Краткая информация о регионе

Магаданская область (далее — Магаданская область, Область, Регион) расположена в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), имеет границы с четырьмя регионами РФ. Территория Области относится к районам Крайнего Севера. В Регионе проживает 0,1% населения РФ, а его ВРП составляет 0,2% суммарного российского ВРП. По оценке Области, ее ВРП за 2017 год мог составить порядка 149 млрд руб. Развитие экономики и наполнение бюджета Магаданской области полностью зависят от хозяйственных и управленческих решений, принимаемых на крупнейших предприятиях по добыче полезных ископаемых (преимущественно золота и серебра).

Индекс промышленного производства Области, как и индекс производства по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых», за последние годы превышает аналогичный показатель по России в целом. Однако по итогам 2017 года можно прогнозировать изменение тенденции: возможно существенное снижение объемов добычи серебра в результате плановой обработки бедных руд.

Рисунок 1. Индекс производства по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» Магаданской области

Источник: Росстат

Факторы рейтинговой оценки

Институциональный фактор

В 2014, 2015 и 2017 годах отклонение фактического исполнения собственных доходов бюджета от последней редакции закона о бюджете составляло более 10%. В отдельные годы на протяжении указанного периода не исполнялись основные налоговые доходы (налоги на прибыль, налоги на доходы физлиц, налоги на имущество). Это связано с тем, что при планировании бюджета используются плановые назначения налоговых доходов, определенных Минфином России при расчете дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Области, которые являются заведомо завышенными, что делает невозможным исполнение бюджета. Кроме того, в отдельных случаях причинами неудовлетворительного планирования стали нестабильная цена на добываемые полезные ископаемые, снижение объемов их добычи, сокращение численности персонала на предприятиях Региона, изменение пропорции распределения налога на прибыль между федеральным и региональным бюджетами, перенос сроков запуска проектов освоения золоторудного месторождения.

Дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, замещающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальным образованиям, не установлены.  В распоряжении муниципальных образований помимо 15% НДФЛ остается 50% собранных налогов, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также (частично) акцизы на топливо.

Налоговые доходы формируют чуть менее трети совокупных доходов муниципальных образований, подавляющую часть составляют доходы от НДФЛ.

По итогам 2017 года муниципальные образования Региона демонстрируют высокие показатели совокупной долговой нагрузки — 55% от собственных доходов муниципальных образований. Однако долговая нагрузка имеет тенденцию к снижению, преимущественно за счет роста собственных доходов. Практически весь объем долга (более 80%) приходится на Магадан. Относительная стоимость долга муниципальных образований составляет порядка 2% от их совокупных расходов.

Развитие экономики Области зависит от хозяйственных и управленческих решений, принимаемых на крупнейших предприятиях по добыче золота и серебра.

Ведущая отрасль экономики Магаданской области — добыча полезных ископаемых (в основном золото, серебро, а также цветные металлы и уголь). В Регионе добывается порядка 10% золота (Магаданская область находится на втором месте после Красноярского края по объему добычи) и порядка двух третей серебра от суммарного объема добычи в РФ. В последние годы в связи с разработкой новых месторождений доля добычи полезных ископаемых нарастает: по итогам 2016-го она составила 39%. За этот же период доля сектора в промышленном производстве превышает 80%.

Рисунок 2. Изменение структуры ВРП Магаданской области

Источник: Росстат

В 2016 году помимо сектора добычи полезных ископаемых крупнейшими по доле в ВРП секторами также являлись госуправление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование (10%), оптовая и розничная торговля и ремонт (8%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (6%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (6%), строительство (6%), транспорт и связь (6%), рыболовство и рыбоводство (5%). Доля в ВРП неупомянутых отраслей составила 30%. 

Таблица 1. Крупнейшие по объему выручки предприятия, зарегистрированные на территории Магаданской области

Источник: данные «СПАРК-Интерфакс»

По объему отгруженных товаров, относящихся к сектору «Добыча полезных ископаемых», Регион занимает третье место в ДФО после Сахалинской области и Республики Саха (Якутия).

До 2012 года динамика реального ВРП Области преимущественно отставала от динамики совокупного ВРП РФ, однако по мере ввода новых рудников стала постепенно обгонять среднероссийский показатель.

Динамика соотношения инвестиций и ВРП Региона определяется основной отраслью экономики. Высокая инвестиционная активность в 2015 году связана с реализацией инвестиционных программ рядом добывающих предприятий. В 2016 году объем инвестиций снизился на треть, при этом соотношение инвестиций и ВРП остается высоким (28%). Крупнейшие инвестиционные проекты Области реализуются в доминирующей отрасли (добывающей промышленности), а также в энергетике.

Среднедушевые денежные доходы в Регионе более чем на 50% превышают среднероссийский показатель, а по уровню заработных плат, рассчитанных в целом по экономике, Область находится на пятом месте. При этом по величине прожиточного минимума Магаданская область занимает пятое место среди регионов РФ. Таким образом, несмотря на то что высокие заработные зарплаты поддерживают налоговую базу бюджета Области в части поступлений от НДФЛ, высокий уровень цен нивелирует этот эффект. Самые высокие заработные платы отмечаются в следующих секторах: рыболовство, финансовая и страховая деятельность, профессиональная, научная и техническая деятельность, госуправление и обеспечение военной безопасности, добыча полезных ископаемых. До 30% населения Области трудоустроено в указанных отраслях.

Показатель безработицы по методологии Международной организации труда в Области ниже, чем в среднем по стране. А доля населения трудоспособного возраста в связи с постоянным миграционным оттоком значительно (порядка 4%) ниже, чем в целом по РФ. По этой же причине население Области постоянно сокращается (на 28% с 2000 года). Такая демографическая ситуация, хотя и не ведет к угрозе повышения социальных расходов бюджета, однако чревата напряженностью на рынке труда в условиях низкого показателя безработицы.

Рисунок 3. Уровень развития экономики Магаданской области относительно среднестрановых показателей (100%)

Источник: Магаданская область, Росстат, расчеты АКРА

Регион характеризуется очень высокой степенью урбанизации (95% населения проживает в городах, две трети из них — в Магадане), а также невысоким уровнем развития транспортной инфраструктуры (на территории Области располагаются три аэропорта, морской порт). Плотность автомобильных дорог — одна из самых низких в стране.

Высокий уровень обязательных расходов и нестабильные налоговые поступления определяют низкие показатели бюджетной дисциплины.

Самодостаточность доходной части бюджета Области находится на приемлемом уровне: в 2015–2018 годах доля собственных доходов1 достигает 68% доходов без учета субвенций. В 2016 году прирост поступлений по налогу на прибыль составил 4,5 млрд руб. (29% по отношению к 2015 году). Однако в 2017 году часть налога на прибыль в размере 3,3 млрд руб. была предъявлена к возврату, сумма 2,2 млрд руб. возмещена из бюджета.

Поскольку в Регионе заработные платы высоки, поступления от НДФЛ, которые, в отличие от налога на прибыль, не снижаются, поддерживают доходную часть бюджета.

Предоставляемые льготы по налогу на имущество организаций составляют порядка 15% налогов на имущество, поступающих в бюджет Области. Большая часть льгот может быть отменена с 1 января 2019 года.

Поступления от региональных налогов составляют в среднем 8% собственных доходов с 2014 по 2018 год; резерв роста собственных доходов за счет их роста отсутствует.

1 Бюджетные показатели проанализированы без учета трансферта, перечисляемого ПАО «РусГидро» в 2017–2020 годах в рамках программы по достижению базовых уровней тарифов на территории ДФО.

Бюджет Области в максимальной степени зависит от доминирующей отрасли – добывающей промышленности. Она формирует до половины налоговых поступлений (преимущественно за счет трех крупнейших налогоплательщиков). На каждую из других отраслей приходится не более 10%.

Таблица 2. Отраслевая структура налоговых доходов* Магаданской области в 2014–2017 годах

* В ходе анализа использованы данные по налогу на прибыль, НДФЛ, налогу на имущество, транспортному налогу.
Источник: ФНС, расчеты АКРА

Доля обязательных расходов бюджета Области высока (в 2015–2018 годах в среднем 81%), но стабильна. В абсолютном выражении обязательные расходы изменяются мало. АКРА ожидает, что в период с 2019 по 2020 год Область сможет удержать абсолютный размер обязательных расходов в объеме, не превышающем средние значения за период с 2017-го по 2018-й.

Высокий уровень обязательных расходов негативно влияет на бюджетные показатели Региона. В 2017 году операционный баланс Области составил 4% регулярных доходов. На 2018–2020 годы аналогичный показатель ожидается на уровне 14–16% благодаря прогнозируемому росту налоговых поступлений. Операционный баланс за 2016 год составил 14%, поскольку был обеспечен ростом поступлений по налогу на прибыль, которые были затем предъявлены к возврату.

Стресс-тест АКРА показывает, что бюджетные показатели Магаданской области чувствительны к неисполнению собственных доходов в любом (самом минимальном) объеме.

Регион поддерживает невысокий уровень капитальных расходов, 5% в среднем после корректировки на федеральный трансферт (данные 2015–2017 годов и прогноз Области на 2018-й). Это свидетельствует о том, что Регион не имеет возможности при необходимости сократить капитальные расходы (направить средства на текущие расходы). Капитальные расходы осуществляются преимущественно за счет федерального бюджета.

Высокая долговая нагрузка отягощается неравномерным графиком погашения долга и существенным объемом кредиторской задолженности.

В течение 2017 года Область заместила часть коммерческого долга бюджетными кредитами, доведя их долю в структуре долга на конец 2017 года до 40%. Еще 50% приходится на кредиты банков, 10% — на облигации. В течение 2018-го планируется заместить половину текущего банковского долга облигационным.

Рисунок 4. Оценка динамики долгового портфеля Магаданской области, млн руб. 

Источник: Магаданская область, расчеты АКРА
* - Корректировка АКРА
** Оценка АКРА

Текущий график погашения долга (по состоянию на 01.04.2018) предполагает выплату Регионом в 2020 году 50% долга (преимущественно банковских кредитов, выданных в форме невозобновляемых кредитных линий). Рефинансирование этой части долга облигациями значительно сгладит график его погашения.

Рисунок 5. График погашения долга Магаданской области по состоянию на 01.04.2018, млн руб. 

Источник: Магаданская область, расчеты АКРА

Прогноз АКРА предполагает, что при выполнении ключевых допущений Область сможет поддерживать на протяжении 2018–2020 годов соотношение долга и собственных доходов на уровне, установленном соглашениями с Минфином России о реструктуризации долга. Согласно условиям соглашения, на конец 2018 года указанное соотношение должно составить 69%. В последующие годы планируется его дальнейшее снижение.

В 2018 году соотношение долга и операционного баланса Области значительно улучшится и приблизится к уровню 2016-го. Если, как планируется в текущей версии закона о бюджете Области, объем долга останется стабильным, улучшение будет связано с ростом операционного баланса, который в 2017 году упал по причине недополучения налогов и вынужденных возвратов. На конец 2018-го соотношение прогнозируется на уровне 3,4 (по сравнению с 11,4 в 2017 году), а в течение 2019–2020 годов будет составлять 2,3–3,3. В 2018 году процентные расходы составят 21% операционного баланса. Возможно дальнейшее снижение соотношения в случае исполнения Областью заложенных налоговых доходов.  

Отношение операционного баланса за вычетом процентных расходов к объему погашения долга (без учета внутригодового использования кредитных линий и кредитов УФК) нестабильно год к году. Причина — неравномерный график погашения долга. В настоящий момент максимальный объем подлежащего погашению долга и, соответственно, рост риска рефинансирования приходятся на 2020 год, когда данное соотношение составит 0,7. На конец 2017 года указанное соотношение равнялось 0,1, а в 2018–2019 годах будет превышать 4,0. В случае использования долгосрочных финансовых инструментов со структурированным графиком погашения долга показатель перестанет быть волатильным. 

По данным Области, просроченная кредиторская задолженность на 01.01.2018 составила 1,5 млрд руб. (задолженность перед поставщиками услуг ЖКХ).

Финансовый долг компаний, находящихся в собственности Региона, несущественен. Областное правительство не предоставляет гарантий; сведения о существенных объемах коммерческих обязательств Области, способных повлиять на ее уровень кредитоспособности, отсутствуют.

АКРА не располагает сведениями о наличии просроченных долговых обязательств и случаев предоставления экстренной помощи вышестоящего бюджета с целью погашения займов.

Достаточный уровень ликвидности

Магаданская область не имеет права размещать депозиты.

Регион располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. При этом остатки средств на счетах бюджета на начало месяца постоянно ниже расходов текущего месяца, в связи с чем Регион регулярно испытывает потребность в финансировании прогнозируемых кассовых разрывов. Правительство Области по необходимости использует предоставляемый Управлением Федерального казначейства краткосрочный кредит (поскольку договоры с банками представляют собой невозобновляемые кредитные линии, то управление остатками практически не осуществляется). В 2017 году внутригодовой оборот по привлечению и погашению долга существенно вырос (в полтора раза превосходит объем долга).

Рисунок 6. Баланс ликвидности* Магаданской области, млрд руб.

* Превышение остатков денежных средств на счетах на начало месяца над расходами бюджета в течение месяца. 
Источник: Магаданская область, расчеты АКРА

Ключевые допущения

  • удержание в 2019–2020 годах абсолютного размера обязательных расходов Области в объеме, не превышающем средние значения за период с 2017-го по 2018-й;
  • исполнение в 2018 году объема налоговых доходов, заявленного на момент присвоения кредитного рейтинга;
  • получение Областью в 2019–2020 годах трансфертов в объеме не ниже среднего уровня за 2016–2018 годы;
  • сохранение капитальных расходов в 2019–2020 годах на уровне не ниже 2017–2018 годов.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост налоговых доходов относительно запланированного на 2018 год уровня без равнозначного роста обязательных расходов;
  • рост собственных капитальных расходов бюджета;
  • улучшение графика погашения долга;
  • снижение зависимости бюджета от внешних источников ликвидности.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • неисполнение Областью в 2018 году объема налоговых доходов, заявленного на момент присвоения кредитного рейтинга, при одновременном исполнении заявленного на момент присвоения кредитного рейтинга объема расходов;
  • рост обязательных расходов бюджета Области, не подкрепленный ростом доходной части бюджета.

Рейтинги выпусков

Магаданская область, 34001 (ISIN RU000A0JV3Z4), срок погашения — 24.12.2018, объем эмиссии — 1 млрд руб., в обращении — 400 млн руб. — BBB-(RU).

Министерство финансов Магаданской области, 35001 (ISIN RU000A0ZYL48), срок погашения — 25.12.2022, объем эмиссии — 1 млрд руб., в обращении — 1 млрд руб. — BBB-(RU).

Обоснование. Перечисленные облигационные выпуски Магаданской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Магаданской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Магаданской области и выпускам облигаций Магаданской области (RU000A0JV3Z4,  RU000A0ZYL48) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Кредитный рейтинг Магаданской области и кредитные рейтинги выпускам государственных ценных бумаг Магаданской области (RU000A0JV3Z4, RU000A0ZYL48) были присвоены АКРА впервые.

Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Магаданской области, а также кредитных рейтингов выпусков государственных ценных бумаг Магаданской области (RU000A0JV3Z4, RU000A0ZYL48) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (25.04.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Магаданской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Магаданской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Магаданской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Магаданской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Приложение

Таблица 1. Сводные экономические показатели Магаданской области

Источник: Магаданская область, Росстат, расчеты АКРА

Таблица 2. Сводные показатели бюджета Магаданской области, млн руб.

Источник: Магаданская область, расчеты АКРА

Таблица 3. Сводные показатели долговой нагрузки Магаданской области, млн руб.

Источник: Магаданская область, расчеты АКРА

Таблица 4. Сводные показатели основных финансовых коэффициентов Магаданской области

Источник: Магаданская область, расчеты АКРА
Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Дмитрий Куликов
Старший директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.