Тренинг по прогнозированию 17–18 сентября

АКРА присвоило Иркутской области кредитный рейтинг AA-(RU), прогноз «Стабильный», и выпуску облигаций Области — AA-(RU)

Кредитный рейтинг Иркутской области (далее — Иркутская область, Область, Регион) обусловлен существенными структурными изменениями в ее экономике, которые оказывают положительное влияние на динамику доходов бюджета, а также показателями долговой нагрузки, соответствующими минимальным уровням риска. Кредитный рейтинг Области ограничен высокой долей обязательных расходов в составе бюджета.

Иркутская область расположена в Сибирском федеральном округе и граничит с пятью регионами РФ. Юго-восточная граница Области проходит по озеру Байкал, являющемуся крупнейшим в мире природным резервуаром пресной воды.  В Регионе проживает 2,4 млн человек, а его валовый региональный продукт (ВРП) составляет 1,068 трлн руб. (1,54% суммарного российского ВРП в 2016 году).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Быстрорастущая региональная экономика со значительными структурными изменениями. За 2010–2016 годы ВРП Региона увеличился на 34,7%, в то время как накопленный рост суммарного ВРП российских регионов за указанный период составил только 17,4%. Рост региональной экономики сопровождался значительными структурными изменениями: фактически в Области появилась новая мощная отрасль — добыча полезных ископаемых (нефти). Вклад данной отрасли в ВРП увеличился с 5,3% в 2009 году (а в 2008 и ранее — не более 4,5%) до 26,2% по итогам 2016 года. В 2017 году в Иркутской области было добыто 3,7% всей российской нефти (шестое место по уровню добычи среди нефтедобывающих регионов РФ), тогда как в 2008 году в Области добывалось менее 0,1% российской нефти (24-е место по объему добычи).

Помимо добычи полезных ископаемых, значимый вклад в региональный ВРП обеспечивают обрабатывающие производства (12,3% регионального ВРП в 2016 году), транспорт и связь (11,8%), строительство (6,3%), сельское хозяйство (6%) и электроэнергетика (5,6%). На торговлю (оптовую и розничную) и сектор предоставления услуг и операций с недвижимым имуществом приходилось 9,2% и 7,3% регионального ВРП соответственно. В структуре обрабатывающих производств доминируют металлургические производства (23,5% отгрузки обрабатывающих производств в 2017 году), производство химических и нефтепродуктов (около 18%), производство бумаги и бумажных изделий (13,4%), обработка древесины (9,3%), производство пищевых продуктов (7,6%). В Области функционирует авиастроительное предприятие, на котором в 2019 году планируется начать серийное производство российского пассажирского авиалайнера нового поколения.

Доля НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых) в общем объеме собранных налогов и сборов увеличилась с 1,9% в 2013 году до 34,6% в 2017 году. Доля собранных на территории Области налогов и сборов, относящихся к федеральному бюджету, выросла с 33,5% (среднее за 2011–2013 годы) до 58% по итогам 2017 года.

За 2009–2017 годы ВРП на душу населения в Иркутской области увеличился с 84% до 97% относительно среднероссийского уровня.

Несмотря на то что среднедушевые доходы населения в Иркутской области снизились с 82% относительно среднестранового уровня в 2009 году до 70% по итогам 2017 года (поскольку среднедушевые доходы в Регионе увеличились лишь в 1,6 раза, в то время как среднестрановые — в 1,9 раза), поступления по НДФЛ на душу населения относительно среднестранового уровня стабильно составляли около 89%, а поступления по налогу на совокупный доход — 94%. По мнению АКРА, динамика налоговых поступлений более точно отображает уровень благосостояния населения Области.

Гибкая бюджетная политика. Бюджет Области характеризуется высокой степенью самодостаточности.  Консолидация налоговых поступлений от нефтяной отрасли в бюджете Области позволяет перенаправлять положительный финансовый результат нефтяных компаний в региональную экономику через расходы бюджета.

Доля обязательных (по методологии АКРА) расходов составляет в среднем 78% всех бюджетных расходов Региона. За последние десять лет бюджет Области пять раз был исполнен с профицитом (вплоть до 12,7% налоговых и неналоговых доходов, ННД), который, как правило, использовался для погашения долговых обязательств. Существенный дефицит бюджета был зафиксирован (как и у подавляющего числа российских регионов) в 2013–2015 годах, когда общий экономический спад совпал с необходимостью исполнять майские указы по повышению зарплат работников бюджетной сферы. Бюджет Иркутской области одним из первых в РФ восстановился после кризиса 2014–2015 годов: уже в 2016 году профицит составил 2%, что позволило Области снизить объем долга.

В 2017 году ННД Области были на 43% сформированы поступлениями по налогу на прибыль. Доли НДФЛ и налогов на имущество составили 28,3% и 13,9% соответственно.

Рост доходов областного бюджета привел к существенному увеличению бюджета развития — с 12,4 млрд руб. в 2015 году до 21,1 млрд руб. по итогам 2017 года. АКРА положительно оценивает использование существенной доли прироста ННД для финансирования бюджета развития: с одной стороны, это позволяет сохранять гибкость бюджета, с другой — способствует улучшению инфраструктуры и росту социальной и инвестиционной привлекательности Региона.

Региональные власти следуют действенной политике по выявлению неэффективных или избыточных расходов, в том числе на уровне подведомственных организаций. Также региональные власти придерживаются эффективной политики по повышению поступлений по отдельным видам налогов и сборов (например, чипирование леса способствовало снижению объемов нелегальной вырубки и росту соответствующих поступлений в областной бюджет).

Сбалансированная долговая политика. По состоянию на 01.06.2018 государственный долг Области был представлен облигациями (39,7% всех долговых обязательств; 5 млрд руб.), погашение которых приходится на 2019–2021 годы, и бюджетными кредитами (60,3%; 7,586 млрд руб.), 80% которых реструктурированы и подлежат погашению в 2018–2024 годах, оставшиеся 20% подлежат погашению в 2025–2034 годах. На 01.01.2018 у Области был долг по банковским кредитам, полученным в декабре 2017 года. Данные кредиты были досрочно погашены в январе–феврале 2018 года.

Соотношение долга и операционного баланса, а также расходы на обслуживание долга относительно операционного баланса соответствуют, по методологии АКРА, минимальному уровню риска.

Имеющийся уровень ликвидности бюджета позволяет своевременно обслуживать расходы без экстренного внутригодового привлечения краткосрочной банковской задолженности и без наращивания просроченной кредиторской задолженности.

Ключевые допущения

  • сохранение положительной динамики основных видов налоговых доходов;
  • исполнение бюджета в 2018 году с профицитом либо с дефицитом не более 0,5% ННД.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение расходов капитального характера (бюджета развития) в составе бюджета;
  • темп роста ННД в 2018–2019 годах выше уровня инфляции.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост обязательных расходов бюджета Области без пропорционального повышения доходной части бюджета;
  • нарушение правил реструктуризации бюджетных кредитов 2017 года.

Рейтинги выпусков

Обоснование кредитного рейтинга. Указанный ниже облигационный выпуск Иркутской области, по мнению АКРА, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Иркутской области.

Ключевые характеристики выпуска

1)   Регистрационный номер / ISIN: RU34001IRK0 / RU000A0JX314

Объем эмиссии / в обращении

5 млрд руб. / 5 млрд руб.

Дата выпуска / дата погашения

26.12.2016 / 25.12.2021

 

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Иркутской области и выпуска облигаций Иркутской области (ISIN RU000A0JX314) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Кредитный рейтинг Иркутской области и кредитный рейтинг выпуска облигаций Иркутской области (ISIN RU000A0JX314) были присвоены АКРА впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Иркутской области, а также кредитного рейтинга выпуска государственных ценных бумаг Иркутской области (ISIN RU000A0JX314) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (25.06.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Иркутской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Иркутской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Иркутской области, не выявлены.

АКРА не оказывало правительству Иркутской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.