Сектор

Корпоративный сектор

Вид деятельности

АПК и пищевая промышленность, Машиностроение, Строительство и недвижимость, Нефтегазовая отрасль, Телекоммуникации и ИТ, Электроэнергетика и ЖКХ, Транспорт, Прочее, Розничная торговля, Металлургия и добыча, Химическая промышленность, Оптовая торговля

Тип

Методологический комментарий

АКРА частично адаптировало свои подходы, заложенные в «Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации» (далее — Методология), для проведения рейтинговой оценки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). В своей классификации АКРА относит к субъектам МСП компании с годовой выручкой, не превышавшей 4 млрд руб. в течение последних трех завершившихся лет. АКРА не предполагает возможности присвоения кредитного рейтинга в соответствии с Методологией предприятиям, относящимся по классификации АКРА к категории микропредприятий.

Таблица 1. Классификация АКРА субъектов МСП

Категория

Выручка

Средние предприятия

< 4 000 млн руб.

Малые предприятия

< 2 000 млн руб.

Микропредприятия

< 400 млн руб.

Источник: АКРА

АКРА допускает осуществление рейтингового анализа субъектов МСП с использованием источников информации, отличных от указанных в разделе 2 Методологии. В частности, Агентство готово проводить рейтинговый анализ тех нефинансовых компаний, которые способны предоставить отчетность исключительно по РСБУ, при условии ее дополнительной детализации, а также при условии отсутствия у таких рейтингуемых лиц значимых внутригрупповых оборотов, т. е. в случае концентрации бизнеса непосредственно на рейтингуемом лице.

Минимальный перечень информации, необходимый для присвоения кредитного рейтинга субъектам МСП:

  • годовая финансовая отчетность рейтингуемого лица и компаний группы по РСБУ, включая необходимые расшифровки за последние три завершившихся финансовых года;
  • квартальная финансовая отчетность рейтингуемого лица и компаний группы по РСБУ, включая необходимые расшифровки за последние три завершившихся финансовых года;
  • данные управленческой отчетности за последние три завершившихся финансовых года;
  • информация, предоставленная в ходе рейтинговой встречи в письменном и устном виде;
  • финансовая и операционная модель рейтингуемого лица;
  • заполненные рейтингуемым лицом анкеты по форме АКРА и другая информация, переданная в ходе рейтингового процесса рейтингуемым лицом (ответы на вопросы Агентства, табличные данные и презентации).

Для более точного сопоставления субъектов МСП АКРА использует вспомогательную рейтинговую шкалу с буквенным обозначением (ru.sme), в которой каждый рейтинговый уровень с BBB-(RU) по B-(RU) дополнительно сегментирован на два подуровня.

Таблица 2. Соотнесение кредитных рейтингов по основной рейтинговой шкале и рейтинговой шкале МСП

Рейтинг

Рейтинг МСП

BBB-(RU)

BBB-.1(ru.sme)

BBB-.2(ru.sme)

BB+(RU)

BB+.1(ru.sme)

BB+.2(ru.sme)

BB(RU)

BB.1(ru.sme)

BB.2(ru.sme)

BB-(RU)

BB-.1(ru.sme)

BB-.2(ru.sme)

B+(RU)

B+.1(ru.sme)

B+.2(ru.sme)

B(RU)

B.1(ru.sme)

B.2(ru.sme)

B-(RU)

B-.1(ru.sme)

B-.2(ru.sme)

CCC—С(RU)

CCC—С(ru.sme)

Источник: АКРА

Методология не ограничивает максимально достижимый уровень кредитного рейтинга для субъектов МСП, однако Агентство считает, что достижение кредитного рейтинга уровня BBB(RU) и выше обусловлено наличием, помимо прочего, устойчивых рыночных позиций, хорошо организованного корпоративного управления, а также стабильного доступа к существенным источникам ликвидности.

АКРА использует единые подходы к рейтинговой оценке и структуре анализа как для предприятий крупного бизнеса, так и для субъектов МСП: используются единые наборы субфакторов, границы их оценок, классификация отраслей хозяйственной деятельности рейтингуемых лиц и прочие элементы. АКРА ожидает, что наибольшая доля рейтингуемых лиц, являющихся субъектами МСП, будет относиться к отраслям с низкими барьерами для входа. Для тех отраслей, которые не попадают в указанный в Методологии перечень, Агентство применяет универсальный подход. В частности, если рейтингуемый субъект МСП осуществляет свою хозяйственную деятельность в отрасли, не упомянутой в Методологии и классифицируемой Агентством как «прочие отрасли», оценка бизнес-профиля осуществляется АКРА на основании анализа себестоимости и влияющих на нее факторов, структуры и диверсификации бизнеса рейтингуемого лица, а также характеристик рынков и каналов сбыта.

В рамках анализа географической диверсификации АКРА выделяет от одного до двух индивидуальных субфакторов. Во внимание могут приниматься как диверсификация экономики и экономическое развитие регионов присутствия (в качестве индикатора используется фактор «Региональная экономика», определяемый в соответствии с «Методологией присвоения рейтингов региональным и муниципальным органам власти в Российской Федерации»), так и доступность и диверсификация рынков сбыта.

АКРА принимает во внимание, что выстраивание системы корпоративного управления требует от компании существенных инвестиций, а также значительных расходов на ее поддержание. В результате на рейтинговую оценку субъектов МСП могут оказать давление высокая концентрация акционерного капитала и значительное участие собственника в принятии управленческих решений, слабая организация системы риск-менеджмента или ее отсутствие, низкая информационная прозрачность.

Для оценки финансового риск-профиля рейтингуемых субъектов МСП используется тот же набор субфакторов и границ их оценок, зависящий от отраслевой принадлежности рейтингуемого лица. Максимальная доля фактора «Размер» равна 10%. С учетом критериев отнесения компаний к субъектам МСП, АКРА ожидает, что уровень оценки этого фактора не превысит «4». Остальные финансовые метрики не зависят от размера рейтингуемого лица. Вместе с тем АКРА обращает внимание, что высокий уровень качественных оценок «Долговой нагрузки» и «Ликвидности» подразумевает довольно высокую финансовую гибкость рейтингуемого лица, как правило, не характерную для субъектов МСП.

Для оценки субъектов МСП также могут применяться методологии поддержки. Несмотря на реализацию государственных программ по поддержке сектора МСП, отдельные субъекты редко имеют существенную поддержку со стороны государства из-за невысокой системной значимости. Полный перечень критериев, на основе которых АКРА оценивает уровень корректировки оценки собственной кредитоспособности за счет поддержки государства, закреплен в «Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством».

Значительно большее влияние на финальный рейтинг субъекта МСП способно оказать финансовое состояние группы, в которую он входит. Такое влияние может привести как к повышению, так и к понижению рейтинговой оценки. Критерии, на основе которых АКРА определяет величину соответствующей корректировки, описаны в «Методологии анализа взаимосвязи компаний внутри группы».

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Тимур Искандаров
Старший директор - руководитель группы рейтингов проектного и структурированного финансирования
+7 (495) 139 04 94
Александр Гущин
Директор - руководитель направления среднего бизнеса, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 89, доб. 121
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.