Минфин России вернулся на рынок ОФЗ при незначительном росте доходностей

Потенциальное увеличение объемов заимствований может привести к росту их стоимости, однако расходы федерального бюджета на обслуживание госдолга останутся приемлемыми

7 апреля 2020 года Минфин России принял решение возобновить аукционы по размещению облигаций федерального займа (ОФЗ) после месячного перерыва. К размещению было предложено три выпуска ОФЗ:

  • ОФЗ-ПК выпуска № 29013RMFS — новый десятилетний выпуск ОФЗ с купоном, зависящим от краткосрочной ставки денежного рынка (RUONIA);
  • ОФЗ-ПД выпуска № 25084RMFS — самый короткий (трехлетний) выпуск ОФЗ с постоянным купонным доходом;
  • ОФЗ-ИН выпуска № 52002RMFS — единственный восьмилетний выпуск ОФЗ с защитой от инфляции, доступный для размещения.

По результатам проведенных 8 апреля аукционов совокупный объем размещения составил 22,1 млрд руб. по номинальной стоимости. При этом АКРА отмечает, что:

  • аукцион по размещению ОФЗ-ПК признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок по приемлемым для Минфина России уровням цен;
  • объем размещения выпуска ОФЗ-ПД составил 16,5 млрд руб. по номинальной стоимости при спросе 50,1 млрд руб. (соотношение спроса и фактического объема размещения — 3,0х), средневзвешенная доходность — 6,45% годовых. Последний раз данный выпуск размещался 19 февраля, объем размещения составил 20,3 млрд руб., спрос — 64,4 млрд руб. (соотношение спроса и фактического объема размещения — 3,2х), средневзвешенная доходность — 5,56% годовых (на 89 б. п. ниже);
  • объем размещения выпуска ОФЗ-ИН составил 5,6 млрд руб. по номинальной стоимости при спросе 10,3 млрд руб. (соотношение спроса и фактического объема размещения — 1,9х), средневзвешенная реальная доходность — 3,0% годовых. Последний раз данный выпуск размещался 19 февраля, объем размещения составил 10,7 млрд руб., спрос — 35,5 млрд руб. (соотношение спроса и фактического объема размещения — 3,3х), средневзвешенная реальная доходность — 2,6% (на 40 б. п. ниже).

Таким образом, спрос на ОФЗ снизился по сравнению с первыми двумя месяцами текущего года, тогда как стоимость заимствований незначительно возросла. В соответствии с принятыми изменениями в закон о федеральном бюджете на 2020 год, которые были сформированы до кризиса, Минфину России, по оценке АКРА, до конца этого года необходимо занимать на аукционах около 50,0 млрд руб. в рамках одного дня (фактический средний объем заимствований в течение одного дня составил с начала года 65,4 млрд руб.). В таких условиях Минфин России имеет возможность действовать достаточно гибко и не удовлетворять заявки по ценам, уровень которых, по его мнению, является неприемлемым.

Однако, с учетом уже объявленных стимулирующих фискальных мер и возможности их расширения, а также желания правительства ограничить использование остатков средств федерального бюджета для поддержки экономики, АКРА не исключает, что в дальнейшем может возникнуть потребность в увеличении программы государственных заимствований. В этом случае гибкость при удовлетворении заявок может снизиться, а стоимость заимствований возрасти. В то же время нельзя рассматривать потенциальный рост стоимости заимствований как существенный фактор риска, так как совокупные расходы по обслуживанию государственного долга, заложенные в законе о федеральном бюджете на 2020 год, не превышают 1,0% ВВП (или 4,5% доходов федерального бюджета), а объем госдолга по состоянию на конец 2019 года находился на очень низком уровне — менее 13,0% ВВП (или 68,0% доходов федерального бюджета).

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.