В 2018-м самым высоким коэффициент ЗП/ПМ был в следующих субъектах: ЯНАО (6,3), Санкт-Петербург (5,5), Сахалинская область (5,5) и Москва (5,2), самым низким — в Псковской области, Республике Ингушетии, Кабардино-Балкарской Республике и Чеченской Республике (по 2,5). Почти во всех субъектах РФ, за исключением Архангельской и Псковской областей, Кабардино-Балкарской Республики и Чеченской Республики, значение коэффициента за рассматриваемый период выросло. В Калининградской области коэффициент снизился, но незначительно.
Доходы населения — проекция макроэкономической ситуации. В период с 2009 по 2018 год наблюдался небольшой рост заработной платы1 относительно прожиточного минимума (далее — коэффициент ЗП/ПМ): темпы ее среднегодового роста чаще опережали темпы роста прожиточного минимума. Если в 2009-м коэффициент ЗП/ПМ в целом по Российской Федерации составлял 3,6, то в 2018-м он достиг 4,3.
В указанный период на динамику коэффициента ЗП/ПМ и распределение регионов по этому показателю могли оказывать влияние несколько факторов.
В 2011–2012 годах прирост заработной платы опережал прирост прожиточного минимума, даже несмотря на изменение в 2012-м структуры потребительской корзины, на основе которой определяется размер прожиточного минимума, в сторону увеличения доли товаров — маркеров роста уровня жизни. В результате количество регионов с коэффициентом ЗП/ПМ2 выше 33 выросло с 51 до 64.
В 2014–2015 годах, даже несмотря на реализацию майских указов4, темп роста прожиточного минимума был выше темпа роста заработной платы на фоне инфляции, вызванной ослаблением национальной валюты. Как следствие, количество регионов, имеющих коэффициент ЗП/ПМ выше 3, сократилось с 56 до 39.
В 2018 году количество регионов с коэффициентом ЗП/ПМ выше 3 вернулось к докризисному значению. Опережающий рост средней заработной платы в данном случае отчасти объясняется тем фактом, что минимальный размер оплаты труда (далее — МРОТ) был приравнен к величине прожиточного минимума5. В результате величина средней заработной платы выросла на фоне незначительно изменившегося прожиточного минимума.
1Здесь и далее — среднемесячная номинальная начисленная заработная плата.
2Уровень прожиточного минимума рассчитывается для каждого региона индивидуально.
3Условный уровень разграничения низкой и средней заработной платы согласно Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, разработанной АКРА.
4Указы Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года.
5В 2017-м при очередном пересмотре потребительской корзины перечень товаров и объемы их потребления не изменились.
Рисунок 1. Количество субъектов РФ с коэффициентом ЗП/ПМ выше 3 в период 2015–2018 годов возросло
Источник: Росстат, расчеты АКРА
Если в текущей экономической ситуации темп роста прожиточного минимума вновь опередит темп роста заработной платы, то ситуация с распределением регионов по коэффициенту ЗП/ПМ снова ухудшится. Более подробная информация о субъектах с коэффициентом ЗП/ПМ ниже 3 в 2018 году представлена в Приложении 1.
Разрыв между самой высокой и самой низкой заработной платой сократился: в 2003 году самая низкая заработная плата была в 30 раз ниже самой высокой, в 2019 году — только в 13 раз.
Рисунок 2. Сокращение разрыва между наименьшей и наибольшей заработной платой — заслуга 2008–2009 годов6
* ФОТ — фонд оплаты труда.
Источник: Росстат, расчеты АКРА
6 Ввиду периодичности предоставления данных с 2007 года оценка производится раз в два года, в связи с чем в некоторых случаях невозможно указать конкретный год.
Регионы с самой низкой долей работников, получающих ниже трех прожиточных минимумов: | Регионы с самой высокой долей работников, получающих ниже трех прожиточных минимумов: |
1. Санкт-Петербург (23,9%) 2. Ямало-Ненецкий автономный округ (23,9%) 3. Сахалинская область (27,4%) 4. Ленинградская область (29,9%) 5. Ханты-Мансийский автономный округ (30,6%) 6. Москва (33,9%) 7. Амурская область (37,8%) 8. Республика Татарстан (39,1%) 9. Кемеровская область —Кузбасс (39,6%) | 1. Республика Ингушетия (80,6%) 2. Кабардино-Балкарская Республика (77,4%) 3. Республика Дагестан (75,4%) 4. Псковская область (74,7%) 5. Чеченская Республика (74,4%) 6. Карачаево-Черкесская Республика (73,6%) 7. Ивановская область (72,2%) 8. Республика Калмыкия (71,8%) |
Причина — опережающие темпы роста заработной платы десяти процентов самых низкооплачиваемых работников: с 2003 по 2019 год она выросла в 19,8 раз против 8,6 раз для десяти процентов наиболее оплачиваемых работников. Согласно официальным данным об уровне инфляции, потребительские цены на товары и услуги за анализируемый период выросли в 3,5 раза. Значимый рост низкой заработной платы происходил дважды — после 2007 года, и после 2017 года. На рост заработной платы в 2008–2009 годах мог оказать влияние постепенный переход к новой системе оплаты труда работников федеральных учреждений и организаций бюджетной сферы7. Согласно отчетам об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации, объем средств, направленных на выплату заработной платы указанным работникам, в 2008-м вырос почти на 30 %, в 2009-м — более чем на 15%.
7Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов…».
Рост низкой заработной платы после 2017 года, как уже отмечалось выше, был обусловлен приравниванием в 2018 году МРОТ к прожиточному минимуму.
Тем не менее в зависимости от субъекта от 24 до 81% работающего населения по-прежнему получает не более трех прожиточных минимумов. С 2003 по 2019 год средний рост заработной платы по обеим группам работников (с самой низкой и самой высокой заработной платой) опережал рост потребительских цен. Средний рост потребительских цен с 2016 года находился в пределах 4%, а темп роста заработной платы за данный период составлял в среднем 9%. При этом сложившаяся макроэкономическая ситуация ускорит темп роста потребительских цен, что в дальнейшем может негативно отразиться на уровне реальной заработной платы населения.
Рисунок 3. Темпы роста средней начисленной номинальной заработной платы опережали темпы роста потребительских цен
Источник: Росстат, расчеты АКРА
В зависимости от субъекта РФ от 24 до 81% работающего населения все еще зарабатывает не более трех прожиточных минимумов в месяц.
Доля расходов на питание8 сокращается, но они продолжают оставаться основной статьей расходов домохозяйств. Согласно проведенному исследованию, в 2018 году в 10 субъектах9 доля расходов на питание превысила 40% расходов домохозяйств на потребление, в 11 субъектах на эти расходы приходится менее 30% расходов. Высокая доля расходов на питание обычно наблюдается в регионах с низкими среднедушевыми денежными доходами населения (далее — СДДН)10 . Однако существует ряд субъектов РФ, например Чукотский, Ненецкий, Ямало-Ненецкий автономные округа, Магаданская область, для которых характерны высокие уровни СДДН, но при этом значимую долю расходов составляют расходы на питание, что обусловлено высоким уровнем прожиточного минимума в таких регионах. Более подробная информация о структуре расходов и уровнях СДДН субъектов РФ представлена в Приложении 2.
В течение последних 15 лет в целом по России доля расходов домохозяйств на питание сократилась: в 2004 году она составляла 42,9%, в 2018 году — 33,1%. За указанный период произошло значительное снижение количества регионов, чьи расходы на питание превышают 40% общих расходов, — с 72 до 10. Ямало-Ненецкий автономный округ стал исключением, показав рост показателя на 3%, но это объясняется изначально невысокой долей расходов на питание.
Таблица 1. Топ-10 регионов по доле расходов на питание
Регион | Ранг региона в 2018-м по доле расходов на питание | Ранг региона в 2004-м по доле расходов на питание | Доля расходов на питание в 2018-м | Доля расходов на питание в 2004-м | Прирост СДДН (2004/2018) |
Республика Ингушетия | 1 | 1 | 58,6% | 79,1 | 820% |
Республика Дагестан | 2 | 2 | 54,6% | 60,3 | 678% |
Чукотский АО | 3 | 25 | 48,3% | 48,8 | 424% |
Смоленская область | 4 | 7 | 47,8% | 54,2 | 485% |
Кабардино-Балкарская Республика | 5 | 3 | 45,0% | 55,8 | 558% |
Рязанская область | 6 | 4 | 43,7% | 55,6 | 599% |
Республика Мордовия | 7 | 35 | 43,4% | 47,4 | 471% |
Саратовская область | 8 | 26 | 40,3% | 32,8 | 436% |
Тульская область | 9 | 8 | 40,2% | 48,8 | 582% |
Брянская область | 10 | 5 | 40,1% | 54,1 | 615% |
Источник: Росстат, расчеты АКРА
8Здесь и далее — доля расходов на питание от всех расходов на потребление в среднем на одного члена домохозяйства.
9Источник — выборочное исследование бюджетов домохозяйств, проведенное органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации в 2018 году.
10СДДН корректируются на обязательные платежи: налоги и сборы; платежи по страхованию; взносы в общественные и кооперативные организации; проценты, уплаченные населением за кредиты (в расчетах не учитывается Тюменская область).
Дальнейшее снижение дифференциации субъектов по уровню СДДН под вопросом. В течение последних 15 лет списки лидирующих по СДДН субъектов РФ и списки аутсайдеров остаются практически неизменными. Однако разница в доходах между самым благополучным и самым неблагополучным субъектами сократилась: в 2004-м СДДН Ямало-Ненецкого автономного округа были в 12 раз выше, чем в Республике Ингушетия, а в 2018-м СДДН Ямало-Ненецкого автономного округа оказались только в 5 раз выше, чем в Республике Тыва (субъект с самыми низкими СДДН по итогам 2018 года).
В условиях текущей макроэкономической ситуации наблюдающийся процесс медленного снижения социального и экономического неравенства как между субъектами РФ, так и между разными слоями населения, несомненно, подвергнется серьезному испытанию. В текущем году достигнутые уровни благосостояния могут сократиться, а количество субъектов с коэффициентом ЗП/ПМ ниже 3, вероятно, снова возрастет. Также может опять увеличиться разрыв между уровнями заработной платы десяти процентов наименее оплачиваемых и десяти процентов наиболее оплачиваемых работников.
Приложение 1. Перечень субъектов с коэффициентом ЗП/ПМ ниже 3, 2018 год
Регионы | Коэффициент ЗП/ПМ | |
1 | Кабардино-Балкарская Республика | 2,46 |
2 | Чеченская Республика | 2,49 |
3 | Псковская область | 2,53 |
4 | Республика Ингушетия | 2,54 |
5 | Ивановская область | 2,60 |
6 | Республика Дагестан | 2,70 |
7 | Алтайский край | 2,73 |
8 | Карачаево-Черкесская Республика | 2,75 |
9 | Кировская область | 2,82 |
10 | Брянская область | 2,82 |
11 | Республика Калмыкия | 2,86 |
12 | Костромская область | 2,87 |
13 | Орловская область | 2,89 |
14 | Смоленская область | 2,90 |
15 | Республика Северная Осетия — Алания | 2,99 |
16 | Курганская область | 2,99 |
Источник: Росстат, расчеты АКРА
Приложение 2. Структура расходов домохозяйств по субъектам РФ
Источник: Росстат, расчеты АКРА