Сектор

Регионы и муниципалитеты

Тип

Аналитический комментарий

2018 год стал первым полным годом исполнения соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов, заключенных между Минфином России и большинством российских регионов в 2017 году. С 2018 года Минфин России перестал выдавать долгосрочные бюджетные кредиты, а участники реструктуризации обязаны снижать долговую нагрузку, то есть соотношение долга и налоговых и неналоговых доходов (ННД), приблизительно на 2% в год.

Абсолютное большинство российских регионов снизило долг по итогам 2018 года и, скорее всего, выполнило условия реструктуризации бюджетных кредитов. Совокупное снижение долга всех регионов составило 5% (109 млрд руб.). Такой значимый результат был достигнут во многом благодаря высоким ценам на сырье и, следовательно, росту налоговых поступлений.

Рисунок 1. Большинство регионов РФ смогло снизить абсолютный размер долга по итогам 2018 года

Источник: Минфин России, расчеты АКРА

66 регионов снизили общий долг на 169 млрд руб. (лидер — Кемеровская область (A-(RU), прогноз «Стабильный»), сократившая свой долг на 22,6 млрд руб., или 40%), рост долга 16 регионов составил 60 млрд руб. (половина этой суммы приходится на Московскую область (AA(RU), прогноз «Стабильный»), еще у трех субъектов объем долга не изменился. Совокупное снижение долга в 2018-м почти втрое превысило результат 2017-го (-38 млрд руб.), а количество регионов, не сумевших снизить долг, в 2018-м сократилось вдвое (16 против 31 в 2017-м).

Доля бюджетных кредитов в долге регионов стала сокращаться, поскольку началось погашение реструктурированных кредитов (по 5% в 2018 году для участников программы) при прекращении выдачи новых бюджетных кредитов. За 2018 год незначительно снизилась задолженность по бюджетным (-7%) и банковским (-5%) кредитам, долг по ценным бумагам несущественно вырос (+0,5%). Небольшое изменение структуры рыночного долга в пользу облигационных займов отвечает требованиям порядка оценки качества управления региональными финансами, в результате изменения которого более высокая оценка присваивается регионам со сбалансированным графиком погашения долга.

Снижение долга происходит на фоне увеличения налоговых поступлений, одним из основных факторов роста которого является налог на прибыль (+23% по поступлениям в бюджетную систему за 9 месяцев 2018 года по сравнению с показателем за аналогичный период годом ранее). Самые быстрые темпы роста поступлений среди отраслей, вносящих максимальный вклад в ННД, продемонстрировали сектор добычи полезных ископаемых и смежные с ним отрасли. Причина — высокая рублевая стоимость сырья. В результате лидерами по снижению долга в основном стали сырьевые регионы.

Значительный прирост ННД по итогам 11 месяцев 2018 года создал условия для выполнения условий реструктуризации и для нескольких регионов, увеличивших свой долг в абсолютном выражении по итогам 2018 года. Это справедливо для тех регионов, темп роста ННД которых превышал темп роста долга.

Рисунок 2. Регионы*, нарастившие долг в 2018 году**

* Без учета Тюменской области в связи с незначительным ростом ее долговой нагрузки.
** Диаметр круга соответствует размеру долга региона на конец 2018 года.
Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты АКРА

В пяти регионах рост долга опережал рост доходов, но в трех из них долговая нагрузка была невысокой. Так, в Тюменской области (AAA(RU), прогноз «Стабильный») при минимальной долговой нагрузке долг вырос на 123% за счет предоставления гарантии. Схожая ситуация наблюдается в Приморском крае. Рост долга Московской области (AA(RU), прогноз «Стабильный») происходит с относительно безопасного уровня 23%, а сам регион не участвует в реструктуризации бюджетных кредитов.

Хабаровский край существенно нарастил рыночный долг, и его итоговая долговая нагрузка, по оценкам АКРА, также выросла на 7% в 2018-м по сравнению с показателем годом ранее. Однако сведения об условиях участия Хабаровского края в программе реструктуризации отсутствуют. Республика Мордовия (B(RU),  статус «Рейтинг на пересмотре — негативный»), уже нарушавшая по итогам 2017 года соглашения о реструктуризации, не смогла снизить долг и в 2018 году.

Стоит отметить, что большинство регионов справилось с условиями реструктуризации, поэтому досрочно возвращать бюджетные кредиты в текущем году им не придется. Некоторые регионы смогли перевыполнить план снижения долговой нагрузки.

Добывающим регионам поддерживать такой темп снижения долга не позволит прогнозируемое снижение цен на сырье. Неопределенность источников финансирования национальных проектов в рамках новых майских указов не даст возможности остальным регионам управлять бюджетными расходами. В результате темп снижения долговой нагрузки регионов в 2019 году замедлится.

Таблица 1. Изменение долговой нагрузки регионов в 2018 году (рэнкинг прироста абсолютного размера долга)

 

Долг/ННД
по итогам 2017

Прирост долга за 2018

Изменение долга за 2018, млн руб.

Долг на конец 2018, млн руб.

Кемеровская область, A-(RU), прогноз «Стабильный»

50%

-40%

-22 614

33 377

Республика Коми, BBB(RU), прогноз «Стабильный»

60%

-26%

-10 147

28 403

Ростовская область

32%

-25%

-9 876

29 161

Самарская область, AA-(RU), прогноз «Позитивный»

51%

-15%

-9 636

54 756

Краснодарский край, A(RU), прогноз «Стабильный»

78%

-6%

-8 980

140 169

Ямало-Ненецкий автономный округ, AAA(RU), прогноз «Стабильный»

16%

-33%

-8 432

16 841

Белгородская область, A+(RU), прогноз «Позитивный»

66%

-17%

-6 742

33 020

Иркутская область, AA-(RU), прогноз «Стабильный»

16%

-34%

-6 304

12 281

Астраханская область

97%

-20%

-5 552

22 205

Архангельская область

79%

-13%

-5 368

35 549

Санкт-Петербург, AAA(RU), прогноз «Стабильный»

7%

-14%

-4 743

30 100

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, AAA(RU), прогноз «Стабильный»

11%

-25%

-4 695

14 400

Москва, AAA(RU), прогноз «Стабильный»

2%

-13%

-4 348

30 000

Республика Карелия

124%

-17%

-4 264

20 723

Ставропольский край

61%

-11%

-3 905

32 951

Вологодская область

47%

-13%

-3 160

20 672

Новосибирская область, A+(RU), прогноз «Стабильный»

44%

-6%

-2 916

44 220

Свердловская область, A(RU), прогноз «Стабильный»

39%

-4%

-2 810

72 793

Республика Хакасия

136%

-11%

-2 767

21 846

Оренбургская область, A(RU), прогноз «Позитивный»

46%

-10%

-2 578

24 437

Омская область

77%

-6%

-2 538

42 441

Воронежская область

49%

-7%

-2 500

30 990

Республика Дагестан

51%

-20%

-2 397

9 796

Саратовская область

83%

-5%

-2 372

47 958

Волгоградская область, BBB(RU), прогноз «Стабильный»

89%

-4%

-2 266

51 093

Удмуртская Республика

94%

-4%

-1 926

47 014

Республика Башкортостан

14%

-11%

-1 918

16 235

Кабардино-Балкарская Республика

124%

-15%

-1 868

10 325

Рязанская область, A-(RU), прогноз «Позитивный»

66%

-6%

-1 543

22 818

Костромская область, BBB-(RU), прогноз «Стабильный»

135%

-7%

-1 530

20 460

Брянская область

47%

-12%

-1 451

10 297

Калужская область

71%

-5%

-1 434

28 744

Липецкая область, AA-(RU), прогноз «Позитивный»

38%

-9%

-1 415

14 987

Ненецкий автономный округ

20%

-40%

-1 325

2 000

Чувашская Республика

53%

-9%

-1 211

12 910

Республика Саха (Якутия), A(RU), прогноз «Негативный»

46%

-2%

-1 181

50 635

Тверская область, BBB+(RU), прогноз «Стабильный»

62%

-4%

-1 034

24 611

Ивановская область

88%

-6%

-957

15 809

Нижегородская область

64%

-1%

-940

75 087

Кировская область

91%

-4%

-923

25 133

Тульская область

35%

-4%

-736

17 940

Забайкальский край

91%

-3%

-730

27 555

Республика Крым

9%

-16%

-670

3 643

Камчатский край

22%

-11%

-524

4 049

Ленинградская область

4%

-12%

-454

3 457

Калининградская область

71%

-2%

-432

22 150

Чукотский автономный округ

97%

-3%

-292

10 401

Республика Тыва

49%

-13%

-291

1 984

Амурская область

72%

-1%

-262

27 404

Мурманская область, BBB+(RU), прогноз «Стабильный»

38%

-1%

-223

18 760

Республика Северная Осетия — Алания

89%

-2%

-222

9 069

Орловская область

107%

-1%

-206

18 135

Карачаево-Черкесская Республика

91%

-4%

-197

5 332

Чеченская Республика

44%

-4%

-192

4 679

Смоленская область

100%

-1%

-191

29 309

Ульяновская область

64%

-1%

-172

24 940

Республика Марий Эл

81%

-1%

-169

13 284

Республика Адыгея (Адыгея)

42%

-4%

-145

3 675

Новгородская область, BBB(RU), прогноз «Стабильный»

75%

-1%

-136

15 621

Владимирская область

11%

-3%

-135

4 027

Республика Ингушетия

68%

-5%

-113

2 139

Алтайский край

4%

-4%

-77

1 934

Псковская область

102%

0%

-54

16 318

Пензенская область, BBB+(RU), прогноз «Стабильный»

63%

0%

-17

20 209

Курская область, A(RU), прогноз «Стабильный»

26%

0%

-4

9 260

Курганская область

93%

0%

0

16 587

Севастополь

0%

0%

0

0

Республика Алтай

45%

0%

0

1 510

Сахалинская область

0%

0%

0

0

Еврейская автономная область

94%

1%

46

5 257

Республика Калмыкия

75%

3%

108

3 957

Пермский край

18%

3%

564

18 441

Томская область, BBB(RU), прогноз «Стабильный»

69%

2%

622

28 994

Тамбовская область, BBB+(RU), прогноз «Позитивный»

77%

4%

675

17 216

Республика Бурятия

49%

6%

687

11 998

Приморский край

6%

19%

819

5 203

Магаданская область, BBB-(RU), прогноз «Стабильный»

73%

7%

950

14 250

Ярославская область

72%

3%

1 008

37 174

Челябинская область, AA-(RU), прогноз «Позитивный»

13%

6%

1 008

16 615

Республика Татарстан,  AA+(RU), прогноз «Стабильный»

44%

2%

1 670

94 987

Тюменская область, AAA(RU), прогноз «Стабильный»

1%

123%

1 976

3 576

Красноярский край, A(RU), прогноз «Позитивный»

57%

4%

4 267

103 901

Республика Мордовия, B(RU), статус «Рейтинг на пересмотре — негативный»

226%

12%

6 227

56 217

Хабаровский край

59%

19%

7 991

49 099

Московская область, AA(RU),
прогноз «Стабильный»

 

23%

32%

31 499

128 810

Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Наталья Порохова
Старший директор, руководитель группы суверенных рейтингов и прогнозирования
+7 (495) 139 04 90
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.