Кредитный рейтинг Пензенской области (далее — Пензенская область, Область, Регион) обусловлен сбалансированностью бюджета, умеренной долговой нагрузкой и очень высокой долей обязательных расходов в составе бюджета.
Пензенская область входит в состав Приволжского федерального округа. В административном центре — городе Пензе — проживает 39% населения Области. Объем валового регионального продукта (ВРП) Области близок к 0,5% суммарного ВРП российских регионов. На территории Региона проживает около 0,9% населения страны.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Диверсифицированная экономика со средним уровнем безработицы и низкими относительно среднероссийских доходами населения. Экономика Области базируется на сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности (в частности, на пищевой промышленности и машиностроении). Относительно высокая диверсификация экономики Региона по отраслям и по крупнейшим налогоплательщикам положительно влияет на уровень диверсификации налоговых доходов Региона. Структура налоговых доходов по их видам характеризуется стабильностью. В 2016 году Область вошла в число регионов, столкнувшихся с проблемой рецессии, в связи с чем темп роста ее ВРП отставал от среднероссийских показателей, однако средний темп роста реального ВРП Области за последние семь лет превышает темп роста суммарного ВРП российских регионов. В 2010-х годах демографическая ситуация в Регионе характеризуется миграционным нетто-оттоком и естественной убылью населения, в результате чего численность населения снижается на 0,5–0,6% в год.
Сбалансированный бюджет с низким уровнем гибкости расходной части и высоким уровнем прогнозирования собственных доходов. Бюджет Области характеризуется умеренной долей налоговых и неналоговых доходов (в среднем 67%), что определяет средние возможности Региона по управлению собственной доходной базой. Доля обязательных расходов в составе бюджета находится на очень высоком уровне (около 80%), что оставляет мало возможностей для бюджетного маневра. Пензенская область поддерживает относительно низкий уровень капитальных расходов (6–8% общего объема расходов), однако их значительная часть осуществляется за счет областного бюджета и, таким образом, является потенциальным источником гибкости. Операционный баланс Региона в некризисные годы и в прогнозе на 2019 год составляет 15–20% регулярных доходов (оценка фактора: ниже среднего). Стресс-тест АКРА показывает умеренную чувствительность кредитного качества Региона к колебаниям собственных доходов. Текущий уровень кредитного качества Области устойчив к реализации негативного сценария, предусматривающего снижение налоговых и неналоговых доходов на 4–5% по сравнению с ожидаемыми в начале года уровнями. Прогнозирование собственных доходов Региона отличается высокой точностью: в некризисные годы расхождение фактического исполнения бюджета и прогноза в первой редакции бюджета составило порядка 1%.
Отсутствие краткосрочного коммерческого долга и значительная доля бюджетных кредитов в долговом портфеле. Общая сумма долга Пензенской области по отношению к ее операционному балансу составляет около 200%, что соответствует среднему уровню риска. Однако в связи с очень значительной долей бюджетных кредитов в долговом портфеле Области (около 50%), он характеризуется высоким средним сроком погашения (порядка пяти лет) и средней эффективной ставкой на уровне около 4%. Комфортный график погашения (покрытие операционным балансом за вычетом процентных расходов объема погашения долга в текущем периоде — более 300% по состоянию на середину 2018 года) и невысокая стоимость обслуживания (менее 13% операционного баланса) соответствуют минимальному уровню риска рефинансирования.
Достаточная ликвидность бюджета Региона позволяет ему своевременно выполнять плановые расходные обязательства в 2018 году (включая процентные платежи). С помощью кредитов Управления Федерального казначейства (УФК) на постоянной основе финансируется часть прогнозируемых кассовых разрывов. Использование кредитов, предоставленных УФК, в совокупности с привлечением банковских кредитов не оказывают существенного влияния на рост процентных расходов.
Ключевые допущения
- сохранение высокой доли обрабатывающих производств в структуре ВРП;
- сохранение средней срочности банковских кредитов на уровне 2–3 лет;
- сохранение в 2018–2019 годах средних ставок по рыночному долгу Региона на уровне 7–11%;
- поддержание доли обязательных расходов бюджета на уровне около 80%.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- опережающий среднестрановые темпы рост доходов населения и реального ВРП;
- увеличение уровня собственной ликвидности (например, финансирования большей части текущих расходов за счет остатков на счетах на начало месяца);
- рост относительной величины бюджета развития.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- существенное сокращение срока погашения долговых обязательств;
- рост долговой нагрузки (отношение долга к операционному балансу) выше 2,5x;
- меньшая доступность источников внешней ликвидности.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. Кредитный рейтинг был присвоен Пензенской области впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (18.09.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Пензенской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Пензенской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Пензенской области, не выявлены.
АКРА не оказывало правительству Пензенской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.