23 января 2020 года Банк России опубликовал доклад для общественных консультаций «Об определении системно значимых кредитных организаций и подходов к их регулированию». В документе среди прочего рассматриваются введение дифференцированных надбавок к капиталу за системную значимость и норматива концентрации кредитного риска Н30, а также обязательный переход всех системно значимых кредитных организаций (СЗКО) на расчет величины кредитного риска на основе внутренних рейтингов (ПВР).
Введение дифференцированного подхода к установлению надбавок за системную значимость является оправданным
Несмотря на равный статус, СЗКО оказывают неравнозначное влияние на стабильность финансовой системы, степень которого в значительной мере определяется их размером и позициями, которые они занимают в различных сегментах банковского бизнеса. В обозримом будущем доминирующую роль в отрасли продолжат играть ПАО Сбербанк (далее — Сбербанк) и Банк ВТБ (ПАО) (далее — ВТБ) — прежде всего от них будет зависеть устойчивость финансовой системы в случае реализации негативных сценариев ее развития. В этой связи Агентство считает логичным применение более высоких надбавок за системную значимость для Сбербанка и ВТБ по сравнению с другими банками.
Введение надбавок окажет сдерживающее влияние на рост СЗКО, однако АКРА ожидает, что у крупнейших банков будет достаточно времени для того, чтобы подготовиться к выполнению новых требований в случае их утверждения. Риском увеличения надбавок АКРА считает более высокую стоимость капитала для банков, что может привести к повышению процентных ставок по кредитам или снижению объемов кредитования по наиболее рискованным продуктам.
Подробнее в прогнозе АКРА «Стабильность банковской системы сохранится на фоне низких темпов экономического роста» от 14 октября 2019 года.
В то же время ввиду высокой концентрации активов российского банковского сектора Агентство считает целесообразным более широкое применение надбавок к капиталу. Доля активов, находящихся под контролем 30 крупнейших кредитных организаций, превышает 80%, что, по мнению АКРА, говорит о применимости дифференцированного подхода к требованиям по достаточности капитала и к банкам, не входящим в число СЗКО.
Влияние дополнительных ограничений концентрации кредитного риска будет зависеть от профиля деятельности СЗКО
Агентство отмечает, что в отдельных случаях утраты банками, в том числе СЗКО, кредитоспособности и перехода под контроль Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС), наличия надбавок не было бы достаточно для значительного снижения системных рисков. В этой связи выглядит целесообразным предложение Банка России применять более консервативный подход к оценке концентрации кредитного риска. В частности, регулятор рассматривает введение нового норматива Н30, ограничивающего кредитный риск (без взвешивания активов по риску) на одного заемщика (группу связанных заемщиков), который не должен превышать 25% от основного капитала банка. Расширение спектра компаний, которые будут считаться связанными (в том числе за счет учета экономических связей), позволит применять более консервативный подход к оценке существующих рисков и определять объем капитала, достаточный для их покрытия. Высокий уровень концентрации кредитных портфелей характерен для многих российских банков, что является материальным риском для их финансовой устойчивости. По мнению АКРА, наиболее чувствительны к повышенным требованиям по концентрации окажутся СЗКО с высокой долей корпоративного кредитования в портфеле. Также Агентство отмечает, что риски концентрации в меньшей степени характерны для иностранных дочерних кредитных организаций ввиду наличия значительного объема капитала и достаточно консервативных подходов к принятию рисков.
Общий эффект новых требований к оценке риска концентрации будет зависеть от порядка включения отдельных рисков в базу расчета (в частности, рисков, возникающих в результате кредитования подконтрольных государству компаний), а также от учета обеспечения ссудных требований залогами и гарантиями/поручительствами. В случае использования при расчете норматива риск-весов применение Н30 может оказаться менее эффективным.
Эффект применения ПВР на капитал может оказаться умеренным
Помимо изменения подхода к оценке концентрации СЗКО значительное влияние на их деятельность может оказать обязательный переход на ПВР-подход для расчета кредитного риска. Как показывает опыт, переход на ПВР в целом позволяет использующим его банкам высвободить капитал. Тем не менее, несмотря на возможность внедрения новой модели оценки рисков с 2015 года, широкого распространения она не получила, что может свидетельствовать о неоднозначном влиянии ПВР на капитализацию кредитных организаций и умеренном эффекте от его обязательного применения СЗКО. На данный момент у большинства СЗКО нет необходимости в использовании нового подхода ввиду достаточно высокой капитализации на фоне слабого спроса на кредитные ресурсы. В то же время внедрение ПВР сможет в некоторой степени компенсировать влияние новых надбавок и требований к оценке риска концентрации на выполнение СЗКО требований к уровню достаточности капитала. Сбербанк, на который повышение надбавки окажет наибольшее влияние, уже использует ПВР.
Новые требования могут оказывать сдерживающее влияние на кредитную активность
Агентство считает, что предложения Банка России будут способствовать повышению стабильности финансовой системы, отмечая при этом, что введение дополнительных надбавок к достаточности капитала может сдерживать наращивание СЗКО кредитной активности. В 2019 году рост корпоративного портфеля кредитных организаций составил 1,2% в годовом сопоставлении, что в значительной мере было обусловлено относительно низкой экономической активностью.
Основными каналами наращивания кредитных портфелей для ряда СЗКО стали кредитование физических лиц, а также более активная работа с сегментом МСП. Введение новых надбавок может ограничить готовность СЗКО продолжить увеличивать портфель требований по указанным направлениям. Если в ситуации с необеспеченным кредитованием физлиц снижение активности банков представляется оправданным, то влияние новых ограничений на ипотечный сегмент, напротив, может негативно отразиться на секторе жилищного строительства.
При этом СЗКО, которые сохранят текущий уровень надбавок, не смогут в полной мере заменить лидеров отрасли в силу как несопоставимости масштаба деятельности, так и существующих ограничений роста бизнеса, которые напрямую зависят от возможностей наращивания собственных средств и ресурсной базы.
Новые подходы к регулированию в целом соответствуют практике развитых стран
В международной практике за величину надбавок за системную значимость для банков отвечают национальные регуляторы: есть примеры применения как дифференцированных надбавок, так и единой надбавки для всех финансовых институтов банковской системы.
Международный опыт показывает, что введение надбавок за системную значимость положительно влияет на кредитоспособность банков и стабильность банковской системы. Внедрение дифференцированного подхода к надбавкам, в свою очередь, позволяет ограничить системные риски, что положительно сказывается на конкурентной среде в банковском секторе.
Различия в величине надбавки за системную значимость особенно характерны для банковских систем, где СЗКО значительно отличаются по размеру. Например, в Германии надбавки O-SII (Other Systemically Important Institutions) для Deutsche Bank и Commerzbank составляют 2 и 1,5% соответственно, в то время как надбавки для следующих пяти по значимости банков равны 1%, последующих пяти — 0,5% от взвешенных по риску активов.
Еще одним инструментом регулирования являются требования TLAC/MREL (Total Loss Absorbing Capacity/Minimum Requirement of Own Funds and Eligible Liabilities). Применение MREL/TLAC в разных странах началось в 2019 году и подразумевает выпуск субординированных облигаций для покрытия возможных убытков. Наличие такого буфера, стоимость которого ниже стоимости основного капитала, может способствовать смягчению регуляторных требований к разным надбавкам капитала и снижению возможных затрат государства на спасение системно значимых банков. TLAC/MREL применяются в дополнение к основным требованиям по надбавкам к капиталу и призваны способствовать повышению устойчивости банковской системы.
В ЕС механизм MREL распространяется на все крупные банки и определяется местным регулятором, тогда как TLAC — только на глобально системно значимые банки. В настоящий момент величина TLAC в странах еврозоны составляет 16% от взвешенных по риску активов (без учета буферов к капиталу), или 6% относительно размера знаменателя, используемого для расчета норматива финансового рычага. В 2022 году значения величины TLAC возрастут до 18 и 6,75% соответственно. MREL применяется на дифференцированной основе ко всем банкам в зависимости от стратегии резолюции банка, а также требований по капиталу и других факторов.