Sector

Regions & Municipalities, Credit Institutions, Corporates

Activities

Machinery & Equipment, Construction & Real Estate

Type

Research

  • Plummeting demand and growing interest rates are the key barriers to economic recovery. The crisis response measures addressing these problems yield maximum effect for bolstering GDP today.
  • Preferential home mortgage will uphold economy in 2016 by 0.4% of GDP (unless the terms are revised). As in 2015, subsidizing the mortgage will be the most effective measure for boosting the economy.
  • The efficiency of supporting the automobile market is flagging. In 2009-2010 supporting the automotive industry was the most effective measure in boosting the real sector. In 2015 the measures aimed at backing the automotive sector did not spur the demand for automobiles because of the drop in income and the accumulated past effect of these programs.
  • For the first time social measures dominate the antirecessionary plan. More than half of financing in the antirecessionary plan will be used to sustain social stability. This is caused by cutbacks to funding (the antirecessionary plan for 2016 is only half of the previous one) and growing poverty.

The current antirecessionary plan is only half of the previous one

The antirecessionary plan must be adopted by the Russian Government in the second half of February 2016. The current antirecessionary draft plan anticipates financing to the tune of up to RUB 1 tr (1% of GDP), which is 2.0-2.5 times less than the antirecessionary plan of 2009 (RUB 2.2 tr or 6% of GDP) and of 2015 (RUB 2.3 tr or 3% of GDP). The key contingency measures were approved: the support of regional budgets (RUR 310 bln), bolstering the automotive industry (RUR 137.6 bln), procurement of the rolling stock for Russian Railways (RUR 39.8 bln), and subsidizing the home mortgage (RUR 16.5 bln).

Figure 1. The antirecessionary plan for 2016 accounts for 1% of GDP, whereas in 2009 it constituted 5% of GDP 

Source: ACRA estimates, regulatory documents of the Russian Government 

For a third of the antirecessionary plan under review no sources of financing have been indicated. The budget gap can be as high as RUB 3.6 tr under the average annual oil price of USD 45 / barrel and RUB 5.2 tr under USD 30 / barrel. The Reserve Fund currently has RUB 3.7 tr. Different mechanisms to offset the given imbalance are considered, each having its own shortcomings: cutting the costs may amplify short-term negative macroeconomic trends, mounting borrowings will cause the surge of inflation and interest rates, the exhaustion of the Reserve Fund is undesirable, while the privatization of state companies on the current volatile market won’t yield maximum financial effect.

Figure 2. No sources of financing for 33% of the plan are available 

Source: ACRA estimates, regulatory documents of the Russian Government 

The budget has lost its countercyclical function

In 2009 the fiscal policy played a markedly countercyclical role, with government spending grown by 8% of GDP and taxes reduced (in particular, the income tax and export tariffs). The budget balancing problems and costly crisis response measures scaled down the countercyclical role of the fiscal policy in 2015-2016. The budget expenditures won’t directly bolster the demand for goods and services to the extent they did in 2009 (the ratio of consolidated budget spending to GDP in 2016 will be 2.5-3.0 pps GDP lower than in 2009).

Figure 3. Budget expenditures will not make up for the contraction of private domestic demand 

Source: ACRA estimates 

Social measures as the top priority

For the first time the antirecessionary plan is dominated by measures aimed at backing social stability, including the support of regional budgets (where social expenditures account for 60-65% of the entire spending). Deteriorating living standards and growing arrears of regional budgets are the main problems in 2016-2017, with threats to financial stability receding into the background (the banking crisis is very unlikely). The real disposable income may drop as much during these two years, as it did in 2015 (-4.5%). This will inevitably increase the poverty rate.

Preferential home mortgage yields maximum effect

Subsidizing the mortgage in 2016 can potentially add up to 0.4% to GDP, although the economy will remain stagnant. The ACRA forecast for the Russian GDP dynamics in 2016: -1.7%.

The drop of real earnings brought about the contraction of demand for residential real estate in 2015 by 28%, with preferential home loans offsetting 10% of the potential slump in demand. Mortgage loans totaled RUB 370 bln, with two thirds of this amount being directly responsible for the generation of extra demand. This proved to be the most effective measure to boost the national economy in 2015. ACRA expects that if the mortgage subsidizing policy continues in 2016 this will sustain the housing construction program and maintain the volumes of commissioned housing at the level of 2015. Housing per capita in Russia remains at a low level – 30% lower than the primary market saturation level. The efficiency of housing construction backing as a general economic measure can be explained by a high multiplicative effect of growing demand in the construction industry on contiguous sectors.

Figure 4. Already by mid-2015 the interest rates on mortgage loans went back to the pre-crisis level 

Source: ACRA estimates, Bank of Russia 

The government backing of the residential real estate market did not trigger the growth of housing prices, which is normally the case whenever consumer incentive schemes are launched (this trend could be seen in the automotive industry).

The plans to cut the interest rate subsidizing from 2% to 1.25% threaten the program implementation in 2016.

Backing the automotive industry is far from being effective

The draft crisis intervention plan for 2016 anticipates similar levels of the real sector support to those of 2015. We expect that implementation of the planned measures (mortgage backing inclusive) will add 0.5% to the national GDP, the key targets for backing being the automotive industry and transport engineering. The latter will take the form of subsidies transferred to Russian Railways for rolling stock procurement, with risks of default on this measure being negligible. The automotive industry will be backed via consumer support measures already tested in the previous years: the scrappage and trade-in scheme, preferential car loans and leasing. Yet their effect will be limited against the backdrop of sinking real disposable income, a respective slump in the share of consumer spending on durable goods, and lower age of the car fleet due to previous programs. The best evidence is the actual setback of the share of car sales in retail turnover in April 2015 to the level of August 2014 (before the program was launched), despite the ongoing support measures. Booming car sales at the end of 2014 could only partly be attributed (actually by one third) to the support program; these were mainly caused by consumer savings against the background of steep ruble devaluation, durable goods serving as the saving vehicles).

The government is now contemplating the allocation of RUB 138 bln for backing the automobile market in 2016 – three times more than in 2015. But under a further fall of disposable income the effectiveness of this measure will be low. Higher subsidies relative to car prices could be a more efficient measure.

Figure 5. By April 2015 the effect of the automobile market support program had faded away 

Source: ACRA estimates, AEB 
 
Print version
Download PDF

Analysts

Natalia Porokhova
Senior Director, Head of Sovereign Ratings and Forecasting Group
+7 (495) 139 04 90
Dmitry Kulikov
Director, Sovereign Ratings and Macroeconomic Analysis Group
+7 (495) 139 04 80, ext. 122
Maria Mukhina
Operating Director
+7 (495) 139 04 80, ext. 107
We protect the personal data of users and process cookies only to personalize services. You can prevent the processing of cookies in your browser settings. Please read the terms of use of cookies on this website by clicking on more information.

Тренинг по банкам и НБКО, 30–31 января

Льготная ипотека даст максимальный эффект для экономики среди антикризисных мер

Антикризисный план Правительства РФ на 2016 год

  • Падение спроса и рост кредитных ставок — ключевые барьеры для восстановления экономики. Антикризисные меры, купирующие данные проблемы, дают сегодня максимальный эффект для поддержки ВВП. Льготная ипотека поддержит экономику в 2016 году на 0,4% ВВП (если условия не будут пересмотрены). Как и в 2015 году, субсидирование ипотеки станет самой эффективной антикризисной мерой для поддержки экономики.
  • Льготная ипотека поддержит экономику в 2016 году на 0,4% ВВП (если условия не будут пересмотрены). Как и в 2015 году, субсидирование ипотеки станет самой эффективной антикризисной мерой для поддержки экономики.
  • Поддержка автомобильного рынка теряет эффективность. В 2009–2010 годах поддержка автомобильной отрасли была самой действенной мерой по поддержке реального сектора. В 2015 году меры по поддержке автопрома не стимулировали дополнительный спрос на автомобили из-за падения доходов населения и накопленного эффекта от действия этих программ в прошлом.
  • Впервые в антикризисном плане доминирует социальные меры. Более половины финансирования в антикризисном плане будет направлено на меры по поддержке социальной стабильности. Это связано с сокращением финансирования (антикризисный план 2016 года в два раза меньше предыдущего) и ростом бедности.

Антикризисный план меньше предыдущего в два раза

Aнтикризисный план должен быть принят Правительством РФ во второй половине февраля 2016 года. Текущий проект антикризисного плана предусматривает финансирование в объеме до 1 трлн руб. (1% ВВП). Это в 2-2,5 раза меньше, чем антикризисный план 2009 года (2,2 трлн руб., или 6% ВВП) и 2015 года (2,3 трлн руб., или 3% ВВП). Одобрены ключевые меры плана — поддержка региональных бюджетов (310 млрд руб.), поддержка автопрома (137,6 млрд руб.), закупка подвижного состава РЖД (39,8 млрд руб.), поддержка ипотеки (16,5 млрд руб.).

Рисунок 1. Антикризисный план 2016 года составляет 1% ВВП, а в 2009 году доля была 5% ВВП

Источник: расчеты АКРА, нормативные документы Правительства РФ 

Для 1/3 рассматриваемого антикризисного плана до сих пор не определены источники финансирования. В рамках бюджета, утвержденного в декабре 2015 года, дефицит может достигнуть 3,6 трлн руб. при среднегодовой цене нефти в 45 долл./баррель и 5,2 трлн руб. — при 30 долл./баррель. Средства Резервного фонда сейчас составляют 3,7 трлн руб. Рассматриваются различные механизмы покрытия данного дисбаланса, у каждого из которых есть свои недостатки: сокращение расходов может усилить краткосрочные негативные макроэкономические тенденции, рост заимствований будет способствовать росту ставок и инфляции, полное расходование Резервного фонда нежелательно из-за сохранения рисков несбалансированности бюджета в 2017 году, а  приватизация госкомпаний в текущей рыночной конъюнктуре не позволит достичь максимального финансового эффекта.

Рисунок 2. Не имеют источников финансирования 33% плана 

Источник: расчеты АКРА, нормативные документы Правительства РФ 

Бюджет утратил контрциклическую функцию

В 2009 году фискальная политика играла яркую контрциклическую роль: государственные расходы выросли на 8% ВВП, а налоги были снижены (снижение налога на прибыль, экспортных пошлин). Сложности с балансированием бюджета и финансированием государственных антикризисных мер приводят к снижению контрциклической роли фискальной политики в 2015–2016 годах. Расходы бюджета напрямую не поддержат спрос на конечные товары и услуги в той мере, как это было в 2009 году (отношение расходов консолидированного бюджета к ВВП в 2016 году будет на 2,5–3 п. п. ВВП меньше, чем в 2009 году).

Рисунок 3. Бюджетные расходы не скомпенсируют сокращение частного внутреннего спроса

Источник: расчеты АКРА

Приоритетными являются социальные меры

Впервые в антикризисном плане доминируют меры по поддержке социальной стабильности, включая поддержку региональных бюджетов (в которых расходы социальной направленности — 60–65%). Падение уровня жизни и рост задолженности региональных бюджетов – ключевые проблемы 2016–2017 годов, а угрозы финансовой стабильности отходят на второй план (банковский кризис маловероятен). Реальные располагаемые доходы населения за два года могут упасть еще на столько же, на сколько и в 2015 году (-4,5%). Это неминуемо повысит уровень бедности.

Льготная ипотека даст максимальный эффект

Поддержка ипотеки в 2016 году потенциально может поддержать экономику до 0,4%, хотя экономика продолжит стагнировать. Прогноз АКРА по динамике ВВП России в 2016 году: -1,7%.

Падение реальных доходов населения привело к сокращению спроса на жилую недвижимость в 2015 году на 28%, при этом льготная ипотека компенсировала 10% потенциального падения спроса. Объем ипотечных кредитов составил 370 млрд руб., в том числе 2/3 из них непосредственно привели к формированию дополнительного спроса. Это стало самой эффективной экономической мерой по поддержке экономики в 2015 году. АКРА ожидает, что в 2016 году продление субсидирования ипотеки также поддержит строительство жилой недвижимости и позволит сохранить объем вводов на уровне 2015 года. Обеспеченность жильем в России остается на низком уровне — на 30% ниже уровня первичного насыщения рынка. Эффективность поддержки строительства жилой недвижимости как общеэкономической меры объясняется высоким мультипликативным эффектом роста спроса в строительной отрасли на смежные отрасли.

Рисунок 4. Уже к середине 2015 года ипотечные ставки вернулись на докризисный уровень 

Источник: расчеты АКРА, Банк России
 

Поддержка рынка жилой недвижимости не сопровождалась ростом цен, что обычно наблюдается при применении мер по стимулированию спроса (например, это было в автомобильной промышленности).Риском реализации программы в 2016 году являются планы по сокращению субсидирования процентной ставки с 2% до 1,25%.

Поддержка автопрома теряет эффективность

Проект антикризисного плана 2016 года предусматривает сохранение объема поддержки реального сектора на уровне плана 2015 года. Мы ожидаем, что реализация заложенных мер (с учетом ипотеки) поддержит экономику на 0,5% ВВП. Ключевые отрасли поддержки — автопром и транспортное машиностроение. Поддержка транспортного машиностроения будет реализована через субсидию РЖД на покупку подвижного состава и риски нереализации данной меры минимальны. Поддержку автопрома планируется осуществлять через меры поддержки потребителей, уже опробованные в предыдущие годы — программа утилизации и trade-in, льготные автокредиты и лизинг. Но эффект от них будет ограниченным на фоне падения реальных располагаемых доходов, соответствующего сокращения доли расходов населения на товары длительного пользования и пониженного за счет предыдущих программ возраста автопарка. Подтверждением этому является фактический откат доли продаж автомобилей в розничном товарообороте в апреле 2015 года на уровень, наблюдавшийся в августе 2014  года (до начала программы), несмотря на ее продолжение. Всплеск продаж автомобилей в конце 2014 года лишь на треть объяснялся программой поддержки, остальная часть связана со сберегательным поведением населения на фоне резкого ослабления рубля (сбережение в товарах длительного пользования).

В 2016 году обсуждается финансирование поддержки автомобильного рынка в 138 млрд руб., что в три раза превышает поддержку 2015 года., но в условиях падения доходов населения мы ожидаем, что эффективность меры будет низкой. Увеличения эффективности можно добиться увеличением объема субсидии относительно цены автомобиля.

Рисунок 5. К апрелю 2015 года эффект от программы поддержки авторынка сошел на нет 

Источник: расчеты АКРА, АЕБ

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.