- Падение спроса и рост кредитных ставок — ключевые барьеры для восстановления экономики. Антикризисные меры, купирующие данные проблемы, дают сегодня максимальный эффект для поддержки ВВП. Льготная ипотека поддержит экономику в 2016 году на 0,4% ВВП (если условия не будут пересмотрены). Как и в 2015 году, субсидирование ипотеки станет самой эффективной антикризисной мерой для поддержки экономики.
- Льготная ипотека поддержит экономику в 2016 году на 0,4% ВВП (если условия не будут пересмотрены). Как и в 2015 году, субсидирование ипотеки станет самой эффективной антикризисной мерой для поддержки экономики.
- Поддержка автомобильного рынка теряет эффективность. В 2009–2010 годах поддержка автомобильной отрасли была самой действенной мерой по поддержке реального сектора. В 2015 году меры по поддержке автопрома не стимулировали дополнительный спрос на автомобили из-за падения доходов населения и накопленного эффекта от действия этих программ в прошлом.
- Впервые в антикризисном плане доминирует социальные меры. Более половины финансирования в антикризисном плане будет направлено на меры по поддержке социальной стабильности. Это связано с сокращением финансирования (антикризисный план 2016 года в два раза меньше предыдущего) и ростом бедности.
Антикризисный план меньше предыдущего в два раза
Aнтикризисный план должен быть принят Правительством РФ во второй половине февраля 2016 года. Текущий проект антикризисного плана предусматривает финансирование в объеме до 1 трлн руб. (1% ВВП). Это в 2-2,5 раза меньше, чем антикризисный план 2009 года (2,2 трлн руб., или 6% ВВП) и 2015 года (2,3 трлн руб., или 3% ВВП). Одобрены ключевые меры плана — поддержка региональных бюджетов (310 млрд руб.), поддержка автопрома (137,6 млрд руб.), закупка подвижного состава РЖД (39,8 млрд руб.), поддержка ипотеки (16,5 млрд руб.).
Рисунок 1. Антикризисный план 2016 года составляет 1% ВВП, а в 2009 году доля была 5% ВВП
Для 1/3 рассматриваемого антикризисного плана до сих пор не определены источники финансирования. В рамках бюджета, утвержденного в декабре 2015 года, дефицит может достигнуть 3,6 трлн руб. при среднегодовой цене нефти в 45 долл./баррель и 5,2 трлн руб. — при 30 долл./баррель. Средства Резервного фонда сейчас составляют 3,7 трлн руб. Рассматриваются различные механизмы покрытия данного дисбаланса, у каждого из которых есть свои недостатки: сокращение расходов может усилить краткосрочные негативные макроэкономические тенденции, рост заимствований будет способствовать росту ставок и инфляции, полное расходование Резервного фонда нежелательно из-за сохранения рисков несбалансированности бюджета в 2017 году, а приватизация госкомпаний в текущей рыночной конъюнктуре не позволит достичь максимального финансового эффекта.
Рисунок 2. Не имеют источников финансирования 33% плана
Бюджет утратил контрциклическую функцию
В 2009 году фискальная политика играла яркую контрциклическую роль: государственные расходы выросли на 8% ВВП, а налоги были снижены (снижение налога на прибыль, экспортных пошлин). Сложности с балансированием бюджета и финансированием государственных антикризисных мер приводят к снижению контрциклической роли фискальной политики в 2015–2016 годах. Расходы бюджета напрямую не поддержат спрос на конечные товары и услуги в той мере, как это было в 2009 году (отношение расходов консолидированного бюджета к ВВП в 2016 году будет на 2,5–3 п. п. ВВП меньше, чем в 2009 году).
Рисунок 3. Бюджетные расходы не скомпенсируют сокращение частного внутреннего спроса
Приоритетными являются социальные меры
Впервые в антикризисном плане доминируют меры по поддержке социальной стабильности, включая поддержку региональных бюджетов (в которых расходы социальной направленности — 60–65%). Падение уровня жизни и рост задолженности региональных бюджетов – ключевые проблемы 2016–2017 годов, а угрозы финансовой стабильности отходят на второй план (банковский кризис маловероятен). Реальные располагаемые доходы населения за два года могут упасть еще на столько же, на сколько и в 2015 году (-4,5%). Это неминуемо повысит уровень бедности.
Льготная ипотека даст максимальный эффект
Поддержка ипотеки в 2016 году потенциально может поддержать экономику до 0,4%, хотя экономика продолжит стагнировать. Прогноз АКРА по динамике ВВП России в 2016 году: -1,7%.
Падение реальных доходов населения привело к сокращению спроса на жилую недвижимость в 2015 году на 28%, при этом льготная ипотека компенсировала 10% потенциального падения спроса. Объем ипотечных кредитов составил 370 млрд руб., в том числе 2/3 из них непосредственно привели к формированию дополнительного спроса. Это стало самой эффективной экономической мерой по поддержке экономики в 2015 году. АКРА ожидает, что в 2016 году продление субсидирования ипотеки также поддержит строительство жилой недвижимости и позволит сохранить объем вводов на уровне 2015 года. Обеспеченность жильем в России остается на низком уровне — на 30% ниже уровня первичного насыщения рынка. Эффективность поддержки строительства жилой недвижимости как общеэкономической меры объясняется высоким мультипликативным эффектом роста спроса в строительной отрасли на смежные отрасли.
Рисунок 4. Уже к середине 2015 года ипотечные ставки вернулись на докризисный уровень
Поддержка рынка жилой недвижимости не сопровождалась ростом цен, что обычно наблюдается при применении мер по стимулированию спроса (например, это было в автомобильной промышленности).Риском реализации программы в 2016 году являются планы по сокращению субсидирования процентной ставки с 2% до 1,25%.
Поддержка автопрома теряет эффективность
Проект антикризисного плана 2016 года предусматривает сохранение объема поддержки реального сектора на уровне плана 2015 года. Мы ожидаем, что реализация заложенных мер (с учетом ипотеки) поддержит экономику на 0,5% ВВП. Ключевые отрасли поддержки — автопром и транспортное машиностроение. Поддержка транспортного машиностроения будет реализована через субсидию РЖД на покупку подвижного состава и риски нереализации данной меры минимальны. Поддержку автопрома планируется осуществлять через меры поддержки потребителей, уже опробованные в предыдущие годы — программа утилизации и trade-in, льготные автокредиты и лизинг. Но эффект от них будет ограниченным на фоне падения реальных располагаемых доходов, соответствующего сокращения доли расходов населения на товары длительного пользования и пониженного за счет предыдущих программ возраста автопарка. Подтверждением этому является фактический откат доли продаж автомобилей в розничном товарообороте в апреле 2015 года на уровень, наблюдавшийся в августе 2014 года (до начала программы), несмотря на ее продолжение. Всплеск продаж автомобилей в конце 2014 года лишь на треть объяснялся программой поддержки, остальная часть связана со сберегательным поведением населения на фоне резкого ослабления рубля (сбережение в товарах длительного пользования).
В 2016 году обсуждается финансирование поддержки автомобильного рынка в 138 млрд руб., что в три раза превышает поддержку 2015 года., но в условиях падения доходов населения мы ожидаем, что эффективность меры будет низкой. Увеличения эффективности можно добиться увеличением объема субсидии относительно цены автомобиля.