2018 год стал первым полным годом исполнения соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов, заключенных между Минфином России и большинством российских регионов в 2017 году. С 2018 года Минфин России перестал выдавать долгосрочные бюджетные кредиты, а участники реструктуризации обязаны снижать долговую нагрузку, то есть соотношение долга и налоговых и неналоговых доходов (ННД), приблизительно на 2% в год.
Абсолютное большинство российских регионов снизило долг по итогам 2018 года и, скорее всего, выполнило условия реструктуризации бюджетных кредитов. Совокупное снижение долга всех регионов составило 5% (109 млрд руб.). Такой значимый результат был достигнут во многом благодаря высоким ценам на сырье и, следовательно, росту налоговых поступлений.
Рисунок 1. Большинство регионов РФ смогло снизить абсолютный размер долга по итогам 2018 года
Источник: Минфин России, расчеты АКРА
66 регионов снизили общий долг на 169 млрд руб. (лидер — Кемеровская область (A-(RU), прогноз «Стабильный»), сократившая свой долг на 22,6 млрд руб., или 40%), рост долга 16 регионов составил 60 млрд руб. (половина этой суммы приходится на Московскую область (AA(RU), прогноз «Стабильный»), еще у трех субъектов объем долга не изменился. Совокупное снижение долга в 2018-м почти втрое превысило результат 2017-го (-38 млрд руб.), а количество регионов, не сумевших снизить долг, в 2018-м сократилось вдвое (16 против 31 в 2017-м).
Доля бюджетных кредитов в долге регионов стала сокращаться, поскольку началось погашение реструктурированных кредитов (по 5% в 2018 году для участников программы) при прекращении выдачи новых бюджетных кредитов. За 2018 год незначительно снизилась задолженность по бюджетным (-7%) и банковским (-5%) кредитам, долг по ценным бумагам несущественно вырос (+0,5%). Небольшое изменение структуры рыночного долга в пользу облигационных займов отвечает требованиям порядка оценки качества управления региональными финансами, в результате изменения которого более высокая оценка присваивается регионам со сбалансированным графиком погашения долга.
Снижение долга происходит на фоне увеличения налоговых поступлений, одним из основных факторов роста которого является налог на прибыль (+23% по поступлениям в бюджетную систему за 9 месяцев 2018 года по сравнению с показателем за аналогичный период годом ранее). Самые быстрые темпы роста поступлений среди отраслей, вносящих максимальный вклад в ННД, продемонстрировали сектор добычи полезных ископаемых и смежные с ним отрасли. Причина — высокая рублевая стоимость сырья. В результате лидерами по снижению долга в основном стали сырьевые регионы.
Значительный прирост ННД по итогам 11 месяцев 2018 года создал условия для выполнения условий реструктуризации и для нескольких регионов, увеличивших свой долг в абсолютном выражении по итогам 2018 года. Это справедливо для тех регионов, темп роста ННД которых превышал темп роста долга.
Рисунок 2. Регионы*, нарастившие долг в 2018 году**
* Без учета Тюменской области в связи с незначительным ростом ее долговой нагрузки.
** Диаметр круга соответствует размеру долга региона на конец 2018 года.
Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты АКРА
В пяти регионах рост долга опережал рост доходов, но в трех из них долговая нагрузка была невысокой. Так, в Тюменской области (AAA(RU), прогноз «Стабильный») при минимальной долговой нагрузке долг вырос на 123% за счет предоставления гарантии. Схожая ситуация наблюдается в Приморском крае. Рост долга Московской области (AA(RU), прогноз «Стабильный») происходит с относительно безопасного уровня 23%, а сам регион не участвует в реструктуризации бюджетных кредитов.
Хабаровский край существенно нарастил рыночный долг, и его итоговая долговая нагрузка, по оценкам АКРА, также выросла на 7% в 2018-м по сравнению с показателем годом ранее. Однако сведения об условиях участия Хабаровского края в программе реструктуризации отсутствуют. Республика Мордовия (B(RU), статус «Рейтинг на пересмотре — негативный»), уже нарушавшая по итогам 2017 года соглашения о реструктуризации, не смогла снизить долг и в 2018 году.
Стоит отметить, что большинство регионов справилось с условиями реструктуризации, поэтому досрочно возвращать бюджетные кредиты в текущем году им не придется. Некоторые регионы смогли перевыполнить план снижения долговой нагрузки.
Добывающим регионам поддерживать такой темп снижения долга не позволит прогнозируемое снижение цен на сырье. Неопределенность источников финансирования национальных проектов в рамках новых майских указов не даст возможности остальным регионам управлять бюджетными расходами. В результате темп снижения долговой нагрузки регионов в 2019 году замедлится.
Таблица 1. Изменение долговой нагрузки регионов в 2018 году (рэнкинг прироста абсолютного размера долга)
| Долг/ННД | Прирост долга за 2018 | Изменение долга за 2018, млн руб. | Долг на конец 2018, млн руб. |
---|---|---|---|---|
50% | -40% | -22 614 | 33 377 | |
60% | -26% | -10 147 | 28 403 | |
Ростовская область | 32% | -25% | -9 876 | 29 161 |
51% | -15% | -9 636 | 54 756 | |
78% | -6% | -8 980 | 140 169 | |
Ямало-Ненецкий автономный округ, AAA(RU), прогноз «Стабильный» | 16% | -33% | -8 432 | 16 841 |
66% | -17% | -6 742 | 33 020 | |
16% | -34% | -6 304 | 12 281 | |
Астраханская область | 97% | -20% | -5 552 | 22 205 |
Архангельская область | 79% | -13% | -5 368 | 35 549 |
7% | -14% | -4 743 | 30 100 | |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, AAA(RU), прогноз «Стабильный» | 11% | -25% | -4 695 | 14 400 |
2% | -13% | -4 348 | 30 000 | |
Республика Карелия | 124% | -17% | -4 264 | 20 723 |
Ставропольский край | 61% | -11% | -3 905 | 32 951 |
Вологодская область | 47% | -13% | -3 160 | 20 672 |
44% | -6% | -2 916 | 44 220 | |
39% | -4% | -2 810 | 72 793 | |
Республика Хакасия | 136% | -11% | -2 767 | 21 846 |
46% | -10% | -2 578 | 24 437 | |
Омская область | 77% | -6% | -2 538 | 42 441 |
Воронежская область | 49% | -7% | -2 500 | 30 990 |
Республика Дагестан | 51% | -20% | -2 397 | 9 796 |
Саратовская область | 83% | -5% | -2 372 | 47 958 |
89% | -4% | -2 266 | 51 093 | |
Удмуртская Республика | 94% | -4% | -1 926 | 47 014 |
Республика Башкортостан | 14% | -11% | -1 918 | 16 235 |
Кабардино-Балкарская Республика | 124% | -15% | -1 868 | 10 325 |
66% | -6% | -1 543 | 22 818 | |
135% | -7% | -1 530 | 20 460 | |
Брянская область | 47% | -12% | -1 451 | 10 297 |
Калужская область | 71% | -5% | -1 434 | 28 744 |
38% | -9% | -1 415 | 14 987 | |
Ненецкий автономный округ | 20% | -40% | -1 325 | 2 000 |
Чувашская Республика | 53% | -9% | -1 211 | 12 910 |
46% | -2% | -1 181 | 50 635 | |
62% | -4% | -1 034 | 24 611 | |
Ивановская область | 88% | -6% | -957 | 15 809 |
Нижегородская область | 64% | -1% | -940 | 75 087 |
Кировская область | 91% | -4% | -923 | 25 133 |
Тульская область | 35% | -4% | -736 | 17 940 |
Забайкальский край | 91% | -3% | -730 | 27 555 |
Республика Крым | 9% | -16% | -670 | 3 643 |
Камчатский край | 22% | -11% | -524 | 4 049 |
Ленинградская область | 4% | -12% | -454 | 3 457 |
Калининградская область | 71% | -2% | -432 | 22 150 |
Чукотский автономный округ | 97% | -3% | -292 | 10 401 |
Республика Тыва | 49% | -13% | -291 | 1 984 |
Амурская область | 72% | -1% | -262 | 27 404 |
38% | -1% | -223 | 18 760 | |
Республика Северная Осетия — Алания | 89% | -2% | -222 | 9 069 |
Орловская область | 107% | -1% | -206 | 18 135 |
Карачаево-Черкесская Республика | 91% | -4% | -197 | 5 332 |
Чеченская Республика | 44% | -4% | -192 | 4 679 |
Смоленская область | 100% | -1% | -191 | 29 309 |
Ульяновская область | 64% | -1% | -172 | 24 940 |
Республика Марий Эл | 81% | -1% | -169 | 13 284 |
Республика Адыгея (Адыгея) | 42% | -4% | -145 | 3 675 |
75% | -1% | -136 | 15 621 | |
Владимирская область | 11% | -3% | -135 | 4 027 |
Республика Ингушетия | 68% | -5% | -113 | 2 139 |
Алтайский край | 4% | -4% | -77 | 1 934 |
Псковская область | 102% | 0% | -54 | 16 318 |
63% | 0% | -17 | 20 209 | |
26% | 0% | -4 | 9 260 | |
Курганская область | 93% | 0% | 0 | 16 587 |
Севастополь | 0% | 0% | 0 | 0 |
Республика Алтай | 45% | 0% | 0 | 1 510 |
Сахалинская область | 0% | 0% | 0 | 0 |
Еврейская автономная область | 94% | 1% | 46 | 5 257 |
Республика Калмыкия | 75% | 3% | 108 | 3 957 |
Пермский край | 18% | 3% | 564 | 18 441 |
69% | 2% | 622 | 28 994 | |
77% | 4% | 675 | 17 216 | |
Республика Бурятия | 49% | 6% | 687 | 11 998 |
Приморский край | 6% | 19% | 819 | 5 203 |
73% | 7% | 950 | 14 250 | |
Ярославская область | 72% | 3% | 1 008 | 37 174 |
13% | 6% | 1 008 | 16 615 | |
44% | 2% | 1 670 | 94 987 | |
1% | 123% | 1 976 | 3 576 | |
57% | 4% | 4 267 | 103 901 | |
Республика Мордовия, B(RU), статус «Рейтинг на пересмотре — негативный» | 226% | 12% | 6 227 | 56 217 |
Хабаровский край | 59% | 19% | 7 991 | 49 099 |
Московская область, AA(RU),
| 23% | 32% | 31 499 | 128 810 |
Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты АКРА