рисунок 4. Вы используете кредитные рейтинги…

Источник: расчеты АКРА

Недовольство степенью охваченности российского рынка кредитными рейтингами увеличилось

Доля тех, кто считает, что российский рынок недостаточно охвачен кредитными рейтингами, за последний год увеличилась с 47 до 61%
(см. Рисунок 5). При этом 43% опрошенных негативно оценивают тот факт, что кредитные рейтинги присваиваются только наиболее крупным эмитентам. Больше всего недовольны участники рынка, пользующиеся рейтингами только по международной шкале. Среди тех, что ориентируется на рейтинги только по национальной шкале, степень удовлетворенности, напротив, немного выросла.

Такой фактор, как прозрачность деятельности рейтинговых агентств, оценивается участниками все более положительно. Согласно результатам опроса, доля тех, кто доволен или скорее доволен уровнем раскрытия информации агентствами, выросла с 49 до 66% (см. Рисунок 6).

Рисунок 5. Удовлетворяет ли Вас степень охваченности российского рынка кредитными рейтингами?

Источник: расчеты АКРА

Рисунок 6. Удовлетворяет ли Вас уровень раскрытия информации рейтинговыми агентствами?

Источник: расчеты АКРА

Повышение инвестиционной привлекательности компании — основной стимул к получению кредитного рейтинга

Как следует из результатов опроса, в этом году, в отличие от предыдущего, выпуск публичного долга не являлся основным стимулом к получению кредитного рейтинга (см. Рисунок 7). Значительно увеличилась доля респондентов, чье решение получить кредитный рейтинг было продиктовано стремлением повысить инвестиционную привлекательность организации. С 22 до 27% увеличилась доля опрошенных, назвавших необходимость соответствовать нормативным требованиям в качестве причины, побудившей их воспользоваться услугами рейтинговых агентств.

Для эмитента при выборе рейтингового агентства важнее всего его репутация.  Причем в этом году респонденты отметили, что репутация на российском рынке столь же важна, как и репутация на глобальном: оба показателя получили по 4,2 балла по шкале от 0 до 5 (см. Рисунок 8). 

Рисунок 7. Если у Вашей организации есть кредитный рейтинг, то стимулом к его получению стало… (допускается несколько ответов)

Источник: расчеты АКРА

Рисунок 8. Какие критерии являются наиболее важными для выбора рейтингового агентства (5 — максимальная значимость фактора, 0 — минимальная)

Источник: расчеты АКРА

Приложение. Результаты опроса «Оценка рейтинговой отрасли России»

1. Профиль участника опроса

1. Кого из участников рынка Вы представляете?

2. Является компания, которую Вы представляете, объектом рейтингования?

3. Был ли у Вас профессиональный опыт взаимодействия с рейтинговыми агентствами для получения кредитного рейтинга?

4. Свободно ли Вы ориентируетесь в теме кредитных рейтингов? Например, понятно ли Вам, чем международная рейтинговая шкала отличается от национальной?

5. Используете ли Вы кредитные рейтинги для принятия инвестиционных решений?

6. Вы используете кредитные рейтинги…

2. Корректная оценка рисков в будущем

7. Доверяете ли Вы рейтингам агентств, работающих на российском
рынке?[1]

[1] В опросе 2016 года не было этого вопроса. 

8. За последний год Ваше доверие к оценкам рейтинговых агентств, работающих на российском рынке…

9. Какие события за последние 12 месяцев способствовали росту доверия к оценкам рейтинговых агентств, работающих на российском рынке? (допускается несколько вариантов ответов)

10. Какие события за последние 12 месяцев могут вызвать сомнение в объективности оценок рейтинговых агентств, работающих на российском рынке? (допускается несколько вариантов ответов)

11. По Вашему мнению, с чем были связаны известные Вам случаи ошибок рейтинговых агентств в оценке кредитного риска (допускается несколько вариантов ответов)

3. Большое влияние на рынок и подмена государственной функции

12. Считаете ли Вы влияние рейтинговых оценок на российский финансовый рынок чрезмерным?

13. Приемлемо ли для Вас, что рейтинги — это только мнение рейтингового агентства и формально за свои оценки агентство ответственности не несет?

14. Если Вы считаете влияние рейтинговых агентств значительным, хотя они формальной ответственности за свои оценки не несут, может быть, рейтинговую функцию необходимо передать государственному органу?

15. Оцените, пожалуйста, степень конкурентности в российской кредитной рейтинговой отрасли; способствует ли она качеству рейтинговых оценок?

4. «Парадокс»: рейтингами пользуются инвесторы, а платят за них эмитенты

16. Усматриваете ли Вы конфликт интересов в том, что эмитенты сами платят за свои рейтинги?

17. Кто должен платить за кредитные рейтинги?

5. Доступность кредитных рейтингов

18. Если у Вашей организации есть кредитный рейтинг, то стимулом к его получению стало… (допускается несколько ответов)

19. Какие критерии являются наиболее важными для выбора рейтингового агентства (5 — максимальная значимость фактора, 0 — минимальная)

20. Считаете ли Вы, что стоимость услуг кредитных рейтинговых агентств доступна для российских эмитентов?

21. Приемлемы ли для Вас требования, предъявляемые рейтинговыми агентствами для получения кредитного рейтинга?

22. Удовлетворяет ли Вас степень охваченности российского рынка кредитными рейтингами?

23. Удовлетворяет ли Вас уровень раскрытия информации рейтинговыми агентствами?

24. Какие дополнительные услуги и продукты рейтинговых агентств Вы используете или хотели бы использовать? (допускается несколько вариантов ответов)

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.