Кредитный рейтинг Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее — ХМАО-Югра, Округ, Регион) обусловлен высоким уровнем развития региональной экономики, высоким уровнем ликвидности бюджета и комфортным графиком погашения долга.
ХМАО-Югра расположен в Уральском федеральном округе, граничит с шестью субъектами РФ. Регион одновременно является субъектом РФ и входит в состав другого субъекта РФ (Тюменской области). В Округе проживает 1,6 млн человек. По итогам 2017 года ВРП Региона, по оценкам АКРА, составит до 3 254 млрд руб. (порядка 4–5% суммарного ВРП РФ; Регион — традиционно один из лидеров по этому показателю). Две трети ВРП формируется за счет основной отрасли экономики Округа — добычи полезных ископаемых, преимущественно нефти.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Высокая степень самодостаточности бюджета. Для федерального бюджета ХМАО-Югра является одним из основных регионов-доноров: в 2017 году в консолидированном бюджете ХМАО-Югры оставалось примерно 9,1% от совокупного объема платежей, собранных на территории Округа и поступивших в консолидированный бюджет РФ. Часть поступлений по налогу на прибыль, собираемому на территории Округа, поступает в бюджет Тюменской области (их размер регламентируется договором между Тюменской областью и автономным округом и составляет 29,5%). С 2015 по 2018 год доля налоговых и неналоговых доходов в среднем составит 97% совокупных доходов (без учета субвенций). Доля обязательных расходов (по методологии АКРА) в течение рассматриваемого периода росла. В соответствии с текущей версией Закона о бюджете данный показатель стабилизируется на уровне порядка 77% на конец 2018 года. В связи с сокращением регулярных доходов относительно уровня предыдущих лет и уменьшением накопленных финансовых резервов регионального бюджета объем капитальных расходов в 2017 году несколько снизился и в 2018 году, по оценке АКРА, будет существенно ниже, чем в 2016-м. В текущем году сочетание высокой цены на нефть и низкого курса национальной валюты, не наблюдавшееся в предыдущие годы, приводит к тому, что рублевая стоимость нефти находится на высоком по историческим меркам уровне. В результате в течение года растут ожидания Региона относительно величины собственных доходов (в частности, ожидаемый дефицит бюджета снизился с 12% до 4% собственных доходов в редакции бюджета от 14.09.2018).
Отрицательный чистый долг, комфортный график его погашения и высокий уровень ликвидности бюджета. Текущий (на 01.09.2018) объем остатков на счетах более чем втрое превышает объем совокупной задолженности Округа. Долговой портфель на 90% состоит из облигаций и на 10% — из бюджетных кредитов с погашением в 2019 году. Прогнозируемое соотношение долга и операционного баланса на конец 2018-го составит порядка 24% (минимальный уровень риска), а операционный баланс за вычетом процентных расходов многократно превысит объем погашаемого в течение 2018 года долга.
Ключевые допущения
- сохранение контрциклической бюджетной политики в части планирования расходов бюджета;
- исполнение бюджета 2018 года с дефицитом не более 5% от уровня налоговых и неналоговых доходов;
- сохранение высокого уровня ликвидности бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.К негативному рейтинговому действию могут привести:
- увеличение расходов окружного бюджета на социальную сферу без соответствующего повышения доходов бюджета;
- значительный рост дефицита бюджета;
- существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.
Рейтинги выпусков
ХМАО-Югра 34001 (ISIN RU000A0JUWB5), срок погашения — 13.10.2019, объем эмиссии — 14 млрд руб., — ААА(RU);
ХМАО-Югра 35001 (ISIN RU000A0JX215), срок погашения — 18.12.2023, объем эмиссии — 6 млрд руб., — ААА(RU);
ХМАО-Югра 35002 (ISIN RU000A0ZYKW4), срок погашения — 17.12.2024, объем эмиссии — 7 млрд руб., — ААА(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски ХМАО-Югры, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу ХМАО-Югры.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги ХМАО-Югры и облигационных выпусков ХМАО-Югры (ISIN RU000A0JUWB5, ISIN RU000A0JX215, ISIN RU000A0ZYKW4) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг ХМАО-Югры и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг ХМАО-Югры (ISIN RU000A0JUWB5, ISIN RU000A0JX215, ISIN RU000A0ZYKW4) были опубликованы АКРА 26.09.2017, 28.09.2017, 28.09.2017 и 15.12.2017 соответственно.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ХМАО-Югры, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг ХМАО-Югры (ISIN RU000A0JUWB5, ISIN RU000A0JX215, ISIN RU000A0ZYKW4) ожидается в течение 182 дней с даты совершения рейтингового действия (18.09.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены и подтверждены на основании данных, предоставленных ХМАО-Югрой, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство ХМАО-Югры принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности ХМАО-Югры, не выявлены.
АКРА не оказывало правительству ХМАО-Югры дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.