Опрос о рейтинговой отрасли

Инфляция как стимул для инвестиций в металлургии

Статья директора группы корпоративных рейтингов АКРА Максима Худалова для журнала «Металлоснабжение и сбыт»

Инфляция и нестабильный курс валюты снижают уверенность экономических агентов и их склонность к принятию инвестиционных решений. В то же время доступность кредитных средств для инвестиционных проектов может провоцировать ускорение инфляции за счет спекулятивных действий экономических агентов на рынке.

В ответ на этот вызов Центробанк РФ проводит жесткую политику увеличения стоимости заимствования для торможения инфляционных процессов. В результате инфляция стабилизируется. С другой стороны, это действие порождает рост ставок по кредитам, а значит, сокращает потенциальные инвестиции в экономике за счет заемных средств. Так что какое из двух зол больше, высокая инфляция или невероятно высокие кредитные ставки, это еще вопрос.

Тем более что сама инфляция через механизм индексации тарифов монополий, стоимости сырья и индексации заработной платы приводит к росту цен на продукцию, а значит, является в какой-то мере стимулом инвестиций. Проиллюстрируем последнее утверждение на примере металлургической отрасли.

Международный опыт в сталелитейной отрасли указывает на то, что рост цен на продукцию отрасли определяется как конъюнктурными (дефицит либо профицит материала на мировом рынке), так и инфляционными процессами (для простоты примем, что с учетом курсов валют в мире этот процесс в целом можно считать общемировой тенденцией, а локальная инфляция в России в соответствии с теорией паритета покупательной способности определяется динамикой курса, при этом Центробанк РФ может влиять на локальную инфляцию путем ограничения кредитования за счет высокой ключевой ставки) и трактуется ее участниками как улучшение рыночной конъюнктуры. В свою очередь, участники отрасли реагируют на это явление увеличением инвестиционной активности.

Анализ исторических данных указывает на то, что оценочная величина инвестиций мировой сталелитейной отрасли достаточно сильно коррелирует с динамикой цен на сталь на мировых рынках. Так, из рисунка 1 видно, что инвестиции в отрасль в 2005–2008 гг. фактически удвоились и достигли 141 млрд долл. США. После этого они начали сокращаться и в 2015 году составили 80–100 млрд долл. США.

Рисунок 1. Связь цен на сталь и инвестиций в сталелитейную отрасль в мире

Источник: Bloomberg

При этом коэффициент корреляции между динамикой цен на сталь и величиной инвестиций в сталелитейной отрасли в указанный период составил 73%, что указывает на сонаправленное движение данных показателей и не противоречит гипотезе о наличии зависимости между этими показателями.

В то же время в 2005–2015 гг. в развитие сталелитейной промышленности инвестировал Китай, спрос на сталь в котором достаточно значимо влиял на рост мировых цен на сталь, поэтому данные мировой сталелитейной отрасли могут быть существенно смещены за счет китайского фактора. Правильнее будет посмотреть на динамику инвестиций в России, где крупных новых производств в указанном временном периоде не возникло (за исключением двух электросталеплавильных предприятий: НЛМК-Калуга и Северсталь — Сортовой завод Балаково). Российские металлурги инвестировали в основном в приобретение сырьевых мощностей и в модернизацию действующего производства, а также в продукцию высокого передела (рельсы, балки, широкий лист, оцинковка и полимерное покрытие).

Статистические данные по инвестициям российской металлургии представлены за более длительный период — с 1996 по 2015 год, но и они демонстрируют схожую с общемировой динамику, а именно рост в период высоких цен на сталь (рис. 2). Таким образом, можно утверждать, что на склонность к инвестированию в отрасли существенно влияет конъюнктура рынка и инфляционные факторы.

Рисунок 2. Связь цен на сталь и инвестиций в российскую металлургическую отрасль

Источник: Росстат, данные ЦЭП ГПБ

В целом реакция отрасли на рост цен справедлива: если цена растет, значит, либо увеличился спрос на продукцию, либо производство уменьшилось и выпускаемой продукции недостаточно, следовательно, необходимы инвестиции.

Классическая теория предполагает, что мы столкнемся в подобной ситуации с эффектом фермера, который увидел, что пшеница подорожала, поэтому он идет в банк и берет кредит, чтобы засеять на будущий год в два раза большую площадь. Окружающие фермеры поступают точно так же, и в результате на следующий год на рынке зерна избыток предложения, цены падают, и фермеры массово разоряются.

Но в реальности ситуация несколько иная, поскольку инфляционные эффекты на различных рынках имеют различную динамику, компаниям удается наращивать свою эффективность (рентабельность) в период высоких показателей инфляции. В то же время периоды низкой инфляции характеризуются более низкой маржинальностью (рис. 3).

Рисунок 3. Инфляция и маржа в металлургической отрасли

Источник: данные ЦЭП ГПБ, расчеты АКРА 

Таким образом, мировая сталелитейная отрасль не подтверждает тезис о том, что высокая инфляция тормозит развитие инвестиций и что инфляция влияет только на номинальные величины и не оказывает реального эффекта на производство.

В России тенденции внутреннего рынка в целом соответствуют общемировым трендам, однако на внутренние цены накладываются и внутрироссийские инфляционные эффекты, которые связаны с ростом затрат, стоимости транспортировки сырья и с прочими факторами. В связи с этим политика Центробанка РФ по сохранению высокого уровня ставок в целях демпфирования инфляционных процессов в некотором роде препятствует инвестициям в сталелитейный сектор, благодаря которым могла бы увеличиться рентабельность отечественной металлургии, например, в части производства нержавеющего проката.

Данная статья не о том, что инфляция улучшает инвестиционный климат, тем не менее она указывает на необходимость более комплексно осмысливать проблему инфляции и необходимости борьбы с нею в ущерб росту кредитования.

Журнал «Металлоснабжение и сбыт», 2/2017

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.