АКРА подтвердило кредитный рейтинг Магаданской области на уровне BBB-(RU), прогноз «Стабильный», и ее облигаций — на уровне BBB-(RU)

Кредитный рейтинг Магаданской области (далее — Магаданская область, Область, Регион) обусловлен высокой долговой нагрузкой, волатильностью налоговых поступлений и неудовлетворительным планированием налоговых доходов. Влияние высоких уровней среднедушевого ВРП и доходов населения на налоговые доходы бюджета ограничено в силу низкой диверсификации региональной экономики и незначительного эффекта, оказываемого золотодобывающей промышленностью на прочие отрасли. Развитие региональной экономики также ограничивают высокая стоимость жизни в Регионе и необходимость импортировать подавляющее большинство товаров.

Магаданская область расположена в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). Территория Области относится к районам Крайнего Севера. В Регионе проживает 0,1% населения РФ, а его ВРП составляет 0,2% суммарного российского ВРП. В Магаданской области добывается порядка 10% золота и порядка двух третей серебра от суммарного объема добычи в РФ.

Высокая долговая нагрузка на бюджет Области. Половину текущего (по состоянию на 01.10.2018) долга Магаданской области составляют банковские кредиты, еще 9% представлено облигациями. Необходимость заместить кредит, предоставленный Управлением Федерального казначейства (УФК), приведет к изменению структуры долга Региона к концу года в сторону роста доли рыночного долга (до двух третей совокупного объема долговых обязательств). Соотношение долга и операционного баланса Области в 2018 и 2019 годах ожидается на уровне 4х и выше, что соответствует высокому уровню риска. В то же время текущий график погашения долга улучшился благодаря привлечению среднесрочных банковских кредитов, а фактический операционный баланс за вычетом процентных расходов в три раза превысит объем долга, который был запланирован к погашению на 2018 год (без учета внутригодового использования кредитных линий и кредитов УФК). В настоящий момент максимальный объем погашения долга и рост риска рефинансирования приходятся на 2021 год, что связано с необходимостью погашения 43% текущего объема долга (преимущественно рыночного). Регион погасил существенную часть просроченной кредиторской задолженности: ее доля сократилась в пять раз относительно показателя по состоянию на 01.01.2018. Поскольку по договорам с банками Регион получает кредиты в форме невозобновляемых кредитных линий, управление остатками практически отсутствует.

Высокий уровень обязательных расходов и нестабильные налоговые поступления определяют низкие показатели бюджетной дисциплины и низкую точность планирования бюджета. Бюджет Магаданской области в максимальной степени зависит от доминирующей отрасли — добывающей промышленности, формирующей (преимущественно за счет трех крупнейших налогоплательщиков) до половины налоговых поступлений в бюджет. В связи с нестабильностью налоговых поступлений и высокой долей обязательных расходов бюджета (в среднем 81% в 2015–2018 годах) операционный баланс Региона очень волатилен. Область не имеет резерва сокращения капитальных расходов в пользу текущих: уровень капитальных расходов составляет лишь 5% в среднем после корректировки на федеральный трансферт (данные 2015–2017 годов и прогноз Области на 2018 год). Отклонение фактического исполнения собственных доходов бюджета от последней редакции закона о бюджете регулярно превышает 10% за счет основных видов налоговых доходов. Причины — использование назначения налоговых доходов, рассчитанных Минфином России для целей расчета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Области, а также колебания цен на добываемые полезные ископаемые, снижение объемов добычи полезных ископаемых, сокращение численности персонала и перенос сроков запуска проектов по освоению золоторудного месторождения.

Развитие экономики и наполнение бюджета Магаданской области полностью зависят от хозяйственных и управленческих решений, принимаемых на предприятиях по добыче золота и серебра. Доля добычи полезных ископаемых в промышленном производстве Области превышает 80%, соответственно, развитие региональной экономики полностью определяется ведущей отраслью. Высокий уровень цен полностью нивелирует эффект высоких заработных плат: несмотря на то что среднедушевые денежные доходы в Магаданской области более чем на 50% превышают среднероссийский уровень, а по уровню заработных плат, рассчитанных в целом по экономике, Область находится на пятом месте, по величине прожиточного минимума она также занимает пятое место среди регионов РФ. Показатель безработицы по методологии Международной организации труда в Области ниже, чем в среднем по стране, а в связи с постоянным миграционным оттоком (с 2000 года население в Регионе сократилось на 28%) доля населения трудоспособного возраста значительно ниже, чем в целом по РФ (примерно на 4%).  

Ключевые допущения

  • удержание в 2019–2020 годах абсолютного размера обязательных расходов Области в объеме, не превышающем средние значения за период с 2017-го по 2018-й;
  • исполнение в 2018 году заявленного объема налоговых доходов;
  • получение Областью в 2019–2020 годах трансфертов в объеме не ниже среднего уровня за 2016–2018 годы;
  • сохранение уровня капитальных расходов в 2019–2020 годах на уровне не ниже 2017–2018 годов. 

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост налоговых доходов относительно запланированного на 2018 год уровня без равнозначного роста обязательных расходов;
  • дальнейшее улучшение графика погашения долга;
  • снижение зависимости бюджета от внешних источников ликвидности.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • неисполнение Областью налоговых доходов в 2018 году при одновременном исполнении заявленного объема расходов;
  • рост обязательных расходов бюджета Области, не подкрепленный ростом доходной части бюджета.

Рейтинги выпусков

Магаданская область, 34001 (ISIN RU000A0JV3Z4), дата погашения — 24.12.2018, объем эмиссии — 1 млрд руб., — BBB-(RU).

Магаданская область, 35001 (ISIN RU000A0ZYL48), дата погашения — 25.12.2022, объем эмиссии — 1 млрд руб., — BBB-(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Перечисленные выше облигационные выпуски Магаданской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Магаданской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Магаданской области и облигационных выпусков Магаданской области (ISIN RU000A0JV3Z4, ISIN RU000A0ZYL48) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Магаданской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Магаданской области (ISIN RU000A0JV3Z4, ISIN RU000A0ZYL48) были опубликованы АКРА 26.04.2018.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Магаданской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Магаданской области (ISIN RU000A0JV3Z4, ISIN RU000A0ZYL48) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (23.10.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Магаданской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Магаданской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Магаданской области, не выявлены.

АКРА не оказывало правительству Магаданской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.