Тренинг по кредитному анализу суверенного риска 24 октября

АКРА подтвердило кредитный рейтинг Республики Коми на уровне BBB(RU), прогноз «Стабильный», и облигаций Республики — на уровне BBB(RU)

Кредитный рейтинг Республики Коми (далее — Республика Коми, Республика, Регион) обусловлен сравнительно высокой долговой нагрузкой и спецификой социально-экономического развития.

Республика расположена в Северо-Западном федеральном округе. Часть территории относится к районам Крайнего Севера. В Регионе проживает порядка 0,6% населения РФ. По оценкам Республики, в 2017 году ее ВРП составил 527 млрд руб. (0,8% совокупного ВРП регионов РФ).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Сравнительно высокая долговая нагрузка и возможная реализация риска в госсекторе. Текущая версия Закона о бюджете предполагает его исполнение с дефицитом в 10%, который будет финансироваться за счет привлечения банковских кредитов. В результате по итогам года долговая нагрузка возрастет, однако Регион останется в рамках условий о реструктуризации бюджетных кредитов, поскольку по итогам 2017-го ему удалось добиться заметного снижения долговой нагрузки (благодаря росту налоговых поступлений). Рост соотношения долга и операционного баланса компенсируется улучшением структуры долга с точки зрения его срочности. АКРА отмечает сохраняющийся риск предприятий госсектора, погашение финансовой задолженности которых может в той или иной степени быть возложено на республиканский бюджет.

Волатильность бюджетных показателей Региона обусловлена зависимостью от крупнейших налогоплательщиков в добывающем секторе. После роста налоговых доходов в 2017 году (большей частью за счет налога на прибыль — увеличение на 39% год к году) их прогнозируемое снижение (также за счет сокращения поступлений по налогу на прибыль на 22% в связи с образовавшейся переплатой) и одновременный рост обязательных расходов на 7% (во многом из-за роста расходов по разделу «Образование») приведут к тому, что операционный баланс Республики Коми вернется практически на уровень 2016 года. Капитальные расходы, осуществляемые в основном за счет республиканского бюджета, составят в 2015–2018 годах в среднем порядка 9% всех расходов Региона. Слабая отраслевая диверсификация экономики находит отражение в волатильности налоговой базы и низкой диверсификации налоговых доходов.

Зависимость от добывающего сектора и климатические условия определяют вектор развития экономики Региона. Добыча полезных ископаемых (уголь, нефть, газ), на которую по итогам 2017 года приходилось 38% ВРП, является основным фактором, влияющим на динамику промышленного производства и ВРП Республики. Вместе с подотраслью «Производство нефтепродуктов» добывающий сектор формирует две трети промышленного производства Республики Коми.

Ключевые допущения

  • сохранение доли обязательных расходов Республики на уровне не выше 80% от общих расходов;
  • сохранение долговой политики, направленной на выполнение соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов;
  • поступления от налога на прибыль в 2018–2020 годах после возврата суммы излишне уплаченного налога окажутся выше уровня поступлений по налогу в 2015–2016 годах.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает c наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • сокращение доли обязательных расходов бюджета;
  • достижение бездефицитного бюджета и уменьшение абсолютного размера долга;
  • снижение зависимости бюджета от внешних источников ликвидности.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост доли обязательных расходов и снижение операционного баланса Республики до уровня 10–12% регулярных доходов;
  • волатильность показателей доходной части бюджета и рост относительной долговой нагрузки.

Рейтинги выпусков

Республика Коми, 35011 (ISIN RU000A0JUN81) — срок погашения — 27.11.2019, объем эмиссии — 10,1 млрд руб., — BBB(RU);

Республика Коми, 35012 (ISIN RU000A0JVKF9) — срок погашения — 23.06.2021, объем эмиссии — 11 млрд руб., — BBB(RU);

Республика Коми, 35013 (ISIN RU000A0JWZM1) — срок погашения — 16.11.2022, объем эмиссии — 6,18 млрд руб., — BBB(RU);

Республика Коми, 35014 (ISIN RU000A0JXUD9) — срок погашения — 25.06.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — BBB(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Перечисленные облигационные выпуски Республики Коми, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Республики Коми.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Республики Коми и облигационных выпусков Республики Коми (ISIN RU000A0JUN81, ISIN RU000A0JVKF9, ISIN RU000A0JWZM1, ISIN RU000A0JXUD9) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Республики Коми был опубликован АКРА 05.09.2017, государственных ценных бумаг Республики Коми (ISIN RU000A0JUN81, ISIN RU000A0JVKF9, ISIN RU000A0JWZM1, ISIN RU000A0JXUD9) — 05.03.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу, а также кредитного рейтинга выпусков государственных ценных бумаг Республики Коми (ISIN RU000A0JUN81, ISIN RU000A0JVKF9, ISIN RU000A0JWZM1, ISIN RU000A0JXUD9) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (31.08.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены и подтверждены на основании данных, предоставленных Республикой Коми, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Республики Коми принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Республики Коми, не выявлены.

АКРА не оказывало Правительству Республики Коми дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.