Сектор

Корпоративный сектор

Вид деятельности

Транспорт

Тип

Прогноз

  • Объем авиаперевозок не будет расти до 2018 года. Реальные доходы населения падают уже четвертый год подряд, что отражается на показателях рынка авиаперевозок. Пассажирооборот российских авиакомпаний в 2017 году останется на уровне прошлого года и составит 215,1 млрд пассажиро-километров (пкм), а количество перевезенных пассажиров снизится на 1%, до 87,8 млн человек. В 2018 году поддержку перевозчикам окажет ЧМ-2018, но влияние этого фактора будет ограниченным. После 2018 года объем пассажирских авиаперевозок будет расти на 1–2% в год вслед за восстановлением доходов населения, но уровень 2014 года в ближайшие четыре года достигнут не будет. Грузооборот и тоннаж перевезенного груза до 2021 года будут постепенно увеличиваться.

  • Часть пассажиропотока вернется на международные направления. Возобновление авиасообщения с Турцией и возможная отмена ограничений на перелеты в Египет приведут к существенному перераспределению туристического пассажиропотока между международными и внутренними воздушными линиями (МВЛ и ВВЛ соответственно). В 2017 году пассажирооборот на внутренних направлениях ждет снижение на 4,6%, в то время как международный пассажирооборот может увеличиться на 3,8% (доля перевозок по международным направлениям падала с 2014 года). Международные перевозки более маржинальны, поэтому их рост способен положительно повлиять на сектор в целом, однако далеко не все авиакомпании смогут извлечь выгоду из этого роста. 

  • Концентрация рынка авиаперевозок продолжит расти. По итогам 2016 года рыночная доля топ-10 авиакомпаний по пассажирообороту составила 93%, по грузообороту — 99%. В ближайшие годы концентрация рынка авиаперевозок продолжит увеличиваться, что может негативно отразиться на кредитоспособности небольших региональных перевозчиков (в частности, специализирующихся на субсидируемых направлениях).

  • Ожидаемое сокращение внутренних авиаперевозок может сказаться на показателях аэропортов. Переориентация части пассажиропотока на международные направления в 2017 году способна привести к снижению количества пассажиров в российских аэропортах на 5%. В сегменте грузовых перевозок по внутренним направлениям ожидаемое снижение составит 6%. Постепенное восстановление пассажиропотока аэропортов ожидается только после 2018 года. Финансирование крупных инвестиционных программ на фоне снижения операционных показателей может отразиться на кредитном качестве аэропортов.

Таблица 1. Прогноз показателей авиационных перевозок

Источник: Росавиация, АКРА

В 2017 году пассажирооборот стабилизируется

По итогам 2016 года совокупный пассажирооборот российских авиакомпаний сократился на 5% и составил 215,6 млрд пкм. Падение произошло на фоне сокращения пассажирооборота на МВЛ на 12,6%, при этом в сегменте пассажирских перевозок на ВВЛ наблюдался рост этого показателя на 5%.

Сегмент деловых авиаперевозок занимает существенную долю рынка, но значительное влияние на общую динамику оказали изменения в туристическом сегменте. Если рост пассажирооборота ВВЛ до 2014 года объяснялся, помимо прочих факторов, увеличением реальных располагаемых доходов населения, то с 2014 года он был обусловлен переориентацией части пассажиров МВЛ на внутренние направления. Причиной этому послужил ряд макроэкономических и геополитических факторов: снижение доходов населения (особенно в валютном выражении), прекращение авиасообщения с Турцией, Египтом и Украиной, ограничение на выезд за границу для некоторых категорий населения.

В середине 2016 года запрет на чартерное авиасообщение с Турцией был снят, однако это не успело отразиться на показателях международного пассажирооборота российских авиакомпаний за прошлый год. По оценкам АКРА, существует вероятность возобновления авиасообщения с Египтом в ближайшие один-два года, что может оказать дополнительную поддержку международным перевозкам за счет возвращения части туристического потока на недорогие иностранные направления.

Мы ожидаем стабилизации макроэкономических показателей, однако допускаем возможность небольшого сокращения реальных доходов населения в 2017 году. Это, несмотря на рост авиаперевозок в январе, может обусловить снижение пассажирооборота на ВВЛ в целом по году на 4,6%, до 99,4 млрд пкм. При этом ожидаемый рост пассажирооборота на МВЛ составит 3,8%, до 116 млрд пкм. Совокупный пассажирооборот сохранится на близком к 2016 году уровне и составит 215,1 млрд пкм. В 2018 году перевозки болельщиков на ЧМ-2018 окажут поддержку рынку, но влияние этого фактора будет ограниченным. В последующие годы, по нашим прогнозам, рынок будет расти на 1–2% в год, но до 2021 года не достигнет уровня 2014 года.

Рисунок 1. Рост пассажирооборота можно ожидать только с 2018 года

Источник: Росавиация, расчеты АКРА

Прогноз подготовлен в соответствии с Общими принципами прогнозирования социально-экономических показателей АКРА.

Количество пассажиров снижается, средняя дальность перелета растет

Количество перевезенных пассажиров на МВЛ в 2016 году сокращалось быстрее (-19%), нежели международный пассажирооборот (-12,6%), что обусловлено существенным изменением средней дальности перелета одного пассажира. В прошлом году этот показатель для МВЛ увеличился на 7%, до 3 466 км. Хотя перераспределение пассажиропотоков между внутренними и международными авиалиниями и привело к росту количества перевезенных пассажиров на ВВЛ, на средней дальности перелета одного пассажира это не отразилось
(1 846 км).

Рисунок 2. Количество перевезенных пассажиров на ВВЛ с 2017 года будет постепенно снижаться

Источник: Росавиация, расчеты АКРА

По оценкам АКРА, возобновление чартерного сообщения с Турцией приведет к снижению средней дальности перелета на международных направлениях в 2017 году. Тем не менее этот показатель останется выше уровня 2015 года, а его дальнейший рост будет обусловлен снятием ограничений на перелеты в Египет и ростом реальных располагаемых доходов населения. На внутрироссийских линиях продолжение роста доступности перелетов на небольшие расстояния будет способствовать дальнейшему снижению средней дальности перелета и может оказать поддержку операционным показателям авиакомпаний в этом сегменте за счет перетока части пассажиров с железнодорожного транспорта. 

Таблица 2. Средняя дальность перелета одного пассажира на МВЛ резко выросла в 2016 году

Источник: расчеты АКРА

Дальность грузовых авиаперевозок увеличилась

В 2016 году российскими авиакомпаниями было перевезено 977 тыс. тонн грузов и почты, что соответствует уровню 2015 года. При этом международный сегмент грузоперевозок сократился (-4%), тогда как на внутренних линиях грузов было перевезено на 5% больше. Снижение объема международных перевозок было компенсировано существенным увеличением среднего расстояния перевозки одной тонны груза (с 6 342 км до 8 105 км), что привело к приросту грузооборота на МВЛ на 22%, до 5 716 млн тонно-километров (ткм). Общий грузооборот вырос на 20% и по итогам 2016 года составил 6 575 млн ткм.

Динамика грузовых перевозок во многом определяется результатами деятельности крупнейшего игрока этого сегмента — авиакомпании «ЭйрБриджКарго», на которую приходится 51% всех перевезенных грузов и 75% совокупного грузооборота российских авиаперевозчиков. Так, в 2016 году «ЭйрБриджКарго» было перевезено на 4,5% меньше грузов, однако грузооборот компании увеличился на 26% за счет среднего расстояния перевозки.

Дальнейшее изменение объемов грузовых авиаперевозок на внутренних направлениях во многом будет определяться динамикой инвестиций российского бизнеса в основной капитал. По оценкам АКРА, из-за снижения объема таких инвестиций в 2017 году падение грузовых перевозок на ВВЛ может достичь 3%. Из-за высокой доли иностранных заказчиков сегмент международных авиаперевозок не так сильно зависит от российских макроэкономических показателей, в связи с чем АКРА ожидает постепенного увеличения объема перевозимых грузов на международных направлениях до 2021 года. При этом на динамику международных перевозок может оказать дополнительное влияние изменение геополитической обстановки.

Рисунок 3. В ближайшие годы объем грузовых авиаперевозок будет постепенно увеличиваться

Источник: Росавиация, расчеты АКРА

Концентрация рынка авиаперевозок продолжает расти

При расчете доли 10 крупнейших авиакомпаний использовались консолидированные операционные показатели Группы «Аэрофлот» («Аэрофлот», «Россия», «Оренбургские авиалинии», «Донавиа», «Победа», «Аврора»), Группы «Волга-Днепр» («ЭйрБриджКарго», «Волга-Днепр», «Атран»), результаты «Сибири» были увеличены за счет показателей «Глобуса».

На протяжении последних лет российский рынок авиаперевозок характеризуется ростом доли крупнейших авиакомпаний. В сегменте грузовых перевозок доля 10 крупнейших авиакомпаний по грузообороту выросла с 94% по итогам 2010 года до 99% в 2016 году. При этом доля топ-10 компаний по пассажирообороту выросла с 83% до 93% за аналогичный период (без учета иностранных авиакомпаний).

В 2016 году консолидация произошла даже в структуре Группы «Аэрофлот», в рамках которой авиакомпании «Донавиа» и «Оренбургские авиалинии» были присоединены к «России».

Рисунок 4. Доля топ-10 авиакомпаний растет и в грузовых, и в пассажирских перевозках

Источник: расчеты АКРА

В результате продолжающегося роста доли крупнейших авиаперевозчиков в зону риска попадают небольшие авиакомпании, специализирующиеся на региональных перелетах (в частности, на субсидируемых направлениях) и не имеющие доступа к маржинальным международным направлениям. Как правило, такие компании стараются избегать прямой конкуренции с крупными игроками рынка. Отсутствие возможности выхода на новые прибыльные направления в условиях снижающейся доли рынка может привести к сокращению маржинальности перевозок и ухудшению кредитоспособности большого количества небольших авиаперевозчиков. В дальнейшем это может привести к уходу с рынка мелких авиакомпаний и дальнейшему росту доли крупнейших игроков.

По прогнозам АКРА, к 2021 году доля 10 крупнейших авиакомпаний в сегменте пассажирских авиаперевозок может достигнуть 95–98%. Доля 10 крупнейших грузовых авиакомпаний будет оставаться на текущем уровне.

Отток средств на инвестпрограммы российских аэропортов может отразиться на их кредитном качестве

После 2014 года пассажиропоток российских аэропортов увеличивается на 1% ежегодно, что обусловлено переориентацией российских туристов с международных направлений на российские. С 2014 по 2016 год максимальный прирост пассажиропотока среди 25 крупнейших аэропортов России пришелся на Симферополь (+94%), Сочи (+72%) и Анапу (+41%). Без учета этих аэропортов совокупный объем пассажиропотока снизился на 1% за указанный период. В сегменте грузовых перевозок аэропортам впервые с 2013 года удалось показать прирост (+9%), что полностью соответствует динамике внутренних грузовых авиаперевозок.

Среди аэропортов Московского авиационного узла (МАУ) рост пассажиропотока в 2016 году был зафиксирован только у «Шереметьево» (+7,7%), тогда как в целом МАУ продемонстрировал снижение на 2%. Тоннаж грузовых перевозок, осуществлявшихся через московские аэропорты, в 2016 году вырос 14,5%.

По прогнозам АКРА, в 2017 году ожидаемое снижение перевозок на ВВЛ может отразиться на показателях российских аэропортов. Мы ожидаем сокращение пассажирских перевозок на 5%, а грузовых — на 6%. Чемпионат мира по футболу 2018 года окажет дополнительный положительный эффект на пассажиропоток российских аэропортов, однако связанный с этим фактором рост не будет существенным. После 2018 года мы ожидаем постепенного восстановления пассажиропотока аэропортов, а их грузопоток останется на сопоставимом с 2017 годом уровне.

На сегодняшний день в ряде аэропортов осуществляются или планируются к реализации крупные инвестиционные проекты. В первую очередь это относится к городам, в которых будут проводиться матчи ЧМ-2018. Существенный размер капитальных вложений будет оказывать давление на денежный поток аэропортов.

Отток средств на реализацию инвестиционных программ и долгая окупаемость этих инвестиций на фоне прогнозируемого снижения операционных показателей в ближайшем будущем могут привести к снижению кредитного качества российских аэропортов.

Рисунок 5. Показатели аэропортов снизятся в 2017 году

Источник: Росавиация, расчеты АКРА
Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Наталья Порохова
Старший директор, руководитель группы суверенных рейтингов и прогнозирования
+7 (495) 139 04 90
Мария Мухина
Операционный директор
+7 (495) 139 04 80, доб. 107
Александр Гущин
Старший директор — руководитель направления среднего бизнеса, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 89
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.