Тренинг по банкам и НБКО, 30–31 января

Состояние лизинговой отрасли в значительной мере зависит от степени государственной поддержки

Исследование российского лизингового сектора

  • Уровень проникновения лизинговых услуг в России в ближайшие несколько лет будет ограниченным. Развитие лизинговой отрасли сдерживается слабым экономическим ростом и высокими процентными ставками.
  • Доминирующие игроки будут оставлять все меньше возможностей для конкуренции. В среднесрочной перспективе на долю пяти наиболее крупных компаний по-прежнему будет приходиться более 70% рынка.
  • Капитализация ряда лизинговых компаний остается под давлением. Относительно большой объем проблемной задолженности находится на балансах крупнейших игроков. Их слабая способность генерировать капитал для покрытия проблемной задолженности резервами делает их зависимыми от поддержки акционеров.
  • Компании розничного лизинга сохранят большую предсказуемость бизнеса и финансового положения благодаря низкой концентрации на отдельных контрагентах, а также в связи  с ликвидными залогами и эффективно построенными процедурами их взыскания и реализации.
  • Внешняя поддержка останется одним из ключевых факторов стабилизации рисков в отрасли. Лидеры рынка связаны с государством или являются частью больших финансово-промышленных групп (ФПГ), что отчасти нивелирует риски ухудшения позиции по капиталу и обеспечивает им доступ к надежным источникам финансирования.
  • Реформа рынка лизинга будет способствовать качественному развитию отрасли в долгосрочной перспективе, регламентируя работу лизинговых компаний и повышая прозрачность их деятельности. При этом реформа вряд ли кардинальным образом повлияет на состояние конкурентной среды.

Лизинговый сектор РФ: текущее состояние и перспективы 

Подробнее в макроэкономическом прогнозе АКРА «Напряженность в мировой торговле может перерасти в экономический спад к концу 2019 года» от 23 июля 2019 года.

Слабый экономический рост, препятствующий наращиванию капитальных инвестиций в стране, и все еще высокий уровень процентных ставок продолжают оказывать сдерживающее влияние на развитие лизинговой отрасли. Стремительный рост рынка лизинга (+30%) в 2018 году, значительно превысивший темпы роста экономики (+12,8% в номинальном выражении), в основном был обусловлен двумя факторами. Во-первых, возрос объем экспорта сыпучих грузов (преимущественно каменного угля) при сохраняющемся дефиците вагонного парка, а во-вторых, повысился спрос на автотранспорт благодаря развитию сегмента такси и каршеринга, а также реализации льготных программ лизинга транспорта. Учитывая прогнозируемое снижение экспорта угля в 2019–2020 годах и сохранение неблагоприятных макроэкономических условий, АКРА не ожидает прироста совокупного лизингового портфеля более чем на 10–15% в год в ближайшие пару лет.

Рисунок 1. Структура лизингового рынка в отраслевом разрезе

Источник: Росстат, АКРА

Несмотря на активный рост объема лизинговых услуг в 2018 году, отношение объема лизингового портфеля к ВВП не превышает 4%. Данное соотношение довольно часто используется при анализе развития лизинговой отрасли, однако целесообразнее, на наш взгляд, рассчитывать уровень проникновения лизинговых услуг в экономике — соотношение совокупной стоимости договоров (финансового) лизинга и объема капитальных инвестиций (без учета инвестиций в сфере операций с недвижимым имуществом) в стране. По своей экономической сущности данные показатели во многом близки: инвестиции в основной капитал включают в себя затраты на приобретение транспортных средств, машин и оборудования, тогда как стоимость договоров лизинга — это инвестиционные затраты на приобретение и последующее использование предметов лизинга.

Уровень проникновения лизинговых услуг рассчитывается как соотношение объема стоимости договоров (финансового) лизинга и объема капитальных инвестиций (без учета инвестиций в сфере операций с недвижимым имуществом).

В 2018 году уровень проникновения лизинговых услуг составил 9,8% по сравнению с 8,5% в 2017–м. Несмотря на ожидаемый рост показателя до 10,4% в 2019 году, он по-прежнему будет существенно (в два-четыре раза) ниже уровня проникновения лизинговых услуг в развитых странах.

Реализация в России нацпроектов в сфере развития экономики городов (общественный транспорт, экопроекты, модернизация и/или замена оборудования ЖКХ и строительного оборудования и др.) будет способствовать развитию лизинговой отрасли. Однако, скорее всего, основную часть этих проектов будут реализовывать крупнейшие лизинговые компании, что приведет к дальнейшему повышению концентрации отрасли и, как следствие, ухудшению конкурентной среды. В целом с точки зрения концентрации структура лизинговой отрасли схожа с банковской: пять наиболее крупных компаний в данном секторе занимают около 70% рынка.

Дальнейшее развитие лизинга в России в значительной мере будет определяться ходом реформы этой отрасли. На данный момент сектор отличается информационной закрытостью, поскольку значительная часть лизинговых компаний (на них приходится около половины рынка) не публикует финансовую отчетность в открытом доступе. В рамках реформы планируется создание саморегулируемых организаций, внедрение реестра лизинговых компаний (по аналогии с лицензированием банков), введение требований к минимальному объему собственного капитала, а также переход лизинговых компаний на новые правила учета и отчетности (в том числе использование нового плана счетов и установление пруденциальных нормативов, а также гармонизация действующих видов отчетности). По мнению АКРА, это будет способствовать уходу с рынка недобросовестных и/или непрофильных участников и значительному повышению уровня прозрачности сектора. При этом новое регулирование, которое вступит в силу не ранее 2022 года, вряд ли существенно отразится на конкуренции в лизинговой отрасли.

Крупные компании тесно связаны с акционерами

Лизинговая отрасль, как уже было отмечено ранее, схожа с банковским сектором с точки зрения преобладания на рынке крупных игроков, ограничивающих возможности для конкуренции. При этом не менее 50% совокупного лизингового портфеля на данный момент приходится на компании, являющиеся дочерними структурами банков (последние зачастую выступают их крупнейшими кредиторами). Однако наиболее выгодное положение занимают лизинговые компании, которые связаны с государственными структурами и/или ФПГ, способными обеспечить их объемом бизнеса (возможность получения финансовой или нефинансовой поддержки учитывается в уровнях кредитных рейтингов лизинговых компаний, см. рис. 2). Ряд лизинговых компаний работают не при лизингополучателях, а при производителях, но они конкурируют в рынке. Остальные игроки для поддержания собственной конкурентоспособности стремятся к постоянному повышению качества предоставляемых услуг, что является одним из немногих преимуществ сложившейся концентрации на рынке.

Рисунок 2. Лизинговые компании, имеющие кредитные рейтинги АКРА

* Количество ступеней между ОСК и финальным кредитным рейтингом компании.
Источник: АКРА

Высокий уровень проблемных активов потребует от некоторых компаний увеличения резервов

Дальнейший анализ финансовой ситуации в лизинговом секторе был проведен на основе данных лизинговых компаний, имеющих кредитные рейтинги АКРА (см. рис. 2) и занимающих примерно половину рынка по объему лизингового портфеля.

По нашим оценкам, доля проблемной и потенциально проблемной задолженности составляет около 15–20% совокупного лизингового портфеля, а основной объем проблемных активов приходится на крупные компании (преимущественно с государственным участием в капитале). При этом резервы, сформированные под обесценение, значительно меньше объема проблемной задолженности (показатель стоимости риска в среднем по лизинговой отрасли в 2018 году и первой половине 2019 года находился в пределах 1–2%), что при отсутствии внешней поддержки может оказывать давление на капитализацию отдельных лизинговых компаний.

Рисунок 3. Доля проблемной и потенциально проблемной задолженности и резервов в портфеле

Источник: АКРА, отчетность компаний по МСФО

Стоит отметить, что для сегмента розничного лизинга (легковые и грузовые автомобили и автобусы; коммерческая, строительная и прочая спецтехника) характерно более высокое качество активов благодаря значительной диверсификации бизнеса, эффективно построенным процедурам взыскания залога и его высокой ликвидности. Лизинговые компании, работающие с крупным бизнесом (железнодорожный, водный и авиатранспорт; крупная строительная техника), напротив, имеют повышенную концентрацию на отдельных контрагентах. По оценкам АКРА, доля десяти крупнейших лизингополучателей, как правило, превышает половину лизингового портфеля доминирующих на рынке игроков, а ликвидность объектов лизинга может варьироваться в зависимости от структурного профицита соответствующей техники на рынке.

Вследствие указанных выше особенностей показатели достаточности капитала и прибыльности розничного лизинга более стабильны и предсказуемы, тогда как рентабельность лизинговых компаний, работающих с крупным бизнесом, зачастую является недостаточной для поддержания операционной деятельности и нередко подвержена влиянию разовых событий. В связи с этим показатели капитализации и стабильность бизнеса последних будут по-прежнему зависеть от внешней поддержки.

Рисунок 4. Рентабельность активов лизинговых компаний с рейтингом АКРА

Источник: АКРА, отчетность компаний по МСФО

Рисунок 5. Уровень достаточности капитала* компаний с рейтингом АКРА

* В соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов лизинговым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации.
Источник: АКРА, отчетность компаний по МСФО

Высокая концентрация фондирования лизинговых компаний, по прогнозам АКРА, сохранится на горизонте 12–18 месяцев. По нашим наблюдениям, доля требований пяти крупнейших кредиторов (держателей ценных бумаг и займодателей) может варьироваться от 30 до 60% совокупных обязательств. Почти все лизинговые компании из топ-10 по объему портфеля полагаются на фондирование со стороны связанных структур, в том числе государственных. В ближайшее время доля такого финансирования по-прежнему будет играть важную роль для сектора. Однако в долгосрочной перспективе АКРА не исключает некоторого повышения диверсификации структуры фондирования в случае внедрения эффективной системы регулирования и существенного повышения прозрачности сектора в результате реформы отрасли.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.