Краткая информация о регионе

Курская область (далее — Курская область, Область, Регион) расположена в Центральном федеральном округе (ЦФО), граничит с Украиной и пятью регионами РФ. В Области проживает 0,8% населения РФ (1,1 млн человек). По итогам 2017 года ВРП Региона составил 388 млрд руб. (приблизительно 0,5% совокупного ВРП РФ).

Экономика Области имеет промышленно-аграрную направленность. На динамику развития Региона влияют сельское хозяйство, пищевая промышленность, добыча железной руды и производство электроэнергии.

В 2017 году структура ВРП Курской области распределялась следующим образом: 20% — обрабатывающие производства (треть приходилась на производство пищевых продуктов); 17% — сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (преимущественно растениеводство); 11% — добыча полезных ископаемых (преимущественно металлических руд); 7% — производство и распределение электроэнергии, газа и воды; 7% — строительство; 38% — прочие отрасли.

По итогам 2017 года индекс промышленного производства (ИПП) Области составил 103,1%. Для сравнения: индекс промышленного производства в РФ за аналогичный период равнялся 102,1%. АКРА полагает, что в прогнозном периоде ИПП Курской области будет незначительно превышать ИПП РФ.

Рисунок 1. Индекс промышленного производства Курской области

Источник: Курская область, Росстат, расчеты АКРА

Факторы рейтинговой оценки

Институциональный фактор

Бюджетный процесс характеризуется удовлетворительной точностью планирования. Рост доходной и расходной частей бюджета связан преимущественно с изменением объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и в меньшей степени — с увеличением налоговых и неналоговых поступлений.

Способность администрации стимулировать развитие экономики на уровне муниципалитетов оценивается как достаточно высокая. Для всех муниципальных районов и одного городского округа Области установлены дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, замещающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. В период с 2015 по 2017 год НДФЛ формировал порядка 18% доходов муниципальных образований, что позволяет местным властям влиять на наполнение бюджетов посредством развития экономики. Местные налоги (налог на имущество физических лиц и земельный налог) формируют еще 7% доходов муниципалитетов. Однако финансирование муниципальных образований осуществляется в основном за счет безвозмездных поступлений (64% в среднем в обозначенный период), которые почти на три четверти состоят из субвенций на осуществление полномочий, делегированных муниципальным образованиям.

Совокупная долговая нагрузка муниципальных образований повышается незначительно: с 2015 по 2017 год соотношение долга и собственных доходов выросло с 24 до 28%.

Развитие экономики Курской области определяется ее экономико-географическим положением.

По оценке Области, в 2017 году ее ВРП составит 388,2 млрд руб. (346,8 тыс. руб. в расчете на душу населения). АКРА отмечает постепенный рост с 2013 года отношения среднедушевого ВРП Региона к среднему показателю по стране.

Рисунок 2. Структура ВРП Курской области по видам экономической деятельности в 2017 году

Источник: Курская область

Экономика Региона носит промышленно-аграрный характер. В 2017 году доля промышленного производства в ВРП и доля сельского хозяйства составили 38 и 17% соответственно.

Преобладание промышленного производства в ВРП объясняется двумя факторами. Во-первых, существенным объемом добычи неэнергетических полезных ископаемых (железной руды). Во-вторых, значительными объемами выработки электроэнергии: на территории Области располагается Курская АЭС мощностью 4 ГВт (является филиалом АО «Концерн Росэнергоатом»); по итогам 2017 года (согласно данным Росстата) Область заняла 12-е место (3-е место по ЦФО) среди регионов по производству электроэнергии.

Крупнейшее по размеру выручки предприятие добывающей промышленности — ПАО «Михайловский ГОК» (ООО «УК Металлоинвест»), на которое приходится порядка 18% налоговых доходов бюджета Региона (в среднем с 2015 по 2017 год).

На территории Области производится порядка одной шестой получаемого в РФ железорудного концентрата; он же составляет основу товарного экспорта Области, который в период с 2014 по 2016 год оценивался в 8% ВРП.

Основа сельского хозяйства Региона — растениеводство (две трети общего объема производства сельского хозяйства, основная культура — зерновые). По итогам 2017 года Курская область занимает седьмое место (второе в ЦФО) по валовому сбору зерна в РФ. В сфере животноводства доминирует свиноводство (по итогам 2017 года Область находится на втором месте в РФ по поголовью).

Производство пищевых продуктов (нецикличная отрасль), являясь продолжением производственной цепочки сельского хозяйства, формирует почти треть промышленного производства Региона. Основные предприятия сектора — завод по производству кондитерских изделий, мясоперерабатывающие предприятия, предприятия по производству сахара, муки, мясной, молочной, хлебобулочной продукции. Пищевая отрасль рассматривается администрацией Области как стратегически важная и создающая условия для углубления переработки и создания товаров с высокой добавленной стоимостью.

Рисунок 3. Структура промышленного производства Курской области в 2017 году

Источник: Курская область

По оценкам АКРА, по итогам 2017 года от добычи железной руды (фактически от ПАО «Михайловский ГОК») зависит не менее 23% налоговых доходов1 бюджета Области (в 2016 и 2015 годах налоговые поступления составили 14 и 18% соответственно). С учетом связанных предприятий сектора энергетики зависимость бюджета Области от налоговых поступлений предприятий группы «Металлоинвест» может быть несколько выше. Уровень диверсификации налоговых доходов оценивается АКРА как условно приемлемый, а волатильность поступлений рассматривается как фактор риска для бюджета.  

По данным Региона, с 2014 по 2016 год на десять крупнейших налогоплательщиков приходилось 36–39% налоговых доходов консолидированного бюджета.

Согласно данным 2017 года, крупнейшие по размеру выручки предприятия Области работают в сферах добычи полезных ископаемых, производства и торговли электроэнергией, торговли, пищевой промышленности.

1Для целей анализа использованы данные по поступлениям НДФЛ, данные по налогу на прибыль, налогу на имущество, транспортному налогу.

Таблица 1. Крупнейшие предприятия по размеру выручки в 2017 году, зарегистрированные на территории Курской области

Источник: данные «СПАРК-Интерфакс»


В 2016 и 2017 годах соотношение инвестиций и ВРП Области составляло 26%. Основная доля инвестиций приходится на значимые для Области отрасли: энергетику, сельское хозяйство, обрабатывающую промышленность и добычу полезных ископаемых. Основной объем инвестиций в Регионе осуществляется за счет частных средств, что определяется аграрно-промышленным характером его экономики.

Крупнейший инвестиционный проект Области — проект по замещению Курской АЭС (строительство Курской АЭС-2). Значительный объем инвестиций также планируется направить на строительство комплекса переработки радиоактивных отходов Курской АЭС, в сельское хозяйство и в добывающую промышленность. 

Средний уровень заработной платы в Области примерно на 30% ниже, чем в целом по РФ, а среднедушевые денежные доходы с 2014 по 2017 год составляли 85% от уровня по стране.

В Регионе снижается численность населения из-за отрицательного естественного прироста и оттока в результате межрегиональной миграции. Исключение составил кратковременный период (2015 год), на протяжении которого был зафиксирован рост населения. Курская область — нетто-донор трудовой миграции: число выезжающих на работу в другие субъекты РФ стабильно выше числа приезжающих из других регионов. Безработица держится на уровне ниже среднего по стране. Доля населения трудоспособного возраста приблизительно на 2% ниже аналогичного показателя в среднем по РФ, доля населения пенсионного возраста на 2% выше среднего показателя по России. В отдаленной перспективе указанные тенденции могут спровоцировать рост социальных расходов бюджета.

Рисунок 4. Уровень развития экономики Курской области относительно среднестрановых показателей (100%)

Источник: Курская область, Росстат, расчеты АКРА

Регион характеризуется умеренной степенью урбанизации (городское население составляет две трети); сравнительно меньшей, чем в целом по РФ, долей населения трудоспособного возраста; достаточным уровнем развития транспортной инфраструктуры. Уровень износа жилищно-коммунальной инфраструктуры, качество управления ЖКХ и уровень развития социальной инфраструктуры оцениваются нейтрально.

Показатели бюджетной дисциплины поддерживаются достаточной долей собственных доходов и федеральной поддержкой сельского хозяйства.

Бюджет Области характеризуется стабильно достаточной долей собственных доходов (с 2015 по 2017 год с учетом плановых показателей бюджета на 2018 год они составили в среднем 75%).

Максимальные налоговые поступления приходятся на налог на прибыль (34–40% в течение рассматриваемого периода). НДФЛ формирует чуть меньшую долю, а разрыв между уровнем средней заработной платы в Регионе и в целом по РФ создает риски для его налоговых доходов. Поступления от региональных налогов с 2015 по 2018 год составят 14% собственных доходов.

С 2014 по 2017 год максимальная доля налоговых доходов (в среднем 19%) приходилась на сектор добычи. С учетом перечня предприятий, работающих в этой отрасли, степень зависимости от крупнейшего налогоплательщика существенна, но не критична, однако волатильность поступлений от нее является фактором риска для бюджета. Деятельность, связанная с электроэнергетикой, приносит 7% налоговых доходов, а сектор АПК (сельское хозяйство и пищевая промышленность) — порядка 11%.  

Рисунок 5. Отраслевая структура налоговых доходов* Курской области (средние значения за период с 2014 по 2017 год)

* В ходе анализа использованы данные по налогу на прибыль, НДФЛ, налогу на имущество, транспортному налогу.
Источник: ФНС, расчеты АКРА

Объем обязательных расходов не оказывает серьезного давления на операционный баланс и в период с 2015 по 2018 год составит в среднем 71% расходов. Регулярные доходы стабильно достигают 98% доходов бюджета; в результате с 2015 по 2018 год операционный баланс превысит 20% регулярных доходов. Капитальные расходы поддерживаются на достаточном уровне (в среднем 19% расходов бюджета без учета пика 2017 года). В случае снижения объема собственных поступлений на 7% от запланированного уровня, предусмотренного стресс-тестом АКРА, операционный баланс снижается до
13–16% регулярных доходов.

АКРА отмечает, что высокая доля капитальных расходов обеспечена в значительной мере федеральными субсидиями на поддержку сельскохозяйственной продукции. Поддержка сельского хозяйства обойдется бюджету Региона в 7% расходов бюджета в 2018 году (бόльшая часть таких расходов субсидирована федеральным бюджетом; пропорция софинансирования необременительна для бюджета Области). Поэтому реальный резерв сокращения капитальных расходов в пользу расходов текущего характера существенно меньше.

Условная рентабельность поддержки невысока: объем налоговых доходов от предприятий сельского хозяйства составляет 5% налоговых доходов, от предприятий пищевого производства — еще около 6% (оценка АКРА). При этом в связи с применением к организациям сельского хозяйства нулевой ставки по налогу на прибыль ежегодные недопоступления по этому налогу с 2015-го по 2017-й составляли более 3,2 млрд руб.

Учитывая структуру капитальных расходов в разрезе экономической классификации, возможности бюджета Области с точки зрения резерва для сокращения бюджетных расходов в пользу расходов некапитального характера могут составить не более 5% капитальных затрат бюджета без учета трансфертов (не более 0,5% совокупных расходов бюджета).

Низкая долговая нагрузка, консервативная долговая политика и комфортный график погашения долга.

В управлении долгом администрация Области опирается на бюджетные кредиты, используя также краткосрочные и среднесрочные банковские кредиты. В 2017 году Область также разместила облигационный заем, доля которого в общем объеме долга составила 14% на 01.08.2018.

Гарантии в долговой книге Области отсутствуют.

Текущий график погашения долга (на 01.08.2018) предусматривает выплату до конца года 29% долга (2,7 млрд руб.). Бόльшая часть этой суммы — погашение кредита, предоставленного Управлением Федерального казначейства (УФК), который может быть рефинансирован с использованием банковских кредитов. АКРА полагает, что для финансирования кассовых разрывов и экономии процентных расходов Область продолжит использовать кредиты УФК. Таким образом, объем долга Области перед УФК будет рефинансироваться ежегодно.

Рисунок 6. Текущий график погашения долга Курской области, млн руб.

Источник: Курская область, расчеты АКРА

Отношение долга областного бюджета к операционному балансу колеблется в пределах 1х (умеренный или низкий уровень риска). На конец 2017 года данный показатель находился на уровне 58%; ожидаемое значение на конец текущего года — 77%. По мнению АКРА, в среднесрочной перспективе отношение долга к собственным доходам Области должно остаться на уровне целевых показателей, установленных заключенными с Минфином России соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов.

Благодаря тому, что в структуре долга преобладают бюджетные кредиты, соотношение процентных расходов и операционного баланса находится на низком уровне (не выше 2%). Текущая стоимость долга Области оценивается как необременительная.

По прогнозам АКРА, на конец 2018 года операционный баланс после уплаты процентных платежей в четыре раза превысит объем погашения долга. До 2020 года данный коэффициент будет оставаться на высоком уровне (почти 4х).

Долг предприятий госсектора несущественен. Просроченная кредиторская задолженность по состоянию на 01.07.2018 отсутствует. Сведения о существенных объемах коммерческих обязательств Области, способных повлиять на уровень ее кредитоспособности, отсутствуют.

АКРА не располагает сведениями о несвоевременном погашении процентных платежей или основной суммы долга, о нарушении установленных договорами кредитования ковенант или о случаях предоставления экстренной помощи из бюджета вышестоящего уровня с целью погашения займов. Реструктуризация части бюджетных кредитов, имевшая место в 2017 году, не носила вынужденный характер.

Достаточный уровень ликвидности

Администрация Области не имеет права размещать депозиты в банках.

Регион располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. Однако величина остатков средств на счетах бюджета на начало месяца в большинстве случаев ниже расходов текущего месяца. Область регулярно испытывает потребность в финансировании прогнозируемых кассовых разрывов, для чего использует краткосрочные кредиты УФК на пополнение остатков средств на счетах областного бюджета.

Рисунок 7. Баланс ликвидности* Курской области, млрд руб.

* Превышение остатков денежных средств на счетах на начало месяца над расходами бюджета в течение месяца.
Источник: Курская область, Федеральное казначейство, расчеты АКРА

На момент проведения анализа объем заключенных контрактов (без выборки) с коммерческими банками практически равнялся среднемесячным расходам бюджета в 2015–2017 годах.

Ключевые допущения

  • следование консервативной долговой политике;
  • сохранение существенных объемов федеральной поддержки предприятий сельского хозяйства Области;
  • предоставление Региону в период с 2019 по 2020 год трансфертов, сопоставимых по объему с полученными им в 2016-м и с запланированными на 2018-й;
  • удержание обязательных расходов бюджета Области на уровне не выше 75%.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью и опережающие темпы роста ВРП;
  • рост числа производств с высоким уровнем заработных плат и дальнейшее повышение среднедушевых доходов населения и налоговых доходов бюджета;
  • повышение уровня собственной ликвидности бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • изменение долговой политики в сторону существенного наращивания государственного долга;
  • значительное снижение поддержки предприятий сельского хозяйства со стороны федерального бюджета либо изменение пропорций выделения субсидий между федеральным и региональным бюджетами.

Рейтинги выпусков

Курская область, 35001 (ISIN RU000A0ZYCD1); срок погашения — 12.10.2025, объем эмиссии по номиналу — 4 млрд руб. (объем эмиссии в обращении — 1,3 млрд руб.) — А(RU).

Обоснование. Облигационный выпуск Курской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Курской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Курской области и облигационного выпуска Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Курской области и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были опубликованы АКРА 01.09.2017 и 10.10.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Курской области, а также кредитного рейтинга ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (29.08.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены и подтверждены на основании данных, предоставленных Курской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Администрация Курской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Курской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Администрации Курской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Приложение

Таблица 1. Сводные экономические показатели Курской области

Источник: Курская область, Росстат, расчеты АКРА

Таблица 2. Сводные показатели бюджета Курской области, млн руб.

Источник: Курская область, расчеты АКРА

Таблица 3. Сводные показатели долговой нагрузки Курской области, млн руб.

Источник: Курская область, расчеты АКРА

Таблица 4. Сводные показатели основных финансовых коэффициентов Курской области

Источник: Курская область, расчеты АКРА
Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.