- Розничное кредитование, показавшее агрессивные темпы роста в 2018–2019 годах, могло стать зоной особого риска в период кризиса 2020–го ввиду особенностей мер, принятых для борьбы с COVID-19. Ограничительные меры привели к росту безработицы и снижению доходов населения.
- Своевременная поддержка со стороны правительства и Банка России позволила сгладить неблагоприятное влияние последствий пандемии на розничный банковский сектор. При этом меры поддержки населения были ограничены максимальным размером кредита, установленном на невысоком уровне, что освободило банки от обязанности реструктурировать крупные ссуды в соответствии с законом и предоставило возможность делать это на основании собственного суждения.
- Опрос АКРА, в котором участвовали 22 российских банка (25% розничного портфеля), показал, что объем реструктуризации по собственным программам банков в 7–8 раз превышает аналогичный показатель в рамках Федерального закона № 106-ФЗ. Основная доля реструктуризаций пришлась на необеспеченное потребительское кредитование.
- Значительная часть реструктурированных розничных кредитов может остаться проблемной после окончания срока действия послаблений и потребовать дорезервирования. По оценкам АКРА, влияние на капитал может составить около 5–6%. В целом такой уровень не является критичным для банковской системы, однако усложняет процесс прохождения и/или выхода из кризиса на фоне необходимости досоздания резервов по иным кредитным продуктам.
- По результатам опроса АКРА, регуляторные послабления в целом несущественно улучшили выполнение банками нормативов. Среди опрошенных кредитных организаций эффект от послаблений для нормативов Н1.0 и Н1.2 в среднем составил лишь 21 б. п. и 14 б. п. соответственно. Отдельные банки улучшили выполнение нормативов на 100–150 б. п., что свидетельствует о существенной, но не критичной (нефинансовой) помощи со стороны регулятора в части поддержания банками обязательных нормативов на приемлемом уровне.
- АКРА не исключает продления послаблений ввиду сохранения риска возникновения второй волны пандемии и слабого восстановления экономики. По оценкам Агентства, большинство российских банков позитивно оценивают влияние принятых регуляторных мер, при этом, согласно результатам опроса АКРА, ряд кредитных организаций заинтересован в их продлении.
Розничное кредитование могло стать зоной особого риска в период кризиса 2020 года
В 2018–2019 годах значительное влияние на темпы роста розничного кредитования, преимущественно необеспеченного, оказали крайне низкие темпы роста реальных располагаемых доходов населения, а также активное увеличение объема рефинансирования ссуд физических лиц в связи с закредитованностью граждан (по данным Банка России, на 01.09.2019 общее количество заемщиков достигло 39,5 млн человек, или 54% занятого населения). Кроме того, высокому спросу физических лиц на кредиты способствовали отрицательная динамика процентных ставок вслед за снижением ключевой ставки Банка России на фоне хотя и вялого, но роста экономики, а также наличие государственной поддержки в части ипотечного кредитования.
В свою очередь, слабые возможности роста бизнеса и прибыли в условиях низких темпов экономического развития предопределили повышенный интерес российских банков к направлению капитала преимущественно в динамично растущий розничный сектор, обладающий к тому же сравнительно более высокой маржинальностью продуктов (особенно в части необеспеченного кредитования). При околонулевых темпах роста корпоративного кредитного портфеля в 2018–2019 годах динамика портфеля розничных (в том числе необеспеченных) ссуд превышала 20%.
Рисунок 1. Динамика основных показателей розничного кредитного портфеля и процентных ставок
Источник: Банк России, расчеты АКРА
В целях замедления динамики потребительского и ипотечного кредитования Банк России в октябре 2018 года ввел ограничения в рамках нового механизма макропруденциального регулирования, которые впоследствии неоднократно ужесточались. Регуляторные меры в значительной степени способствовали снижению темпов роста розничного кредитного портфеля в целом (максимальный рост на 23,8% г/г был зафиксирован 01.05.2019, однако к 01.03.2020 его темпы снизились до 17,8%).
Тем не менее, по мнению АКРА, розничное кредитование (прежде всего в части необеспеченных ссуд) оставалось наиболее уязвимым сегментом банковской отрасли). Ограничительные меры, связанные с распространением COVID-19, привели к существенному росту безработицы (по данным Росстата, 6,3% в июле 2020 года) и падению доходов населения (согласно данным Росстата, реальные доходы населения во II квартале 2020 года были на 8% ниже показателя аналогичного периода прошлого года). Это ударило прежде всего по тем кредитным организациям, которые специализировались на данных сегментах либо активно наращивали их объемы в целях получения прибыли. Без незамедлительных мер поддержки со стороны Правительства РФ и Банка России население страны и банковский сектор могли столкнуться с существенными финансовыми потерями.
Меры государственной поддержки оказались несопоставимы с запросами заемщиков
Благодаря своевременной поддержке со стороны правительства и Банка России неблагоприятное влияние последствий COVID-19 на розничный банковский сектор было снижено. Вступление в силу Федерального закона от 03.04.2020 № 106-ФЗ1 (далее — 106-ФЗ), а также регуляторные послабления и иные макропруденциальные меры Банка России предоставили населению возможность взять каникулы по кредитам без каких-либо санкций со стороны кредиторов, а банкам — снизить объем необходимых к созданию резервов и поддержать достаточность капитала.
Вместе с тем кредитные каникулы в рамках 106-ФЗ имели ряд ограничений, снизивших эффективность их использования как меры масштабной помощи населению. В частности, максимальный размер кредита2 способствовал достаточно узкому охвату заемщиков, а критерии отнесения граждан к пострадавшим от COVID-19 были прописаны недостаточно четко. Кроме того, у физических лиц возникали риски получения штрафных санкций со стороны банков в случае неподтверждения документами обоснованности обращения о предоставлении каникул в установленные законом сроки. Также, по информации банков, высокие регуляторные риски, которые могли возникнуть при неверной трактовке предоставленных возможностей, замедляли и затрудняли использование банками данного инструментария.
1 Федеральный закон от 03.04.2020 № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ”О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа».
2 В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 435 «Об установлении максимального размера кредита (займа) для кредитов (займов), по которому заемщик вправе обратиться к кредитору с требованием об изменении условий кредитного договора (договора займа), предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств».
Вместе с тем ограничения по предоставлению каникул, в том числе в части объема максимального размера кредита, способствовали расширению банками собственных программ по реструктуризации кредитных договоров. Фактически банкам была предоставлена возможность самостоятельно принять решение о целесообразности внесения изменений в действующие кредитные соглашения в случае обращения физического лица. Во избежание реализации кредитных рисков кредиторы предпочли дать заемщикам шанс пройти кризис менее болезненно и вернуться к качественному обслуживанию долга через некоторое время (как правило, не более шести месяцев).
Для определения эффективности мер государственной поддержки населения и банков Агентство провело опрос двадцати двух кредитных организаций (формируют 25% совокупного розничного портфеля) с рейтингом АКРА и лидирующими позициями в сфере розничного кредитования. Согласно результатам опроса, 86% банков активно использовали предложенные меры поддержки в период пандемии. При этом объем реструктурированных кредитов по собственным программам превышает соответствующий показатель в рамках 106-ФЗ примерно в семь–восемь раз (статистика Банка России свидетельствует о сопоставимых цифрах), а общий объем таких реструктуризаций составляет около 4% розничного портфеля.
Таблица 1. Основные параметры реструктуризации кредитов населения в период пандемии (с 20.03.2020 до указанной даты)
| 30.06.20 | 15.07.20 | 29.07.20 | 12.08.20 | 26.08.20 |
Объем реструктуризации по розничным кредитам, млрд руб. | 625 | 665 | 697 | 715 | 734 |
в т. ч. в рамках 106-ФЗ | 88 | 92 | 95 | 91 | 81 |
По потребительским кредитам* | 56% | 54,3% | 52,9% | >50% | н/д |
По ипотеке* | 20% | 22,7% | 24,8% | н/д | н/д |
По кредитным картам* | 20% | 18,5% | 18,6% | н/д | н/д |
По автокредитам* | 3% | 3% | 2,3% | н/д | н/д |
* Данные по обращениям, находящимся на рассмотрении в банках.
Источник: Банк России (на основании опроса 75 кредитных организаций)
Более половины требований заемщиков об изменении кредитного договора поступает по потребительским ссудам — необеспеченным и несущим наиболее высокий кредитный риск среди розничных кредитов. Еще около четверти обращений приходится на ипотечных заемщиков, что обусловлено в первую очередь размером чека ссуды и, как следствие, ежемесячного платежа. При этом кредитные карты также отличаются высокой стоимостью кредитного риска ввиду необеспеченного и краткосрочного характера операций и меньшей точности анализа финансового положения заемщика при одобрении лимита.
Результаты опроса АКРА также показали, что до пандемии (по данным на 01.04.2020) антилидерами по доле реструктуризаций (в том числе по причине снижения ставок) в розничном портфеле были потребительские (53%) и ипотечные ссуды (42%). На 01.08.2020 антилидером остались только потребительские кредиты (62%), что свидетельствует об ухудшении их качества. Доля реструктуризаций по кредитным картам также возросла — с 1 до 12% ввиду вероятного замещения потребительских кредитов картами и связанного с этим плохого обслуживания долга; доля ипотеки снизилась до 23%.
Предоставленное банкам в рамках реструктуризации право не создавать резервы для покрытия проблемной задолженности стимулировало их предлагать собственные программы, не удовлетворяющие условиям 106-ФЗ, что стало ключевым фактором поддержки заемщиков со стороны государства. При этом влияние последствий фактического ухудшения качества розничного портфеля может иметь существенный негативный эффект для финансовой устойчивости ряда банков после отмены мер поддержки. Однако в целом для банковской системы АКРА не считает текущий объем реструктуризаций критическим.
Влияние досоздания резервов по розничным кредитам на капитал банков будет умеренным
Практика реструктуризации кредитов, включая предоставление кредитных каникул, — первопричина отложенной реализации кредитных рисков и неумышленная маскировка имеющихся проблем с качеством розничных ссуд. Доля просроченной задолженности в совокупном розничном портфеле по системе в 2020 году составляет в среднем 4,6% (невысокий показатель) против 4,9% в 2019 году и 6,1% в 2018–м, что достигается, с одной стороны, за счет активного роста объема кредитования, а с другой — реструктуризацией кредитов в части отсрочки платежа. Сравнительно худшую картину реальности мы сможем увидеть уже в IV квартале 2020 года, после истечения срока возможной подачи заемщиком требования о реструктуризации 30.09.2020, либо в начале 2021 года, если собственные программы будут продлены банками до конца текущего года.
В настоящее время объем реструктурированных кредитов населению уже составляет 734 млрд руб. (по данным Банка России на 26.08.2020) и, по ожиданиям АКРА, в ближайшее время продолжит увеличиваться несмотря на замедление темпов роста (пик реструктуризаций прошел в апреле–мае текущего года). Согласно базовому прогнозу АКРА на 2020 год в отношении уровня безработицы (6,7% экономически активного населения) и изменения реальных располагаемых доходов населения (-6,4% г/г), вероятность скорого восстановления платежеспособности граждан невысока. При отнесении всей реструктурированной задолженности к IV–V категории качества может потребоваться доформирование резервов в объеме около 70% от суммы задолженности. Кроме того, дорезервировать придется и значительную часть просроченных более чем на 90 дней кредитов, доля которых в портфеле, по оценкам АКРА, только с апреля по июль 2020 года выросла на 10–15% и превысила 5% (в среднем по системе). Установленный регулятором в настоящее время срок досоздания резервов — не позднее окончания первого полугодия 2021 года.
По оценкам АКРА, необходимость досоздавать резервы по реструктурированной задолженности может привести к потерям около 600 млрд руб. (или около 5–6% всего капитала системы на 01.08.2020). Такой объем резервов не станет фактором существенного снижения нормативов достаточности капитала, однако затруднит прохождение и/или выход из кризиса ввиду необходимости досоздания резервов и по другим кредитным продуктам.
Давление на уровень нормативов также окажет требование регулятора к банкам признавать реструктурированными кредиты с изменением условий договоров (вследствие пандемии) с 01.01.2021. В условиях экономического спада (по оценкам АКРА, в 2020 году ВВП страны сократится на 4–4,5%) и достаточно низкой рентабельности операций (отчасти связанной с низкой процентной маржой) для этих целей может быть использован макропруденциальный буфер. Запас был накоплен банками за счет применения повышенных надбавок к коэффициентам риска по розничным кредитам, а также выполнения надбавок достаточности капитала и за системную значимость (согласно данным Банка России, на 01.07.2020 буфер составлял 5,6 трлн руб., однако по системе он распределен неравномерно, что не может гарантировать отсутствие сложностей с дорезервированием у всех кредитных организаций).
АКРА провело анализ изменения с начала 2020 года доли резервов в розничном портфеле российских банков, принимая во внимание динамику норматива достаточности основного капитала Н1.2 — основного норматива достаточности капитала согласно методологии Агентства. Для этого из 100 крупнейших по активам российских банков были отобраны кредитные организации с долей розничного портфеля в активах выше среднего уровня по системе (17,8%), а также банки с меньшей долей, но входящие в топ-30 по активам (ввиду наличия достаточно крупного розничного портфеля в масштабах системы). Согласно результатам анализа, 50 банков, попавших в выборку, за семь месяцев 2020 года в целом не осуществляли резервные отчисления по портфелю кредитов физических лиц (их доля выросла лишь с 10 до 11% портфеля), при этом уровень достаточности капитала (преимущественно ввиду получения банками прибыли) увеличился с 10,6 до приемлемых 12,3% (средневзвешенные по объему розничного портфеля значения). Таким образом, в настоящее время банки еще не начали подготовку к реализации розничных кредитных рисков в части формирования резервов, которые, по ожиданиям АКРА, могут проявиться уже в IV квартале 2020 года.
Рисунок 2. Эффект от регуляторных послаблений для норматива Н1.2 несущественен, резервы сохраняются на умеренном уровне
Источник: АКРА
Мы также не видим значительных отличий между уровнем обязательных нормативов достаточности капитала (Н1.2 и Н1.0) в период пандемии, рассчитанных с учетом послаблений и без них. Согласно результатам проведенного АКРА опроса, на 01.08.2020 без использования регуляторных послаблений достаточность капитала Н1.0 был бы ниже всего на 21 б. п. фактического уровня, а норматива достаточности основного капитала Н1.2 — всего на 14 б. п. Однако по отдельным банкам, на которые приходится 1,5% совокупного розничного портфеля в России, эффект составил от 100 до 150 б. п., что свидетельствует о существенной, но не критичной (нефинансовой) помощи со стороны регулятора в части поддержания банками обязательных нормативов на приемлемом уровне.
Подробнее в аналитическом комментарии АКРА «Банк России актуализирует правила игры» от 20.08.2020.
Вместе с тем АКРА по-прежнему не исключает возможного продления регуляторных мер поддержки российских банков, особенно в части поддержания нормативов на приемлемом уровне. Кредитные риски, которые являются основными в классическом банкинге, все еще остаются повышенными (преимущественно в части розницы и МСП) и могут снизиться только в случае устойчивого восстановления экономики и отсутствия жестких карантинных мер, что напрямую зависит от возникновения второй волны пандемии в России и состояния нефтяного рынка.
Банки надеются на продление регуляторных послаблений
Помимо распространения COVID-19 и введения ограничительных мер существенным фактором экономического спада в России стала нестабильность на нефтяных рынках, спровоцировавшая волатильность на валютном рынке и рынке ценных бумаг. Несмотря на то, что к настоящему моменту ситуация стабилизировалась, риски, связанные с необходимостью досоздания резервов по реструктурированным кредитам в условиях слабых темпов восстановления экономики, по мнению АКРА, могут потребовать продления мер поддержки отрасли. Такие меры прежде всего будут касаться отсрочки в отношении признания кредитов проблемными и необходимости досоздания резервов в надлежащем объеме.
Неопределенность в отношении второй волны пандемии не позволяет полностью исключить возможность того, что меры поддержки государством заемщиков также будут продлены или даже расширены.
При этом общая эффективность принятых в начале пандемии мер поддержки может считаться достаточно высокой: большинство банков, участвовавших в опросе АКРА, оценили их положительно. Закономерным представляется тот факт, что основным послаблением, используемым опрошенными банками, является непризнание розничных кредитов реструктурированными при формировании резервов или неприменение надбавок по ним, а также неувеличение резервов в случае ухудшения финансового положения заемщика и/или качества обслуживания долга. Послабления, связанные с отражением ценных бумаг не по стандартному регулированию и использованием курсов валют на 01.03.2020, применяются значительно реже. Это обусловлено сравнительно меньшим принятием банками рыночных рисков в отличие от кредитных рисков, а также планомерной девалютизацией банковских балансов в последние годы (в связи с реализацией валютных рисков в кризис 2014–2015 годов).
Рисунок 3. Наиболее востребованные банками регуляторные послабления, % от опрошенных
Источник: АКРА
При этом некоторые из опрошенных банков считают нелишним продление отдельных регуляторных мер. Мы отобрали наиболее часто встречающиеся предложения, которые имеют универсальный характер. В частности, кредитные организации заинтересованы в: 1) продлении существующих послаблений до конца 2020 года или до середины 2021 года ввиду невозможности проведения полноценного определения сроков и степени ущерба для экономики от пандемии; 2) продолжающемся снижении действующих надбавок к коэффициентам риска по кредитам физическим лицам; 3) продлении послаблений по курсам основных иностранных валют для целей расчета обязательных нормативов.
АКРА считает, что в целом российская банковская система в хорошей форме подошла к кризису 2020 года, что является в значительной мере результатом осуществляемого пруденциального регулирования. В этой связи мы не видим существенных рисков снижения финансовой устойчивости системы в случае реализации розничных кредитных рисков в конце 2020 года — начале 2021 года. Вместе с тем ряд (в том числе крупнейших) банков находится в несколько уязвимом положении, в связи с чем заинтересован в продлении мер поддержки. Однако не стоит исключать риск второй волны пандемии, которая может нанести повторный удар, но уже по ослабленной банковской системе.